Краткое содержание ревизор по действиям 1. Краткий пересказ «Ревизора» по действиям

Действие 1

Явление 1

Комната в доме городничего. Городничий сообщает собравшимся чиновникам «пренеприятнейшее известие»: в город приезжает ревизор. Собравшиеся в ужасе. Чиновники предполагают, что ревизора специально присылают, чтобы узнать, нет ли в городе измены перед войной. Городничий: «Откуда в уездном городе измена? Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Советует всем навести видимость порядка в подведомственных заведениях (в больнице надеть на больных чистые колпаки, написать болезни по-латыни; убрать гусей из приемной суда, спрятать охотничье снаряжение). Упрекает чиновников во взяточничестве (судья Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками), недостойном поведении (в гимназии учителя строят ученикам рожи).

Явление 2

Почтмейстер выражает опасение, что приезд ревизора может означать скорую войну с турками. Городничий просит его распечатывать и прочитывать каждое письмо, приходящее на почту. Почтмейстер охотно соглашается, поскольку и до просьбы городничего поступал именно так.

Явление 3

Появляются Бобчинский и Добчинский и распускают слух, что ревизор - некто Иван Александрович Хлестаков, который уже неделю живет в гостинице, не платя хозяину денег. Городничий решает наведаться к проезжающему. Чиновники расходятся по подведомственным заведениям.

Явление 4

Городничий отдает распоряжение квартальному дочиста вымести улицы.

Явление 5

Городничий распоряжается расставить квартальных по городу, снести старый забор, на возможные вопросы ревизора отвечать, что строившаяся церковь сгорела, а вовсе не была растащена по частям.

Явление 6

Вбегают жена и дочь городничего, сгорающие от любопытства. Анна Андреевна посылает служанку за дрожками мужа, чтобы самостоятельно все разузнать о приехавшем ревизоре.

Действие 2

Комната в гостинице

Явление 1

Голодный Осип лежит на барской кровати и рассуждает сам с собой. (Они уехали с барином из Петербурга два месяца назад. В дороге барин растратил все деньги, живя не по средствам и проигрываясь в карты. Самому слуге нравится жизнь в Петербурге - «галантерейное обращение» на «вы». Барин ведет бестолковую жизнь, потому что «делом не занимается».)

Явление 2

Появляется Хлестаков, пытается послать Осипа к хозяину за обедом. Тот отказывается идти, напоминает Хлестакову, что они уже три недели не платят за постой и хозяин собирался на них жаловаться.

Явление 3

Хлестаков один. Очень хочет есть.

Явление 4

Хлестаков наказывает трактирному слуге потребовать у хозяина обед в кредит.

Явление 5

Хлестаков представляет, как он в шикарном петербургском костюме подкатит к воротам отцовского дома, а также будет наносить визиты соседским помещикам.

Явление 6

Трактирный слуга приносит маленький обед. Хлестаков недоволен супом и жарким, но съедает все.

Явление 7

Осип объявляет, что приехал городничий и хочет видеть Хлестакова.

Явление 8

Появляются городничий и Добчинский. Подслушивающий Бобчинский на протяжении всего явления выглядывает из-за двери. Хлестаков и городничий каждый со своей стороны начинают оправдываться друг перед другом (Хлестаков обещает, что заплатит за постой, городничий клянется, что в городе будет наведен порядок). Хлестаков просит у городничего денег взаймы, и городничий дает ему взятку, подсовывая вместо двухсот рублей четыреста, уверяя при этом, что просто зашел проведать проезжающих, и это для него занятие обычное. Не верит словам Хлестакова, что тот едет к отцу в деревню, считает, что он «пули отливает», чтобы замаскировать свои настоящие цели. Городничий приглашает Хлестакова пожить у себя в доме.

Явление 9

По совету городничего Хлестаков решает отложить на неопределенное время расчеты с трактирным слугой.

Явление 10

Городничий приглашает Хлестакова осмотреть разные заведения в городе и убедиться,- что везде поддерживается порядок. Посылает Добчинского с записками к жене (чтобы приготовила комнату) и к Землянике.

Действие 3

Комната в доме городничего

Явление 1

Анна Андреевна и Марья Антоновна сидят у окна в ожидании новостей. Замечают в конце улицы Добчинского.

Явление 2

Появляется Добчинский, пересказывает дамам сцену в гостинице, передает хозяйке записку. Анна Андреевна делает необходимые распоряжения.

Явление 3

Дамы обсуждают, какие туалеты надеть к приезду гостя.

Явление 4

Осип приносит чемодан Хлестакова и «соглашается» поесть «простых» блюд - щей, каши, пирогов.

Явление 5

Появляются Хлестаков и городничий в окружении чиновников. Хлестаков завтракал в больнице, остался очень доволен, тем более, что все больные выздоровели - они обычно «выздоравливают, как мухи». Хлестаков интересуется карточными заведениями. Городничий отвечает, что таких в городе нет, божится, что сам сроду не знал, как играть, а все свое время употребляет «на пользу государственную».

Явление 6

Городничий представляет гостя жене и дочери. Хлестаков рисуется перед Анной Андреевной, уверяет, что не любит церемоний и со всеми важными чиновниками в Петербурге (в том числе и с Пушкиным) «на дружеской ноге», что и сам на досуге сочиняет, что написал «Юрия Милославского», что у него самый известный дом в Петербурге, что он дает балы и обеды, на которые ему доставляют «арбуз в семьсот рублей», «суп в кастрюльке из Парижа». Доходит до того, что заявляет, что на дом к нему приходит сам министр, а однажды, идя навстречу просьбам 35 000 курьеров, он даже управлял департаментом. «Я везде, везде... Во дворец всякий день езжу». Завирается окончательно. Городничий предлагает ему отдохнуть с дороги.

Явление 7

Чиновники обсуждают гостя. Понимают, что даже если половина из сказанного Хлестаковым правда, то их положение очень серьезное.

Явление 8

Анна Андреевна и Марья Антоновна обсуждают «мужские достоинства» Хлестакова. Каждая уверена, что Хлестаков обратил внимание именно на нее.

Явление 9

Городничий перепуган. Жена, напротив, уверена в своих женских чарах.

Явление 10

Все бросаются расспрашивать Осипа о барине. Городничий дает ему щедро не только «на чай», но и «на баранки». Осип сообщает, что его барин «порядок любит».

Явление 11

Городничий ставит на крыльце двух квартальных - Свистунова и Держиморду, чтобы не пропускали к Хлестакову просителей.

Действие 4

Комната в доме городничего

Явление 1 и 2

В полном параде, на цыпочках, входят: Ляпкин-Тяпкин, Земляника, почтмейстер, Лука Лукич, Добчинский и Бобчинский. Ляпкин-Тяпкин строит всех по-военному. Решает, что следует представляться поодиночке и давать взятки. Спорят, кому идти первым.

Явление 3

Представление Ляпкина-Тяпкина Хлестакову: «А деньги в кулаке, а кулак-то весь в огне». Ляпкин-Тяпкин роняет деньги на пол и думает, что пропал. Хлестаков соглашается взять деньги «взаймы». Счастливый Ляпкин-Тяпкин уходит с чувством выполненного долга.

Явление 4

Пришедший представляться почтмейстер Шпекин только поддакивает рассуждающему о приятном городе Хлестакову. Хлестаков берет у почтмейстера «взаймы», и Шпекин уходит успокоенный: у Хлестакова нет замечаний по части почтового дела.

