Как сделать 1 задание егэ по русскому. Алгоритмы выполнения заданий егэ по русскому языку

Задание 1 по русскому языку ЕГЭ: теория и практика

Определение главной информации текста

Что надо знать?

Текст - речевая единица, характеризующаяся набором предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Смысловую целостность обеспечивает тема текста и его основная мысль. Именно благодаря единству этих понятий автор создает текст, понятный читателю.

Тема текста - то, о чем говорится в тексте.

Основная мысль (идея) текста - то, что хотел сказать автор читателю.

Смысловые конструкции текста – слова, предложения, абзацы, знаки препинания, несущие на себе основную структурную и смысловую нагрузку текста.

Ключевые слова – слова, несущие основную информацию в тексте

Текст строится по следующим логическим схемам:

    Причина - Следствие. Сначала говорится о причинах события или явления, потом указывается само событие или явление (или наоборот)

    Часть - Целое. Сначала перечисляются компоненты чего-либо, потом называется само явление.

    Факт - Вывод. Даются общеизвестные факты, которые служат всего лишь предысторией, которая приводит к выводу. Как правило, он находится в конце.

Алгоритм выполнения задания 1 :

    Внимательно прочитайте текст.

    Определите, какая информация в тексте является основной, а какая – второстепенной.

    Подчеркните в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается автором.

    Обратите особое внимание при графической обработке текста на 2 и 3 предложения: это, как правило, смысловой центр текста.

    Прочитайте варианты ответов, исключите суждения, которые содержат:

Второстепенную информацию

Фактические и логические ошибки

Искаженную информацию

    Найдите 2 предложения, в которых главная информация передана верно.

Примерная формулировка задания :

В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Типичные ошибки в ответах:

    Указывают (дают) информацию, которой нет в тексте;

    Указывают недостоверную информацию;

    Указывают неполную информацию;

    Дают два разных по содержанию ответа

Давайте рассмотрим Тестовое задание и вместе разберём его:

В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц - пыли, дыма, сажи. Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

выделяем в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания основной мысли текста:

1) В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей.

2) Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц - пыли, дыма, сажи.

3) Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей среде.

определяем причинно-следственные отношения между предложениями:

Второе предложение уточняет, расширяет смысл первого предложения (состав примесей в атмосфере - газообразные и твердые примеси). Обращаем внимание на роль градационного сочинительного союза не только, но и в 3-м предложении.

отсекаем второстепенную информацию: пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии.

В воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью много газообразных и твердых примесей. Загрязнители воздуха наносят урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

передаем в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.

Загрязняющие вещества различного характера в городах с развитой промышленностью наносят вред не только здоровью человека, но и окружающей среде.

1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия.

2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку.

3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу.

4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми.

Задачи для тренировки с одним ответом

Пример 1:

Московские меценаты не были ни великими художниками, ни гениальными артистами. Они вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали её развитию. Как правило, это были выходцы из московского купечества, представители богатейших промышленных и купеческих династий России.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Московские меценаты - представители богатейших промышленных и купеческих династий России.
2) Московские меценаты, как правило, представители богатейших промышленных и купеческих династий России, вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали её развитию.
3) Московские меценаты вошли в историю отечественной культуры, так как они были представителями богатейших промышленных и купеческих династий России.
4) Московские меценаты, будучи великими художниками и гениальными артистами, внесли большой вклад в развитие российской промышленности.

Пример 2:
Причиной волн являются ветры, дующие вдоль поверхности воды. Хотя вода и не течёт вслед За ветром, она всё же взлетает вверх в направлении ветра, образуя гребни, затем падает вниз и возвращается на своё место, делая при этом круги в вертикальной плоскости. Вот почему предмет, плавающий на волнах, лишь поднимается вверх и опускается вниз, но никуда не движется.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Причиной волн являются ветры.
2) Ветер поднимает волны, которые, опускаясь, возвращаются на своё прежнее место, поэтому предметы, плавающие в воде, никуда не движутся.
3) Волны под действием ветра делают круги в вертикальной плоскости, образуя при этом гребни и передвигая плавающие по воде предметы в направлении самого ветра.
4) Вода нс течёт вслед за ветром, а взлетает вверх в его направлении, образуя гребни волн.

Пример 3:
На поверхности нашего тела и внутри него живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий. Большинство бактерий безопасны для организма человека и даже необходимы для его функционирования, но некоторые виды опасны - они могут вызвать заболевания. Вот почему важно перед едой мыть руки с мылом.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Большинство живущих на коже человека бактерий безопасны для организма и даже необходимы для его функционирования.
2) В организме человека живет огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий.
3) Кроме огромного количества безопасных или необходимых для организма человека бактерий, на поверхности кожи могут оказаться болезнетворные бактерии.
4) Перед приёмами пищи необходимо мыть руки с мылом, так как на коже человека живёт множество бактерий, в том числе болезнетворных.

Пример 4:
Ветер может обладать большой. разрушительной силой. Это объясняется тем, что молекулы воздуха ударяются о предметы, которые стоят на их пути, и чем с большей скоростью они движутся, тем сильнее удар. Поэтому ветры и ураганы могут поднимать шторм на море, выкорчёвывать с корнями деревья., сносить крыши с домов.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Ветер способен нанести большой ущерб: выкорчевать деревья, снести крыши домов.
2) Разрушительная сила ветра обусловлена большой скоростью движения молекул воздуха, ударяющихся на своём пути о различные препятствия.
3) Молекулы воздуха ударяются о предметы, к:оторые стоят на их пути, и поэтому дует ветер.
4) Когда воздух неподвижен, мы его не чувствуем, но ветры и ураганы способны принести большие разрушения.

