Что такое трансперсональная психология? Трансперсональная психология: представители и методы направления Трансперсональный уровень.

Трансперсональная психология – одна из наиболее необычных областей психологии. Основанная на ранних работах Карла Юнга, Уильяма Джеймса и Авраама Маслоу, она призвана изучать связь между разумом и телом, сознанием и духовностью. Термин «трансперсональный» означает «существующий за пределами личности». Основная идея и цель данной школы – проникнуть в более глубокие уровни сознания, заглянуть за рамки физического плана, утвердить, в конечном счете, что люди являются духовными существами в физических телах.

Эта идея не нова. Подобное можно встретить в концептах различных религиозных учений, но в отличие от любой религиозной практики, трансперсональная психология пытается интегрировать изученный материал для перевода духовных принципов на эмпирический, научный язык.

Трансперсональная психология — это научное исследование опыта измененных состояний сознания, которые в традиционной психологии классифицируются как простые фантазии или психотические эпизоды. В отличие от всего, что было ранее, трансперсональная психология изучает религиозные переживания, восточные практики, и другие альтернативные методы проявления духовных аспектов сознания. Таким образом, она признает и изучает существование человеческого опыта, выходящего за пределы физического поля.

История

Все началось в конце 1960-х годов, в Америке, и в значительной степени явилось результатом исследований психологов-гуманистов. Не случайно пионером трансперсонального подхода был один из самых известных гуманистических психологов, Авраам Маслоу.

В 1967 году Авраам Маслоу, Энтони Сутич, Джеймс Фадиман, Майлс Вич, Р. Ассаджоли, и Соня Маргулиес, по предложению Станислава Грофа, создали новое течение в психологии. Его качественным отличием от всех предыдущих психологических школ явилось положение, согласно которому, во внимание принимались не только результаты видений различных измененных состояний психики, ранее не входивших в предмет тщательного исследования, но и их тщательное изучение, систематизация, и задействование в терапии для самоактуализации пациента. Вскоре была создана Ассоциация трансперсональных психологов и выпущен журнал по трансперсональной психологии. А основание Робертом Фрагером Калифорнийского института трансперсональной психологии послужило началом образования, исследований, и научной терапии в этой области.

Возникновение

На возникновение нового течения оказали сильное влияние субкультуры и молодежные движения 60-х годов, а также волна психологических экспериментов по достижению измененных состояний через прием психоделических веществ, медитацию, и другие практики. Изучая измененные состояния, основатели трансперсональной психологии поняли, что видения и опыт, который получают люди, проходя через подобные практики, имеет систему. Зачастую результатом таких состояний является дальнейшее обогащение личности новым осознанием. Все эти проблемы выходили за уровень уже существующих традиционных психологических направлений. Тогда и возникла трансперсональная психология, как попытка создать «четвертую силу» следующую за психодинамическим, бихевиористским и гуманистическим подходами. Она должна была изучить и систематизировать результаты измененных состояний, а также выработать новый взгляд на подобные эксперименты. В то же время это была попытка интеграции законов западного научного подхода и восточных духовных традиций, таких как буддизм, индуистские веды, и йога. Как «четвертая сила», трансперсональная психология способствовала развитию исследований «высших состояний сознания», «сверхчеловеческих» способностей, уникальных свойств энергий, сущностей и «синергетических реакций».

Идея

Центральной идеей трансперсональной психологии становится утверждение: — то, что мы считаем «нормальным» состоянием, в какой-то мере ограничено. И высшая точка нашего развития, отнюдь не «оптимальное» психологическое функционирование человека, свобода от беспокойства и иррациональных негативных мыслей, не оптимистичный взгляд на происходящее. Что существуют потенциально более высокие функционирующие состояния, и именно в них наше восприятие усиливается – мы испытываем повышенное чувство связи с природой и другими людьми, становимся более сострадательными и альтруистичными, имеем более широкое представление о собственном развитии и полноценной жизни. По словам Авраама Маслоу, роль трансперсональной психологии заключается в том, чтобы исследовать «дальнейшие пути человеческой природы».

Практика

Цели трансперсональной терапии

Задачи трансперсонального психолога, как терапевта, направлены на интеграцию физических, эмоциональных, умственных, и духовных аспектов жизни. Это устранение внутренних конфликтов, усиление осознанности, облегчение самопознания, и главное - самоактуализация – «устремление личности ввысь», через полное использование талантов, способностей и возможностей (по Маслоу).

Все эти цели в трансперсональной терапии достигаются не только стандартными психологическими методами, но и через выход из привычного состояния в измененные сознания психики, посредством специального воздействия. В основе такого подхода лежат важные духовные предположения – предпосылки, выходящие за рамки стандартной психологии, но, которые трансперсональный терапевт принимает безоговорочно. Эти предпосылки и определяют контекст, в котором терапевт помогает пациенту найти новые пути к исцелению.