Явление 5

Представление Луки Лукича. Лука Лукич весь дрожит, говорит невпопад, язык у него заплетается. Насмерть перепуганный, он все-таки всучивает деньги Хлестакову и уходит.

Явление 6

Представление Земляники. Земляника напоминает «ревизору» про вчерашний завтрак. Хлестаков благодарит. Уверенный в расположении «ревизора» к себе, Земляника доносит на остальных чиновников города и дает взятку. Хлестаков берет и обещает во всем разобраться.

Явление 7

Хлестаков прямо требует денег от пришедших представляться Бобчинского и Добчинского. Добчинский просит признать его сына законным, а Бобчинский просит Хлестакова при случае сказать государю, «что в таком-то городе живет, мол, Петр Иванович Бобчинский».

Явление 8

Хлестаков понимает, что его по ошибке приняли за важного государственного чиновника. В письме своему другу Тряпичкину описывает это забавное происшествие.

Явление 9

Осип советует Хлестакову поскорее убираться из города. Слышится шум: это пришли просители.

Явление 10

Купцы жалуются Хлестакову на городничего, который требует, чтобы подарки ему дарили на именины дважды в год, отнимает лучший товар. Дают Хлестакову деньги, потому что от поднесенных продуктов тот отказывается.

Явление 11

Появляются требующие справедливости унтер-офицерская вдова, которую высекли безо всякого на то основания, и слесарша, у которой мужа забрали в солдаты не по очереди, поскольку те, которые должны были идти вместо него, вовремя сделали подношение. Унтер-офицерская вдова требует штрафа, Хлестаков обещает разобраться и помочь.

Явление 12

Хлестаков объясняется с Марьей Антоновной. Та боится, что столичный гость посмеется над ее провинциальностью. Хлестаков клянется, что любит ее, целует в плечо, встает на колени.

Явление 13-14

Входит Анна Андреевна, прогоняет дочь. Хлестаков встает на колени перед Анной Андреевной, клянется, что на самом деле любит ее, но, поскольку она замужем, он вынужден сделать предложение ее дочери.

Явление 15

Появляется городничий и умоляет Хлестакова не прислушиваться к мнению купцов и горожан о нем (унтер-офицерская вдова «сама себя высекла»). Хлестаков делает предложение. Родители зовут дочь и поспешно ее благословляют.

Явление 16

Хлестаков берет у городничего еще денег и прощается под предлогом необходимости обсудить свадьбу с отцом. Обещает вернуться завтра-послезавтра. Уезжает из города.

Действие 5

Комната в доме городничего

Явление 1

Городничий и Анна Андреевна мечтают о будущем их дочери и о том, как они с помощью Хлестакова переедут в Петербург.

Явление 2

Городничий объявляет купцам о помолвке и грозит расправой за жалобы Хлестакову. Купцы винятся.

Явление 3

Ляпкин-Тяпкин, Земляника и Растаковский поздравляют городничего.

Явление 4-6

Поздравления других чиновников.

Явление 7

Раут в доме городничего. Городничий с женой держатся очень высокомерно, делятся с гостями планами переезда в Петербург и получения городничим генеральского чина. Чиновники просят не оставлять их покровительством. Городничий снисходительно соглашается, хотя жена считает, что он не должен помогать «всякой мелюзге».

Явление 8

Появляется почтмейстер и читает вслух письмо Хлестакова Тряпичкину, из которого выясняется, что Хлестаков не ревизор: «Городничий - глуп, как сивый мерин... Почтмейстер... пьет горькую... Надзиратель за богоугодным заведением Земляника - совершенная свинья в ермолке». Городничий убит известием наповал. Вернуть Хлестакова невозможно, поскольку сам же городничий распорядился отдать ему лучших лошадей. Городничий: «Чему смеетесь? - над собою смеетесь!.. До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было!» Все ищут виновника происшедшего и решают, что во всем виноваты Бобчинский и Добчинский, распространившие слух, что Хлестаков и есть ревизор.

Явление последнее

Входит жандарм и объявляет о приезде настоящего ревизора. Немая сцена.

Меню статьи:

Гоголевский «Ревизор» не зря притягивает столько любопытствующих взглядов: эта пьеса – пример революции, которая потрясла русскую драматургию. Впрочем, это потрясение оказалось положительным, прибавив красок композиции и содержанию литературы. Анализ повествования требует обращения к обычаям и нравам эпохи, к которой отсылает читателя автор. Социальные условия, исторические особенности – все это нашло отражение в гоголевском произведении. По мнению Гоголя, существует панацея от всех общественных «болезней». Таким лекарством писатель видел искусство.

Как появилась идея «Ревизора»?

Написание и редактирование произведения заняло у Гоголя – без малого – 7 лет. Николай Васильевич начал работу над «Ревизором» в 1835 году, а окончание пьесы припало на 1842 год. Идею для создания такого текста подал писателю Пушкин. Тот, в свою очередь, недавно услышал забавную историю про некоего Свиньина (который, кстати, был издателем «Отечественных записок»). Так чем прославился наш Свиньин? Собственно, в каком-то смысле, издатель послужил прототипом для образа Хлестакова: как и героя «Ревизора», Свиньина как-то перепутали с одним высокопоставленным лицом, которое должно было прибыть в городок с ревизской проверкой. Кстати, Пушкин рассказал коллеге вышеобозначенную историю в то время, когда Гоголь работал над текстом «Мертвых душ». Работа, видимо, не двигалась, поэтому писатель решил сделать паузу. Тогда Гоголь зашел к Пушкину, чтобы посоветоваться с другом по поводу планов о написании нового текста. Задумка – сатирическая пьеса. Гоголь хотел высмеять порядки, которые были в ходу у чиновником высокого статуса. И вот тогда-то Пушкин и вспомнил слухи о Свиньине.

Ремарка о Свиньине

Оказия со Свиньиным приключилась в Бессарабии. Но этот случай – не единственный, а лишь один из ряда похожих ситуаций. Одна из таких историй случилась и с самим Пушкиным. Как-то раз Александр Сергеевич отправился в Нижний Новгород, чтобы собрать там информацию об Емельяне Пугачеве – Пушкин в то время работал над одноименным произведением. Истории, поведанные Пушкиным, очень позабавили Гоголя, и писатель так вдохновился, что в течение довольно короткого времени набросал очерк новой пьесы. Справедливости ради стоит сказать, что похожая проблематика появляется у многих писателей этого периода. Гоголь расстраивался, что пьеса не оригинальна в плане тематики. В какой-то момент автор даже собирался отказаться от работы над «Ревизором», однако Пушкин переубедил коллегу. Написанное произведение – сразу по окончании – зачитали в салоне Василия Жуковского, который собирал у себя в гостях известных деятелей литературы и искусства. Гоголевский текст вызвал огромный восторг среди присутствующей публики. Однако Гоголь усмотрел и минусы в том, как комедия воспринималась потенциальными читателями: к сожалению, слушатели не уловили истинного смысла пьесы.

Но вернемся к нашему основному рассказу. Эта история, впрочем, – только предлог, чтобы представить на читательский суд порочное общество, лишенных достоинства и чести чиновников, мир лицемерия и духовной бедности, людей, демонстрирующих вселенскую глупость. Таким образом, Гоголь создает уникальную и острую социально-сатирическую комедию. Чтобы достичь своей цели, писатель выбирает реализм в качестве литературного направления. Собственно, во времена Гоголя реализм был достаточно популярным течением. Что касается композиции, то пьеса отличается кольцевой структурой, экспозиция (как таковая) отсутствует. Специфика «Ревизора» состоит также во включении в повествование множество психологических ремарок от автора.

