ЕГЭ по русскому языку: подробный разбор заданий со специалистами. Егэ по математике с решением

Прошел ЕГЭ 2017 года. Наши выпускники поступили в вузы, а для сегодняшних десятиклассников будущий год будет годом подготовки к окончанию школы и сдаче выпускных экзаменов. Поэтому уже сейчас многие из них начали готовиться к единому экзамену 2018 года. Предлагаемый разбор заданий ЕГЭ по математике (профильный уровень) поможет систематизировать информацию, вспомнить и закрепить полученные знания в школе.

Напомню, что уже на протяжении нескольких лет экзамен по математике разделен на базовый и профильный уровень. Будут ли изменения в следующем году? Будут, но они коснутся не математики. Изменения будут в части количества обязательных экзаменов для выпускников, но в любом случае обязательными останутся математика и русский язык. Каких-либо изменений в содержании самого экзамена по математике не намечается.

Мы с вами разберем задания ЕГЭ, которые предлагаются на экзамене разработчиками самого ЕГЭ по математике для профильного уровня И.В. Ященко, П.В. Семеновым и другими. Многие задания опубликованы на сайте «Решу ЕГЭ» и на сайте ФИПИ.

Хочу отметить, что для лучшего усвоения материала, я рекомендую вам выполнить домашнее задание, которое будет прикреплено к этой статье. Это будет небольшой набор задач с ответами для самостоятельного решения и самопроверки.

Итак, начнем. Задание № 1 по математике предполагает умение решать простейшие текстовые задачи, которые делятся на:

  • задачи на вычисление;
  • задачи на округление с избытком;
  • задачи на округление с недостатком;

Начнем с задач на вычисление. Предлагаемые задачи на вычисления условно делятся на несколько типов, поэтому и наши с вами занятия будут разделены на части.

  • Задачи на вычисление. Часть 1
  • Задачи на вычисление. Часть 3

Задачи на вычисление. Часть 1

Задача 1. Килограмм моркови стоит 40 рублей. Олег купил 2 килограмма моркови. Сколько рублей сдачи он должен получить со 100 рублей?

Простейшая жизненная задача. Всегда представляйте себя. Вы покупаете морковь. У вас есть 100 рублей и вы купили 2 кг моркови.

Так как килограмм моркови стоит 40 рублей, то за 2 кг надо заплатить 80 рублей. То есть . Значит, сдачи Олег получит рублей.

Ответ: 20 рублей.

Задача 2. Летом килограмм клубники стоит 80 рублей. Мама купила 1 кг 200 г клубники. Сколько рублей сдачи она получит с 500 рублей?

Аналогичная задача. Отличается только тем, что надо граммы перевести в килограммы.

Напомню, что 1 кг = 1000 г. Тогда 1кг 200г = 1,2 кг. Как это можно сделать иначе? Можно сначала 1кг 200 г перевести в граммы, т.е. 1 кг 200 г = 1200 г, после этого 1200: 1000 =1,2 (кг).

Теперь у нас есть 1,2 кг, а 1 кг стоит 80 рублей, значит, нам надо умножить . То есть мама заплатит 96 рублей за свою покупку. А сдача с 500 рублей составит 500 – 96 = 404 (рубля).

Задача 3. В квартире, где проживает Алексей, установлен прибор учёта расхода холодной воды (счётчик). 1 сентября счётчик показывал расход 103 куб. м воды, а 1 октября - 114 куб. м. Какую сумму должен заплатить Алексей за холодную воду за сентябрь, если цена 1 куб. м холодной воды составляет 19 руб. 20 коп.? Ответ дайте в рублях.

Для решения этой задачи надо вспомнить, что месяцы сентябрь и октябрь идут друг за другом (кто не помнит, посмотрите календарь).

Далее, не надо бояться слов «куб.м.». Это просто единица измерения. Запись «куб.м.» и «м 3 » – одно и то же. В этой задаче, переводить в какую- либо другую единицу измерения кубические метры не надо. Единственное, что при выполнении действий, помним, что действия выполняем с одноименными величинами: рубли с рублями, кубические метры с кубическими метрами.

Значит, за полный месяц сентябрь было потрачено 114 – 103 = 11 (куб.м.) холодной воды. Акцент на «холодной воде» тоже делать не надо, для задачи это не принципиально.

2) Известно, что 1 куб.м. стоит 19 рублей 20 копеек. Здесь надо перевести копейки в рубли, так как в ответе нас спрашивают про рубли.

1 рубль – 100 копеек

x рублей – 20 копеек

Можно воспользоваться знанием пропорции (в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов). А также помним, что в пропорции одноименные единицы измерения подписываем друг под другом.

Находим х из уравнения: , х=0,2.

