Главный путеводитель рекомендательная библиография. Рекомендательная библиография детской литературы: история и современность

Характеризуется роль истории в современном и перспективном развитии библиографии как деятельности и библиографоведения как науки. Раскрываются основные особенности, тенденции и достижения библиографии на примере ее отечественной истории.

Глава 10. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БИБЛИОГРАФИИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ

Основное внимание уделено специфике развития русской библиографии в новых социально-экономических условиях, дальнейшему совершенствованию основных типов библиографии, разработке научных основ библиографоведения, формированию ГСНТИ, где библиография играет особую роль.



Рекомендательная библиография и в новых социально-экономических условиях не теряет своей основной функции: руководство информационным обеспечением конкретно данного потребителя (читателя), т.е. с учетом его личности во всех общественных отношениях. Традиционно это связывают с педагогическим аспектом библиографии: с необходимостью самообразования и воспитания личности. Советская власть привнесла в этот процесс свои особые задачи, содержание, методы и формы. Именно на примере советской рекомендательной библиографии можно показать излишества односторонней идеологизации, неправомерность только "воинствующего" подхода к духовной жизни личности. Единственным оправданием здесь может служить лишь целенаправленное стремление создать новый тип человека, всесторонне и гармонично развитого.

Первоочередной задачей на этом пути стала борьба с неграмотностью, для чего широко использовалась именно рекомендательная библиография. Особая роль здесь принадлежала А.В.Луначарскому и Н.К.Крупской. Выступая на I съезде по внешкольному образованию в 1919 г., А.В.Луначарский утверждал: "Чего стоит грамотный человек, который не читает никакой книги? Это человек, который осужден на обратное впадение в неграмотность... Обучение взрослого грамоте должно проходить в атмосфере расширения знания, базироваться на чтении книг, газет, декретов..." [О народном образовании. М., 1958. С. 79-80]. Н.К.Крупская была бессменным руководителем культурно-просветительского дела в Наркомпросе, инициатором библиографических изданий, активно участвовала в работе Института библиотековедения и рекомендательной библиографии, со своими предложениями часто выступала на библиографических съездах, конференциях, совещаниях. Именно при ее непосредственном участии была подготовлена программа занятий в школах безграмотных и малограмотных, получившая название "Грамота гражданина". Особое внимание в ней обращено на включенные рекомендательные библиографические списки для преподавателей и учащихся [подробнее см.: Андреева М.А. Роль Н.К.Крупской в организации рекомендательной библиографии 1917-1920 гг.//Уч. зап./Моск. гос. библ. ин-т. 1959. Т. 5. С. 79-81].

Вторая задача, поставленная перед рекомендательной библиографией, состояла в активизации политико-просветитель-ской работы. Суть ее была сформулирована в декрете СНК от 10 декабря 1918 г. "О мобилизации грамотных и организации пропаганды Советского строя". К этому времени уже было создано ядро литературы, обеспечивавшее выбор для чтения по актуальным вопросам текущей политики. Названный декрет предусматривал, во-первых, осведомление неграмотного населения о всех мероприятиях правительства, во-вторых, содействие политическому развитию всего населения вообще посредством чтения декретов и статей газет Коммунистической партии, специально для того рекомендованных.

Третья задача рекомендательной библиографии заключалась в содействии библиотечному строительству. Так, в резолюции I Всероссийского съезда по народному образованию по докладу Н.К.Крупской подчеркивалась роль книги как одного из главных источников знания и указывалось на необходимость широкого развития библиотечного дела. Она в принципе повторила содержание разговора А.В.Луначарского с В.И.Лениным при назначении первого наркомом просвещения. Н.К.Крупская особо подчеркнула преимущественное значение подбора книг в библиотеках перед техникой библиотечного дела. В этих целях во Внешкольном отделе Наркомпроса составлялись примерные библиографические списки для комплектования различного типа библиотек, изб-читален, сельских и рабочих библиотек. К 1 января 1919 г. было разослано до 500 экземпляров таких списков.

Четвертая задача рекомендательной библиографии связана с использованием ее в качестве орудия идеологической борьбы. Помимо всего прочего, этому способствовала начавшаяся гражданская война. По словам Н.К.Крупской, эта война "повернула все дело на другие рельсы. Она потребовала прежде всего ответа на вопросы момента; нужна была агитация сильная, яркая. Это было орудием борьбы" [Пед. соч.: В 10 т. М., 1959. Т. 7. С. 105]. Она и велась на стороне Красной Армии. При этом использовались самые разнообразные формы, в том числе и своеобразные, например выполненные от руки настенные плакаты с рекомендательными списками по актуальным вопросам текущего момента. В 1920 г. их начали выпускать типографским способом, большим форматом в четыре сложенные страницы. Примечательны темы этих библиографических списков-плакатов: "Вечно ли владычество капитала?", "Правда и ложь про коммунистов", "За что мы воевали и за что воюем сейчас", "Учись военному делу", "Прошлое и настоящее Интернационала", "Что читать о Париж-ской Коммуне", "Орудие борьбы с голодом в ваших руках".

Первые итоги развития советской рекомендательной библиографии подвела сама Н.К.Крупская. Основной пафос ее статей и рецензий - борьба с буржуазными теориями библиографии. В ответ на утверждение, что подбор книг должен быть беспартийным, она писала: это "является чистейшей фикцией, когда дело касается общественных наук; библиотекарь-социалист никогда не станет рекомендовать читателю книги, освещенной с точки зрения монархиста, не станет рекомендовать, потому что будет считать такую книжку вредной" [Там же. Т. 10. С. 13]. Партийная точка зрения ее возвращает нас к ленинской рецензии на труд Н.А.Рубакина "Среди книг". Теперь уже Н.К.Круп-ская написала рецензию на другую работу Н.А.Рубакина "Письма к читателям о самообразовании", впервые вышедшую в 1913 г., а теперь в 1919 г. переизданную. Сам факт этот примечателен. К тому же и Н.К.Крупская в целом отзывается о книге положительно: "Написана она очень горячо, и читателю невольно передается любовь автора к книге, его вера в великую силу знаний". В то же время она оговаривает, что "не во всех вопросах можно согласиться с автором, далеким от классовой точки зрения...". Например, в главе, содержащей список книг, "которые надо всякому прочесть", давая "широкое место представителям буржуазной и мелкобуржуазной идеологии, Рубакин выкидывает за борт всю марксистскую литературу... И это после долгих рассуждений на тему о необходимости беспристрастности при подборе книг" [Там же. Т. 10. С. 23-24]. Напомним при этом, что Н.А.Рубакин исправил свой подход к марксистской литературе, включив ее в вышедший в том же году (1913) второй том "Среди книг", правда, под большим влиянием первого русского марксиста Г.В.Плеханова.