Характеристика действующих лиц гоголевского произведения

Гоголевская пьеса вошла в историю литературы как классическое произведение, где действуют типичные герои. Имеются в виду литературные типы – максимально абстрактные образы, которые являются, в то же время, выразителями специфических черт определенного времени. Гоголь умело оперирует юмором и вырисовывает крайне любопытных персонажей! Писатель не привел в тексте ни одного полностью положительного героя – это довольно новый и нестандартный прием для реалистического направления. Что, если не персонажи, движут повествованием «Ревизора»? Вероятно, это чувства и мораль. Главное чувство – страх, в частности же – страх за свою «шкуру» и благосостояние, страх утратить насиженное теплое место с приездом ревизора. Каков выход из этой ситуации? Задобрить проверяющего чиновника. Писатель считал, что обличение столь неприглядных сторон жизни повлечет за собой выздоровление социума. Поэтому Гоголь нажимает на самые болевые точки: на господство подлости и несправедливости, на популярность безнравственности и фальши.

Образ Хлестакова

Конечно, ключевым действующим лицом пьесы является Хлестаков. Писатель характеризует Ивана Александровича Хлестакова как чиновника, прибывшего из Петербурга. Приблизительно двадцатитрехлетний юноша не отличается глубоким умом, любит кутежи, гулянки и азартные игры. К работе молодой человек не склонен, хоть Хлестакову и приходится трудиться. Герой часто просит деньги у родителей. Однажды, на исходе последних средств, Хлестаков уезжает к отцу, остановившись, по дороге, в городишке N. Вдруг юношу принимают за чиновника, которого ожидали в городке. Псевдо-ревизор наслаждается свалившейся на голову властью, знакомиться с хорошенькими женщинами, берет взаймы средства у местных чиновников. Кульминация – сватовство к дочери городского управителя. Однако вскоре приезжает настоящий ревизор, обман Хлестакова раскрывается, и герой спешно покидает город.

Образ Осипа

Хлестакову прислуживает Осип – хитрый и умный крепостной слуга безалаберного хозяина. Старичок куда смекалистее Хлестакова, часто подсказывает барину, как следует поступить.

Образ Сквозник-Дмухановского

На примере имени этого героя читателю видно, насколько мастерски Гоголь играет с фамилиями своих персонажей. Антон Антонович служит местным городничим. Это еще не старый человек зрелых лет (согласно повествованию, Сквозник-Дмухановскому около тридцати). Городской управитель обладает хитрым характером, часто предается мошенничеству и лицемерию. Антон Антонович не гнушается заниматься коррупцией, нарушать закон, стараясь из всякого дела получить выгоду.

Образ Анны Андреевны

Городничий женат на женщине, которую зовут Анной Андреевной. Женщине около сорока лет, Анна Андреевна не отличается умом, демонстрируя свою суть – глупой, но привлекательной кокетки из провинции. Супруга городничего нетерпелива, хочет получать все и сразу.

Образ Марьи Антоновны

Восемнадцатилетняя дочь городского управителя славится красотой и нравственной неиспорченностью. Марья наивна и чиста, девушка мечтает о романтически красивой истории. Однажды героиня встречается с Хлестаковым, который сумел расположить девушку к себе. Между Марьей и Иваном, кажется, промелькнули взаимные чувства и, в результате, Хлестаков сделал девушке предложение. Но как только объявили о помолвке, обман Хлестакова раскрылся, и герой «капитулировал» из городка.

Образ Хлопова

Гоголь описывает смотрителя училищ Луку Лукича. Это чиновник, для образа которого характерны такие черты, как робость и трусливость. Хлопов должен следить за порядков в учебных заведениях, однако работу свою чиновник делает из рук вон плохо. Кроме того, Хлопов постоянно источает луковый запах. Возможно, поэтому Гоголь и награждает персонажа таким именем!

Образ Ляпкина-Тяпкина

Как и Лука Лукич, Аммос Федорович исполняет свои служебные обязанности далеко не на совесть. Фамилия персонажа будто говорит, что судья делает работу на «тяп-ляп». Судейская жизнь Аммоса Федоровича длится вот уже пятнадцать лет, при этом получая награды и медали за некачественную и безалаберную работу. Куда больше, чем служить в суде, Тяпкин-Ляпкин любит охотиться. Пристрастие к охоте обусловило и специфическую форму взяток героя: Тяпкин-Ляпкин взимал «дань» не деньгами, а собаками.

Образ Земляники

Артемий Филиппович служил попечителем «богоугодных заведений». Гоголь описывает персонажа пронырой и плутом, а кроме того – толстым и неповоротливым мужчиной. Как и Лука Лукич, Земляника особо не беспокоится о соблюдении порядка в заведениях, которыми управляет.

Образ Шпекина

Почтмейстер в пьесе, между тем, предстает персонажем, который отличается простодушием и бестактностью. Герой возглавляет почтовую службу городка. С работой Шпекина совпадает и любимое времяпрепровождение мужчины: Шпеков слаб на чтение чужой корреспонденции. Собственно, герой ничем особым не отличается от других чиновников городишка, так же плохо исполняя свои служебные обязанности.

Образы Бобчинского и Добчинского

Изображенные Гоголем помещики из города N поразительно похожи: у обоих героев одинаковое имя, то есть оба – Петры Ивановичи. Образ помещика представлен типичным: низкорослые любители поесть, посплетничать, отдохнуть и поболтать.

Образ Гибнера

Фамилия этого персонажа также «говорящая»: всем пациентам доктора Христиана Ивановича суждено погибнуть, ведь наш лекарь совершенно не умеет лечить людей. Гибнер, по всей видимости, немец, поэтому русского языка герой не знает, а потому не умеет общаться с пациентами. Здесь Гоголь высмеял известный русский обычай приглашать государственных чиновников, ученых, преподавателей и, наконец, врачей из-за границы, в частности же – из Германии.

Образ Уховертова

Степан Ильич играет во «вселенной» «Ревизора» роль городского пристава, начальника квартальных, то есть полицейских, в нашем городке. Подобно коллегам-чиновникам, Уховертов исполняет служебный долг некачественно, а местные квартальные склонны к пьянству и кутежам.

Образы квартальных

С фигурой Уховертова тесно связаны и образы полицейских, которых Гоголь тоже награждает комичными именами, вроде Держиморды, Свистунова и Пуговицына. Естественно, главная обязанность квартальных – поддержание общественного порядка. Однако блюстители закона и сами склонны этот порядок нарушать, что уж тут говорить о целом городе.

Образ вдовы Ивановой

Когда-то Иванова была замужем за унтер-офицером, но теперь овдовела. Женщина – типичная представительница среднестатистического жителя городка. Иванова как-то пожаловалась Хлестакову на действия городского управителя: квартальные якобы наказали женщину без всякой на то причины. Иванова возмущалась и просила Хлестакова выписать городничему штраф за злостное нарушение служебных обязанностей.

Образ Пошлепкиной

Еще один женский персонаж гоголевской пьесы. Пошлепкина, представленная в произведении пожилой слесаршей, также приходит к псевдо-ревизору с жалобами на городничего. Тот заставил мужа Пошлепкиной стать солдатом – на незаконной основе.