Значит 20 копеек = 0,2 рубля. Но у нас еще есть 19 рублей. Тогда 19 рублей 20 копеек = 19 + 0,2 = 19,2 (руб.).

3) Тогда за 11 кубических метров (из пункта 2) будет заплачено

1 куб.м. – 19,2 руб

11 куб.м – х руб

Находим х из пропорции , х= 211,2 (руб)

Замечание. Хотя можно поступить и иначе (просто немного дольше). Можно рубли сначала перевести в копейки.

1 руб = 100 копеек. Значит 19 рублей = (коп). Тогда 19 рублей 20 коп = 1900 + 20 = 1920 (коп).

1 куб.м. – 1920 коп

11 куб. м. – х коп

X = 21 120 (коп)

Но на этом остановиться нельзя, так как в ответе требуется указать рубли. Надо 21 120: 100 =211,2 (руб)

Ответ: 211,2

Подведем итог разбора задания 1 (часть1)

Итак, мы с вами выполнили разбор некоторых заданий ЕГЭ по математике (профильный уровень), которые встречаются в задании № 1 и теперь вы умеете решать простейшие задачи на вычисление. Вы наверняка заметили сами, что ничего сложного нет. А для закрепления знаний, я рекомендую вам обязательно выполнить задачи для самостоятельного решения. Калькулятором пользоваться нельзя. Тренируйтесь выполнять действия в столбик. Это важно.

Если у вас будут вопросы, пишите их в комментариях. Обязательно отвечу и помогу разобраться. Главное – не падать духом и не паниковать.

P.S. Задачи для самостоятельного решения и ответы к ним вы найдете на моем канале Telegram @egematem (через поиск) или по ссылке

Разработки уроков (конспекты уроков)

Среднее общее образование

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Учимся выполнять раздел «Аудирование»

Это задание направлено на понимание основной информации в тексте и проверяет следующие умения: выделение главную информации, закрепление в памяти основных сведений, игнорирование незнакомых слов, соотнесение развернутого текста и его основной мысли. Перед прослушиванием выделяем ключевые слова в каждом из утверждений, находим различия в близких по тематике высказываниях. Общая тема «Спорт». Выделив ключевые слова, делим утверждения на две группы. Первая группа — это высказывания людей, которые не занимаются спортом или относятся к нему негативно. Вторая группа выражает позитивное отношение. В течение первого прослушивания обращаем внимания на ключевые слова, которые идут в начале или в конце текста. Слушаем второй раз и соотносим. После прослушивания проверяем себя еще раз и заносим ответы в бланк.


До первого прослушивания нужно просмотреть задание, но не пытаться соотносить, так как правильно выбрать можно только после прослушивания текста. Предложенные утверждения, как правило, идут в той же последовательности, что и в аудиотексте, поэтому при прослушивании вам легче выполнять задание. Во время второго прослушивания проверьте свои ответы и восполните недостающие. Необходимо убедиться в том, что если вы выбрали ответ «в тексте не сказано», то данной информации действительно нет в тексте. Убедитесь, что при выборе ответа «Верно», «Неверно» вы опираетесь на прослушанный текст, а не на свои догадки.


Изучаем утверждения и пытаемся понять, какая информация нам потребуется для решения поставленной задачи. Прослушиваем интервью полностью, чтобы ознакомиться с его общим содержанием, делаем пометки об услышанном. Слушаем второй раз. Проверяем, нет ли в выбранных ответах нарушения логики, не противоречат ли они друг другу. После этого переносим ответы в бланк.

Учимся выполнять раздел «Чтение»

Задание на соответствие текста и заголовков направлено на понимание основного содержания. Прочитайте сначала все заголовки, предположите, какое содержание текста должно соответствовать каждому из них. Читайте внимательно части текста, подбирая к нему заголовок.


Выделенные ключевые слова показывают, что заголовки можно разделить на три группы. В первой группе сведения нейтральны. Вторая группа включает позитивные сведения о сне. Третья – негативные. Как правило, основная идея текстов отражена в ключевых фразах, идущих в начале или в конце текста.

В следующем задании нужно заполнить пропуски предложенными фрагментами. Задание направлено на понимание структурно-смысловых связей текста, так как фрагменты должны соответствовать и по структуре, и по смыслу. Проанализируйте, какой частью предложения является каждый фрагмент, подумайте, что ему предшествует, а что идет после него. Обращайте внимание на слова, стоящие перед пропуском и после него. Подставляя, проверяйте, подходит ли данный фрагмент в предложение в целом.


Необходимо убедиться, что все вставленные вами фрагменты логично связаны грамматически и по смыслу, а лишний фрагмент не подходит ни в один из пропусков.