Предпосылки трансперсональной терапии

ü Люди — это духовные существа, имеющие физические переживания. В основе трансперсональной психологии, лежит приятие различных духовных практик и мировоззрений. Терапевты должны относиться к различным воззрениям пациентов без предвзятости и осуждения.

ü Человеческое сознание многомерно. Основными измерениями человеческой жизни являются тело, ум и душа. Ум в трансперсональной психологии рассматривается на трех уровнях: сознательный ум, подсознание, и бессознательное, хотя некоторые психотерапевтические подходы сочетают подсознание и бессознательное.

Если у пациента присутствуют особые религиозные воззрения о душе человека, то такие воззрения считаются духовным убеждениями пациента, каковы бы они ни были, и становятся частью терапии.

ü Каждый способен достигать особых состояний — выходя за пределы своего «Я». Эти трансцендентные переживания часто инициируются и руководствуются терапевтом, использующим любые методы, которые являются частью духовных убеждений пациента.

Иногда пациенты могут достичь трансцендентного состояния самостоятельно. Например, во время творческого процесса, при сильном вовлечении в него, когда могут появляться замечательные новые идеи, или человек неожиданно разрешает свои давние внутренние проблемы.

ü Каждый человек имеет внутренний источник мудрости. Некоторые называют это душой, а многие просто считают ее частью некоего целого высшего разума (например, буддистские воззрения).

Методы трансперсональной терапии

Для более глубокого опыта самосознания терапевты трансперсональной школы используют когнитивные действия, или методы, которые часто становятся впоследствии пожизненными инструментами для пациентов.

Эти инструменты включают в себя многолетние практики, например, такие как медитация или йога. Они также используют гипноз для более быстрого нахождения внутренних конфликтов и проблем.

Выбор соответствующих инструментов зависит от пациента и его духовной приверженности. Терапевт может предписывать медитацию, интерпретацию сновидений, управляемые образы, или молитву, и т. д. Спектр очень широк. В некоторых случаях это воздействие различных техник для изменения состояния, таких, как например, гипноз. Терапевт может порекомендовать духовные практики с физической составляющей, такие как тайцзи, цигун или айкидо.

Слияние восточной, западной традиции, принадлежность пациента к конкретной этнической философской и духовной мысли, все должно быть учтено для наилучшего результата. Палитра методов трансперсонального психолога довольно обширна. Цель же одна - направлять пациента к самоактуализации. Соответствующий выбор методов лечения требует от терапевта четкого диагностического понимания того, как пациент видит себя, окружающий мир, и конкретную жизненную ситуацию.

Методы трансперсональной терапии:

  • использование лекарственных психостимуляторов;
  • дыхательные техники;
  • воздействие на зрительные и слуховые анализаторы;
  • визуализация и работа с воображением;
  • метод инициации измененного сознания через религиозные западные и восточные практики, мистицизм, шаманизм.

Наиболее популярными и действенными считаются следующие методы:

  • Метод холотропного дыхания;
  • Ребёфинг;
  • Тета-хилинг.

Станислав Гроф

Основателем метода холотропного дыхания стал трансперсональный психолог чешского происхождения, пионер психотерапии ЛСД и ведущий специалист в мире по неординарным состояниям сознания, Станислав Гроф. Он был одним из первых психотерапевтов, использующих ЛСД в исследовательской среде в 60-х годах для изучения измененных состояний.

Гроф руководил программой по изучению влияния на человека воздействия психоделических препаратов, меняющих сознание, и хотя впоследствии на использование психоактивных препаратов был наложен запрет, Станислав Гроф создал авторскую методику по холотропной терапии.

Автор определил свой подход, как самопознание через измененные состояния психики. Основной целью концепции Грофа является работа личности над восстановлением собственной целостности. Он совмещал в своей терапевтической работе несколько методов по изучению измененных состояний сознания человека, например, прием психоактивных препаратов с нефармакологическим влиянием на сознание личности.

Результатом исследований явился метод холотропного дыхания, предложенный Грофом.

Холотропное дыхание

Холотропное дыхание – метод погружения человека в собственное бессознательное. Посредством техники глубокого учащенного дыхания с высокой интенсивностью, человек приводится в состояние, когда пробуждается поток энергии, направленный внутрь себя. Ему сопутствуют спонтанные движения, позы, звуки, рождаемые возникающими мыслеобразами. Этот энергетический поток действует во все время рефлексии до угасания и полного расслабления тела. Через такое воздействие, направленная внутрь энергия самостоятельно находит путь к восполнению, и преображающему исцелению личности. Снимаются зажимы, переосмысляются внутренние переживания, высвобождается подавленный ранее потенциал.

Цель терапии - восстановление целостного «Я», когда человек обретает ключи на пути к преображению. Происходит освобождение от различных комплексов: нерешительности, зацикленности, страхов, созависимостей, через обретение нового опыта собственных действий во время возникновения мыслеобразов. Далее полученный опыт выносится в реальные ситуации, и реальность личности также меняется.