Таким образом, принцип партийности (большевистской) был, можно считать, доминирующим на этапе становления совет-ской рекомендательной библиографии. Другое дело - следующий этап: мирное восстановление народного хозяйства в 1920-1929 гг. В основе лежала электрификация промышленности и всей страны, что требовало значительного подъема культуры населения. Для реализации этих целей в ноябре 1920 г. при Наркомпросе был организован Главный политико-просветительский комитет (Главполитпросвет). Его задача - объединить под руководством партии политико-просветительскую и агитационно-пропагандистскую работу всех ведомств, комсомола и направить ее на "обслуживание политического и экономического строительства". Сам В.И.Ленин в речи на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования (3 ноября 1920 г.) наметил программу политпросветработы на длительный период времени. По его словам, основная задача состояла в том, чтобы каждый агитатор был государственным руководителем всех крестьян и рабочих в деле экономического строительства государства. Отсюда одно из важнейших направлений этого периода - воспитать сознательность масс, что связано с книгой, чтением. И здесь агитатор "должен сказать, что для того, чтобы быть коммунистом, нужно знать, нужно прочесть вот такую-то брошюрку, вот такую-то книжку" [Полн. собр. соч. Т. 41. С. 407].

Как бы в развитие этих высказываний В.И.Ленина в 1921 г. в Главполитпросвете был создан программно-библиографический отдел, в дальнейшем реорганизованный в библиографическое бюро. Именно этому учреждению вменялось в обязанность составлять библиографические списки и программы по отдельным предметам для совпартшкол и в помощь самообразованию, а также списки и указатели к агитационным кампаниям.

Важнейшие агитационные кампании и были посвящены экономике. Одним из первых рекомендательных указателей этого рода стал "В помощь читателю: (Сборник рецензий на книги и брошюры, вышедшие, главным образом, за последние четыре года). Вып. 1: Экономическое строительство" и был издан для делегатов Всероссийского совещания политпросветов, так как предназначался библиотекарю и руководителю чтения в кружках. Установлено, что автором пособия была Н.К.Крупская. В частности, ее опыт рекомендательного аннотирования (рецензирования, по ее терминологии) и здесь, и в других ее библиографических работах того времени сыграл важную роль в создании методики рекомендательной библиографии.

Среди рекомендательных библиографических пособий экономической тематики, изданных в рассматриваемый период, особое место занимает указатель, напечатанный в приложении к книге И.И.Степанова-Скворцова "Электрификация РСФСР в связи с переходной фазой мирового хозяйства" [М., 1922. XVI, 392 с. Библиогр.: с. 379-389]. Одним из авторов предисловия был В.И.Ленин, и это повышает значимость положительной оценки издания. Не прошел без внимания и приложенный указатель, ценность которого виделась в том, что он предназначен "как для тех, кому трудно было бы, без пояснений, понять некоторые места в изложении тов. Степанова, так и для тех, кто хочет знать главнейшие труды русской и иностранной литературы по данному вопросу вообще". Указатель был аннотирован и сопровождал читателя по главам книги. Некоторые аннотации перерастали в рецензии. По своему методическому исполнению этот прикнижный библиографический указатель сохраняет интерес и для нашего времени.

Как мы уже отмечали выше, становление советской библиографии характеризовалось достаточно активным вниманием к ее критической (оценочной) функции. Правда, не всегда четко квалифицировалось ее отличие от рекомендательной функции. Но важно подчеркнуть само использование библиографической журналистики. И вот теперь необходимо сказать, что она характерна и для первых шагов советской рекомендательной библиографии. После своего создания Главполитпросвет организовал выпуск нескольких журналов, в том числе: "Бюллетень книги" (1922-1923), "Вестник книги" (1924-1925), "Что читать деревне" (1925-1928) и др.

"Бюллетень книги" открывался программной статьей "Библиография и политическое просвещение", где были определены новые задачи библиографии. Подчеркивалось, что она "не просто культурническое дело, каким оно было до революции. Вместо расплывчатых и туманных идеалов, библиография имеет теперь строго определенные цели. Основываясь на идеологии авангарда рабочего класса - коммунизме, она становится политпросветительной библиографией". В этой связи важно было определить, к какому читателю обращается та или иная книга, удачно ли она составлена, удовлетворяет ли читателя и его запросы, следовало бороться с ненужными и вредными книгами, в том числе выпущенными частными издательствами, возобновившими свою деятельность в период нэпа. Примечательно следующее заявление журнала: "Мы хотим стать регулятором книжного пользования в нашей Республике". "Бюллетень книги" считается сложившимся типом советского рекомендательного библиографического журнала. Но в 1923 г. к его изданию был привлечен еще и Госиздат, сотрудники которого выступали, как мы уже отмечали, за некий объективизм в библиографии, в частности при аннотировании. Во всяком случае журнал в том же году был прекращен.

"Вестник книги" -своего рода продолжение журнала "Бюллетень книги" - имел более широкий читательский адрес - от библиотекаря до работника по борьбе с неграмотностью, но весьма прямолинейно понимал саму суть политического просвещения. Редактором его был известный советский библиограф, руководитель программно-библиографического отдела Главполитпросвета Л.Н.Троповский. Судя по программной статье, редакция журнала считала, что политическое просвещение "захватывает все отрасли знания и художественного творчества, служащие жизненным общественным интересам" "политическое просвещение означает подведение итога всему". Предполагая больше внимания уделять вопросам, волнующим деревню, редакция считала, что "уход за крестьянской лошадью, корм для скота, постройка крестьянской усадьбы - это вопросы, имеющие политическое значение". Специальные исследовательские публикации в журнале не рецензировались, поэтому его можно считать популярно-рекомендательным. Потребность в такого рода библиографической периодике была актуальной, но, как и его предшественник, "Вестник книги" просуществовал лишь два года и влился в журнал "Книгоноша".