В следующем задании необходимо на основе прочитанного текста выбрать один из четырех вариантов ответа. Здесь проверяется полное и детальное понимание текста. Необходимо ознакомиться с общим содержанием текста, затем перейти к вариантам ответа. Прочитав каждый вопрос, нужно убедиться, есть ли необходимый ответ в тексте. Обращаясь к тексту, чтобы проверить свой ответ, читайте только тот отрезок, который необходим вам для понимания.




Выполнение разделов «Грамматика и лексика»

Просмотрите весь текст, уловите общее содержание. Определите, в каком времени ведется повествование. Структура предложения сразу показывает, какой член предложения и в какой грамматической форме нужен для заполнения пропуска. При проверке данного задания нужно проверить, образована ли форма от того опорного слова, данного справа и выполняет ли образованная форма нужную роль в предложении, орфографическую правильность написания слова.


Следующее задание проверяет, умеете ли использовать слова в связном тексте с учетом их смысла, сочетаемости, грамматического оформления. Для выполнения этого задания нужно просмотреть весь текст в целом, уловить его общее содержание, сюжет, логику, последовательность событий. Внимательно прочитайте первый фрагмент текста с первым тестовым пропуском. Сами подумайте, какое слово может стоять в пропуске, затем проверьте варианты слов, которые даны. Правильный ответ будет легче найти путем отбрасывания неверных ответов. При заполнении пропуска нужно вписывать только недостающую ЛЕ, а не ту, которая повторяет смысл предложения. После заполнения пропуска снова прочитайте текст.




Выполнение раздела «Письмо»

При выполнении данного раздела следует соблюдать требуемый объем. Нужно логически организовать текст, разделив его на абзацы. Необходимо, чтобы в тексте была изложена важная информация, ваши мысли и чувства, мнение. Использование оценочной лексики и разнообразных грамматических структур улучшит вашу работу. На черновике можно набросать план вашего высказывания или ключевые слова.

Написание письма включает анализ и составление плана ответа письма, составить список слов и выражений, написать письмо и проверить его. Вопросы должны соответствовать указанной в задании теме.


Второе задание в разделе направлено на высказывание своего мнения по проблеме с элементами рассуждения. Начинать введение следует с общего представления темы. Каждый абзац должен содержать в себе законченную мысль. Необходимо использовать слова-связки, союзы.


Во вступлении перефразировать проблему, высказать свое мнение, представить альтернативное мнение. В заключении сделать вывод. Разделить текст на абзацы, используя средства логической связи. Правильно использовать лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные и стилистические средства.

Выполнение раздела «Говорение»


Смотрим, какие паузы заложены в тексте пунктуацией. Можно отметить паузы. Читаем текст шепотом, потом вслух, обращаем внимание на слитность и беглость речи.


В этом задании необходимо осуществить запрос информации, задав пять прямых вопросов, опираясь на предложенные пункты плана.


Цель задания – описать одну из трех фотографий, опираясь на план, который даётся в задании. Нужно рассказать, когда и где было сделано фото, что на нем изображено, что происходит, почему вы храните этот снимок в альбоме. При выборе фотографии проанализируйте, хватит ли вам словарного запаса, чтобы описать понравившуюся фотографию.

Задание направлено на сравнение двух фотографий, выявление общих и различных признаков.


При подготовке продумайте ключевые фразы, соответствующие пунктам плана, постройте высказывание в соответствии с данным планом. Кратко опишите картинки, выделив общее и различное. Приведите развернутую аргументацию в последнем пункте. Избегайте избыточной информации, которая не обозначена в плане.

Подготовиться к ЕГЭ по русскому языку с нуля и сдать его на 100 баллов самостоятельно – не такая уж сложная задача. Однако для этого требуется планомерная подготовка, в идеале – каждодневное выполнение одного варианта полностью или наиболее сложных частей. Но главное – знать врага в лицо, понимать, что требуется сделать в каждом заданий, чтобы получить заветные баллы.

Общих рекомендаций для будущих стобалльников немного: знайте теорию из (в идеале) или хотя бы часть теории (а какие знания необходимы именно вам, вы поймете, сделав множество разных заданий), потрудитесь скачать с сайта ФИПИ словарь паронимов и орфоэпический словник (находится вместе с другой информацией о ЕГЭ по русскому), внимательно прочитайте критерии оценки, правила и порядок проведения экзамена и таблицу баллов (вся эта информация содержится в этой ).

Не стоит бояться каких-то заданий, но и не нужно считать некоторые из них неважными и не требующими проработки. Какой-нибудь один балл может сильно помочь (или наоборот), в дальнейшем. Помните, что количество переходит в качество. Чтобы ускорить этот переход, Многомудрый Литрекон подготовил для Вас разбор каждого задания, который облегчит Вам самостоятельную подготовку. Примеры заданий ЕГЭ по русскому языку взяты из демоверсии 2019.

