Как запоминать исторические даты. Как запомнить даты по истории

Даты и события из истории — головная боль школьника и абитуриента. Как их запомнить, когда они так и норовят спутаться в клубок? Мы собрали 9 самых популярных методов, которые удобно использовать для запоминания дат и событий к экзамену или ЦТ по истории.

Стикеры

Расклеенные по всей квартире стикеры дают результат. Вряд ли ты забудешь, что битва под Грюнвальдом состоялась 15 июля 1410 года, если этот факт полгода провисел на холодильнике. Чем чаще исторические даты и события попадаются на глаза, тем больше вероятность, что они всплывут в памяти на экзамене или ЦТ по истории.

Карточки

На одной стороне карточки запиши дату, на другой — событие. Перемешивай карточки и проверяй, насколько хорош твой уровень подготовки к экзамену или ЦТ по истории. Раздели карточки на три группы: «знаю на зубок», «всегда забываю», «ещё не выучил». В идеале первая группа карточек — самая многочисленная.

Таблицы

Мозг проще запоминает структурированную информацию. Составь таблицу с датами, которые необходимо выучить к экзамену или ЦТ по истории. Это удобнее, чем выуживать сведения из учебников.

Аудиозаписи

Если , начитай даты на диктофон и прослушивай в свободное время. Делай паузы при записи, чтобы аудио было удобно приостановить и повторить про себя.

Фильмы, картины, фото

Смотри в интернете архивные фото, картины и документальные фильмы, посвящённые историческим событиям. Так в памяти останутся не только строчки и иллюстрации из учебника, но и яркие образы. Визуализируй битвы, восстания, войны, революции.


Картина баварского художника-баталиста Петера фон Гесса «Переправа через Березину» поможет запомнить, что бои на берегах Березины во время переправы Наполеона проходили поздней осенью

Ассоциации

Создавать красочные картинки в памяти можно и самостоятельно. Причём метод подойдёт как для запоминания дат и событий, так и другой информации, необходимой к экзамену или ЦТ по истории. Например, имён собственных. Сложно запомнить Ефима Карского, белорусского языковеда ХХ века, автора трёхтомной работы «Белорусы»? Представь ворону в вышиванке («кар!»), которая сидит на трёх книгах, на каждой из которых написано название работы. Сравнение странное, но оно поможет запомнить фамилию.

Поиск закономерностей

Запоминать даты поможет поиск закономерностей между ними. К примеру, Люблинская уния была заключена в 1569 году. Переставим две последние цифры — и перед нами дата заключения Брестской церковной унии (1596). Территория СССР была оккупирована немецкими захватчиками с 1941 по 1944 год, в то время как война между Византией и Русью проходила с 941 по 944 годы.

Свои числа

Пробуй связывать исторические даты со знакомыми тебе числами: день рождения бабушки, адрес друга либо номер автобуса.

Точки отсчёта

Если тебе нужно запомнить несколько дат одного крупного события (например, Вторая Мировая война), используй метод точки отсчёта. Первая дата — это точка отсчёта. Затем считай: через N дней произошло такое событие, спустя N месяцев и N дней — такое.

В подготовке к экзамену и ЦТ по истории все средства хороши. Используй методы, которые нравятся больше, и запоминай исторические даты и события без проблем!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Как быстро выучить даты? Такой вопрос часто возникает накануне экзаменов, тестов, контрольных.

Попытаемся разобраться с этим вопросом. Ответ на него зависит от нескольких обстоятельств.
1. Мы должны самим себе объяснить, для чего нам нужно быстро выучить даты?
2 .Сколько времени у нас есть для того, чтобы выучить необходимый объем информации?
3. Какой объем информации нужно выучить?
4. Насколько развиты наша память, внимание, способность работать с информацией?
5. Как нужно действовать, какие приемы запоминания применить?

Отвечая на первый вопрос — для чего нам нужно быстро выучить даты — мы, скорее всего, скажем:
нужно
— выполнить контрольную;
— сдать экзамен;
— решить тесты по истории на ЗНО или сдать .

При этом мы сами себе должны признаться, что своевременно к экзаменам не готовились, систематически историю не изучали, и вообще, предстоящее испытание свалилось как снег на голову. В противном случае наш вопрос звучал бы иначе: «Как быстро повторить даты» ?

Попытаемся решить проблему запоминания дат

Исходим из того, что даты все-таки придется учить, так как списать нам не дадут, на удачу при случайном выборе ответа на тестировании надеяться можно, но лучше все- таки хоть что-то сделать, чтобы помочь себе.