Специфическую роль играл в рекомендательной библиографии журнал "Что читать деревне". Одной из своих задач он ставил сбор и публикацию отзывов крестьян о книгах. Печатаемые в нем рекомендательные списки отражали темы, интересующие крестьянство. Много внимания уделялось библиографированию популярных книг, издание которых в это время усилилось. В 1928 г. журнал начал печатать отзывы не только на книги, изданные для деревни, но и на "книжки городского типа", которые могли интересовать наиболее передовых сельских читателей. В общем журнал "Что читать деревне" справедливо считается первым библиографическим изданием, адресованным непосредственно читателю-крестьянину, агроному, сельскому читателю, избачу.

Как мы знаем, большие надежды возлагались на деятельность Научно-исследовательского института библиотековедения и рекомендательной библиографии, в том числе и в развитии библиографической журналистики. И, действительно, в целях повседневной помощи библиотекам в работе с читателями институт с 1936 г. стал издавать два массовых журнала рекомендательного характера: "В помощь сельскому библиотекарю и читателю" и "Что читать" (для городских библиотек и читателей). В 1938 г. они были объединены в один ежемесячный журнал, выходивший под названием "Что читать" вплоть до 1941 г. (в этом году издавался ГБЛ). По своему содержанию это универсальный журнал. Широко использовал такие жанры, как библиографические обзоры по актуальным вопросам, рецензии на новые книги, библиографические списки к знаменательным датам, программы чтения по разным отраслям знаний и для различных категорий читателей. По отзывам самих библиотекарей и читателей, журнал пользовался спросом.

И все же, несмотря на разнообразие предпринимаемых попыток, говорить о том, что в предвоенные годы была создана система текущей рекомендательной библиографии, не приходится. Одного журнала "Что читать" было явно недостаточно. Не хватало и отдельно изданных пособий рекомендательной библиографии. Скажем, тот же НИИ библиотековедения и рекомендательной библиографии выпускал в год лишь 15-25 названий. Особую активность в предвоенные годы проявили крупнейшие библиотеки - ГБЛ, ГНБ и ГПБ им. М.Е. С.-Щедрина. В частности, ГБЛ приступила к подготовке многоотраслевого и капитального библиографического труда "Книга о лучших книгах" в 60 выпусках, предназначавшегося для самообразования широкого круга читателей. В 1939-1941 гг. изданы выпуски, посвященные античной литературе, астрономии и биологии. Однако они показали отсутствие четких методических установок и у редакции, и у авторского коллектива. ГНБ в 1937 г. предприняла выпуск серии рекомендательных брошюр "Что читать рабочему о своем производстве". ГПБ им. М.Е. С.-Щедрина выпускала для читателей массовых библиотек рекомендательные библиографические пособия по актуальным темам, особенно по общественно-политической и художественной литературе.

Новые задачи в области рекомендательной библиографии были намечены в постановлении ЦК партии "О литературной критике и библиографии". Состояние здесь квалифицировалось как неудовлетворительное: "До сих пор не разработаны библиографические справочники, рекомендательные списки книг для чтения по различным отраслям науки и указатели литературы для различных профессий". На АН СССР возлагалась задача издания капитального труда по всем основным отраслям знания "Книга о книгах" и уже в июне 1941 г. разработка его была закончена. ГБЛ был передан журнал "Что читать", и ей поручалась разработка библиографических списков для массовых город-ских и сельских библиотек. Здесь был организован подотдел рекомендательной библиографии. ГПБ им. М.Е. С.-Щедрина за-планировала на 1941 г. выпуск 19 рекомендательных библиографических пособий. С конца 1940 г. она приступила к изданию "Календаря знаменательных дат" и опубликовала до начала войны 98 выпусков.

В послевоенный период, согласно ряду партийно-правительственных постановлений о дальнейшем совершенствовании рекомендательной библиографии, главной организацией в масштабе всей страны стала ГБЛ [подробнее см.: Смирнова Б.А. Деятельность ГБЛ в области рекомендательной библиографии. М., 1964]. На нее были возложены не только координирующие, теоретические и методические, но и издательские функции. К началу 50-х годов ГБЛ, наравне с Издательством ВКП, представляла собой крупнейшее библиографическое издательство. Правда, в ходе очередной перестройки системы книжного дела в стране в 1964 г. на базе редакционно-издательских отделов ГБЛ и ВГБИЛ, Издательства ВКП, редакции литературы по издательскому делу, полиграфической технике и книжной торговле издательства "Искусство" было создано издательство "Книга". Оно стало универсальным книговедческим издательством. В нем была централизована издательская деятельность всех основных ее органов по рекомендательной библиографии для массового читателя. Сформировалась определенная совокупность серийных изданий [подробнее см.: "Книга": Каталог изд. М., 1968- . Вып. 1- ]. ГПНТБ СССР были приданы функции организационно-методического и научно-исследовательского центра рекомендательной библиографии в помощь профессиональному самообразованию и повышению квалификации массовых профессий и специалистов промышленности. В качестве составителей пособий этой направленности выступали различные органы ГСНТИ.

Особо важную роль сыграла ГБЛ в создании рекомендательных библиографических пособий универсального профиля. Крупнейшим из них был трехтомный труд "Книга о книгах", изданный в 1969-1970 гг. Это своеобразное продолжение в новых исторических условиях труда Н.А.Рубакина "Среди книг". Сравнивать их нельзя, хотя бы потому, что "Книга о книгах" не является универсальным пособием в точном смысле, как определяет Э.К.Беспалова [Библиография: Общий курс. 1981. С. 316]. Это многоотраслевой указатель с широким проблемно-тематическим раскрытием отдельных отраслей. Не включены книги по логике, языкознанию, географии, биологии, сельскому хозяйству. Отрасли естествознания и техники детально не раскрыты. Только отдельными аспектами представлены математика, физика, психология. Не отражена художественная литература, так как ей посвящены отдельно изданные пособия самообразовательного назначения, сведения о которых даны в третьем томе.