Ребефинг

Ребёфинг – дыхательная техника, и часть философии, созданной Леонардо Орром. Метод призван, через специальные манипуляции с дыханием, создать прецедент для высвобождения энергии. Заключается в способе дыхания без паузы между вдохом и выдохом, что достигается частыми и глубокими вдохами и мягкими расслабленными выдохами.

Ребёфинг имеет два основных значения, по словам его создателя: это наука о дыхании, изменяющем сознание, и прерывание цикла рождения-смерти в сознательной, вечной жизни Духа.

Если психоанализ строится на возвращении взрослой личности в период детства, чтобы найти и переосмыслить травмы, полученные в прошлом, то ребёфинг, помимо прочего, включает осознанное возвращение еще дальше, в перинатальное состояние. Техника заставляет переосмыслить все этапы данного состояния, а так же этапы рождения, для осознания и переработки травмы рождения и для устранения негатива, связанного с переживанием этих событий.

Одним из обязательных и ключевых моментов техники считается безусловная вера в эффективность этого метода у пациента.

Тета-хилинг

Техника была создана американкой Вианной Стайл. Она заключается в достижении особого состояния работы мозга. При этом факт присутствия такого состояния может фиксировать энцефалограф.

Тета-хилинг, как состояние, это изменение активности мозга и вывода его работы на определенную волну. Упражняясь в технике тета-хилинга, благодаря тренировкам, и посредством медитативных состояний, человек должен научиться чувствовать особое энергетическое поле, которое дает зрительные образы, творческие озарения и инсайты.

Существуют различные технологии перехода к тета-состояниям, например, визуализация внутренних ощущений. Целью подобных состояний является обретение необыкновенного спокойствия, при полной концентрации внимания на ощущениях и отключения мыслительных процессов. Все это способствует достижению основной цели любых трансперсональных практик - процессу самоактуализации личности.

Критика

Основным аспектом критики трансперсональной психологии является сомнение в научном статусе ее исследований и заключений, несмотря на популярность и большое число ее приверженцев. В работах ряда критиков трансперсональная психология обвиняется в неомистицизме и рассматривается как форма паранауки или квазинауки.

Также, в качестве основных проблем трансперсональной терапии можно назвать следующие:

  • манипуляции со стороны практикующих терапевтов с сознанием пациента не с точки зрения научного метода, а с позиции некоего псевдо гуру;
  • интерпретация эмоциональных проблем как нормы духовного развития;
  • признание мистических культов, которые не всегда имеют под собой высокую нравственную основу;
  • использование психотехник, которыми могут злоупотреблять различные «тренеры», «психологи-целители» и другие шарлатаны;
  • некритическое отношение к галлюцинаторным переживаниям, не всегда имеющим психотерапевтическую ценность.

Трансперсональная психология возникла на основе психоаналитических и гуманистических взглядов. Данное направление психологии делает акцент на бессознательной структуре психики человека и изучает измененные состояния сознания. Кроме того, обращает внимание на трансперсональные («надчеловеческие») переживания, которые существуют вне рамок обычного состояния Эго и выходят за пространственно-временные рамки.

История возникновения

Начало формирования данного течения психологии относится к концу 60-х годов XX века. Трансперсональная психология берет свои корни из психоаналитического направления (К.Юнг) и гуманистической психологии (А.Маслоу). Работы данных исследователей о существовании коллективного бессознательного, о том, что люди неосознанно (бессознательно) влияют друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в формировании личности послужили толчком для открытия этого нового течения психологии.

Исследователи того времени всё яснее стали осознавать тот факт, что в психологии до сих пор не были учтены духовные пласты человеческой личности. Основатель гуманистической психологии А.Маслоу не был доволен тем категориальным аппаратом, который они имели на данный момент. С его точки зрения необходимо было изучать и трансперсональное, выходящее за рамки обыденного сознания человека, «надчеловеческое», космическое сознание и психоделические переживания. Так в 1967 году в США была организована группа психологов, создавшая новую психологию, изучающую необычные особенные состояния сознания, учитывающая всю широту переживаний человека. Новое течение психологии получило название «трансперсональная психология» от слова «трансперсональное» - выходящее за границы привычного Я, за рамки времени и пространства. Представителями данного направления стали А.Маслоу, Э.Сьютич, С. Гроф, Дж.Фейдиман, М.Вич, С.Маргулис.

Данными представителями была создана «Ассоциация трансперсональной психологии», а также выпущен «Журнал трансперсональной психологии». Позже (в 1975 году) Робертом Фрейджером был создан Институт трансперсональной психологии в Калифорнии. Однако признание в научных кругах трансперсональная психология долгое время не приобретала. Данное направление психологии считалось паранаучным. В 1996 году было открыто отделение трансперсональной психологии в Британском психологическом обществе. Благодаря этому трансперсональная психология всё же приобрела ограниченное признание в научных кругах .