Первый наш шаг: определяем перечень дат событий, которые нам предстоит выучить. Например, при подготовке к Внешнему независимому оцениванию (ЗНО) по истории Украины перечень необходимых дат указан в Программе подготовки.

Второй наш шаг: устанавливаем, сколько времени осталось до дня испытаний.

Третий шаг: определяем, какой объем информации нужно выучить за один день.

Четвертый шаг: составляем примерный график работы. При этом на изучение отводим три-четыре дня (если они есть у нас), следующий день — повторение изученного. Потом вновь изучение и новое повторение всего изученного. И так далее, пока есть резерв времени.

Мы определились с тем, что нужно сделать, чтобы начать работу над датами событий, теперь попробуем разобраться: как нужно действовать.

Исходя из своего опыта, считаю: наиболее эффективными способами работы над датами являются:
— работа с карточками , (некоторые приемы работы с карточками описаны );

— работа с интерактивным тренажером (в идеале лучше сочетать оба способа).

Предлагаю попробовать отработку дат событий украинской истории, а также их повторение осуществить с помощью интерактивного тренажера. Даты соответствуют Программе ЗНО 2018 г.

Тренінг дат з історії України.

Как работать с тренингом

На первом слайде тренинга даны номера тридцати одной темы. Кликнув по номеру темы, вы переходите к перечню событий по данной теме. Нужно проговорить дату события, а затем кликнуть по стрелке напротив события – появится дата этого события. Либо записать даты всех событий данной темы, а затем, кликнув по кнопке «відповідь» , получить правильные ответы.

Если Вы назвали дату правильно — проверяем следующую дату, если допущена ошибка — работаем над событием, дату которого мы назвали не верно. Способы работы определяются в зависимости от ваших способностей и умений. Кому-то достаточно просто увидеть правильный ответ и зафиксировать его в своей памяти, кому-то нужно приложить значительные усилия.

Если возникли трудности, рекомендую:
Во-первых, четко вслух прочитать название события и его дату;
Во-вторых, выписать событие на карточку, вновь проговаривая название события, а на оборотной стороне карточки записать дату и проговорить ее. Далее работаем с карточкой, так как написано
В-третьих, после отработки других дат темы нужно сбросить ответы. Для этого переходим к предыдущему слайду, затем возвращаемся к слайду той темы, с которым мы уже работали, и вновь проговариваем или записываем даты событий, а затем проверяем свой ответ. Если возникает необходимость, повторяем цикл работы.
В- четвертых, через три-четыре дня обязательно нужно выделить время на повторение, а если есть резерв времени — провести несколько проверок, увеличивая промежуток времени между проверками.
В- пятых, не зацикливаемся на работе с датами – нужно ведь успеть отработать и повторить другие блоки тем, предусмотренные Программой, например, отработку карт, личностей, документов, памятников архитектуры и изобразительного искусства и другие.

Если история – ваш профильный предмет, то вам эта информация ой как пригодится. Впрочем, если и нет, то все равно пригодится, потому что даты и события придется запоминать при подготовке к любому экзамену. Ведь любая наука как-то развивалась, а значит, вам нужно будет знать все основные вехи.

Вот здесь мы уже рассматривали . Теперь же давайте изучим другие методики.

Зачем нужно учиться запоминать даты?

Умение быстро запоминать даты пригодится не только в учебе на факультете истории, но и в реальной жизни. Список покупок, дни рождения друзей и родственников, номера автобусов – все это и многое другое часто встречается в нашей повседневной жизни.

Оказывается, что многим людям довольно тяжело запоминать даты и последовательность цифр. Но если регулярно тренироваться, можно удержать в голове даже самое неудержимое. И вот вам в помощь несколько действенных способов запоминания дат.

Метод ассоциаций

Некоторым людям гораздо легче запоминать даты и другую информацию, связав их с яркими образами.

Например, как можно связать год рождения Вашингтона и дату 1732?

  1. Представить мальчика с прической Вашингтона (или в парике), рубящего вишневое дерево и кричащего «Я не могу лгать!».
  2. Представить человека в парике Вашингтона, бросающего в воздух пачку из 1732 купюр с портретом самого Вашингтона.

Вы удивитесь, но в методе ассоциаций лучшим помощником часто выступает ваше собственное тело. Быстрее усвоить сложную информацию помогают:

  • ритмичные шаги или покачивания,
  • жестикуляция,
  • пение с использованием знакомых мелодий.

Помните цифровые стишки? Здесь принцип тот же, только вместо обычных цифр нужно использовать даты.