Образ Тряпичкина

У Хлестакова в Петербурге водилось множество знакомых и друзей. Один из них – Тряпичкин. Гоголь изображает этого персонажа литератором, который занимается статьями для газет. Хлестаков ведет с другом переписку, в которой рассказывает о происходящем в городке, где молодой человек вдруг оказался.

Образы отставных чиновников

Кроме действующих чиновником и помещиков городка, Гоголь представляет читателям и отставных служащих. Это, в частности, персонажи Лелюкова, Растаковского и Коробкина. Эти герои – второстепенные и появляются в произведении лишь изредка, в эпизодах.

Образ Мишки

Мишку писатель изобразил крепостным мальчиком «на побегушках», который служит у городского управителя. Мишка – юный паренек, отличающийся проворностью и сноровкой. По сути, это тоже герой второго плана.

Образ торговца

Фигура купца Абдулина занимает эпизодическую роль, однако персонаж появляется в пьесе довольно часто. Абдулин торгует винами. При этом для городничего купец поставляет вино бесплатно (то же самое городской управитель проделывает и с другими торговцами, которые без платы дают тому свои товары). Но по прибытии в городок нашего псевдо-ревизора Абдулин присоединяется к другим жителям города, жалуясь на городничего.

Сообщение о приезде проверки

Государственные органы городка погрязли во взятках и иных нарушениях закона, они привыкли к вседозволенности, однако неожиданно приходит неприятная весть. Дело в том, что в город направляется проверяющий из Петербурга, то есть ревизор. При этом чиновники узнают, что ревизор имеет тайное предписание, это известие заставляет недобросовестных служащих потерять покой. Город теряется в догадках о причинах приезда ревизора. Все предчувствует грядущие неприятности.

Городничий рекомендует попечителю государственных учреждений навести порядок в больничных палатах, переодеть больных в чистое белье. Он дает указания городскому судье, чтобы тот прекратил сушить арапник над рабочим столом. Городничий просматривает исходящую почту у почтмейстера Шпекина, чтобы избежать доноса. Шпекин, оказывается, и сам нередко читает чужие письма, поскольку это занятие веселит его.

Добчинский и Бобчинский рассказывают горожанам о подозрительном наблюдательном молодом человеке, которого они повстречали в трактире. Все по ошибке решают, что Хлестаков и есть ревизор. Городничий решает посетить приезжего проверяющего в гостинице.

В начале второго действия читатели узнают о том, что положение Хлестакова значительно ухудшилось, по дороге к отцу он проиграл все деньги и даже не имеет средств на пропитание.

Городничий приходит к Хлестакову в гостиницу. Чиновник боится, что визит городничего вызван его большими долгами. Он считает, что его хотят посадить в тюрьму.

Антон Антонович, который служит городничим, входит в комнату ревизора и почтенно здоровается с ним. Хлестаков в свою очередь сбивчиво извиняется, оправдывается по поводу долга и жалуется на плохого трактирщика. После проявленного гостем недовольства городничий предлагает ему более комфортабельную гостиницу.

При этом диалоге городничий считает, что Хлестаков обманом выпытывает у него секретные сведения. Перепугавшись, Антон Антонович признается во взятках и предлагает Хлестакову денег. Городничий обещает сохранить тайну ревизора и не выдавать его личность. Таким образом, Хлестаков получает 200 рублей.

Антон Антонович вызывается сопровождать ревизора по местам инспекции в богоугодных заведениях. Он приглашает Хлестакова к себе домой в качестве почетного гостя.

Жена городничего Анна Андреевна с нетерпением ожидает супруга. Добчинский приносит ей записку от мужа, в которой он самыми серьезными оборотами излагает информацию о грозных намерениях ревизора. Он просит жену предпринять все меры по смягчению гостя, велит приготовить для него комнату и купить лучшего вина. Анна Андреевна с дочерью спорят о том, какие платья лучше выбрать для встречи высокопочтенного ревизора.

Приехав в гости к Антону Антоновичу, Хлестаков решает рассказать дамам о своей петербургской жизни, он описывает торжественные светские мероприятия и называет себя главным чиновником министерства и другом самого Пушкина. Гость хвастается, что не раз печатал свои сочинения в известных журналах и присваивает себе чужие заслуги. После беседы Хлестаков отправляется отдыхать в приготовленную для него комнату.

Анна Андреевна расспрашивает слугу Осипа о нраве и статусе его хозяина. Осип отвечает уклончиво, что дает домовладельцам повод возомнить Хлестакова важной фигурой.

Предлагаем вам прочитать краткое содержание “Мертвых душ” Гоголя . Это произведение является признанной энциклопедией человеческих душ и характеров, типажей России того времени.

В нашей новой статье вы узнаете о нелегкой жизни петербургского чиновника Акакия Акакиевича в рассказе “Шинель”, и о том, как он вынужден был ежедневно терпеть лишения ради своей заоблачной мечты.

Городничий выставляет у своего дома полицейскую охрану, чтобы избежать встречи ревизора с жалобщиками и доносчиками. После долгих разговоров чиновники решают по очереди посетить Хлестакова и дать ему взятку, чтобы обелить свое имя.

Судья Ляпкин-Тапкин решается стать первым посетителем ревизора. Он входит в комнату к Хлестакову и от переизбытка волнения роняет принесенные деньги на пол. Хлестаков поднимает деньги и просит судью одолжить их. Затем к нему в комнату по очереди входят почтмейстер, смотритель городских училищ и другие чиновники всех званий. Все эти государственные служащие дают гостю из Петербурга деньги, объясняя это временным займом.

Разговаривая с Хлестаковым, чиновники от волнения и излишней нервозности выдают ему свои секреты. Служащий Земляника доносит на некоторых своих коллег и предлагает предоставить Хлестакову записку с подробным описанием их проступков, Добчинский признается ревизору в наличии незаконнорожденного ребенка.

После того, как прием чиновников закончен, Хлестаков пишет письмо своему давнему товарищу Тряпичкину. Он признается, что попал в выгодное положение, поскольку его по ошибке приняли за государственного проверяющего.

Легкие деньги
Теперь у ревизора есть целое состояние в 1 тысячу рублей. Осип просит барина проявить осторожность и поскорее уехать из города пока чиновники не обнаружили обмана.

Затем к Хлестакову является несколько купцов, которые жалуются на несправедливое отношение со стороны местной власти. Хлестаков обещает наказать виновного и обнадеживает их.

Хлестаков начинает заигрывать с дочерью городничего Марьей Антоновной. Он падает перед девушкой на колени и признается ей в любви. Хлестаков делает ей предложение руки и сердца. Городничий благословляет союз между своей дочерью и ревизором. Хлестаков заявляет семейству городничего, что ему срочно необходимо ехать к богатому дяде. Он просить занять ему еще денег. После этого Хлестаков уезжает.

Почетные жители города поздравляют городничего, что его дочь так успешно вышла замуж. Городничий представляет, что вскоре он с женой переедет в столицу. Неожиданно является почтмейстер, которой прочитал письмо Хлестакова к Тряпичкину. Он рассказывает городничему об обмане. Жандарм возвещает о прибытии чиновника из Петербурга, после этого наступает немая сцена.

Судьба произведения после написания

При всей популярности гоголевской пьесы, произведение нашло свое сценическое воплощение лишь в 1836-м. Первым «Ревизора» поставил Александрийский театр. Изначально император относился к постановке пьесы скептически, учитывая злободневную и острую проблематику текста. Однако Жуковскому все же удалось уговорить императора дать разрешение на постановку. «Ревизор» вызывал амбивалентные чувства у зрителей, и у императора в том числе. Хотя в целом правителю России произведение понравилось.