"Книга о книгах" состоит из трех томов: Т. 1. Марксизм-ленинизм, Всемирная история; Т. 2. Современный научно-технический прогресс. История естествознания и техники; Т. 3. Эстетика. Литературоведение. Искусствознание. Каждый том имеет более детальную структуру, выделены крупные отраслевые и тематические разделы, в ряде случаев - персональные разделы. Библиографический отбор осуществлялся на основе репертуара советских и зарубежных изданий, выпущенных в 50-60-е годы. В отдельных случаях включались и более ранние издания, сохранявшие научную значимость и не имевшие равноценной замены. Основной вид отраженных изданий - книга, в незначительном количестве - статьи, в третьем томе охарактеризованы основные журналы по художественной литературе и искусству. Всего в "Книге о книгах" насчитывается около 5,5 тыс. названий, в том числе примерно 300, вышедших уже после завершения работы над указателем. По томам общее число распределяется так: первый том - более 2500, второй - более 1700, третий - 1300.

В указателе использовано широкое разнообразие библиографических жанров, правда, не организованных единым методическим принципом. Основной - аннотация, различная по объему, структуре, элементам содержания. В аннотациях характеризуются научная ценность издания, степень его доступности, личность автора, значение и место издания в литературе вопроса, цитируются отзывы о нем и т.д. В отдельных случаях используются групповая аннотация, библиографические списки, указатели и обзоры, как специально составленные, так и уже имеющиеся в наличии. В последнем случае представлено более 130 названий. Особенно это характерно для третьего тома, в котором разделы и подразделы включают рубрику "Справочные и библиографические издания". Кроме того, в приложении "Библиографические пособия по истории литературы и искусства. Тематическая библиография художественной литературы" приведен список примерно 80 серий и отдельных указателей, сгруппированных по принципу усложнения целевого и читательского назначения.

Методически более строго систематизировано содержание указателя. Разделы начинаются перечнем книг общего характера, освещающих отрасль или проблему в целом. Затем рекомендуются книги по более узким, частным вопросам. Книги повышенной сложности, имеющие в некоторых случаях специальный характер, помещены в конце рубрик. В целом выдержан единый принцип раскрытия содержания и рекомендации вопроса - от общего к частному, что в большей мере соответствует характеру самообразовательного чтения. Но вот с точки зрения аппарата указатель очень беден: есть только алфавитный перечень работ по каждому тому.

Что касается читательского адреса, то "Книга о книгах" преимущественно предназначена людям, имеющим достаточно высокую общеобразовательную подготовку и ориентированным в специфике библиографических пособий и методах их использования. По некоторым вопросам этот указатель могут использовать лишь читатели с высшим образованием, обладающие развитыми навыками самостоятельного чтения. В этом отношении более широкому кругу читателей предназначено еще одно библиографическое пособие ГБЛ - выпускаемая с 1967 г. серия указателей "Круг чтения молодежи". Она рекомендует литературу для расширения кругозора, выработки цельного мировоззрения, выбора жизненного пути. Указатели для молодежи могут быть использованы и в руководстве чтением взрослых читателей, не обладающих высоким уровнем общеобразовательной и книговедческой подготовки.

О тематике "Круга чтения молодежи" можно судить по названиям первых выпусков этой серии: "На орбите времени" (два издания), "Люблю тебя, моя Отчизна", "Мое призвание", "Контуры грядущего", "Знать, соблюдать, охранять", "Человек и машина", "Встречи с прекрасным", "В битве идей нет компромиссов", "Фундамент прогресса". Каждый выпуск включает книги и статьи, преимущественно популярного характера, но есть и работы классиков науки, доступные неспециалисту. Из возможных библиографических жанров выбрана беседа о книгах. Это позволило довольно подробно раскрыть существо проблемы, применить приемы "заинтересованности". Каждый раздел выпуска может быть прочитан как живой рассказ о проблеме и раскрывающих ее книгах, содержит наиболее яркие приемы популяризации, например: высказывания известных людей, цитаты из произведений художественной литературы и рекомендуемых изданий. Круг чтения предполагает раскрытие соответствующих взаимосвязей между отдельными выпусками самих библиографических пособий и, значит, отдельными книгами, статьями. В этом отношении данное сериальное издание может служить в качестве образца.

Рекомендательная библиография

отрасль научной и практической деятельности, один из видов библиографии (См. Библиография). Главное общественное назначение Р. б. в СССР и др. социалистических странах - содействовать общему и профессиональному образованию и самообразованию, пропаганде политических, научных и эстетических знаний, в целях всестороннего развития личности и воспитания её в духе принципов коммунизма. Р. б. выступает как одно из основных средств пропаганды книги, метод руководства чтением. На Р. б. распространяются главные ленинские принципы пропаганды: партийность, научность, связь с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Пропаганда книг средствами Р. б. осуществляется различными каналами массовой коммуникации: библиотеками, периодической печатью, радио, телевидением. Система рекомендательно-библиографических пособий представляет собой комплекс изданий, охватывающий все важнейшие отрасли знания и обслуживающий различные сферы общественной практики. Имеются 3 главные отраслевые ветви пособий: общественно-политической тематики; естественнонаучной и технической; художественной литературы, литературоведения и искусства; составляются также пособия, отражающие межотраслевую проблематику. Пособия Р. б. дифференцируются в соответствии с социально-демографическими и др. признаками читательских групп и по целевому назначению (овладение определённой отраслью знания, расширение политического, общенаучного и культурного кругозора, повышение квалификации и т.д.). В зависимости от назначения в основе пособия лежит определённый идейно-педагогический замысел, диктующий проблематику пособия, отбор литературы, композицию и форму подачи материала. Пособия Р. б. используются пропагандистами и лекторами в пропаганде знаний, библиотекарями в различных формах индивидуальной и массовой работы с читателями. В создании системы пособий участвуют центральные, республиканские и областные (краевые) библиотеки. Значительная роль в развитии советской Р. б. принадлежит Н. К. Крупской. Разработка теории Р. б. ведётся по следующим проблемам: социальные функции Р. б., психолого-педагогические проблемы Р. б., содержание, формы и методы пропаганды книги средствами Р. б. и др. Координационный и методический центр в области Р. б. - Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина в Москве.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 111-14; Крупская Н.К., О библиотечном деле, М., 1957; Рекомендательная библиография и руководство чтением, Сб. статей по теории и методике, М., 1967; Современные проблемы развития рекомендательной библиографии, Сб. статей, М., 1973.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