Пример 5:
Греки украшали керамические изделия орнаментальной и сюжетной росписью, в том числе сценками из повседневной жизни. Эти изображения дали учёным представление о том, как выглядели древние греки, что носили, какие у них были дома и мебель и какую жизнь они вели. Именно поэтому керамические· сосуды имеют большое значение в археологических исследованиях.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Изображения на керамических изделиях дали археологам представление о жизни и быте древних греков.
2) Керамические сосуды имеют большое значение в археологических исследованиях, так как греки украшали их орнаментальной росписью.
3) Керамические сосуды дали учёным представление о том, какого уровня достигло развитие ремесла в Древнем Риме.
4) Для украшения керамических изделий древние греки широко использовали сюжетную живопись.

Пример 6:
Если Вам довелось во время грозы при кратких вспышках молнии оказаться на оживлённой городской улице, Вы, конечно, заметили одну странную особенность: улица, только что полная движения, кажется в такие мгновения словно застывшей, прохожие останавливаются в напряжённых позах, машины неподвижны, отчётливо видна каждая спица колеса велосипеда. Причина кажущейся неподвижности заключается в ничтожной продолжительности молнии - тысячные доли секунды. Неудивительно поэтому, что улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молний совершенно неподвижной: ведь мы замечаем на ней только то, что длится тысячные доли секунды.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

4) При кратких вспышках молнии на оживлённой городской улице за тысячные доли секунды можно отчётливо увидеть движущиеся предметы

Ответы:
1) 2
2) 2
3) 4
4) 2
5) 1
6) 1

Задачи для тренировки с 2-мя ответами

Пример 1

(1) В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук, разглядывая в микроскоп тонкие срезы сердцевины бузины и пробкового дерева, обнаружил множество разделённых перегородками крошечных ячеек, напомнивших ему соты в пчелиных ульях, и эти ячейки были названы учёным клетками (англ. cell - клетка, сота). (2)Однако в работе Гука, содержавшей подробный рассказ о клеточном строении пробки и бузины, не было и намёка на то, что клетка является основной структурной единицей любого организма. (3) в 1808 году французским учёным Мирбелем было установлено, что из тканей, образованных клетками, состоят все растения, а через год другой французский ботаник, Ламарк, доказал, что из клеток состоят также все животные организмы, что и привело к созданию в 1839 году клеточной теории, отражающей безусловное единство животного и растительного мира.

Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) Фран­цуз­ские учёные Мир­бель и Ла­марк уста­но­ви­ли, что все жи­вот­ные ор­га­низ­мы и рас­те­ния со­сто­ят из кле­ток, од­на­ко впер­вые идея о том, что клет­ка яв­ля­ет­ся ос­нов­ной струк­тур­ной еди­ни­цей лю­бо­го ор­га­низ­ма, была вы­ска­за­на Ро­бер­том Гуком.

2) В 1808 году фран­цуз­ский учёный Мир­бель уста­но­вил, что все рас­те­ния со­сто­ят из кле­ток, од­на­ко ана­ло­гич­ный вывод о кле­точ­ной струк­ту­ре жи­вот­ных ор­га­низ­мов был сде­лан уже не Мир­бе­лем, а дру­гим фран­цуз­ским бо­та­ни­ком, Ла­мар­ком.

3) Раз­делённые пе­ре­го­род­ка­ми кро­шеч­ные ячей­ки, об­на­ру­жен­ные Ро­бер­том Гуком при изу­че­нии через мик­ро­скоп тон­ких сре­зов дерева, были на­зва­ны им клет­ка­ми (англ. cell – клет­ка, сота) , так как по­ка­за­лись учёному внеш­не по­хо­жи­ми на соты в пче­ли­ных ульях.

4) Клет­ка была от­кры­та в 1665 году Ро­бер­том Гуком, од­на­ко ан­глий­ский учёный не пред­по­ла­гал, что кле­точ­ное стро­е­ние ха­рак­тер­но для лю­бо­го ор­га­низ­ма, и дан­ный вывод был сде­лан Мир­бе­лем и Ла­мар­ком лишь спу­стя век.

5) От­крыв клет­ку в 1665 году, Ро­берт Гук, ан­глий­ский учёный, даже не мог пред­по­ло­жить, что кле­точ­ное стро­е­ние ха­рак­тер­но для лю­бо­го ор­га­низ­ма, и такой вывод был сде­лан лишь век спу­стя учёными Ла­мар­ком и Мир­бе­лем.

Пример 2.

(1)Если Вам до­ве­лось во время грозы при крат­ких вспыш­ках мол­нии ока­зать­ся на оживлённой го­род­ской улице, Вы, конечно, за­ме­ти­ли одну стран­ную особенность: улица, толь­ко что пол­ная движения, ка­жет­ся в такие мгно­ве­ния слов­но застывшей, про­хо­жие оста­нав­ли­ва­ют­ся в напряжённых позах, ма­ши­ны неподвижны, отчётливо видна каж­дая спица ко­ле­са велосипеда. (2)При­чи­на ка­жу­щей­ся не­по­движ­но­сти за­клю­ча­ет­ся в ни­чтож­ной про­дол­жи­тель­но­сти мол­нии - ты­сяч­ные доли секунды. (3)Не­уди­ви­тель­но, что улица, пол­ная раз­но­об­раз­ных движений, пред­став­ля­ет­ся при свете мол­нии со­вер­шен­но неподвижной: ведь мы за­ме­ча­ем на ней толь­ко то, что длит­ся ты­сяч­ные доли секунды.

1) Оживлённая городская улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной.

2) Молния длится тысячные доли секунды, и поэтому при её свете человек замечает только то, что длится именно этот промежуток времени.

3) Установлено, что продолжительность молнии составляет всего тысячные доли секунды.

4) При кратких вспышках молнии на оживлённой городской улице за тысячные доли секунды можно отчётливо увидеть движущиеся предметы.

5) Во время вспышки молнии человеческий глаз замечает только то, что происходит за тысячные доли секунды, ведь именно столько длится разряд молнии.

Пример 3.