Основные идеи трансперсональной психологии

Существует бессознательный компонент в структуре психики человека. Бессознательное действует на поведение, мысли и на всю жизнь человека. Как и психоаналитическое направление, трансперсональная психология предполагает, что в бессознательный пласт психики человека включены различные события жизни, которые были вытеснены из сознания в силу различных причин. Кроме того, данная структура психики несет в себе и воспоминания, не связанные с жизнью конкретного человека: это могут быть воспоминания о различных воплощениях себя, коллективное бессознательное и прочее.

Недвойственность (целостность): трансперсональная психология призывает обращать внимание на неразделимость духовного и психологического взглядов на человека. Но первостепенное значение данное психологическое направление отводит духовности.

Трансперсональная психология изучает сознание, которое способно в определенных состояниях выходить за границы своего обычного состояния, за границы своего Эго. Такое расширение границ Эго, происходящее в момент погружения человека в измененные состояния сознания, приводит к высвобождению человека, его оздоровлению и приобретению целостности.

Использование различных техник и практик, для обращения человеком внимания на свой внутренний мир. Испытывая определенные трансперсональные переживания, человек претерпевает изменения, которые помогают ему находить себя, ощущать целостность с миром, разрешать свои экзистенциальные проблемы.

Трансперсональная психология С.Грофа (метод холотропного дыхания)

Ученый занимался исследованием проникновения в бессознательную часть человеческой психики в измененном состоянии сознания. Данное погружение осуществлялось с помощью психоделических средств. В дальнейшем, когда психоделики оказались запрещенными, автор разработал новый метод входа в измененное состояние сознания – холотропное дыхание.

С. Гроф обнаружил, что существует несколько барьеров, с которыми сталкивается человек, перед тем как выйти на уровень бессознательного (с помощью ЛСД или с помощью метода холотропного дыхания) :

  1. сенсорный барьер: при проникновение в бессознательное, сначала активируются органы чувств;
  2. индивидуальное бессознательное: воспоминания из прошлого, то, что вытеснено из сознания (например, неразрешенный конфликт, психотравмы);
  3. «перинатальные матрицы»: переживание смерти и нового рождения;
  4. трансперсональная область психики: взаимосвязь человека с космосом, в этот момент сознание человека выходит за пределы пространства и времени.

С.Гроф утверждает, что большинство проблем в жизни человека (межличностных, внутриличностных и психосоматических) связаны с одним из представленных уровней и коренятся на одном из них. Поэтому для того, чтобы решить свои проблемы, человеку необходимо встретиться и пережить их на одном из этих уровней. Для этого и был разработан метод холотропного дыхания. Суть метода заключается в частом глубоком дыхании, в результате которого человек выходит в измененное состояние сознания. Постепенно активизируется внутренний поток энергии, при этом задача человека идти за этим потоком. Человек поддается всему приходящему: издает звуки, принимает различные непроизвольные позы, испытывает различные эмоции. Таким образом, весь накопившийся в подсознании, мешающий человек жить материал, высвобождается и человек освобождается (расслабляется).

Психосинтез Р.Ассаджиоли

С точки зрения Ассаджиоли, сторонника идей психоанализа, все проблемы человека связаны с тем, что он утрачивает внутреннюю целостность, гармонию. Некоторые стороны психики человека начинают противоречить друг другу и происходит их разъединение. Подобный процесс (отсутствие целостности, синтеза) приводит к различным заболеваниям.

Для того, чтобы осуществить объединение разрозненных частей психики, Ассаджиоли разработал метод психосинтеза.

Ассоджиоли выделяет два этапа психосинтеза:

  1. Личностный психосинтез (объединение всех разрозненных элементов личности в единое целое). На данном этапе формируется здоровая личность.
  2. Духовный психосинтез (работа с различными уровнями психики – трансперсональная область). На данном этапе человек приобретает ощущение той энергии, которая раньше была ему недоступна и учится использовать её в жизни.

Перемены в своей жизни благодаря практическому методу психосинтеза человек испытывает не сразу. С точки зрения Ассаджиоли человеку необходимо время для того, чтобы принять новый опыт, «должно состояться созревание психического плода» .

Таким образом, с точки зрения трансперсонального направления человек обладает доступом ко всей информации Вселенной и связан со всем человечеством. Представители данного направления делают упор на высвобождение новой энергии, избавление от различных проблем через измененные состояния сознания. С помощью различных техник, разработанных данным направлением психологической науки, человек исцеляется и приобретает целостность в отношениях с миром.

Литература:
  1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001
  2. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М., 1992.
  3. Ассаджиоли Р., Ферруччи П., Йоуменс Т., Крэмптон М. Психосинтез: теория и практика. – М.: REFL-book, 1994.