В вопросах сценического воплощения пьесы Гоголь предстал новатором. Например, литератор постоянно курировал процесс репетиций, снабжая актеров и режиссера своими ремарками и советами. Но также Гоголь настоял на применении приема, который называется «немая сцена». В этой сцене, как следует из названия приема, персонажи находятся на сцене, но не ничего не говорят. Кроме того, Николай Васильевич занялся выведением ключевых закономерностей комедии, которые впоследствии стали классикой. Еще одна инновация от Гоголя – гротеск в рамках комедии. Собственно, гротеск – в данном случае – помогает писателю придать произведению сатирический и язвительный оттенок, акцентировать внимание на абсурдности определенных элементов. Кое-где Гоголь использует гиперболу, выпячивающую пороки и недостатки социума. Нет, литератор не изображает чиновников глупыми. Это скорее очень ограниченные люди. «Ревизор» не знает ни полностью положительных, ни полностью отрицательных героев, здесь даже нет привычного – четкого – деления на персонажей второго и первого плана. Каждый герой – «говорящий», потому что воплощает один (самый выразительный) порок.

Несколько слов о тематике и идейной подоплеке гоголевской пьесы

За счет обращения к реализму, Гоголю удалось изобразить личность действующей в типичных обстоятельствах. Однако, по замыслу писателя, «Ревизор» – это бесконечно больше, чем простая комедия или даже грустная картина пороков современного автору социума. Чтобы до зрителя дошел исходный, настоящий смысл произведения, Николай Васильевич снабдил текст комментариями и рекомендациями. Что же все-таки хотел донести Гоголь? Абсурдный характер общественных порядков, комизм и одновременно грусть картины вырождающегося общества.

Центральная тема произведения касается общественных пороков, глупости и лицемерия чиновников, демонстрации морального упадка социума в целом и высших чинов – в частности. То, что пьеса является сатирой, обусловливает острый характер текста, использование язвительных оборотов речи. При этом Гоголь наделяет каждого персонажа своей – особенной, неповторимой – речевой манерой. Эта же манера служит и главным инструментов обличения определенного героя.

Что касается идейной подоплеки гоголевского текста, то писатель демонстрирует бездуховный характер отношений между людьми, господство пошлости, низости и цинизма, полного морального упадка жизни чиновников. На самом деле, Гоголь не прячет глубоко идеи, которые стремится передать пьесой: все мысли лежат на поверхности. Важно увидеть себя со стороны, понять собственную неправоту и ограниченность, а также попытаться исправить ситуацию. Но Гоголь испытал грусть и разочарование, потому что не достиг своей цели: это не удивительно, ведь зрители и большинство читателей произведения принадлежали к классу, который писатель и обличал.

Основные действующие лица: Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — город-ничий. Анна Андреевна — его жена. Марья Антоновна — его дочь. Лука Лукич Хлопов — смотритель училищ. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин — судья. Артемий Филиппович Земляника — попечитель бого-угодных заведений. Иван Кузьмич Шпекин — почтмейстер. Петр Иванович Бобчинский — городской помещик. Петр Иванович Добчинский — городской помещик. Иван Александрович Хлестаков — петербургский чи-новник. Осип — его слуга. Степан Ильич Уховертов — частный пристав. Держиморда, Свистунов, Пуговицын — полицейские.

Действие первое

Явление первое

Всем собравшимся чиновникам городничий сообща-ет неприятное известие о том, что в их город едет реви-зор. Чиновники в ужасе, так как предполагают, что реви-зора присылают с целью узнать об измене в городе перед войной. Антон Антонович говорит, что в уездном городе не может быть измены. Он советует навести везде види-мость порядка. Кроме того, он говорит, что чиновники бе-рут взятки (судья, например, борзыми щенками) и ведут себя недостойно.

Явление второе

Почтмейстер опасается, что приезд проверяющего мо-жет спровоцировать войну с турками. Антон Антонович просит его проверять каждое приходящее на почту письмо. Мужчина соглашается, так как поступал подобным образом и до просьбы городничего.

Явление третье

Бобчинский и Добчинский распускают слух о том, что ревизор уже приехал: его зовут Иван Александрович Хле-стаков, он живет в гостинице и не платит ее хозяину день-ги. Чиновники решают навестить ведомственные заведе-ния, а городничий хочет нанести визит приезжему.

Явление четвертое

Антон Антонович приказывает дочиста вымести улицы.

Явление пятое

Городничий отдает распоряжение снести старый забор и на вопросы о церкви отвечать, что она вовсе не была раз-ворована по частям, а сгорела.

Явление шестое

Жена и дочь городничего сгорают от любопытства. Анна Андреевна хочет сама все разузнать о ревизоре.

Действие второе

Явление первое

Осип лежит на кровати барина и разговаривает сам с со-бой. Из его рассуждений мы узнаем, что из Петербурга они с барином уехали два месяца назад. Хозяин Осипа в дороге растратил все деньги (в том числе и в карты проиграл) и во-обще ведет довольно бестолковый образ жизни.

Явление второе

Хлестаков посылает своего слугу за обедом к хозяину, но тот отказывается идти, так как они не платили уже три недели за постой.

Явление третье

Хлестакова мучает голод.

Явление четвертое

Хлестаков говорит с трактирным слугой и просит его договориться с хозяином об обеде в кредит.

Явление пятое

Хлестаков мечтает о шикарной жизни. В своих мечтах он наносит визиты отцу и соседским помещикам.

Явление шестое

Трактирный слуга приносит скудный обед для Хлеста-кова. Он недоволен, но все съедает.

Явление седьмое

Осип говорит Хлестакову, что приехал городничий и хочет с ним встретиться.

Явление восьмое

Хлестаков и Антон Антонович оправдываются друг пе-ред другом. Их подслушивают Бобчинский и Добчинский. Хлестаков обещает, что заплатит хозяину гостиницы, го-родничий же клятвенно обещает навести в городе порядок.

Молодой человек просит у Антона Антоновича взаймы две-сти рублей. Городничий дает ему четыреста рублей и пред-лагает пожить у себя в доме. Слова Хлестакова о том, что он едет к отцу в деревню Антон Антонович считает неправдой.

Явление девятое

Городничий советует Хлестакову отложить расчет с трактирным слугой, и молодой человек охотно следует этому совету.

Явление десятое

Антон Антонович приглашает Хлестакова осмотреть город и убедиться, что везде царит порядок. Добчинского он посылает к своей жене с запиской, в которой просит под-готовить комнату для ревизора.

Действие третье

Комната в доме Антона Антоновича.

Явление первое

Жена и дочь городничего сидят у окна в ожидании ве-стей и в конце улицы видят Добчинского.

Явление второе

Добчинский пересказывает Анне Андреевне и Марье Ан-тоновне разговор городничего с ревизором и передает записку. Анна Андреевна распоряжается подготовить комнату.

Явление третье

Дамы планируют, что им надеть к приезду ревизора.

Явление четвертое

Осип приносит вещи Хлестакова и соглашается поесть щей, пирогов, каши.

Явление пятое

Хлестаков завтракает в больнице и остается этим дово-лен. Он спрашивает у городничего о карточных заведениях, но тот отвечает, что в городе таковых нет.