(1)В связи с тем, что в прошлом женщины занимались в основном домашним хозяйством, а мужчины добывали хлеб насущный себе, жене и детям, подавляющее большинство профессий были мужскими: воин, пахарь, строитель, гончар, столяр, кузнец. (2)И нет ничего удивительного в том, что названия почти всех профессий в языке тоже мужские: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, политик, художник и др. (3), женских вариантов названий этих профессий не существует именно потому, что обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Названия почти всех профессий в языке были и остаются мужскими: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, художник...

2) В связи с тем, что в прошлом мужчины добывали хлеб насущный для семьи, подавляющее большинство профессий были мужскими.

3) В языке отсутствуют эквиваленты названий многих мужских профессий для женщин, потому что исторически эти профессии были исключительно мужскими.

4) Старинные обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.

5) Для профессий, исторически бывших исключительно мужскими, в языке отсутствуют эквиваленты названий таких профессий для женщин.

Пример 4.

(1)Иногда в горах отламываются не мелкие обломки, а огромные глыбы породы; обрушившись вниз, они разбиваются на более мелкие части, загромождая долины. (2) явление называется обвалом. (3)Чаще всего так обрушиваются скалы, сложенные слоями осадочных пород, причём слои эти должны залегать не горизонтально, а под углом к горизонту - по этим слоям и проходят трещины, приводящие к обвалу.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Обвал - это загромождение долин огромными глыбами пород, которые разбились на более мелкие части.

2) К обвалу - обрушению скал и загромождению их обломками долин - обычно приводит появление трещин по слоям осадочных пород, залегающих под углом к горизонту.

3) Скалы, сложенные слоями осадочных пород, всегда обрушиваются в долины и загромождают их огромными каменными глыбами.

4) В результате образования трещин по слоям осадочных пород, залегающих под углом к горизонту, создаётся обрушение скал и загромождение их обломками долин, или, говоря другими словами, обвал.

5) Обвалом называется явление, возникающее вследствие обрушения в долины мелких обломков осадочных пород.

Пример 5

(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, - чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. (3), всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов используются алмазы, которые обладают особой твёрдостью.

2) Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.

3) Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора.

4) Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.

5) Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.

(1)Каждое слово или выражение из синонимического ряда хорошо звучит только в определённой ситуации, а в других случаях может оказаться нелепым или смешным. (2) в медицине и в биологии принято употреблять выражения: орган обоняния (нос), верхние конечности(руки) и т.п. (3)Но если кто-нибудь вместо известного выражения: «Не суйте нос в чужие дела» скажет «Не суйте орган обоняния в чужие дела», вы примете этого человека за шутника или иностранца, плохо знающего русский язык.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Чтобы не казаться нелепым и смешным, следует правильно употреблять термины.

2) Правильность употребления слов из одного синонимического ряда обусловлена речевой ситуацией.

3) Необходимо верно использовать в своей речи известные выражения.

4) Принятые в медицине выражения: орган обоняния, верхние конечности и т.п. следует употреблять только в соответствующем контексте.

5) При выборе слов из одного синонимического ряда необходимо учитывать особенности речевой ситуации

Задания 1-3 ЕГЭ по русскому языку тесно взаимосвязаны и представляют информационную обработку текста. Здесь проверяется ваше умение определять главную информацию, содержащуюся в тексте научного стиля, устанавливать логическую связь между частями высказывания, выбирать слово с нужным лексическим значением.

Задание 1 - 3 на ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания: Прочитайте текст и выполните задание 1 - 3

(1)Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка, этнография. (2)Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков. (3) этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, так как в основных тематических группах диалектной лексики выражены народные представления о мире.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Тесная связь диалектологии с историей языка и этнографией обусловлена тем, что сохраняющиеся архаичные элементы помогают историкам языка объяснить происхождение тех или иных звуков, а диалектная лексика, раскрывающая народные представления о мире, интересует этнографов и историков народной культуры.

2) Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка и этнография, ведь современные границы диалектов позволяют с большей или меньшей степенью вероятности восстановить границы, разделявшие древние племена, а затем различные феодальные области.

3) Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них сохраняются архаичные лексические элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков.

4) Этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, поскольку в ней в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя.

5) В современных диалектах сохраняются архаичные элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков, а диалектная лексика помогает понять народные представления о мире, чем и объясняется теснейшая связь диалектологии с историей языка и этнографией.

Это задание проверяет ваше умение понимать информацию (главную и второстепенную), применять основные приемы сжатия текста.

Как работать с текстом? Прочитайте только исходный текст и проанализируйте его. Не читайте сразу же предложения, помещенные после текста. Это запутает вас. Начните работу в таком порядке:

1. Подчеркните в каждом предложении ключевые слова, словосочетания.

2. Определите логические и смысловые отношения между предложениями. Например, в данном тексте в предложении 1 содержится тезис: диалектология связана с историей языка и этнографией. Предложения 2 и 3 поясняют мысль, выраженную в предложении 1. Это аргументы, доказательства тезиса: что связывает историю языка с диалектологией (2), а что интересует этнографов (3).

3. Перескажите сжато главную информацию, соблюдая логику развития мысли.

В процессе выполнения этой работы вы сделаете задание 2 , так как слово, которое надо выбрать из списка и вставить на место пропуска, как раз и помогает установить эти смысловые связи. Например, уточняющая информация потребует слов так, то есть, именно, например ; вывод из сказанного – поэтому, так что, итак, таким образом ; противопоставление – наоборот, но, зато, однако ; порядок изложения фактов – во-первых, с одной стороны ; причина описываемых явлений – потому что, так как, поскольку и т. д. Вставьте выбранное слово и прочитайте текст. Оно должно прояснить смысловые отношения между предложениями.

Формулировка задания: Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Например,

Тем самым

Несмотря на это,

(В данном тексте это противительный союз а: историков интересует одно, а этнографов другое .)