    БИБЛИОГРАФИЯ БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - БИБЛИОГРАФИЯ [от греч. βιβλίον книга и γράφω пишу] БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, информация об изданиях, относящихся к комплексу научно богословских дисциплин. Термин «библиография» появился в Др. Греции и первоначально означал «переписывание книг».… … Православная энциклопедия

    - (от греч. biblion kнига и...графия) отрасль научной и практической деятельности, в задачи которой входят информация о произведениях печати и их активная пропаганда в определенных общественных целях. Дисциплина, которая изучает… … Большая советская энциклопедия

    БИБЛИОГРАФИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - раздел библиографии, в задачи к рого входят учёт и информация о произведениях печати для детей и юношества. Такая информация направлена в два осн. адреса: взрослым (учителям, родителям, воспитателям, специалистам, профессионально связанным с… … Российская педагогическая энциклопедия

    Библиография детской литературы - раздел библиографии, в задачи которого входят учёт и информация о произведениях печати для детей и юношества. Б.д.л. предназначается взрослым (педагогам, другим специалистам, работающим с детьми, родителям) и детям и помогает ориентироваться… …

    БИБЛИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ - БИБЛИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ, отрасль научной и практической деятельности, основными задачами которой являются информация о художественной литературе и трудах по литературоведению, пропаганда и рекомендация лучших произведений литературы, помощь… … Литературный энциклопедический словарь

    Recommendatory bibliography - Рекомендательная библиография … Краткий толковый словарь по полиграфии

    Коммунальное учреждение культуры «Днепропетровская областная универсальная научная библиотека имени Первоучителей славянских Кирилла и Мефодия» … Википедия

    Внеклассное чтение - педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению в соответствии с их индивидуальными интересами и потребностями. Термин предложен В.П. Шереметевским в 1886. В.ч. расширяет кругозор учащихся, помогает… … Педагогический терминологический словарь

    - (от лат. nota знак, нота и греч. grapo пишу). 1) Пособия (указатели, обзоры, списки, каталоги), в к рых описаны, перечислены и систематизированы в определ. порядке (алфавитном, хронологич., тематич. и др.) нотные издания и… … Музыкальная энциклопедия

    Женщины в зарубежной популярной музыке Женщины в зарубежной популярной музыке (НОТА Р, 2004) Жанр: энциклопедический справочник Автор … Википедия

Книги

  • Творчество Чюрлёниса (соната весны) , В. Ландсбергис , Настоящая монография, подготовленная к столетию литовского художника и композитора Микалоюса Константинаса Чюрлениса (1875-1911), является переизданием книги, имевшей прежде несколько иное… Категория: Биографии, мемуары Издатель: Музыка ,
  • Очерки истории советского искусства ,

Вопрос о рекомендательной библиографии обсуждается достаточно активно в библиотечной среде уже как минимум второй десяток лет. Сам термин «рекомендательная библиография» за это время поменялся от полного неприятия руководства чтением в начале 90-х годов, до одной из важнейших функций современной библиотеки. Особую значимость эта проблема приобретает с развитием компьютерных технологий и подключением публичных библиотек к Интернет. Наше книжное пространство стало все больше напоминать бескрайний океан, в котором достаточно просто «утонуть» и юному и взрослому читателю. Рекомендательная библиография в этой связи становится не только путеводителем в море информации, но и насущной общественной потребностью.

Потребность в информации у наших пользователей за последнее десятилетие выросла многократно, есть и желание читать, но нет навыков в подборе информации. Ориентиром в выборе все чаще становится реклама или просто яркая обложка. Но как писал еще Белинский (не дословно): чем читать плохие книги, лучше не читать совсем.

В чем же основная задача рекомендательной библиографии? Советовать, рекомендовать, руководить чтением - в чем здесь разница? На мой взгляд, основная задача рекомендательной библиографии - просвещать. Показывать широкие возможности выбора и давать надежные ориентиры. Для этого библиографу необходимо самому иметь богатый читательский опыт и эрудицию.

Размышляя на страницах профессиональной прессы о современном состоянии российской рекомендательной библиографии ведущие библиографы выделяют несколько новых тенденций.

Прежде всего, наблюдается рост общего количества рекомендательных пособий. Меняется ситуация в плане жанрового и тематического разнообразия рекомендательных пособий, появляются календари-альманахи, иллюстрированные календари, хроники, летописи, дайджесты, пресс-дайджесты, путеводители, каталоги и т.д. Все чаще в подобных изданиях присутствует поясняющий, сопроводительный текст, знакомство с проблемой. Опыт многих библиотек России свидетельствует, что умело и вовремя подготовленное, и к тому же хорошо оформленное библиографическое пособие может стать «точкой роста» как для маленького, так и для взрослого читателя при изучении той или иной темы. Такие библиографические пособия являются как правило, источником выполнения самых сложных запросов.

Поэтому современная библиографическая продукция должна учитывать особенности новой информационной культуры: доступность и качественное аннотирование материала, систематизация, стилистика и объем пособия должны точно отвечать целевому и читательскому назначению, грамотное оформление.

В подготовке библиографического пособия выделяют несколько основных этапов:

  • - выбор и изучение темы (проблемы);
  • - разработка плана будущего издания;
  • - выявление круга документов по данной теме;
  • - точное библиографическое описание документов (составление аннотаций);
  • - оформление пособия (привлекательная обложка, гармоничное сочетание шрифтов и рисунков, выделение наиболее значимой информации).

В подготовке библиографических пособий очень важен каждый из перечисленных этапов, эта работа требует тщательно продуманных методических решений.

Новые информационные технологии и Интернет оказали огромное влияние на различные сферы жизни российского общества, в том числе и на библиотечную работу.

Книга, традиционная печатная продукция становятся не единственной профессиональной ценностью библиотекаря, рядом с ними формируется новый блок носителей информации.