Слово «трансперсональный» (транс - первая часть сложных слов, обозначающая расположение за пределами чего-нибудь) принадлежит американскому философу и психологу Уильяму Джеймсу (1842-1910). Трансперсональная психология - одно из направлений современной психологии, которое обосновывает значимость духовных аспектов психики. Предметом исследования в ней являются «надличностные», «сверхличностные» состояния сознания. Это направление возникло в США в конце 60-х годов XX в. на базе трансперсонального проекта в культуре. Основатели этого течения - известные философы, психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи, Э. Сутич. Что же касается проблемного поля этого течения, то здесь можно назвать многие имена психологов психоаналитического, гуманистического и трансперсонального направлений, а также видных ученых - У. Джеймса, 3. Фрейда, О. Ранка, В. Райха, К.Г. Юнга, К. Роджерса, Ч. Тарта, К. Уилбера, К. Прибрама и др.

На протяжении человеческой истории все культуры, за исключением европейского индустриального общества, высоко ценили духовные состояния сознания. Всякий раз, когда представители этих культур хотели соприкоснуться со своими божествами, с иными измерениями реальности и с силами природы, они вызывали эти состояния. Люди также использовали их для определения и лечения болезней, развития экстрасенсорного восприятия и творческого вдохновения. Так называемые «технологии священного» - методы изменения сознания, разработанные древними и туземными культурами для ритуальных и духовных целей, варьировались от шаманских техник вхождения в транс до сложных практик различных мистических традиций и духовно-философских учений Востока. У. Джеймс в начале XX в. писал: «Большинство людей живут... в весьма ограниченном круге своего потенциального бытия. Они, как правило, используют очень малую часть своего возможного сознания и ресурсов своей души, так как если бы человек, обладая телесным организмом, имел привычку пользоваться и шевелить только мизинцем» 1 .

Цит. по: Гроф С. Холотропное дыхание. М., 1996. С. 99.

Трансперсональная психология отличается от гуманистической тем, что она одушевлена стремлением преодолеть границы прежнего предметного поля, которые задаются проблемами самоактуализации, творчества и гуманистической психотерапии и педагогики. Она сделала предметом своего исследования психологические измерения религиозного и мистического опыта, стремится включить в спектр психологического знания духовный поиск мировых философских и религиозных традиций. Новое предметное поле уже не замыкается христианской культурой. Оно вбирает в себя такие системы мысли и восприятия, как суфизм, буддизм, адвайта-веданта, йога, традиции северо-американских индейцев, туземных и древних цивилизаций. Все это дает основания искать корни трансперсональной ориентации в далекой истории человечества, в шаманизме, язычестве и мировых религиях, которые явились исторически первыми образцами донаучных трансперсональных практик и идеологий.

Трансперсоналисты считают, что в первобытном мировоззрении было трансперсональное, надперсональное, в нем не было расчлененности на субъектно-объектные отношения. Индивидуальное сознание бьшо погружено в реальность природы, космоса, человеческих взаимоотношений, оно характеризовалось также нерасчлененностью потока времени, вневременностью существования индивидуальной психики.

Сфера психики, обычно проявляющаяся в эмпирической терапии, в первую очередь - уровень воспоминаний или биографический уровень, на котором мы обнаруживаем воспоминания из нашего младенчества и детства. В современной глубинной психологии обычно принято считать, что наша нынешняя эмоциональная жизнь сформирована событиями, которые относятся к «формирующим» годам нашей жизни, т.е. к тем годам, когда мы еще не умели словесно выражать свои мысли и чувства. Следовательно, в формировании нашей личности важную роль играли материнская забота, динамика семейных отношений, травматические переживания.

Биографические сферы обычно являются наиболее доступной частью психики и, разумеется, той частью, которая нам лучше всего знакома. Однако не все важные события из нашей ранней жизни можно восстановить методом ежедневного воспоминания. Можно легко припомнить счастливые времена, но травмы, заложенные в основе наших страхов и сомнений в себе, находят способ ускользнуть от нас. 3. Фрейд назвал этот механизм «подавлением». Он показал, как можно проникнуть в сферу бессознательного и освободить нас от подавленного эмоционального материала путем анализа сновидений, фантазий, невротических симптомов, оговорок, каждодневных поступков и других аспектов нашей жизни.

3. Фрейд и его последователи исследовали бессознательную часть ума посредством метода «свободных ассоциаций». Эта техника известна многим. Мы говорим все, что приходит нам в голову, позволяя словам, ментальным образам и воспоминаниям свободно изливаться и никоим образом не подвергаться цензуре. В середине XX в. новая дисциплина, получившая название «гуманистическая психология», предложила множество терапевтических методов, которые предполагают работу с телом при полном выражении эмоций в безопасной терапевтической обстановке. Эмпирические подходы увеличили эффективность исследования биографического материала, однако, как и более ранние вербальные техники, они применялись к обычным состояниям сознания.