4. Сравните свой сжатый текст с предложенными вариантами ответов. Выберите 2 ответа, в которых содержится ВСЯ главная информация.

Что могут содержать отвергнутые варианты?

  1. Вся информация правильная, но неполная, только частичная.
  2. Наряду с правильной использована неверная информация.
  3. Иногда может быть допущена незаметная фактическая ошибка. (Например, на территории России вместо на территории Европейской части России. )
  4. Приведены детали, подробности, примеры, которые мешают увидеть, что главная информация представлены не целиком.

(В данном задании предложение 2 содержит неверную информацию, предложения 3, 4 только частично передают главную информацию, в них допущено искажение фактов.)

Что нужно помнить?

В правильном варианте информация может быть изложена не в том порядке, в каком она расположена в исходном тексте (см. предложение 5).

Задание 3. Формулировка задания: Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАТИТЬСЯ (ОБРАЩАТЬСЯ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБРАТИТЬСЯ , -ащусь, -атишься; сов .

1) вокруг чего . Совершить кругообразное движение вокруг чего-н. О. вокруг своей оси .

2) к кому-чему . Повернуться в направлении кого-чего-н. О. лицом к окну .

3) к чему . Направить на что-л. свою деятельность, приняться, взяться за что-н. О. к первоисточникам . О. к занятиям.

4) к кому . Направиться к кому-н. с просьбой или отнестись к кому-н. с какими-н. словами, с речью. О. к врачу. О. с вопросом, за советом к кому-н .

5) в кого-что . То же, что превратиться. Вода обратилась в пар. Разговор обратился в шутку. О. в слух (перен.: начать внимательно слушать).

Подставляйте каждое лексическое толкование слова взамен слова, указанного в исходном тексте, а также сравнивайте примеры использования данного значения слова. Подставленное лексическое толкование не должно исказить смысла предложения и его грамматический строй. Перечитывайте то, что каждый раз получается, слушайте себя, делайте вывод:

Историки языка всегда обращались «поворачивались в направлении» к данным современных диалектов…

Обращаться к данным современных диалектов = обращаться к первоисточникам.

В 2015 году ЕГЭ по математике был разделён на два отдельных: базовый уровень и профильный уровень. Структура и оценка сложности заданий приводятся по указанной ссылке.

Интересно то, что большинство заданий с кратким ответом в этих уровнях практически не отличаются по сложности. Стало быть, этот урок подходит претендентам на любой уровень.

А теперь важное замечание.

Если проанализировать реальные задания ЕГЭ за предыдущие годы по группам (в старой нумерации В1, В2, В3 и т.д.), можно увидеть кое-какие любопытные закономерности:

1. Задания под одним номером могут прилично отличаться друг от друга по сложности.

2. Задания под одним номером из года в год имеют очень похожие особенности. На которых и спотыкаются ученики, да...)

Пройтись по заданиям предыдущих лет очень полезно. Можно увидеть разброс по трудности, засечь популярные фишки в заданиях и понять, как не упасть на ровном месте.)

Разумеется, я не знаю, какие точно задания будут на ЕГЭ по математике 2016. Однако, суть заданий остаётся, как правило, неизменной. Поэтому: предупреждён - значит, вооружён!)

Начнём с самого начала.

Решение заданий 1 (В1). Примеры.

Задания 1 - не самая сложная часть ЕГЭ.) Это, так называемые, компетентностные задачи. Пара -тройка простых арифметических действий, да элементарные житейские знания и соображения.

Но результаты ЕГЭ за предыдущие годы показывают, что не все решают правильно эти задачки, ох не все... По прошлому году от 15 до 20 процентов учеников не справились с примитивом...

Почему!? Есть здесь свои причины.

Сейчас мы эти причины установим. Попутно, и задачки порешаем!)

Вот задачка В1 (1), которая предлагалась в демоварианте ЕГЭ прошлых лет:

А вот задачка В1 (1) из реального варианта ЕГЭ. Про лекарства:

Как говорится, почувствуйте разницу, да... Задание из реального варианта выглядит куда более устрашающим, правда?)

Что общего между этими задачками, догадались? Да! Это задачки на проценты. Для их решения достаточно знать, что такое один процент. Это и есть вся математическая подготовка. Ну и, плюс несложная арифметика, разумется.) С точки зрения математики эти задачки ничем не отличаются.

А вот по ощущениям - отличаются.) В первой задаче всё более-менее понятно. Во второй - много написано и имеются непонятные слова.) Это здорово выбивает из колеи.

Вот и первая причина проколов по заданиям В1 (1).

Запоминаем:

В любой задачке 1 (В1) имеется математическое содержание. Оно может быть видно сразу, а может быть спрятано за различными непонятными словами. Это содержание нужно (и можно) вытащить из условия. Не обращая особого внимания на непонятные термины.

Сама по себе математика в этих заданиях, прямо скажем, примитивная. Сложной математики в 1 (В1) - не бывает! Главное - увидеть эту примитивную математику и выделить её из любого словесного описания.

Итак, математическое содержание - это первый ключевой момент заданий 1 (В1).

Второй ключевой момент в заданиях 1 (В1) - житейские соображения. А что вы хотели!?) В этих заданиях как раз и проверяется умение связать математику и реальную жизнь.

Здесь надо знать простые вещи из обычной жизни. Сколько часов в сутках? Сколько суток в ноябре, например? Что такое сдача в магазине? Можно ли купить две с половиной тарелки?) И так далее. Эти простые вещи входят в процесс решения заданий 1 (В1).

Бывает, что решение задачи приводит к нормальному (с точки зрения математики) ответу. Но этот ответ для реальной жизни не годится. Ответ нужно скорректировать.

Например, если необходимое количество спасательных шлюпок на корабле получилось 4,5 - не надо писать это число в ответ задачи. Ибо трудно спасаться на половинке от шлюпки...) Правильный ответ будет: 5.