Особенно интенсивно Интернет вторгается в область справочно-библиографического и информационного обслуживания библиотек. Всемирная сеть открывает новые возможности для использования профессионального опыта и знаний библиотекарей в удовлетворении информационных потребностей пользователей. Поэтому практически все инновации в библиографической работе библиотек так или иначе связаны с развитием новых информационных технологий. Пользователю необходимо быстрое получение информации, легкость и доступность поиска.

Современный символ библиотеки как информационной службы мог бы звучать так: «Информацию и знания - здесь и сейчас».

Практически все библиотеки России идут по пути освоения новых информационных технологий, выбирая для себя то или иное направление. В библиотеках создаются новые электронные продукты, на которых представлены краеведческие фонды, архивы библиотек, фонды периодических изданий.

Создаются мультимедийные диски по тем или иным актуальным темам (серия компакт-дисков «Молодежный информационный навигатор» опыт Самарской ОЮБ), создаются специализированные отделы, где к услугам пользователей предоставлены все имеющиеся информационные ресурсы - работа на компьютере (с выходом в Интернет), мультимедийные диски, просмотр аудио- и видеопрограмм (опыт Саратовской ОБДЮ).

Практически все областные библиотеки имеют свои сайты, каждый их которых интересен по - своему.

Наполнение сайта самое разнообразное, от создания одного или нескольких информационных проектов (полнотекстовая БД «Времен связующая нить» и «Традиционная культура Урала», опыт Челябинской ОЮБ), до организации виртуальных выставок и молодежных форумов.

Создаются тематические мультимедийные издания в помощь в изучении школьных предметов («CD и смотри», «CD и учи» опыт библиотек Челябинской области), а также диски, посвященные вопросам трудоустройства молодежи, воинской обязанности, правовой ответственности и др.

И еще одно интересное направление - создание справочно-библиографических служб в Интернете. Интересен опыт мобильного справочного обслуживания в библиотеках вузов (идея университетских библиотек США), в справочных и информационных отделах пользователям предоставляются определенные часы - время «мобильного» обслуживания, за короткий срок пользователь получает максимум информации по своему запросу (выполняют мобильные запросы наиболее квалифицированные сотрудники отдела).

В некоторых библиотеках создаются справочные службы по телефону или по электронной почте библиотеки (служба «Библиосервиса», опыт библиотек Томской области). Обратившись в подобную службу пользователь может заказать любое издание, курсовую работу, диплом, составление библиографического списка по теме на определенный день и час.

Это только несколько наиболее интересных направлений в справочно-библиографической работе библиотек, многие из которых не требуют особых материальных затрат, и как будет развиваться эта деятельность, зависит от специфики работы самой библиотеки, учета запросов пользователей, грамотной политике по привлечению новых пользователей.

Детской литературы:

история и современность

Прежде, чем обратиться к истории и современному состоянию рекомендательной библиографии детской литературы, хочется сказать о ее роли в обществе. Ее роль заключается в том, чтобы помогать детям и взрослым ориентироваться в книжном потоке, содействовать обучению и самообразованию, самовоспитанию, формированию читательской культуры и в целом - развитию личности. Рекомендательную библиографию детской литературы можно назвать инструментом для реализации важной функции детской библиотеки - руководства и педагогического сопровождения детского чтения.

Рекомендательная библиография литературы для детей и юношества возникла во 2-й половине XIX в., когда вместе с развитием капитализма России требовалось больше образованных людей. Тогда еще не было самого понятия «рекомендательная библиография», но уже составлялись пособия, призванные влиять на чтение детей и молодежи. Первые библиографические пособия по детскому чтению создавались разными обществами, комиссиями и персонально библиографами. Назовем несколько известных библиографов конца XIX - начала XX в.: Феликс Густавович Толль и его указатель «Наша детская литература», Николай Александрович Рубакин и указатель «Среди книг», Игнатий Владиславович Владиславлев и указатель «Что читать?». составил и первый советский указатель под названием «Избранная литература для юных читателей по темам».

Рекомендательная библиография изначально имела ярко выраженный педагогический характер . В первые годы советской власти ее использовали при ликвидации неграмотности. Например, при участии Надежды Константиновны Крупской Наркомпрос составил так называемую «Грамоту гражданина». Эта программа занятий с неграмотными включала в себя рекомендательные списки. А известный педагог Василий Александрович Сухомлинский выдвинул тогда идею, как отбирать литературу для «Золотой библиотеки отрочества».

Тем не менее вплоть до 1930-х годов рекомендательная библиография в России не получала должного развития. Потом большой удар ей нанесла Великая Отечественная война. В то время рекомендательная библиография, как могла, содействовала военно-патриотическому воспитанию. В основном выходили пособия оперативных «малых форм».

А «золотой период» развития рекомендательной библиографии наступил лишь в 1960-1980-х годах . Перечислим некоторые замечательные библиографические работы того времени. Во-первых, в 1970-х годах это были путеводители Государственной Публичной библиотеки имени М. Салтыкова-Щедрина «Что читать?» для 5-6-х классов и для 7-8-х классов. Путеводители предлагали школьникам лучшие книги по всем областям знаний, включая художественную литературу . Авторы путеводителей - группа библиографов под руководством Инессы Николаевны Тимофеевой. Инесса Николаевна работала в этой библиотеке с середины 1950-х годов, с момента открытия научно-методического отдела. В те годы в отделе была создана группа по библиотечной работе с детьми и руководству детским чтением. Молодой кандидат педагогических наук Инесса Тимофеева возглавляла эту группу. Интересные издания серии «За страницами вашего учебника» выпускали сотрудники Государственной республиканской детской библиотеки РСФСР. Существовали и серии бесед «Советские писатели - детям» и «Прочти эти книги», которые создавались силами Государственной библиотеки СССР имени Ленина. И, конечно, стоит вспомнить разные издания Домов детской книги в Москве и в Ленинграде. А в 1987 г. вышел указатель Инессы Николаевны Тимофеевой «100 книг вашему ребенку», который до сих пор считается в детских библиотеках классическим.