Явление шестое

Антон Антонович привозит гостя к себе домой. Хле-стаков говорит, что у него самый богатый и известный дом в Петербурге, он дружит с Пушкиным, да и сам сочиняет на досуге, дает шикарные балы и обеды, управляет департа-ментом, часто посещает дворец. Городничий предлагает го-стю отдохнуть.

Явление седьмое

Чиновники уверены, что если половина из сказанного ревизором правда, то им есть чего опасаться.

Явление восьмое

Жена и дочь городничего обсуждают Хлестакова. Каж-дая из дам уверена, что именно она понравилась гостю.

Явление девятое

Антон Антонович очень напуган.

Явление десятое

Все расспрашивают Осипа о его хозяине. Слуга говорит, что Хлестаков любит порядок. Городничий дает Осипу денег.

Явление одиннадцатое

Антон Антонович ставит у крыльца Свистунова и Дер-жиморду, чтобы они никого к Хлестакову не пускали.

Действие четвертое

Комната в доме городничего.

Явление первое

На цыпочках входят Земляника, Ляпкин-Тяпкин, Лука Лукич, почтмейстер, Бобчинский и Добчинский. Су-дья всех строит по-военному.

Явление второе

Ляпкин-Тяпкин говорит, что надо по одному представ-ляться и давать взятку. Все спорят между собой, кто пой-дет первым.

Явление третье

Ляпкин-Тяпкин дает Хлестакову деньги. Молодой чело-век соглашается взять их взаймы, и счастливый судья уходит.

Явление четвертое

Хлестаков берет деньги взаймы у почтмейстера и гово-рит о том, как ему нравится город.

Явление пятое

Лука Лукич представляется, дрожа и волнуясь. Дает молодому человеку деньги и уходит.

Явление шестое

Хлестаков благодарит Землянику за вчерашний за-втрак. Он доносит молодому человеку на всех остальных чи-новников. Тот берет деньги и обещает навести порядок, ра-зобраться с ними.

Явление седьмое

К Хлестакову приходят Бобчинский и Добчинский. Молодой человек уже сам требует у них денег. Добчинский просит признать законным своего сына, а Бобчинский про-сит хотя бы сказать государю о его существовании.

Явление восьмое

Хлестаков понимает, что в городе его все считают важным чиновником, и пишет об этом своему приятелю Тряпичкину.

Явление девятое

Осип говорит, что барину надо уезжать из города. К мо-лодому человеку приходят просители.

Явление десятое

Купцы доносят на городничего, который отнимает у них лучший товар, и дают молодому человеку деньги.

Явление одиннадцатое

Справедливости требует вдова унтер-офицера, которую незаконно высекли.

Жалуется и слесарша, мужа которой забрали вне очере-ди в солдаты, так как он не дал вовремя взятку. Хлестаков обещает им помочь.

Явление двенадцатое

Хлестаков признается в любви Марье Антоновне и це-лует ее в плечо. Девушка боится, что чиновник посмеется над ее провинциальностью.

Явление тринадцатое

Входит жена Антона Антоновича и прогоняет Марью Антоновну.

Явление четырнадцатое Материал с сайта

Хлестаков говорит, что влюблен в Анну Андреевну, но вынужден жениться на ее дочери, так как дама заму-жем.

Явление пятнадцатое

Антон Антонович просит молодого человека не верить горожанам и купцам. Хлестаков делает предложение руки и сердца Марье Антоновне. Родители ее благословляют.

Явление шестнадцатое

Хлестаков берет у Антона Антоновича денег и уезжает из города. Свой отъезд объясняет необходимостью обсудить свадьбу с отцом.

Действие пятое

Комната в доме городничего.

Явление первое

Антон Антонович со своей женой мечтают о будущем дочери и о переезде в Петербург.

Явление второе

Антон Антонович сообщает купцам о помолвке своей дочери с ревизором и грозится наказать за жалобы. Купцы признают свою вину.

Явление третье

Растаковкий, судья и Земляника поздравляют Антона Антоновича.

Явления с четвертого по шестое

Городничего поздравляют все остальные чиновники.

Явление седьмое

Антон Антонович устраивает прием в своем доме и го-ворит гостям о переезде в столицу и возможном получении генеральского чина. Чиновники просят не забывать про них и по возможности оказывать покровительство. Городничий высокомерно соглашается.

Явление восьмое

Почтмейстер читает всем вслух вскрытое письмо Хле-стакова к Тряпичкину, из которого становится ясно, что мо-лодой человек не ревизор. Городничий шокирован. Чинов-ники ищут виновного в происшествии и решают, что вино-ваты Бобчинский и Добчинский.

Явление последнее

Вошедший жандарм сообщает о приезде настоящего ре-визора.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение по комедии ревизор краткое содержание
  • краткое содержание ревизор 1 действие по явлениям
  • анализ явление 8 действие 2 ревизор
  • краткое содержание комедии ревизор автор гоголь
  • краткое содержание ревизор 2 действие

В комнату входит городничий и интересуется у Хлестакова, как живется. Иван Алексеевич уверен, что за ним приехали, чтобы отвезти в тюрьму и начинает жаловаться и грозить, что обратится к министру. Городничий, толком не разобравшись, думает что тот хочет жаловаться на городской беспредел и пытается задобрить ревизора. Хлестаков говорит, что у него нет денег, но как только ему их пришлют из деревни, он за все заплатит. Городничий думает, что ревизор намекает на взятку, и предлагает ему 400 рублей. Хлестаков их берет, но обещает вернуть. Городничий обращает внимание на комнату, в которой живет Хлестаков и называет ее сырой. Поговорив, предлагает Хлестакому переехать в свой дом, где имеется уютная комната. Хлестаков не понимает что происходит, но ситуация ему нравится, и он тут же принимает приглашение.

Явление 9

В комнату позвали слугу трактирщика. Хлестаков потребовал счет, чтобы расплатиться. Тот стал подсчитывать в подробностях, но Хлестаков стал поторапливать и просить, чтобы тот назвал общую сумму. Городничий выставляет трактирного слугу за дверь, обещая за все заплатить.

Явление 10

Продолжая наше краткое содержание комедии Ревизор мы слышим, как городничий предлагает Хлестакову прокатиться по городу, заезжая в разные учреждения. Например в училища и тюрьмы. Услышав о тюрьмах, Хлестаков отказывается туда ехать, но вместо этого соглашается посмотреть на богоугодные заведения. Городничий пишет жене записку с просьбой подготовиться принять дорогого гостя, а также Землянике, что отвечает за богоугодные учреждения. Записку он передает Добчинским, который все это время стоял под дверью и подслушивал разговор.

Действие 3

Явление 1

В доме у городничего мать и дочь дожидаются с вестями Авдотью, но видят в окне Добчинского. Тот спешит им передать записку. Женщины пытаются все узнать о приезжем.

Явление 2

Анна Андреевна начинает расспрашивать о приезжем. Добчинский говорит, что это тот самый ревизор, которого все ждут, и передает записку, в которой была просьба подготовить для гостя комнату. Анна Андреевна принялась давать распоряжения, а Добчинский пошел, чтобы присоединится к городничему и Хлестакову.

Явление 3

Анна Андреевна с дочкой Марьей готовится к встрече. Они выбирают самые лучшие наряды. Женщины уходят, а прислуга встречает Осипа с чемоданами.