Запоминаем:

В процессе решения прикидываем математику к реальной жизни.

Задачки, конечно, разные бывают. Где-то главное - житейские соображения. А где-то главное - умение выделить из кучи слов элементарную математику. Проверка заданий 1 (В1) по этим двум ключевым моментам здорово снижает вероятность ошибки.

В качестве примера, решим задачки, что я в начале написал. Сначала - первую:

Билет на автобус стоит 15 рублей.
Какое максимальное число билетов можно будет купить на 100 рублей после повышения цены билета на 20%?

Житейских вопросов не возникает.) Задачка короткая и вполне укладывается в голове. Билеты подорожали, нужно узнать, сколько билетов можно купить на сто рублей по новой цене. Значит, нужно узнать новую цену. Не вопрос! Займёмся математическим содержанием.

Вспоминаем, что 1% - это сотая часть числа. Какого числа? Да вокруг которого задачка построена! В нашем случае, это одна сотая часть от 15 рублей. Определяем, сколько будет один процент в рублях:

0,15 рублей - это 1%. А у нас таких процентов - двадцать. Значит, прибавка в цене будет:

На три рубля подорожал билет. Новая цена:

Осталось всего ничего. Сколько билетов по 18 рублей можно купить на сотню?

100: 18 = 5,5555....

Вот здесь снова следует вспомнить про суровую жизнь.) Не продают дробных билетов на автобус, да... И на шесть билетов не хватит сотни... Правильный ответ: 5.

В этой задачке проблемы могут быть с процентами. С житейскими соображениями проблем нет. Всё привычно и понятно.

Берёмся за вторую задачку:

Одна таблетка лекарства весит 20 мг и содержит 5% активного вещества. Ребёнку в возрасте до 6 месяцев врач прописывает 1 мг активного вещества на каждый килограмм веса в сутки.

Вот здесь возникают вопросы... Какое-то непонятное активное вещество, таблетки, миллиграммы (мг), малое дитё, килограммы, сутки...) Что делать!?

Что делать, что делать... Не бояться, вот что делать!) Запускаем в дело два ключевых момента. Житейские соображения здесь мало помогают, если не врач-фармацевт.) Значит, вся надежда на первый ключевой момент. Как вытащить из длинного условия математическое содержание?

Очень просто. Читаем задачу по предложениям. И, прямо по ходу, соображаем, какую информацию можно выдернуть из этого предложения. Поехали:

Одна таблетка лекарства весит 20 мг и содержит 5% активного вещества.

Вы знаете, что там за активное вещество ? И я не знаю.) И не надо. Пусть даже вы не знаете, что такое "мг" (это миллиграмм, вообще-то). Всё это не играет никакой роли. Важно то, что в таблетке с известным весом есть 5% чего-то. Из этого предложения можно узнать, сколько этого "чего-то" в таблетке по весу, в мг, а не в процентах. Так давайте узнаем! Это уже математическое содержание.

Считаем, как в предыдущей задачке. Проценты, они везде одинаково считаются, хоть в рублях, хоть в миллиграммах. Находим 1% и умножаем на 5:

(20: 100) · 5 = 1

Итак, в каждой таблетке имеется по 1 мг "чего-то", т.е. активного вещества. Из первого предложения мы скачали всю информацию. Читаем дальше:

Ребёнку в возрасте до 6 месяцев врач прописывает 1 мг активного вещества на каждый килограмм веса в сутки.

Во! Ребёнку надо как раз 1 мг этого "чего-то" в сутки. Но не на всего ребёнка целиком, а на каждый килограмм его веса. И не всякому ребёнку, а совсем юному - меньше 6 месяцев. Читаем дальше:

Сколько таблеток этого лекарства следует дать ребёнку в возрасте четырёх месяцев и весом 7 кг в течение суток?

Вот и новые данные. Ребёнку 4 месяца. Вы не поверите, но возраст как раз подходит под условие задачи!)

Вес - 7кг. А на каждый кг надо по одному мг.) Стало быть, в сутки надо дать 7мг активного вещества. Вспоминаем, что в каждой таблетке имеется 1мг активного вещества. Вот и ответ. 7 таблеток в сутки надо дать ребёнку.

В задачах 1 (В1) текст может быть каким угодно и про что угодно. Важно увидеть в этом тексте элементарные математические соотношения и не забыть про житейские знания и соображения.

Вот ещё парочка задач. Я взял за основу реальные задания и слегка усложнил их. Для тренировки, так сказать.) Найдите, в чём заключается математическое содержание, а в чём - житейские соображения. Такой подход поможет решать любые задачи, не только эти.

Задачка про поезд:

Задача про Анастасию):

Ответы: 82,8, 94,25.

Где рубли, а где часы - это вы уж сами...)

В этом уроке приведены 4 задачи из различных областей реальной жизни. Разумеется, темы в задачах могут быть самые разнообразные. Но в любой теме, в любом задании 1 (В1) можно (и нужно) находить математическое содержание и житейские соображения.

Если Вам нравится этот сайт...

Кстати, у меня есть ещё парочка интересных сайтов для Вас.)

Можно потренироваться в решении примеров и узнать свой уровень. Тестирование с мгновенной проверкой. Учимся - с интересом!)

можно познакомиться с функциями и производными.

Сейчас я хочу предложить своеобразную «шпаргалку». Объясню, как просто выполнить задание № 7.

Как легко выполнить задание №7

В качестве примера для комментария я возьму задание, предложенное в демоверсии за 2016 год.

Русский язык ЕГЭ

Задание №3. Работа со словарной статьей

Обогащаем свой словарный запас!


Слова, слова… Как много их появилось в русском языке буквально за несколько последних десятилетий. Тысячи новых слов, часто многозначных. Как понять их смысл? Возможно ли вообще успевать за так быстро мчащимся временем, дарящим человеку всё новые и новые слова?