Необычные состояния сознания позволяют по-новому понять биографический материал. При холотропном дыхании значительная часть биографического материала, который относится к первым годам жизни, часто выходит на поверхность за несколько первых сеансов. Пациенты не только получают доступ к воспоминаниям своего детства и младенчества, они часто обретают живую связь со своим рождением и пребыванием в чреве матери и начинают свое путешествие в сферу переживаний, далеко выходящих за пределы детства и младенчества.

Вместо простого припоминания ранних событий своей жизни или воссоздания из кусочков и отрывков снов и воспоминаний, в необычных состояниях сознания пациенты переживают эти события в буквальном смысле слова. Они ощущают себя двухмесячными младенцами и переживают все сенсорные, эмоциональные и физические качества такими, какими они их узнали. Они переживают свое тело как тело младенца и воспринимают обстоятельства примитивно и по- детски наивно. Это весомый довод, чтобы поверить в то, что эти переживания достигают клеточного уровня.

Люди возвращаются в своих переживаниях в детство, принимают выражения лица, позы, демонстрируют жесты и поведение, характерные для маленьких детей. В переживания раннего младенчества включаются слюноотделение и сосательные движения. Особенно замечательно то, что у этих людей проявляются неврологические рефлексы, характерные для переживаемого ими возраста. Они могут ответить сосательным рефлексом на легкое прикосновение к губам и показать другие так называемые осевые рефлексы, служащие отличительными признаками обычных неврологических реакций младенца.

Можно назвать еще одно различие между исследованием психики в обычных и необычных состояниях сознания. В необычных состояниях отбор из подсознания человека наиболее уместного и эмоционально заряженного материала происходит автоматически. При этом система внутреннего радара словно сканирует психику и тело, извлекая самые важные моменты и делая их доступными для сознательной части нашего ума. Терапевту не приходится решать, какие из переживаний, которые возникают в нашем сознании, можно считать важными, а какие нет.

Эта функция радара, обнаруженная в необычных состояниях сознания, открыла те аспекты биографической сферы, которые в традиционных исследованиях человеческого сознания, не ухватывались. В одно из этих исследований входит вопрос о том, как влияют ранние физические травмы на эмоциональное развитие человека. Оказывается, радарная система выносит на поверхность не только воспоминания об эмоциональных травма, но и те события, во время которых выживание или неприкосновенность физического тела находились под угрозой. Высвобождение эмоций и напряжения, которые до сих пор хранились в теле как результат ранних травм, оказались чрезвычайно важными. Проблемы, связанные с дыханием, такие как при дифтерии, коклюше, пневмонии или угрозе утонуть, играли решающую роль при изучении биографического материала.

Традиционная психиатрия рассматривает подобные физические травмы как потенциал, закладывающийся в органическое повреждение мозга, но она отрицает их непосредственное воздействие на эмоциональном уровне. Люди, эмпирически оживляющие воспоминания о серьезных физических травмах, приходят к полному осознаванию шрамов, оставленных этими событиями на их психике. Они также понимают, насколько велик вклад этих травм в те проблемы, которые существуют у человека сегодня. Речь идет о таких психосоматических недугах, как астма, мигрени, депрессии, фобии или даже садомазохистские наклонности. К тому же восстановление в памяти этих ранних травм и их проработка несут в себе терапевтический эффект, который приносит либо временное, либо постоянное освобождение от симптомов.

Еще одно важное открытие трансперсональной психологии - память об эмоциональных и физических переживаниях сохраняется не в виде изолированных кусочков, а в форме сложных констелляций, которые называются «системы конденсированного опыта» - СКО. Каждая СКО состоит из эмоционально заряженных воспоминаний, которые относятся к различным периодам нашей жизни. Общим знаменателем для них оказывается одно и то же эмоциональное качество или физическое ощущение. Каждая СКО имеет много слоев, пропитанных своей центральной темой, ощущениями и эмоциональными качествами. Трансперсоналисты обладают возможностью отождествлять эти индивидуальные слои в соответствии с различными периодами жизни человека.

Любая СКО имеет характерную для нее тему, например единичная констелляция может содержать в себе все основные воспоминания о событиях, которые связаны с оскорблениями, унижениями и стыдом. Общим знаменателем для другой С КО может быть ужас переживаний клаустрофобии, удушья и чувств, связанных с гнетущими и ограничивающими обстоятельствами. Отвержение и эмоциональные лишения, которые рождают недоверие к другим людям, - также весьма распространенный мотив СКО. Особо важными считаются системы, которые включают в себя переживания угрозы жизни или воспоминания о тех случаях, когда наше физическое здоровье находилось в опасности. Но это вовсе не означает, что СКО содержат лишь негативный материал. Они могут также хранить в себе констелляции положительных переживаний: ощущения безмятежного покоя, блаженства или экстаза. СКО уходят своими корнями глубже, чем индивидуальное бессознательное.