Явление 4

Мишка — прислуга расспрашивает Осипа о барине, и скоро ли тот приедет. Осип же интересуется, если ли что у них поесть и просит принести все что есть.

Явление 5

В дом наконец приезжает Хлестаков и городничий, а с ними смотритель училищ, попечитель богоугодных мест, Добчинский с Бобчинским. Хлестаков доволен заведениями. Он нахваливает городничего, который показал ему город. Городничий начинает рассказывать, что у них, в отличие от других мест, где чиновники только о себе думают, нет другой цели как благочинием заниматься. Хлестаков хвалит обед, учреждения, и между прочим интересуется местами, где можно сыграть в карты. Городничий в этом видит подвох и тут же говорит, что подобных мест не знает, ведь кроме как государственными делами ему некогда ничем другим заниматься.

Явление 6

В комнату входят женщины, которых городничий представляет Хлестакову. Тот начинает рисоваться, ведет рассказы о Петербурге, придумывая сказки о том, что он знаком с Пушкиным, как его путают с главнокомандующим, какой у него прекрасный дом, который считают первым в Петербурге. Позже городничий предлагает отдохнуть и Иван Хлестаков соглашается.

Явление 7

Когда Хлестаков уходит, гости обсуждают его персону. Они боятся и одновременно восхищаются им. Ведь до этого момента им еще не приходилось стоять рядом с такой важной персоной.

Явление 8

Гости расходятся, а мать начинает спорить с дочерью. В этот раз они спорят из-за того, на кого Хлестаков чаще смотрел.

Явление 9

К дамам присоединяется городничий, который вышел из комнаты Хлестакова. Он переживает из-за того, что напоил ревизора. Городничий понимает, что из рассказанного было много выдумки, но большую часть все восприняли за правду. Ну а то, что ревизор немного прилгнул — не беда, ведь кто в разговорах не выдумывает.

Явление 10

Хозяева зовут к себе Осипа, и расспрашивают о Хлестакове. О том, какой чин носит Хлестаков, с кем общается. Поняв, что господа приняли его барина за другого, Осип начинает подыгрывать, рассказывая небылицы. Говорил, что Иван Алексеевич часто прислушивается к советам Осипа, и к своему слуге не терпит плохого отношения. Городничий, чтобы задобрить слугу ревизора, дает ему денег.

Явление 11

К городничему приходят квартальные Свистунов и Держиморда. Перед тем, как с ними говорить, городничий отправляет Осипа к барину. Квартальным приказывает стоять у крыльца и никого в дом не пускать, особенно тех, кто ревизору может нажаловаться.

Действие 4

В четвертом действии все те же лица, но уже при параде. К ним присоединяется почтмейстер. Все находятся рядом с комнатой Хлестакова.

Явление 1

Пришедшие решают, кто первый войдет в комнату и предложит взятку. При этом они обсуждают, как дать деньги, не нарушая закона. Никто не хочет заходить первым. Услышав покашливание Хлестакова, прибывшие спешат удалиться из комнаты.

Явление 2

Хлестаков в комнате один. Он вспоминает вчерашнее, и высказывает недовольство по поводу перин, которые заставили его вспотеть во время сна. Вспомнил он и дочку городничего, и его жену, что были недурны и с которыми он бы закрутил роман. А такая жизнь ему очень даже нравилась.

Явление 3

В комнату входит судья. В его руках была взятка, однако он не знает, как отдать ее Хлестакову. Невзначай, тот роняет деньги, которые и замечает Хлестаков. Иван Алексеевич тут же начинает рассказ о том, что ему недостаточно денег и просит судью их одолжить. Тот с радостью отдает деньги, при этом спрашивая, будут ли какие-либо претензии к судье. Хлестаков называет судью хорошим человеком.

Явление 4

К Хлестакову приходит почтмейстер, и ему приходит мысль одолжить денег и у почтмейстера. Тот и не отказывает, и отдает ему триста рублей. При этом почтмейстер интересуется, будут ли претензии у Хлестакова к почтовому управлению. К почтовому управлению Хлестаков претензий не имел, и они распрощались.

Явление 5

Далее к Хлестакову является смотритель училищ. Они говорят о сигарах, женщинах, и Хлестаков просит взаймы триста рублей и у смотрителя. Тот с удовольствием дает деньги, надеясь, что ревизор не явится в классы.

Явление 6

За смотрителем к ревизору приходит попечитель богоугодных дел Земляника, и наговаривает на почтмейстера и судью, а когда Земляника собирается распрощаться, Хлестаков берет у него четыреста рублей.

Явление 7

Побывали у Хлестакова и местные помещики Дубчинский и Бобчинский. У них Хлестаков хотел взять тысячу рублей, но у тех столько не оказалось. В сумме они смогли насобирать лишь шестьдесят пять рублей, которые Хлестаков и забрал.

Явление 8

Хлестаков остается один и думает о том, что чиновников в этом городе много, и все они приняли его за другого. Он решил написать в Петербург Тряпичнику. Это его друг, что занимается написанием статей. Он хочет сообщить о своих веселых приключениях в уездном городе, чтобы тот общелкал всех, как умеет. Хлестаков пересчитывает деньги и мечтает встретиться с капитаном, и обыграть его в карты.

Явление 9

В комнату входит Осип. Он упрашивает барина уезжать поскорее, так как весь этот обман скоро раскроется. Хлестаков согласен, но перед отъездом просит слугу отнести письмо, которое тот написал в Петербург Тряпичнику. Тут Хлестаков слышит голоса. Посмотрев в окно, он видит купцов, которые хотят попасть в дом, но их не пускают квартальные. Хлестаков приказывает пустить купцов в дом.

Явление 10

Купцы жалуются на городничего, и говорят о его мошеннических делах, махинациях, о том, что тот всех уже ободрал. Хлестаков обещает замолвить за них словечко, и купцы предлагают ему вино и сахар. Но, Хлестаков говорит, что не берет взяток, и просит денег взаймы.

Явление 11

К Хлестакову приходят слесарша и унтер-офицерша. Вторая жаловалась на то, что ее высекли, а первая жаловалась на городничего, который незаконно отдал ее мужа в солдаты. Таких людей было много, все хотели подать жалобу, но Хлестаков уже устал.

Явление 12

Хлестаков сталкивается с дочкой городничего, осыпает ее комплиментами и пытается поцеловать в плечо. Девушка в негодовании. Хлестаков падает на колени и молит прощение. В такой позе их застает мать Марьи.

Явление 13

Мать начинает упрекать дочь и та, расплакавшись, убегает. Хлестаков вновь на коленях и ведет разговоры о любви жене городничего, несмотря на то, что она замужем.

Явление 14

В комнату входит Марья и видит картину, где Хлестаков на коленях перед Анной Андреевной. Девушка возмущена, однако Хлестаков начинает просить руки девушки у Анны Андреевны. Он просит, чтобы та отдала за него дочь. Мать упрекает дочь и говорит, что она не достойна такого жениха. Девушка обещает исправиться.

Явление 15

В комнату вбегает городничий и начинает оправдываться перед Хлестаковым. Он говорит, что все кто побывали на приеме у Хлестакова, наговорили неправду. Жена городничего объявляет новость о том, что Хлестаков просит руки их дочери. Городничий в шоке и говорит, что его дочь недостойна такого жениха. Хлестаков говорит о любви, и о том, что жить без Марьи не может. В итоге городничий благословляет дочь и Хлестакова.