Конечно, возможно. Нужно огромное желание быть в курсе всего нового, современного, идти в ногу со временем, постоянно пополнять свой словарный запас, особенно в той области, с которой связана деятельность.

Не случайно на ЕГЭ по русскому языку в 2015 году включили новый тип задания - работу со словарной статьей.

Форма слова – это морфологическая разновидность слова, в которой заключён ряд грамматических значений, свойственных именно данной части речи.

На ЕГЭ по русскому языку задание № 6 будет связано со словоформами, в которых заключены грамматические непостоянные признаки частей речи, ведь именно в их употреблении и допускаются ошибки. По форме слова мы можем определить:

    у существительных – число, падеж

    у прилагательных - род, число, падеж

    У глаголов - время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в единственном числе прошедшего времени)

    У местоимений - род, число, падеж (данные признаки есть не у всех разрядов местоимений)

    У числительных - род (у порядковых числительных), число, падеж.

Задние №7. Ошибки в построении предложений

Грамотная речь всегда привлекает окружающих людей. Приятно слышать ясную, чёткую, аргументированную речь собеседника.

К сожалению, часто допускаются ошибки в построении предложений и словосочетаний. Конечно, нужно учиться избегать их, говорить правильно, грамотно.

На ЕГЭ по русскому языку в задании № 7 2015 года нужно установить соответствие между предложениями, данными в первом столбике, и допущенными в них ошибками, данными во втором.

Давайте сначала разберём некоторые типы ошибок, которые могут быть в этом задании.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Информационная обработка текста Задание 1

Прочитать внимательно текст Выделить в каждом предложении ключевые слова Обратите внимание на СПП Вычеркните второстепенную информацию (пояснения, комментарии, описания, повторы) Соотнесите полученное с вариантами ответов Выберите нужный ответ и запишите его Алгоритм работы над заданием

Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники. Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора. Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов. Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой. Алмазы, ценные, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, – чрезвычайно твёрдые камни. Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. Например, всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

Археологи находят много кладов, ценность которых определяется прежде всего качеством ювелирных изделий. Самым ценным для археологов является не количество найденных ювелирных изделий, а их качество. Для археологов найденные в славянских землях ювелирные изделия важны прежде всего тем, что они дают представление о жизни и быте древних славян. Среди найденных в славянских землях ювелирных изделий попадаются настоящие шедевры, и археологи уделяют большое внимание их изучению. Археологи находят в славянских землях много кладов. Ценность клада состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них попадаются настоящие шедевры). Но самым ценным для археологов является представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений.

Предварительный просмотр:

Задание 1

Город Владимир был основан как крепость киевским великим князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, избравшим для него место, напоминавшее Киев, на высоком берегу реки Клязьмы. Многое во Владимире напоминало «мать городов русских». Высокая гора с крепостью получила название Печернего города, притоки Клязьмы стали называться именами киевских рек – Почайная, Ирпень, Лыбедь.

  1. Город Владимир похож на Киев, так как место, на котором он был построен, напоминало Киев.
  2. Во Владимире текут реки с такими же названиями, что и в Киеве: Клязьма, Почайная, Ирпень и Лыбедь.
  3. «Мать городов русских» и Владимир имеют сходные архитектурные сооружения.
  4. Город Владимир был заложен как крепость Владимиром Мономахом, желавшим придать ему сходство с Киевом.

Наполеон очень любил читать, что было довольно необычно для военного. В каждой резиденции у него имелась библиотека, составленная из одних и тех же книг, и поэтому император мог продолжать чтение любой книги, переехав с места на место. Он пристрастился к чтению ещё в детстве, в военном училище: отношения со сверстниками у него не сложились, и книги позволяли забыть об одиночестве и житейских неприятностях.

  1. Наполеон часто проводил время за книгами в одной из своих резиденций.
  2. В каждой резиденции у Наполеона имелась библиотека, составленная из разных книг.
  3. Наполеон с детства пристрастился к чтению, заменявшему ему общение со сверстниками, поэтому в каждой резиденции император имел одинаковую библиотеку.
  4. Наполеон любил читать одни и те же книги, из которых были составлены все его библиотеки.

Вулканическая магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы. Но главной составляющей магмы является окись кремния. От количества этого элемента зависят свойства магмы, характер извержения – спокойный или взрывной, форма вулкана.

  1. Магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы, а также окись кремния.
  2. От количества окиси кремния зависят свойства вулканической магмы, определяющие характер извержения и форму вулкана.
  3. Существует множество вулканов различных форм и состава магмы.
  4. От состава магмы зависят многие её свойства, влияющие на возникновение извержений вулканов.

Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов - одного или нескольких. С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

  1. Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.
  2. Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.
  3. Сделанные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон
  4. Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.

Первые модели парашютов делали в виде огромных навесов, но, хотя эти парашюты и тормозили падение, они сильно раскачивали парашютиста в разные стороны. Воздух, который улавливался парашютом, надувал его то с одной, то с другой стороны. Отверстие в куполе устранило этот недостаток: часть воздуха вытекала вверх, и благодаря этому парашют не раскачивался.

  1. Отверстие в куполе парашюта препятствует тому, чтобы воздух улавливался парашютом.
  2. Первые модели парашютов делали в виде огромных навесов, сильно раскачивавших парашютистов в разные стороны.
  3. Хотя первые парашюты и тормозили падение, пользоваться ими было неудобно, потому что они сильно раскачивали парашютиста.
  4. Чтобы парашютист не раскачивался во время падения, как при использовании первых моделей парашюта, в куполе парашюта стали делать отверстие, через которое часть воздуха вытекает вверх.

Мы не чувствуем, что у воздуха есть вес, потому что он давит на нас с одинаковой силой. Кроме того, в нашем организме существует давление, равное давлению воздуха вокруг нас. И поэтому мы замечаем, что у воздуха есть вес, только тогда, когда сравниваем вес воздуха с весом других газов.