Каждая из констелляций накладывается на определенный аспект переживания рождения и закрепляется за ним. СКО служат организации не только индивидуального бессознательного, они участвуют в активности всей человеческой психики. СКО воздействуют на каждую из областей нашей эмоциональной жизни, они могут влиять на то, как мы воспринимаем самих себя, других и окружающий мир. Они являются движущими силами, которые стоят за нашими эмоциональными и психосоматическими симптомами и подготавливают почву для трудностей, складывающихся в отношениях между людьми. Между СКО внутреннего мира человека и событиями внешнего мира существует постоянная взаимосвязь.

Путешествуя за пределы биографических событий раннего детства, трансперсоналисты входят в сферу опыта, которая связана с биологическим рождением. Ступая на эту новую территорию, мы начинаем испытывать эмоции и физические ощущения необычайной силы, которые часто превосходят то, что мы привыкли считать возможностями человека. Здесь трансперсоналисты сталкиваются с эмоциями двух полярных противоположностей - со странным переплетением рождения и смерти, как будто эти два аспекта человеческого опыта некогда являли собой единое целое. Вместе с ощущением угрожающего жизни ограничения приходят решимость бороться за освобождение себя и за выживание.

Поскольку большинство людей отождествляют эти переживания с травмой биологического рождения, Станислав Гроф (р. 1931) относит их к перинатальной сфере психики. Этот термин является греко-латинским словом, состоящим из приставки реп - что значит «близко» или «около», и корнеобразующего слова natalis - что переводится как «связанное с деторождением». Слово «перинатальный» обычно используется в медицине для описания биологических процессов, происходящих незадолго до рождения, во время рождения и сразу после него. Однако поскольку традиционная медицина отвергает тот факт, что ребенок обладает способностью записывать в своей памяти связанные с рождением переживания, этот термин не используется в традиционной психиатрии. Изучение термина «перинатальный» по отношению к сознанию - это открытие трансперсоналистов.

Исследования в необычных состояниях сознания позволили получить неопровержимые доказательства того, что воспоминания о перинатальных переживаниях мы храним в своей психике, иногда на глубинном клеточном уровне. Люди, не обладающие интеллектуальными знаниями о своем рождении, могли с удивительной точностью пережить такие моменты рождения, как, например, использование щипцов, прохождение через родовой канал и самые ранние материнские ответы младенцу.

Перинатальные переживания включают в себя примитивные эмоции и ощущения, такие как тревога, биологическая ярость, физическая боль и удушье, тесно связанные с процессом рождения. Люди, переживающие опыт рождения, как правило, проделывают соответствующие движения, в точности воспроизводя положением конечностей и вращением тела механику определенных родов. Трансперсоналисты наблюдают это даже среди тех, кто никогда не изучал процесс рождения и не наблюдал его в своей взрослой жизни. Кроме того, на участках кожи, которых касались щипцы, где стенка родового канала давила на голову и где пуповина обвивалась вокруг шеи, неожиданно появлялись кровоподтеки, припухлости и другие сосудистые изменения. Все эти подробности подтверждались, если имелись записи о рождении или свидетели из персонала.

Ранние перинатальные переживания не ограничиваются процессом рождения. Глубинные перинатальные воспоминания могут помочь проникнуть в ту сферу, которую К. Г. Юнг назвал коллективным бессознательным. Переживая муки прохождения через родовой канал, мы можем отождествиться с такими же событиями, переживаемыми людьми других времен и культур, или даже с процессом рождения, переживаемым животными или мифологическими персонажами. Мы можем также почувствовать глубокую связь со всеми теми, кого в свое время кто-то оскорблял, заключал в тюрьму, мучил или еще каким-либо образом делал жертвой. Кажется, что наша связь с универсальным переживанием эмбриона, который борется за свое существование, почти мистически объединяет нас со всеми существами, находящимися или находившимися в аналогичных обстоятельствах.

Перинатальные феномены происходят в четырех различных эмпирических паттернах, которые С. Гроф называет базовыми перинатальными матрицами (БПМ). Каждая из четырех матриц связана с одним из четырех последовательных периодов биологического рождения. На каждой стадии ребенок испытывает переживания, характеризуемые особыми эмоциями и физическими ощущениями. Во всех этих стадиях прослеживается специфическая связь с символическими образами. Они представляют собой строго индивидуальные психодуховные программы, отражающие то, как мы переживаем свою жизнь. Они могут проявляться как в индивидуальной и социальной психопатологии, так и в религии, искусстве, философии, политике и других сферах жизни.