Метод систематизации

Эта методика запоминания дат основана на умении структурировать. Если вы выстроите все даты в верной последовательности и нужном порядке, у вас не возникнет проблем с их запоминанием.

Запомнить случайные даты – та еще мука. Чтобы не потерять время впустую, постарайтесь разбить всю имеющуюся информацию на группы по каким-то общим признакам.

Метод «цифра-картинка»

Суть этой методики запоминания дат по истории заключается в создании детальной картинки, всплывающей у вас в голове при упоминании нужного события.

Представьте себе каждого персонажа, все мелочи. Далее всю дату разложите на отдельные числа, привязав к каждому числу один из сложившихся в голове образов.

Например, цифра 8 может ассоциироваться с женской фигурой, а цифра 9 – с надвигающейся волной. Тогда запоминание даты первого крещения на Руси (988 год) легко запомнить, привязав ее к картине с киевлянами на Днепре.

Кстати , на работы по этой и другой теме у нас сейчас действуют

Буквенный метод

Тут тоже ничего сложного. Любую цифру привязывает к букве по принципу внешнего сходства. Вот пример создания ассоциаций, но вы, конечно же, можете сделать и разбивку по своим признакам:

Можно использовать забавные ассоциации для запоминания. Например, сложно дается дата битвы на Курской дуге (1943 год). По вышеприведенной таблице отобразим дату в буквенном виде – ТДЧЗ. На эти буквы можно придумать фразу, которая наведет на мысль о нужной дате. Например, танки, дым и черная земля – достаточно красочный колорит, описывающий происходящее на Курской дуге в то время.

Другой способ использования этого метода – мысленно привязать к каждой цифре даты первую букву главных действующих лиц. Например, дату 1812 года можно перевести в буквы (и цифры) ТВ1Б, где они означают имена главнокомандующих (Тормазов, Витгенштейн, Александр I, Багратион).

Этот метод особенно хорош тем, что кроме самой даты вы автоматически запоминаете еще и имена главных действующих лиц или основное событие.

Метод фона

Данная методика предназначена для более быстрого запоминания конкретного числа или месяцев.

Для этого достаточно вспомнить, какие личные события происходили в вашей жизни в день, который вам нужно запомнить. Или можно привязать дату к какому-то явлению природы.

Например, 21 марта 1917 года была арестована семья Романовых. Но в эту дату может быть ваш день рождения (или ваших близких). Также этот день легко запомнить как конец первого месяца весны, начало таяния снегов и потепления.

Смысловой метод

Совершенно не обязательно придумывать далекие ассоциации. Можно просто внимательнее подойти к рассмотрению цифр и связать их непосредственно с запоминаемым событием.

Например, в 1961 году Гагарин первым полетел на орбиту Земли. Запомните две единицы – одна означает первый полет в космос в СССР, вторая – первый полет во всем мире. Цифру 96, что между единиц, свяжите с южным и северным полюсами, где полет также произошел впервые. Как ни поверни эти два числа остаются на месте.

Аналитические методы

Здесь может быть очень много способов запоминания дат, в основе которых лежит не только создание определенных образов, но и глубокое понимание предмета. Здесь главное запомнить не саму дату, а осознать последовательность хода событий.

Рассмотрим два основных подхода:

  1. Причинно-следственный подход . Допустим, вам известны основные события – голод, война, смерть короля, война проиграна. Здесь легко выстроить причинную связь: в стране беспорядок, который пытается разрешить король, но враги пользуются этим для развязки войны, и в ее ходе король в итоге погибает, а войска падают духом, что приводит к поражению. Понимая это, вы никогда не перепутаете даты, а в голове все события будут разложены по полочкам и в правильном порядке.
  2. Метод смысловых блоков . Среди других способов запоминания исторических дат этот один из самых сложных. Но если получится, то дата запомнится навсегда. Определенный период времени разбивается на крупные события и периоды (например, 20 век можно разделить на следующие периоды – Первая Мировая война, НЭП, коллективизация, Великая Отечественная война, развал СССР). Зная цикличность и особенности протекания каждого из этих периодов, вам будет легко привязать нужную дату к этой части столетия. Разбивка крупного периода на более мелкие позволяет намного легче запомнить даты и выудить из памяти определенное событие даже по прошествии многих лет.

Метод тренировки памяти

Это не столько методика, сколько стиль жизни, придерживаясь которого, вам никогда не будет сложно запомнить ту или иную дату.

В ходе тренировок чрезвычайно важно уметь концентрироваться, так как именно эта способность позволит запоминать на 20-60% больше обычного.