  1. Мы не замечаем, что у воздуха есть вес, только тогда, когда сравниваем вес воздуха с весом других газов
  2. Давление в организме человека равно давлению окружающего воздуха.
  3. Вес воздуха человек ощущает только при сравнении с весом других газов, потому что равномерное давление воздуха равно давлению в организме человека.
  4. Сравнивая вес воздуха с весом других газов, мы замечаем, что у воздуха есть давление.

Интуиция всегда считалась свойством замечательным, но «окутанным глубоким и густым мраком». И сегодня мрак, скрывающий от человека сущность интуиции, не вполне рассеялся, но это не мешает учёным ежедневно пользоваться ею в своих изысканиях. Догадки проверяются опытом и логикой, поэтому опыт и логика считаются главными в научном методе.

  1. В настоящее время мрак, скрывающий от человека сущность интуиции, не вполне рассеялся, но научный метод требует её использования.
  2. Хотя сущность интуиции не ясна, учёные пользуются ею, проверяя догадки главным в научном методе – опытом и логикой.
  3. Интуиция – свойство замечательное, и учёные всегда опираются на это свойство в научном поиске.
  4. Интуиция не может быть использована в научном методе, потому что сущность её не вполне ясна.

Профессионального подхода и профессионального обучения требует любая специальность. Неопытный человек никогда не сумеет так ловко и аккуратно подмести двор, как настоящий дворник, а чтобы стать певцом, нужно не только иметь голос, но и долго учиться. Не имея специального образования, пользуясь лишь одним здравым смыслом, нельзя анализировать произведения искусства, хотя, к сожалению, это часто делается.

  1. Не каждый сумеет так ловко и аккуратно подмести двор, как настоящий дворник.
  2. Чтобы стать профессиональным певцом, достаточно иметь красивый голос
  3. Любая специальность требует профессионального подхода и профессионального обучения.
  4. К сожалению, произведения искусства анализируют люди, не имеющие специального образования.

Предварительный просмотр:

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Уже в настоящее время человечество остро ощущает недостаток пресной воды, и с каждым годом проблема обеспечения водой приобретает всё большую остроту: ведь общее потребление воды в мире в тысячу раз превышает использование всех остальных ресурсов вместе взятых. Для утоления «водного голода» жителей нашей планеты существуют различные пути. Один из наиболее эффективных - опреснение солёных вод Мирового океана, тем более что большие площади засушливых и малообводнённых террторий примыкают к его берегам.

1) Опреснение морских вод - это один из самых эффективных путей решения проблемы острой нехватки пресной воды, поэтому в настоящее время человечеству известно не менее тридцати способов решения этой сложной задачи.
2) Уже сегодня человечество остро ощущает недостаток пресной воды, и с каждым годом проблема обеспечения водой приобретает всё большую остроту, так как общее потребление воды в мире всё время возрастает.
3) Для решения одной из острых проблем человечества - нехватки пресной воды - существуют различные пути, самым эффективным и целесообразным из которых является опреснение солёных вод Мирового океана.
4) Большие площади засушливых и малообводнённых территорий примыкают к берегам Мирового океана, поэтому жители, населяющие эти территории, ощущают острую нехватку пресной воды.

2. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Благополучно переплыв Атлантику и высадившись со своей командой на берег Америки, Колумб был убеждён, что добрался до Индии, и поэтому нарёк местных жителей «индейцами». Несмотря на очевидную ошибку, это название так и закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент. Но на самом деле американские индейцы не были даже единым народом: они разительно отличались друг от друга ростом и внешним видом, говорили на множестве разных языков и создали широкое разнообразие обычаев и верований.

1) Общее название «индейцы» закрепилось за коренными жителями Америки благодаря Колумбу, потому что у жителей американского континента много общих черт: смуглая кожа, высокие скулы, чёрные волосы и глаза, химический состав крови.
2) Несмотря на очевидную ошибку, название «индейцы» закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент, поэтому они создали разнообразные обычаи.
3) До конца своих дней Колумб так и не признал своей ошибки и был убеждён, что, благополучно переплыв Атлантику и высадившись на берег Америки, он добрался до Индии, именно поэтому он назвал местных жителей американского континента «индейцами».
4) За коренными жителями Америки, которые не были единым народом, закрепилось ошибочное название «индейцы», так как Колумб, открывший Америку, считал, что добрался до Индии.

3.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

В тех частях земного шара, где запасы пресной воды невелики, в качестве питьевой воды и для бытовых нужд используют морскую воду, предварительно удаляя из неё соль. Этот процесс называется опреснением и может осуществляться разными способами. Чаще всего применяется кипячение воды, при котором вода начинает подниматься вверх в виде пара, а соль остаётся внизу, после чего пар охлаждается и, конденсируясь, превращается в чистую воду.

1) В тех частях земного шара, где запасы пресной воды невелики, в качестве питьевой воды и для бытовых нужд используют морскую воду, предварительно удаляя из неё соль с помощью фильтрации и аэрации.
2) В местностях с особенно жёсткой водой для удаления некоторых растворённых в ней солей иногда используют химическую обработку, и только после этого вода поступает в трубы для бытовых нужд.
3) Там, где запасы пресной воды невелики, используют морскую воду, опресняя воду при кипячении, когда она в виде пара поднимается вверх, а соль остаётся внизу; пар, крнденсируясь, превращается в чистую воду.
4) Там, где запасы морской воды велики, для опреснения морской воды строят специальные опреснительные станции, которые позволяют получить из солёной воды пресную.

4. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Принцип конкурентного исключения гласит, что два вида не могут существовать в одной местности, если они занимают одну и ту же экологическую нишу. Любые два вида с одинаковыми экологическими потребностями бывают разобщены в пространстве или во времени (живут в разных ярусах леса; ведут разный - дневной или ночной - образ жизни). При невозможности пространственно-временного расхождения один из видов погибает или вырабатывает новую экологическую нишу.