Задания этой группы привязаны к небольшому тексту. Они достаточно просты и требуют всего лишь внимательного прочтения заданных нескольких предложений. Все вопросы оцениваются 1 баллом.

В задании 1 это определение истинности трех высказываний о тексте. Как готовиться? Чтобы уметь определить суть текста, необходимо научиться размышлять над прочитанным. Этот навык приходит на практике, поэтому пробуйте формулировать главные мысли обильных постов в любимом паблике, журналистских и блогерских материалов. Это помогает чувствовать себя уверенно в работе с информацией и безошибочно в ней ориентироваться.

В номере 2 нужно сделать выбор пропущенной частицы по смыслу. Чтобы осуществлять эту операцию на автомате, больше читайте. Комментарии под мемами вряд ли подойдут, но вот информационные материалы об интересующей Вас сфере – вполне. Есть много полезных и грамотных блогов о красоте, здоровье, литературе, технике, компьютерных играх и т.д.

В 3 вопросе нужно выбрать подходящий вариант значения слова в тексте (именно в тексте, нельзя забывать об этом факте). Активный читатель вообще не считает этот пункт за задание. Если Вы чувствуете родной язык, проблем с выполнением не возникнет. Как научиться этому? Откройте для себя мир чтения, и Вы увидите, что понимание значения слова придет само собой. Ну и регулярная работа с подобными задачами тоже сделает свое дело.

4-7

Эти задания между собой не связаны, но в каждом из них нужно выбирать ошибочный вариант. Все вопросы оцениваются 1 баллом.

Номер 4 проверяет знание ударений (если это вызывает сложности, поможет орфоэпический словарь). Нельзя забывать, что выписывать надо именно неверный вариант в той форме, в которой он представлен в словосочетании.

5 задание проверяет знание паронимов (в помощь для этого соответствующий словарь). Обратите внимание: здесь нужно заменить неверный пароним правильным (нестерпимый).

6 номер также направлен на знание лексики, здесь требуется исключить лишнее слово. Чтобы это сделать, нужно внимательно прочитать предложение, подумать над значением каждого слова. Где-то значения соседних слов могут совпадать, то есть одно из них является лишним.

7 задание проверяет умения склонять и образовывать формы множественного числа. Самое главное, что нужно повторить для данного вопроса – склонение числительных, местоимений и существительных во множественном числе (особенно в родительном падеже).

Во всех случаях поможет постепенное освоение этого типа заданий и содержимого словарей. Возьмите за правило прорабатывать по 20-30 слов в день. Просто выпишите их и расставьте ударения правильно, или (в случае с паронимом) подберите правильную пару, выписав значения паронимов. То же самое можно проделывать со сложными числительными и местоимениями во множественном числе. Запомнить весь этот объем информации поможет простое упражнение: нужно сочинять предложения и фразы со словами, которые желательно запомнить, и употреблять их в переписке, беседе, словом, в повседневной жизни. Подготовка по заданиям – это не только «натаскивание» на демоверсиях, но и обретение реальных знаний, которые существенно обогатят Ваш культурный и образовательный багаж.

8

Задание оценивается 5 баллами, в нем требуется сделать то, что большинство так любит – найти чужие ошибки. Здесь следует обратить внимание на сочетаемость слов внутри предложения. Чаще всего требуется знать, что причастный оборот должен сочетаться с определяемым словом по числу и падежу, деепричастный должен относиться к глаголу, названия в кавычках (их называют несогласованными приложениями) могут склоняться только без определяющего их слова (то есть нужно говорить «на картине «Грачи» А. К. Саврасова» и «на «Грачах» А. К. Саврасова»).

Наиболее сложные места для себя можно выявить и проработать, решая множество заданий этого типа. Регулярное чтение также поможет заметить проблему, ведь правильность деепричастного оборота может определить и тот, кто вообще не знает правила, зато чувствует родной язык и мыслит логически. Согласитесь, ведь очевидно, что здесь ошибка: «Снимая кепку, его голова обнажилась». Получается, что кепку снимала голова, а это абсурд. Таким образом, чтобы найти недочет, спрашивайте себя, кто совершил дополнительное действие, к чему обращено причастие и т.д.

9-15

Здесь проверяется, помнят ли выпускники различные правила орфографии. Эти вопросы оцениваются 1 баллом.

9 задание оценивает умение правильно писать безударные и чередующиеся гласные. Проще всего это задание выполнять методом исключения, начиная именно с последних. Чередований в русском языке гораздо меньше, чем словарных слов. Расставив во всех чередованиях буквы, Вы убедитесь, что некоторые варианты отпадут, а словарные слова в этом номере несложные, поэтому вы обязательно справитесь.