А вот и несколько эффективных способов это сделать:

  • уберите все, что может вас отвлекать, начинайте учиться в расслабляющей и спокойной атмосфере;
  • сосредоточьтесь на изучаемой дате, сканируйте ее взглядом, не отрывая от нее глаз;
  • постоянно помните, что нужно удержать в голове именно эту дату, напишите ее несколько раз на листочке;
  • при каждой новой встрече указанной даты записывайте ее или представьте, что записываете.

Не забывайте и о магической силе повторения. Чем чаще вы повторяете все даты, тем глубже они западают в память.

Регулярные повторения важных дат помогут натренировать память. А если нужно выучить большое количество информации, добавляйте по одной важной дате в день.

Тренировку памяти можно выполнять и в форме игры. Для этого сделайте тренировочные карточки. Важно правильно их сделать:

  • для составления карточек можно использовать специальные компьютерные программы. На одной стороне должна быть записана дата, на обратной – событие;
  • карточки нужно все время перемешивать, потому как человеческий мозг быстро запоминает последовательность и соотносит с произнесенными ранее ответами. Важно вспомнить, что произошло в этот день, а не последовательность карточек;
  • посмотрите на дату и до последнего пытайтесь вспомнить событие, глядя в сторону. Подсматривайте только в том случае, если не удается воспроизвести в памяти;
  • те карточки, которые вы уже хорошо выучили и освоили, откладывайте в сторонку. С остальными занимайтесь до такого же уровня;
  • тренировки с карточками проводите регулярно, после очередного чтения. Чередуйте с другими видами учебы (чтением конспекта, просмотром исторических фильмов и т.д.).

Самое главное в легком запоминании дат – пользоваться ими как можно чаще. При частом повторении выученного оно плотно и надолго осядет в вашей памяти. Не стесняйтесь рассказывать выученное родным и друзьям, постоянно вспоминайте в течение всего дня, перед сном.

Выученные события помогут не только хорошо сдать экзамен, но и блеснуть эрудицией в обществе. А со всеми остальными видами работ и предметами будет проще справиться с помощью специальных

Техника запоминания исторических дат

Как запоминать исторические даты

По книге Е.Васильевой "СУПЕРПАМЯТЬ или Как запомнить, чтобы вспомнить?"

Техника запоминания исторических дат является одной из сложных техник, т.к. эта информация содержит как слова, так и цифры.

Исторические даты можно разделить на три группы по наличию цифровой информации. К первой группе относятся исторические даты, содержащие только год. Ко второй группе - годы правления, т.е. год и год. А к третьей группе - число, месяц и год. Рассмотрим особенности каждой группы.

Исторические даты первой группы запоминать несложно, т.к. содержится только одно число. Последовательность действий здесь вполне очевидна. Год переводится в конкретный образ, а потом "включается" в картинку события. Чтобы осуществить перевод четырехзначной цифры в образ, мы договоримся первую цифру, т.е. 1 отбрасывать и запоминать трехзначное число. А трехзначные цифры переводятся в образы.

Исторические даты второй группы запоминать сложнее, т.к. они содержат два числа. Годы так же переводятся в образы и "включаются" в "картинку" события. Но в данном случае важна последовательность этих образов! Чтобы правильно запомнить подобную информацию, нужно раз и навсегда определиться, что цифры будут запоминаться мыслительной операцией "Наложение" в следующем порядке: справа налево или сверху вниз. В таком случае успешное запоминание вам гарантировано.

Исторические даты третьей группы являются самыми сложными для запоминания, т.к. содержат три цифры.

Приведем примеры запоминания следующих исторических дат:

1136 - восстание в Новгороде
1078 - 1093 гг. - правление князя Всеволода
17 августа 1610 - занятие поляками Москвы

Выделим опорные слова в каждой исторической дате: Новгород, Всеволод, поляки.

Далее переводим эти слова в конкретные образы и запоминаем методом "Цицерона". Например, газета "Новости" на двери, Сева стоит у стены, а поляк (из фильма "Три танкиста и собака") сидит на письменном столе.

Теперь запоминаем каждое событие отдельно.

Представляем, что газеты "Новости" рвут восставшие.
Знакомого Севу одевают в княжескую одежду и усаживают на трон.
Поляки на танке въезжают и занимают Москву.

Теперь "включаем" образы цифр в каждую из этих картинок. Вот что у нас получится: газеты "Новости" рвут восставшие, которые бросают в газеты катушки (136). Возможно, что катушка прилипла к газете "Новости" и ее пытаются отодрать восставшие.