В каком положении находилась рекомендательная библиография в 1990-х годах? Распад СССР и кризис в стране не лучшим образом отразились на состоянии и финансировании библиотек. Тогда сам термин «рекомендательная библиография» считался идеологическим штампом, от которого стремились освободиться. Термин «руководство чтением» тоже был неприемлем. И на смену понятию «рекомендательная библиография» приходят слова «продвижение чтения». О том, что происходило в детской литературе, можно было прочитать в единственном специализированном журнале «Детская литература». Но он в конце 1990-х годов прекратил свое существование. Основная работа по информированию детей о новой литературе и разработка рекомендательных пособий легла на плечи детских, юношеских и школьных библиотек . Библиография и издательское дело стали жертвами хозрасчетных отношений. Когда комплектование огромного числа детских библиотек свелось к нулю, создавать рекомендательные пособия стало бессмысленно. Ребенок мог узнать о книге, но никогда ее не прочесть. Выход из тяжелейшей ситуации оставался один - использовать информационные технологии , подключать библиотеки к Интернету, чтобы создавать информационные ресурсы. В то время появились две самостоятельные версии программы «Ликс-Изборник», созданные сотрудниками Российской государственной детской библиотеки. «Ликс» расшифровывается как «Локальная информационная компьютерная система». Что представляла собой программа «Ликс-Изборник»? Это был записанный на диске, структурированный по темам, любимым героям, отраслям знаний путеводитель для детей разных возрастных групп. В 1998 г. появился вариант мультимедийной версии программы под названием «Час книги». В нашей библиотеке программа активно использовалась в работе.

Несмотря на все проблемы того времени, появлялись интересные библиографические издания. Назовем некоторые: энциклопедия для родителей «Что читать Вашему ребенку от года до десяти» Инессы Николаевны Тимофеевой и трехтомный словарь «Писатели нашего детства. 100 имен», созданный Российской государственной детской библиотекой.

Как обстоят дела с рекомендательной библиографией детской литературы сейчас? Компьютеризация и освоение интернет-пространства детскими библиотеками начались в конце XX – начале XXI вв. Это были уже инновационные методы донесения библиографической информации до пользователей. С развитием компьютерных технологий особую значимость приобретает проблема отбора и оценки изданий. Ведь книжное пространство напоминает океан, в котором запросто утонуть. Рекомендательная библиография становится главным путеводителем в океане информации. Она развивается сегодня параллельно и на бумажных, и на электронных носителях. Главное - это неравнодушие библиографов, желание фантазировать, привлекать детей к книге.

Несколько слов о «малых» (традиционных) формах рекомендательной библиографии. «Малые» формы оперативны и мобильны. К ним относятся закладки, памятки, списки литературы, буклеты . Произвести впечатление на современного читателя - задача не из легких, поэтому пособия «малых форм» должны быть оригинальны по оформлению и по содержанию. Наша Псковская областная библиотека для детей и юношества имени выпускает множество таких пособий.

Теперь об электронных ресурсах . Сегодня один из самых крупных центров рекомендательной библиографии детской литературы - это Российская государственная детская библиотека (РГДБ), выпускающая значительную часть всех пособий для детей и организаторов детского чтения. РГДБ - научно-методический и исследовательский центр по вопросам библиотечной работы с детьми и подростками.

Какие же существуют интернет-ресурсы в области рекомендательной библиографии детской литературы? В 2002 г. сотрудники РГДБ создали авторитетный интернет-ресурс, навигатор в мире книг - «БиблиоГид». Главная его задача - выбрать для детей лучшее из издательской продукции. Причем на сайте отмечены и те книги, которые, по мнению авторов сайта, не заслуживают высокой оценки. Аннотации, обзоры на сайте пишут ведущие литературные критики и библиографы детской литературы Ксения Молдавская, Алексей Копейкин, Мария Порядина.

Второй интернет-ресурс - «Детям и о детях», созданный РГДБ. Он представляет собой ежеквартальный аннотированный каталог современной детской литературы. Каталог помогает библиотекарям комплектовать библиотеки качественными современными изданиями. Каждая его позиция содержит библиографическое описание книги, аннотацию, изображение обложки, возраст читателя, которому адресована книга, и разную другую информацию. В 2012 г. появился еще один каталог, созданный РГДБ, - «Вебландия - лучшие сайты для детей». Он объединяет более 1000 сайтов познавательного и развлекательного характера для детей. Отбор сайтов идет с учетом «белых списков» (перечень веб-адресов, разрешенных для посещения) и согласно Федеральному закону № 000 о безопасности информационной продукции для детей. И, конечно, важным критерием отбора служит наличие интересного, написанного литературным языком контента. Кроме библиотекарей, материал сюда может прислать любой пользователь, если предложенный им сайт соответствует критериям.

Нельзя обойти вниманием еще один интернет-ресурс - «Папмамбук», адресованный родителям. Многие родители понимают значимость чтения для развития детей и очень заинтересованы в том, чтобы привлечь своего ребенка к чтению. Сайт поднимает две важные темы: «Что и как читать ребенку» и «Как вырастить из ребенка читателя». Родители узнают о психологических закономерностях развития ребенка , о способах обучения малыша самостоятельному чтению, о книжном рынке. А гости проекта - писатели, художники, издатели - вспоминают о своих любимых детских книгах.

Теперь расскажу о сайте Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. . Много лет отдел информационно-библиографической деятельности ведет на сайте раздел «Книжный фарватер» из семи рубрик. Рубрика «Библиопремии» ведется недавно. Мы считаем, что информация о премиях в области детской литературы очень важна. Ведь лауреаты премий - те самые лучшие детские писатели, чьи книги с полным правом можно рекомендовать читателям, информировать о них руководителей детского чтения. Рубрика «Библионовинки» посвящена новым книгам для детей и юношества, а в «Библиоретро» мы вспоминаем книги прежних лет и тех авторов, на чьих произведениях выросло не одно поколение читателей. В рубрике «Библиокалендарь» мы рассказываем о книгах, которые тематически связаны с разными календарными датами. Можно сказать, что рубрика «Библиотекарю понравилась книга» - самая эмоциональная в разделе «Книжный фарватер». Это своеобразный читательский дневник библиографов, которые выражают свое личное впечатление о прочитанном. Рубрика «Памятники литературным героям» приглашает читателей в воображаемое путешествие по разным уголкам Земли, где стоят памятники героям детских книг. А в рубрике «Издания библиографов» мы помещаем разные обзоры литературы, которые готовит наш отдел. Прежде всего это ежегодный обзор новинок художественной литературы для детей и юношества «Ни дня без книги!».