10 номер проверяет знание правописания приставок. Что здесь точно будет – приставки «пре» и «при», а также приставки в слове, корень которого начинается на «и». Надежнее всего – повторить это простое правило и исключения, их не так много.

11 задание – правописание суффиксов. Особое внимание надо обратить на «о», «е» и «ё» после шипящих, а также на суффиксы наречий.

12 вопрос проверяет умение спрягать глаголы и ставить нужное окончание в зависимости от спряжения. Также стоит повторить исключения из правил (брить, стелить как глаголы I спряжения; смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать как глаголы II спряжения).

13 номер – одно из нелюбимых заданий, потому что проблема с написанием «не» есть в любом возрасте, даже через много лет после школы. Здесь также можно использовать метод исключения. Прочитав в задании точную формулировку того, какое именно слово надо выделить (слитно или раздельно написанное), найти среди предложенных вариантов те, которые пишутся точно слитно (не употребляются без «не») или точно раздельно (глаголы и деепричастия). Это значительно сузит круг поиска.

14 задание проверяет, различает ли сдающий приставку и предлог (чаще всего это касается написания наречий). Помочь может то, что даны два слова. Если не уверены в написании одного – проверяйте второе, может быть, на его основе можно отмести этот вариант ответа. Помочь в выполнении может то, что при раздельном написании между словами можно поставить еще одно слово или опустить второе.

15 вопрос также часто не нравится многим, так как выбор одной или двух «н» — тяжелое испытание. И тут действует все тот же метод исключения: выбирайте сначала самые простые для себя случаи и исключайте их (или наоборот, записывайте как один из ответов), так рассматривайте каждое слово.

Чтобы быстро и качественно подготовиться к этим заданиям, нужно повторить все те правила и исключения, которые спрашиваются на экзамене. Их здесь немного, поэтому все уместится в небольшую шпаргалку, которая поможет оперативно справляться с заданиями в процессе подготовки. На экзамен ее лучше не брать (от греха подальше), ведь человек довольно скоро запоминает то, с чем сталкивается регулярно, и Вы точно запомните правила, если будете время от времени обращаться к шпаргалке, написанной собственной рукой.

16

Задание оценивается 2 баллами. Здесь требуется найти 2 предложения, в которых только одна запятая. Повторение правил пунктуации и метод исключения являются залогом выполнения задания. Чтобы было проще, рисуйте упрощенную схему предложений: отмечайте подлежащее и сказуемое, так вы увидите и однородные члены, и простые предложения в сложном.

Чтобы получить заветные баллы, Многомудрый Литрекон советует научиться рисовать схемы предложения, если Вы еще этого не сделали. Наука не такая сложная, а результат того стоит.

17-21

Все эти номера проверяют знание пунктуации. Здесь придется учить определенные правила и постоянно тренироваться. Повторять надо постановку и запятых в простых и сложных предложениях, и тире, и двоеточия. Чтобы все это запомнить, можно рисовать схемы предложений карандашом в любимых книгах, а также объяснять себе, почему в тексте стоит та или иная запятая. Подобные занятия не так уж сложны и скучны, зато более эффективны, чем обычная зубрежка.

17 вопрос проверяет знания правил выделения на письме причастных и деепричастных оборотов. Главный совет: деепричастия выделяются всегда, а в причастиях нужно смотреть за местонахождением определяемого слова.

18 задание – написание обращений. Они всегда выделяются запятыми, но могут включать не одно слово, а несколько сразу, нужно не наставить запятых внутри обращения.

19 номер – знаки препинания в сложном предложении (чаще всего, со словом «который»). Сложность задания в том, что союз «который» здесь употребляется не в своей начальной форме, поэтому многие не видят необходимости запятой. В этом поможет рисование схемы, которая покажет границы простых предложений в составе сложного.

20 задание проверяет умение ставить запятые в сложных предложениях, здесь обязательно есть сочетание союзов. Для правильного выделения границ предложений следует начинать с двух правил: 1. Нарисованная схема поможет все наглядно представить; 2. Если между союзами нужна запятая, то союза «то» на границе этого предложения не будет.

21 вопрос потребует от вас теоретических знаний пунктуации. Нужно выбрать варианты, которые подчиняются одному правилу, для этого придется знать все варианты постановки знаков препинания.

22-26

Эти задания связаны с текстом, который также будет использоваться для сочинения, поэтому его сразу же стоит читать внимательно. Тем более, что эти задания в большей степени связаны с содержанием. Они оцениваются 1 баллом, кроме номера 26, за который можно получить сразу 4.