1) Согласно принципу конкурентного исключения два вида не могут существовать в одной местности, если они занимают одну и ту же экологическую нишу: один из видов погибает или вырабатывает новую экологическую нишу.
2) Принцип конкурентного исключения гласит, что экологическая толерантность, или валентность вида, всегда шире экологической толерантности отдельной особи.
3) Принцип конкурентного исключения гласит, что экологические спектры разных видов, проживающих в одной местности, никогда не совпадают, если виды отличаются хотя бы по одной валентности.
4) Согласно принципу конкурентного исключения любые два вида с одинаковыми экологическими потребностями бывают разобщены во времени, если проживают не в одной местности.

5. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

В последние годы много писали о выдающемся для животных интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению. Бесспорно, дельфины очень сообразительны: в морях они спасают своих раненых собратьев, сообща или в одиночку выталкивая их из воды, чтобы пострадавшие могли дышать; не раз спасали эти животные и людей. Об уме дельфинов говорит и то, что в неволе они научились проделывать много разных трюков, но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда-нибудь доказано.

1) В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, а когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим.
2) В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, о том, что дельфины - это представители второй земной цивилизации.
3) Едва ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, хотя их ум позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, а в неволе осваивать различные трюки.
4) Дельфины очень сообразительны, их ум позволяет им в неволе осваивать различные трюки, но едва ли когда-нибудь будет доказано, что дельфины обладают речевыми способностями.

6. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Когда воздух влажный, мы лучше воспринимаем пахучие вещества, растворённые в воздухе, они сильнее возбуждают обонятельные рецепторы в носу. Поэтому, когда мы гуляем в дождливую погоду, нам кажется, что всё пахнет сильнее. За городом мы радуемся свежему воздуху, а в городе ощущаем неприятные запахи выхлопных и промышленных газов намного острее в дождливую погоду, чем в солнечную.

1) Растворённые во влажном воздухе пахучие вещества сильнее возбуждают обонятельные рецепторы, поэтому в дождливую погоду нам кажется, что всё пахнет сильнее.
2) В солнечную погоду мы почти не ощущаем неприятные запахи выхлопных и промышленных газов.
3) Когда воздух влажный, всё пахнет сильнее, поэтому за городом мы радуемся свежему воздуху.
4) За городом мы радуемся свежему воздуху, а в городе ощущаем неприятные запахи выхлопных и промышленных газов намного сильнее.

7. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется риф - возвышение в форме кольца. Он состоит из скелетов кораллов - микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине. По мере того как вулканический остров разрушается и опускается под воду, коралловый риф поднимается всё выше.

1) В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется возвышение в форме кольца.
2) Коралловый риф состоит из скелетов кораллов - микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине.
3) Состоящий из скелетов кораллов риф, имеющий форму кольца, образуется вокруг кратера подводного вулкана и поднимается по мере разрушения вулканического острова.
4) По мере того как вулканический остров разрушается, коралловый риф опускается.

8. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Человекообразные обезьяны, помогая своим сородичам, особенно детёнышам, в случае необходимости используют тот же метод искусственного дыхания, что и современные врачи. Несколько лет назад в Дрезденском зоопарке самец-орангутан таким способом спас жизнь своему новорождённому детёнышу. В отличие от человека, обезьяны прибегают к искусственному дыханию безотчётно, инстинктивно, а не сознательно.

1) Человекообразные обезьяны не понимают, что дышат воздухом и что воздух насыщает кровь кислородом именно в лёгких, поэтому прибегают к искусственному дыханию инстинктивно.
2) Не все детёныши орангутана рождаются жизнеспособными, для их их спасения обезьяны прибегают к методу искусственного дыхания.
3) Несколько лет назад в Дрезденском зоопарке самец-орангутан спас жизнь своему новорождённому детёнышу.
4) В отличие от человека, человекообразные обезьяны при необходимости делают искусственное дыхание своим сородичам инстинктивно.

9. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Теория Эйнштейна была поистине эпохальным открытием. Он утверждал, что единственная постоянная величина в природе - это скорость света в вакууме, а время и пространство относительны. Смелое заявление опровергало законы Ньютона, бывшие в то время общепризнанными.

1) Теория относительности Эйнштейна, опровергшая законы Ньютона, гласит, что скорость света в вакууме постоянна, а время и пространство относительны.
2) Теория относительности Эйнштейна со временем стала общепризнанной.
3) Законы Ньютона, утверждавшего, что единственная постоянная величина в природе - это скорость света в вакууме, во времена Эйнштейна были общепризнанными.
4) Эйнштейн утверждал, что время, пространство и скорость света относительны.

10. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Паскаль – один из самых знаменитых людей в истории человечества. Упомянем ещё об одной грани наследия Паскаля – его практических достижениях. Некоторые из них просто замечательны, но сегодня мало кто помнит имя их автора. Для И.С. Тургенева мерилом удобства и простоты было «яйцо Колумба» и «Паскалева тачка». Узнав, что великий учёный изобрел самую обыкновенную тачку, он писал Н.А. Некрасову: «Я говорю о Паскалевой тачке – ты знаешь, что Паскаль изобрел эту, по-видимому, столь простую машину». А ещё Паскалю принадлежит идея омнибусов – общедоступных карет с фиксированными маршрутами – первого вида общегородского транспорта. (С.Г. Гиндикин из книги «Рассказы о физиках и математиках»)

1) Паскалю посвящена необъятная литература, потому что он один из самых знаменитых людей в истории человечества.
2) Каких только сторон жизни и наследия Паскаля не касалось «паскалеведение»!
3) Паскаль известен не только своими научными, но и практическими достижениями: именно ему принадлежат идеи создания, например, тачки и омнибуса.
4) И.С. Тургенев в переписке с Н.А. Некрасовым упомянул об изобретениях Паскаля.