Раздел «Книжный фарватер» - один из самых посещаемых на сайте нашей библиотеки. К нему обращается примерно 60% пользователей сайта.

Хотим мы того или нет, но способы общения и детей и взрослых за последнее десятилетие очень изменились. Дети и взрослые стали активными пользователями социальных сетей. Учитывая это, наша библиотека ведет несколько страничек «В контакте». Страничка «Два капитана»: роман, музей, библиотека» объединяет группу, посвященную жизни и творчеству писателя и его родному городу Пскову. Именно в нашей библиотеке, носящей имя, работает уникальный музей одного литературного произведения - романа «Два капитана». Вторая страничка - «Книжные дети», связанная с детской литературой. Она может быть полезна детям, их родителям и всем, кто любит детские книги. Третья - «Таланты и поклонники». Девиз этой группы: «Открой в себе талант! Найди своих поклонников!» Проект «Таланты и поклонники» программы «Перезагрузка» успешно совместил реальную работу в библиотеке с виртуальной версией, которая расширила возможность общения с пользователями. Участники группы представляют свои творческие работы в виртуальном пространстве.

С рекомендательной библиографией в некоторой степени связана и работа издательств, хотя это делается ими, конечно, в коммерческих целях. Например, издательство детской литературы «Розовый жираф» публикует рекомендательные списки литературы.

Любопытно, что дети и подростки нередко становятся участниками жюри премий в области детской литературы. Например, существует знак под названием «Нравится детям Ленинградской области ». Знак присуждается книгам, изданным в текущем году. Детские библиотеки области активно участвуют в проведении открытого голосования детей и подростков. Заключительный этап голосования и торжественное присвоение Знака авторам книг-победителей традиционно проходит в Ленинградской областной детской библиотеке.

Пожалуй, самый интересный из конкурсов в области детской литературы - это «Книгуру». Произведения, выдвинутые на участие в конкурсе, рассматриваются двумя инстанциями - Советом экспертов и Жюри. В Совет входят писатели, критики, педагоги, библиотекари, психологи, то есть взрослые. А Жюри состоит из детей и подростков в возрасте 10-16 лет. Чтобы стать членом Жюри, любому читающему ребенку этого возраста достаточно зарегистрироваться на сайте конкурса. Причем окончательный выбор победителей определяет именно Жюри в Интернете.

Рекомендательная библиография детской литературы прошла интересный путь становления и развития. Сейчас существует социальная потребность в ней, что диктуется и состоянием книжного рынка, и плохим комплектованием детских библиотек, и постоянно меняющимся содержанием школьного образования. А есть ли у рекомендательной библиографии будущее? Думается, что по крайней мере в ближайшее время сохранится социальная потребность в ней. Рекомендательная библиография, конечно, будет развиваться и приобретать новые формы вместе с идущими вперед информационными технологиями. Возможно, ее задачи будут связаны с какими-то эффективными проектами. Так, например, на одной из конференций детских библиотекарей рассматривался вариант прямой отправки информации о книгах прямо на мобильный телефон читателя (в рамках договора с читателем). Все эти проекты будут направлены на достижение глобальной цели - на сплочение нации посредством книги.

При подготовке материала использована литература:

Рыбина, Е. Библиография литературы для детей и юношества: учебник / Е. Рыбина. - М.: Московский государственный университет культуры, 1994. - 240 с.

Рыбина, Е. Библиография литературы для детей: учебник / Е. Рыбина, Е. Томашева. - М.: Книга, 1984. - 256 с.

https://fni-talya.

https://kaverin. ru

https://pedagogie. ru

Рекомендательная библиография, отрасль научной и практической деятельности, один из видов библиографии . Главное общественное назначение Р. б. в СССР и др. социалистических странах - содействовать общему и профессиональному образованию и самообразованию, пропаганде политических, научных и эстетических знаний, в целях всестороннего развития личности и воспитания её в духе принципов коммунизма. Р. б. выступает как одно из основных средств пропаганды книги, метод руководства чтением. На Р. б. распространяются главные ленинские принципы пропаганды: партийность, научность, связь с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Пропаганда книг средствами Р. б. осуществляется различными каналами массовой коммуникации: библиотеками, периодической печатью, радио, телевидением. Система рекомендательно-библиографических пособий представляет собой комплекс изданий, охватывающий все важнейшие отрасли знания и обслуживающий различные сферы общественной практики. Имеются 3 главные отраслевые ветви пособий: общественно-политической тематики; естественнонаучной и технической; художественной литературы, литературоведения и искусства; составляются также пособия, отражающие межотраслевую проблематику. Пособия Р. б. дифференцируются в соответствии с социально-демографическими и др. признаками читательских групп и по целевому назначению (овладение определённой отраслью знания, расширение политического, общенаучного и культурного кругозора, повышение квалификации и т.д.). В зависимости от назначения в основе пособия лежит определённый идейно-педагогический замысел, диктующий проблематику пособия, отбор литературы, композицию и форму подачи материала. Пособия Р. б. используются пропагандистами и лекторами в пропаганде знаний, библиотекарями в различных формах индивидуальной и массовой работы с читателями. В создании системы пособий участвуют центральные, республиканские и областные (краевые) библиотеки. Значительная роль в развитии советской Р. б. принадлежит Н. К. Крупской. Разработка теории Р. б. ведётся по следующим проблемам: социальные функции Р. б., психолого-педагогические проблемы Р. б., содержание, формы и методы пропаганды книги средствами Р. б. и др. Координационный и методический центр в области Р. б. - Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина в Москве.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 111-14; Крупская Н.К., О библиотечном деле, М., 1957; Рекомендательная библиография и руководство чтением, Сб. статей по теории и методике, М., 1967; Современные проблемы развития рекомендательной библиографии, Сб. статей, М., 1973.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978