22 вопрос проверяет внимательность выпускников. Нужно выбрать варианты, которые отражают содержание текста. В этом Вам опять-таки поможет регулярное и осознанное чтение. Не надо брать классику или газеты, если они Вам не нравятся, но СМИ сейчас огромное множество, и выбрать свое может каждый. Читая статьи, определяйте их суть, обсуждайте мнение с единомышленниками или репетиторами. Такая тренировка в игровом варианте точно принесет плоды.

23 номер проверяет знаний типов речи (описание – изображение чего-либо, повествование – действия, рассуждение – мысли о чем-то, не связанные с действиями), также здесь нужно искать логические связи внутри текста. Определять тексты очень легко, обратите внимание на то, как автор излагает мысль. Если это типичная художественная литература с выдуманными героями и сюжетом, то перед нами повествование. Если это череда наблюдений об объекте или явлении, то описание. Классическая статья из журнала – рассуждение.

24 задание проверяет знание синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов, прямых и переносных значений слов. Эта теория несложная, легко запоминается, а при большом количестве практики без труда закрепляется в памяти. У некоторых возникают проблемы с пониманием фразеологизмов. Это устойчивое сочетание несочетаемых слов (часто устаревших), которое можно заменить одним современным словом. Для простоты сделайте себе табличку с примерами, обозначающими тот или иной термин.

25 вопрос направлен на поиск связей между предложениями. Здесь требуется найти союз, местоимение, с помощью которого предложения соединяются друг с другом. Это тоже приходит с опытом взаимодействия с литературой.

26 номер проверяет знание средств выразительности, выраженных и грамматически (однородные члены, восклицательные и вопросительные предложения, цитирование), и лексически (эпитеты, метафоры, олицетворения, синонимы, антонимы). Запомнить все это тоже поможет таблица с примерами, которые помогут Вам быстро сориентироваться. Занудные и непонятные определения терминов иногда могут даже запутать, поэтому не стремитесь зубрить, важно добиться именно понимания.

27

Сочинение по тексту дает значительную часть баллов (24 из 58), поэтому их стоит писать в большом количестве. Все задания ЕГЭ требуют практики и самых элементарных знаний. Даже сочинение не требует особенных творческих способностей. Всего лишь соблюдения плана и следование критериям. Здесь Многомудрый Литрекон подробно описал, как написать сочинение на ЕГЭ

ЕГЭ пугают школьников с первого класса. Однако анализ ЕГЭ по русскому языку показал, что бояться этой неприятной, но преодолимой ситуации не стоит. Практика – залог успеха на экзамене. Даже если у вас технический склад ума, то помните главное правило: качество знаний увеличивается прямо пропорционально количеству выполненных заданий. Удачи!

Задание 1. Информационная обработка текстов

Примерная формулировка задания: В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Алгоритм выполнения задания 1 ЕГЭ по русскому языку:

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Подумайте, о чем говорится в тексте, сжато перескажите его.

3. Сопоставьте свой пересказ с вариантами ответа.

4. Исключите те варианты, которые наименее полно отражают смысл прочитанного текста.

Обратимся к примеру (текст взят из демоверсии 2014 года).

Пример задания 1.

Прочитайте текст.

(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

Попробуем сжато пересказать текст:

Сибирь обладает большими природными богатствами, поэтому в планах экономического развития России ей уделяется большое внимание.

Сопоставим пересказ с вариантами:

  1. в первом варианте ставится акцент на большую территорию Сибири. а не на ее природные ресурсы, поэтому он нам не подходит;
  2. второй вариант содержит часть главной мысли, но не всю ее, как требуется по заданию, поэтому мы его тоже исключаем;
  3. в четвертом варианте есть лишняя информация, о развитии мировой экономики в тексте речи не шло, а Сибири уделяется особое внимание главным образом из-за ее природных богатств, а не размеров.

Следовательно, верный вариант ответа - 3,5.

Задание 2. Средства связи предложений в тексте

Формулировка задания

(1)Манера спора, его острота, уступки спорящих сторон, используемые ими средства определяются не только соображениями, связанными с разрешением конкретной про¬блемы, но и всем тем контекстом, в котором она встала. (2)Можно формально победить в споре, убедить в целесообразности своего подхода и одновременно проиграть в чём-либо ином, но не менее важном. (3) (...) побочные следствия спора могут существенно ослабить эффект победы в нём или даже вообще свести его на нет. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Наоборот,

Зато

Другими словами,

Благодаря этому

Во-первых,

Правильный ответ: другими словами.

Обычно в задании 2 пропущено либо вводное слово (конструкция), либо союз, либо частица, либо наречие, которое связывает предложение с пропуском с предыдущим и вносит определённое значение в рассуждения автора исходного текста.

Алгоритм выполнения задания

1. Внимательно вчитайтесь в тест и уясните логику рассуждений автора.