Матрица БПМ-1, которую можно назвать «амниотической Вселенной», имеет отношение к тем переживаниям, которые связаны с временем пребывания в чреве матери до начала родов. Вторая матрица БПМ-П, или «космическая поглощенность и отсутствие выхода», относится к переживанию того момента, когда схватки уже начались, но шейка матки еще не раскрылась. Третья матрица БПМ-111, «борьба смерти и возрождения», отражает те переживания, которые связаны с прохождением по родовому каналу. Четвертая и последняя матрица БПМ-IV, «смерть и возрождение», относится к переживанию момента, когда ребенок покидает тело матери. Каждая перинатальная матрица имеет свои особенные биологические, психологические, архетипические и духовные аспекты.

Введение

Термин "трансперсональная психология" имеет латинские и греческие корни. Греческое слово "психология" состоит из двух слов - "psyche", что означает душа, дух, дыхание и "logos", т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова "психология" следующее: "слово души" или "слово духа". Слово "трансперсональная" происходит от латинских "trans" и "persona", т.е. "сквозь", "через" и "маска". Таким образом, изначально "трансперсональная психология" подразумевает "слово души сквозь и по ту сторону маски".

Трансперсональная психология формируется А. Маслоу, С. Грофом и другими известными учёными в конце 1960-х на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания, изменивших научные представления о значении духовных переживаний для человека и открывших их целительный эффект в психотерапии. Трансперсональные психологи изучают трансцендентные факторы человеческой жизни, или духовный мир человека, а именно - его «трансперсональные» («трансэгоические») переживания. Сторонники трансперсональной психологии рассматривают данное направление в качестве «четвёртой силы» психологии, наряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией, которые в своих академических исследованиях не придавали должного значения неотъемлемым трансперсональным элементам жизни человека, таким как религиозные переживания, изменённые состояния сознания и духовность. Трансперсональная психология стремится учитывать и данные исследований в современной психологии и других науках, и результаты исканий разнообразных духовных традиций Востока и Запада. Особенностью трансперсональной психологии является интеграция различных школ психологии, философии (восточной и западной), а также других научных дисциплин (таких, как квантовая физика и антропология). Различные школы в трансперсональной психологии считаются лишь моделями («картами территорий»), которые стремятся (более или менее удачно) описать какой-то зачастую весьма ограниченный аспект действительности, но не могут претендовать на эквивалентность с самой реальностью. Трансперсональные психологи критикуют механицизм ньютоно-картезианской парадигмы и базируются на иной, холономной, парадигме.

Трансперсональная психология - это одно из направлений совре-менной психологии, развивающее основные теории и идеи европейской психологии на основе опыта мировых духовно-религиозных традиций, внеконфессиональных древних и современных экстатических и трансцендентных психотехнологиях. Согласно современному определению трансперсональная психология является всеобъемлющей моделью развития сознания, связывающей психологические и духовные дисциплины.

Трансперсональная психология занимается исследованием предельных способностей и возможностей человека, она изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, ду-ховный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, пара-психологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклас-сическую философскую антропологию, мировые духовные тради-ции, включая шаманизм, а также разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие, как медитация, холотропное дыхание, телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, актив-ное воображение, самогипноз и т.д.

Целью трансперсональной психологии является расширение существующего психологического знания путем привнесения новых точек зрения. За счет этого человек открывает для себя пути, ведущие к внутренним источникам мудрости.

Трансперсональная психология начала оформляться как самостоятель-ная область исследований в конце 60-х годов в США. Основателями этого направления выступили широко известные психологи, психо-терапевты и мыслители: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и др. Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых духовных практиках, которые научно обоснованы в классической и современ-ной психологии. Лидерами современной трансперсональной психо-логии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Крипп-нер и другие, каждый из которых развивает свое направление исследований, методы и школу.

Тематические разделы:

Холономная парадигма и трансперсональная психология

Интервью со Станиславом Грофом

Прикладные аспекты трансперсональной психологии

Прикладное значение трансперсональной психологии состоит в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональные (надличностные) переживания об-ладают особо мощными целительными возможностями, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Трансперсональный опыт - это "перешагивание" семантических полей сознания, за границами которых отсутствует система знаков, описывающих переживание человека. Именно в этот момент человек поднимается в своем восприятии над заложенными в него "призмами", через которые он видел этот иллюзорный мир.

Богатый спектр трансперсонального опыта включает также внетелесные переживания, во время которых развоплощенное сознание сохраняет способность оптического вос-приятия и может с различных позиций в точности наблюдать со-бытия, происходящие как в непосредственной близости, так и в от-даленных местах.

Возможны глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые движут нами, на наши эмоциональные затруднения и межличност-ные проблемы. Большинство этих интереснейших прозрений, которые открываются в расширенных (или холотропных) состояниях, сосредоточено вокруг философских, метафизических и духовных проблем. В расширенных состояниях сознания можно пережить необычайные открове-ния, затрагивающие различные аспекты природы и космоса и на-много превосходящие нашу образовательную и интеллектуальную подготовку.

В настоящее время трансперсональная психология активно влияет на общегуманитарную парадигму, особенно через интегральный подход Кена Уилбера.

Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.