На троне сидит Сева и в правой руке держит огромный носовой платок (078), а в левой - нарды тяжелые (093).

Поляки заезжают на танке в Москву и видят, как на Красной площади косы (17) точат, чтобы разрезать арбуз (август). Они вытаскивают шоколадку "Шок" новенькую (610) и начинают ее есть с аппетитом. Или, по-другому, поляки на танке въезжают и занимают Москву. У одного из них длинная коса (17), в руках огромные арбузы (август), а на ноге - навесной замок с ключом, весь синий (610).

Контрольное припоминание нужно осуществить сначала по событиям, а потом по цифре.

Одна из наиболее болезненных проблем в изучении истории - , имен, терминов; проблема использования полученной информации при анализе исторических документов, исторических процессов, явлений; составление хронологии событий.

Существует множество способов решения подобных проблем. Наиболее эффективными будут сочетание работы с использованием записей на бумаге и работы с компьютером, например, испытай

Рассмотрим работу с традиционными записями на бумаге.
Как правило, большинство из нас делают конспект изучаемого материала в тетрадях. На мой взгляд, это наименее эффективный способ работы. Он отбирает много времени, а написанный нами конспект мы, в лучшем случае, почитаем во время повторения.

Более результативным способом является работа с карточками. Как их изготовить, где хранить, как использовать?

Начнем с хранения. Нам предстоит изучить множество тем – материал с 7 по 11 класс. Готовим пять папок и вкладываем в каждую из них по 7-8 файлов. Файлы можно подписать маркером сразу, обозначив номер и название темы в соответствии с программой, а можно подписывать файлы по мере изучения тем. Нам понадобятся резервные файлы – в них можно поместить печатные тексты; тонкие тетради, где мы будем делать записи, работая над тестами; памятки и другие материалы. Заранее подготовив папки с файлами, мы не будем испытывать затруднений с хранением и использованием карточек, каждая из подготовленных карточек будет находиться в нужном месте.

Для чего нам нужны карточки, что они собой представляют, как их заполнять?

Начнем с подготовки карточек. Проведем ревизию старых тетрадей и возьмем оттуда все чистые листы – и двойные, и одинарные, и половинки листа – главное, чтобы с обеих сторон не было записей. Отсортируем листы по размерам: двойные — к двойным, одинарные — к одинарным, половинки — к половинкам. Часть листов разрежем на четвертинки. И так собралась приличная стопочка листиков. Можно использовать и готовые листочки для записей, их в продаже имеется большое разнообразие, как по цвету, так и по размеру.

Подготовка закончена, пора приступать к работе.

Записи делаем таким образом:
С одной стороны карточки записываем задание или вопрос (название события, термин, имя человека, название документа, организации, и так далее). Здесь же другим цветом указываем источник информации: параграф, страницу, тему.

С обратной стороны карточки записываем краткий ответ на этот вопрос: указываем даты события, определение термина, краткую информацию о личности, перечисляем характерные черты явления, этапы исторического процесса, основные положения документа.

По возможности, записи делаем в форме таблицы или схемы. Постарайтесь вместить всю информацию на одной стороне карточки, подобрав карточку необходимого размера. Если возникнет необходимость, доклейте лист. Ваш взгляд при чтении должен охватывать всю информацию целиком.

Делая записи, необходимо четко проговаривать и поставленный вопрос, и ответ на него. Это важно, ведь наша задача – показать наилучший результат во время проведения тестирования. Мы должны задействовать все виды памяти, заострить наше внимание на важной информации.

Очень важным являемся психологический настрой на работу. Поставьте перед собой определенную задачу – например: «Запомни эту дату! В нужный момент извлеки ее из памяти!»

Чтобы наши карточки не потерялись, скрепляем их скрепкой и помещаем в нужный файл.

Подобным образом мы готовим карточки по всем вопросам отрабатываемой темы:
— хронология событий,
— информация о личности,
— определение терминов,
— перечни признаков явлений,
— схемы,
— таблицы,
— отработка исторических документов

Выполняя работу по накоплению информации, важно помнить о следующем:
— не экономьте бумагу – экономьте свое время,
— делайте записи разборчиво, крупным почерком, чтобы они легко читались,
— используйте выделение маркером, цветом ручек, размером и формой шрифта,
— используя скрепки, вовремя отсортируйте карточки.
При необходимости мы всегда сможем сделать дополнения к записям и разместить их в файле изучаемой темы.

Готовые записи используем для таких целей:
— самопроверки
— повторения
— отработки соотношений
— отработки хронологической последовательности и так далее.