2. Определите, каким логическим звеном в рассуждениях автора является предложение с пропуском:

Указывает на причину описываемых явлений (на место пропуска по смыслу можно вставить ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО);

  • является следствием рассуждений автора (ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА);
  • подводит итог рассуждениям автора (ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО);
  • повторяет ту же самую мысль, но понятнее (ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ);
  • стремится дополнить высказанную ранее мысль чем-то новым и важным (КРОМЕ ТОГО);
  • поясняет то, о чём говорилось прежде (НАПРИМЕР, ТАК); вносит в авторские рассуждения значение «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста» (НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ);
  • уточняет сказанного ранее (ТО ЕСТЬ);
  • используется для противопоставления, подчеркивая противоречие (ОДНАКО, ЗАТО, НО);
  • вносит значение уточнения и подчёркивает важность мысли (ИМЕННО, ВЕДЬ);
  • усиливает сказанное (ДАЖЕ); имеет значение «по этой причине» (НЕ СЛУЧАЙНО).

3. Осуществите подстановку, а затем ещё раз перечитайте получившийся вариант и убедитесь в том, что правильно установили логическое соответствие между предложением с пропуском и тем, которое ему предшествует.

Комментарий к выполнению задания

Тестовое задание: (1)Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (2)Их можно наблюдать при помощи известного прибора - осциллографа. (3)... если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синусоида, а более сложная кривая.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Выпишите это слово (сочетание слов).

  • Наоборот,
  • Например,
  • Во-первых
  • Однако
  • Поэтому
  1. Определим, каким логическим звеном в рассуждениях автора является предложение с пропуском: Предложение № 3 поясняет то, о чём говорилось в предложении № 2: каким образом можно наблюдать несинусоидальные колебания звука при помощи осциллографа.
  2. Отметим, какие из ответов не вносят в рассуждения автора значение пояснения: Вводное слово «наоборот» используется тогда, когда автор текста противопоставляет одно предложение другому, поэтому оно не может стоять на месте пропуска в третьем предложении. Вводное слово «во-первых» не подходит, так как в тексте нет вводных слов «во- вторых» и «в-третьих». Противительный союз «однако» используется для выражения противопоставления, поэтому он тоже не может стоять на месте пропуска в третьем предложении. Союз «поэтому» используется, когда автор текста хочет сделать вывод из своих рассуждений. Следовательно, мы также не можем рассматривать это слово в качестве правильного ответа.
  3. Подставим на место пропуска вводное слово «например» и перечитаем получившийся текст: (1)Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (2)Их можно наблюдать при помощи известного прибора - осциллографа. (З)НАПРИМЕР, если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синусоида, а более сложная кривая. Вводное слово «например» используется тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде. Следовательно, оно не противоречит логике текста. Это правильный ответ.
  4. Правильный ответ: например. За правильный ответ получаем 1 первичный балл.

Задание 3. Контекстное определение лексического значения многозначных слов.

Формулировка задания

(1) Известно, что сегодня в разных методиках по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании тех или иных форм. (3) ... в других считается, что акцент должен быть перенесён на употребление речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно лишь практиковаться в анализе образцовых текстов.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРАВИЛО.

Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста.

Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРАВИЛО, -а, ср.

1) Установленные государственной властью общеобязательные законы. Правила поведения в общественных местах.

2) Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь. Правила внутреннего распорядка.

3) Положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Правила арифметики.

4) Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил. Взять себе за правило. Обманывать не в его правилах.

Правильный ответ: 3

Что следует знать для выполнения задания

Определить, в каком из лексических значений употреблено в предложении многозначное слово, можно только из контекста, используя приём подстановки: поочерёдно подставить вместо многозначного слова в предложение каждое из его толкований; если предложение при этом не утратит своей смысловой цельности, значит, ответ является правильным.

Алгоритм выполнения задания

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Найдите указанное предложение.

3. Включите каждое из предложенных лексических толкований взамен слова, данного для анализа.

4. Определите, потеряло или не потеряло предложение смысл: если предложение не потеряло своей смысловой цельности - ответ верен; если смысл предложения изменился - ответ неверен.

За правильный ответ вы получаете 1 первичный балл.

Задание 5. Лексические нормы. Паронимы.


Алгоритм действий.

  1. Определи, какой частью речи являются слова-паронимы.
  2. Внимательно прочитай предложения. Может быть, ты найдешь что-нибудь общее в словах, которые сочетаются с паронимами.
  3. Подумай, от какого слова они могут быть образованы. Возможно, различие содержится именно в основах!
  4. Посмотри, какой частью слова отличаются слова: приставкой, суффиксом и т.д.
  5. Если возможно, вспомни отличия в значении. Помни! Если вдруг попадутся слова типа абонент – абонемент, этот алгоритм не сработает.

Разбор задания.

В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить слово ВРАЖЕСКИЙ?

1) В качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы в сказках иногда выступают животные и растения.

2) Он оказался во ВРАЖДЕБНОМ ему мире.

3) Танковой дивизии удалось сломить ВРАЖДЕБНУЮ оборону противника.

4) Они не были готовы к столь ВРАЖДЕБНОМУ приему местных жителей.

Враждебный и вражеский относятся к паронимам – прилагательным. Попробуем разобраться, от какого слова (слов) они образованы.

Враждебный – вражда (неприязнь, взаимная ненависть, недоброжелательные отношения) + суффикс -ебн-. Значение - выражающий враждебное отношение.

Вражеский – враг (человек, борющийся за иные, противоположные интересы, противник) + суффикс –еск-. Значение - принадлежащий врагу.

Значит, паронимы образованы от разных слов, поэтому и различие следует искать, исходя не столько из суффиксов, сколько из основы слов.

В вариантах № 2, 3, 4 по контексту выражается отношение: враждебный мир, враждебная оборона, враждебный прием. А в варианте №1 по контексту должна указываться принадлежность: вместо враждебные силы нужно говорить вражеские силы.

Таким образом, правильный вариант №1.

Для успешного решения профильных вариантов ЕГЭ по математике стоит отказаться от подобного алгоритма. При подготовке к экзамену нужно делать упор не на его сдачу как самоцель, а на повышение уровня знаний учащегося. Для этого необходимо изучать теорию, отрабатывать навыки, решая разнообразные варианты профильного ЕГЭ по математике нестандартными способами с развернутыми ответами, следить за динамикой обучения. А поможет вам во всем этом образовательный проект «Школково».

Почему вам стоит выбрать наш ресурс?

Мы не предлагаем вам типовые примеры профильных задач ЕГЭ по математике, которые кочуют на просторах Интернета с одного сайта на другой. Наши специалисты самостоятельно разработали базу заданий, которая состоит из интересных и уникальных упражнений и ежедневно пополняется. Все задачи ЕГЭ по математике профильного уровня содержат ответы и подробные решения. Они позволяют выявить сильные и слабые стороны в подготовке школьника и научить его мыслить свободно и нестандартно.

Для того чтобы выполнять задачи и просматривать решения заданий ЕГЭ по математике профильного уровня, выберите упражнение в «Каталоге». Сделать это довольно просто, поскольку он имеет понятную структуру, которая включает в себя темы и подтемы. Все задания расположены по возрастанию от простых до более сложных и содержат ответы на профильный ЕГЭ по математике с решением.

Кроме того, ученику предоставляется возможность самостоятельно формировать варианты задач. С помощью «Конструктора» он может выбирать задания ЕГЭ по математике профильного уровня на любую интересующую его тему и просматривать их решения. Это позволит отработать навыки по конкретному разделу, например, геометрии или алгебре.

Также учащийся может сделать разбор заданий профильного ЕГЭ по математике в «Личном кабинете ученика». В этом разделе школьник сможет отслеживать собственную динамику и общаться с преподавателем.

Все это поможет вам эффективно подготовиться к профильному ЕГЭ по математике и с легкостью найти решения даже самых сложных задач.

Практика показывает, что задачи на нахождение площади треугольника встречаются в ЕГЭ из года в год. Именно поэтому, если учащиеся хотят получить достойные баллы по итогам прохождения аттестационного испытания, им непременно стоит повторить эту тему и снова разобраться в материале.

Как подготовиться к экзамену?

Научиться решать задачи на нахождение площади треугольника, подобные тем, которые встречаются в ЕГЭ, вам поможет образовательный проект «Школково». Здесь вы найдете весь необходимый материал для подготовки к прохождению аттестационного испытания.

Для того чтобы упражнения по теме «Площадь треугольника в задачах ЕГЭ» не вызывали у выпускников затруднений, рекомендуем прежде всего освежить в памяти базовые тригонометрические понятия и правила. Для этого достаточно перейти в раздел «Теоретическая справка». Там представлены основные определения и формулы, которые помогут при нахождении правильного ответа.

Чтобы закрепить усвоенный материал и попрактиковаться в решении задач, предлагаем выполнить упражнения, которые подобрали специалисты образовательного проекта «Школково». Каждое задание на сайте имеет правильный ответ и подробное описание способа решения. Учащиеся могут практиковаться как с простыми, так и с более сложными задачами.

«Прокачать» свои навыки в выполнении подобных упражнений школьники могут в режиме онлайн как в Москве, так и в любом другом городе России. В случае необходимости выполненное задание можно сохранить в разделе «Избранное», чтобы в дальнейшем вернуться к нему и обсудить ход решения с преподавателем.