Явление 16

Входит Осип и говорит, что лошади готовы. Городничий ничего не понимает. Хлестаков успокаивает городничего, и говорит, что едет к богатому дяде и скоро вернется. Его провожают. Перед отъездом Хлестаков берет у городничего еще четыреста рублей и ковер, который городничий предложил постелить на лавку, чтобы ревизору было комфортней ехать.

Действие 5

В пятом действии комедии Гоголя Ревизор мы видим уездных чиновников после отъезда Хлестакова.

Явление 1

Городничий с женой мечтают о будущем, о том как будут жить в Петербурге, как получит городничий новый чин, и как будут они являться свету. Разве не хорошо иметь такого зятя, о котором даже не мечталось. Городничий приказывает привести всех тех, кто на него жаловался. Ему не терпится всем рассказать кто у него будет зятем.

Явление 2

К городничему приходят купцы, и он их ругает за то, что те жаловались ревизору. Вместе с тем сообщает, что этот ревизор теперь их будущий зять. Купцы просят их помиловать и не губить. Городничий отпускает купцов и говорит, что ждет ценный подарок на свадьбу дочери.

Явление 3

К городничему является судья и уважаемый горожанин. Они услышали новость о будущей свадьбе и пришли поздравить.

Явление 4

К городничему приходят другие влиятельные горожане, чтобы выразить свои поздравления по предстоящему случаю.

Явление 5

Поздравить со свадьбой и такой удачей приходят к городничему и Добчинский с Бобчинским.

Явление 6

В шестом явлении комедии Ревизор к городничему являются и смотритель училищ с женой. Они поздравляют городничего, и выражают свое почтение.

Явление 7

К городничему является частный пристав. Он также хочет поздравить чиновника с будущим событием. Анна Андреевна делится своими мечтами, и рассказывает, как они с мужем вскоре переедут в Петербург. Гости просят у городничего протекции, и чтобы тот замолвил словечко за их детишек.

Явление 8

Праздничную идиллию нарушает почтмейстер. Он принес неприятную новость. Как оказалось ревизор таковым не был. Человек, которого они приняли за ревизора, был ни то ни се. А в подтверждение, он достает отправленное Хлестаковым письмо. Тот писал Тряпичкину о каждом из них, сообщая о чудесах, то произошли с Хлестаковым. В характеристике каждого из присутствующих, звучала страшная правда Ивана Алексеевича. Городничий был взбешен и приказывает воротить мошенника, но это было уже невозможно. Почтмейстер дал Хлестакову самых быстрых лошадей. И тут присутствующие стали признаваться сколько каждый из них дал Хлестакову. Городничий был в ужасе. За столько лет его службы, никому не удавалось его обвести вокруг пальца. И городничий обвиняет Добчинского и Бобчинского, ведь именно они ввели всех в заблуждение.\

Явление последнее

Свою комедию, чье краткое содержание мы представили, Гоголь завершает немой сценой. В комнату входит жандарм и сообщает, что в город прибыл настоящий ревизор. Тот ожидает городничего в гостинице. Немая сцена. Все приглашенные потеряли дар речи от такой новости, застыв в разных позах.

На этом краткое содержание комедии завершается.

Главные герои

Среди главных героев особенно хочется выделить Хлестакова — глуповатого молодого человека, которого приняли за ревизора.
Осип — слуга Хлестакова.
Городничий — хитрый человек, взяточник, мошенник, который запустил город.
Анна Андреевна — жена городничего, которая любит пококетничать, любопытная дама.
Марья — дочь городничего, которая влюбилась в Хлестакова.
Смотритель училищ Хлопов — человек, который запустил учебные заведения.
Судья Ляпкитн-Тяпкин — человек, что выполняет свои обязанности на тяп-ляп.
Попечитель богоугодных дел Земляника — плут, проныра, не следящий за порядком в больницах, которыми он руководит.
Почтмейстер — начальник почты, любит читать чужие письма, но плохо выполняет свою работу.
В комедии имеются и второстепенные персонажи. Среди них купцы, торговцы, жители города, отставные чиновники, квартальные, частный пристав.

Гоголь Ревизор краткое содержание

5 (100%) 2 votes

Написал комедию Ревизор в 1836 году. Произведение является комедией, состоящей из пяти действий. Работать над комедией Ревизор Гоголь начал осенью 1835 года, и многие литературоведы сходятся во мнении, что сюжет комедии Гоголю подсказал Александр Пушкин .

Примечательно, что, трудясь над пьесой, Гоголь несколько раз писал Пушкину, что он собирается прекратить работу, однако Пушкин убеждал писателя в обратном. В конце концов в 1836 году Гоголь прочитал комедию Ревизор в доме у Жуковского, где присутствовало много известных и талантливых людей, среди которых были Александр Пушкин, Вяземский, Иван Тургенев и другие.

Читайте ниже краткое содержание комедии Ревизор.

Краткое содержание комедии
Ревизор

В уездном городе, от коего «три года скачи, ни до какого государства не доедешь», городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, собирает чиновников, дабы сообщить пренеприятное известие: письмом от знакомца он уведомлен, что в их город едет «ревизор из Петербурга, инкогнито. И ещё с секретным предписанием». Городничий - всю ночь снились две крысы неестественной величины - предчувствовал дурное. Выискиваются причины приезда ревизора, и судья, Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин (который прочитал «пять или шесть книг, а потому несколько вольнодумен»), предполагает затеваемую Россией войну. Городничий меж тем советует Артемию Филипповичу Землянике, попечителю богоугодных заведений, надеть на больных чистые колпаки, распорядиться насчёт крепости куримого ими табака и вообще, по возможности, уменьшить их число; и встречает полное сочувствие Земляники, почитающего, что «человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Судье городничий указывает на «домашних гусей с маленькими гусенками», что шныряют под ногами в передней для просителей; на заседателя, от которого с детства «отдаёт немного водкою»; на охотничий арапник, что висит над самым шкапом с бумагами. С рассуждением о взятках (и в частности, борзыми щенками) городничий обращается к Луке Лукичу Хлопову, смотрителю училищ, и сокрушается странным привычкам, «неразлучным с учёным званием»: один учитель беспрестанно строит рожи, другой объясняет с таким жаром, что не помнит себя («Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне»).

Появляется почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, «простодушный до наивности человек». Городничий, опасаясь доносу, просит его просматривать письма, но почтмейстер, давно уж читая их из чистого любопытства («иное письмо с наслаждением прочтёшь»), о петербургском чиновнике ничего пока не встречал. Запыхавшись, входят помещики Бобчинский и Добчинский и, поминутно перебивая друг друга, рассказывают о посещении гостиничного трактира и молодом человеке, наблюдательном («и в тарелки к нам заглянул»), с эдаким выражением в лице, - одним словом, именно ревизоре: «и денег не платит, и не едет, кому же б быть, как не ему?»

Чиновники озабоченно расходятся, городничий решает «ехать парадом в гостиницу» и отдаёт спешные поручения квартальному относительно улицы, ведущей к трактиру, и строительства церкви при богоугодном заведении (не забыть, что она начала «строиться, но сгорела», а то ляпнет кто, что и не строилась вовсе). Городничий с Добчинским уезжает в большом волнении, Бобчинский петушком бежит за дрожками. Являются Анна Андреевна, жена городничего, и Марья Антоновна, дочь его. Первая бранит дочь за нерасторопность и в окошко расспрашивает уезжающего мужа, с усами ли приезжий и с какими усами. Раздосадованная неудачей, она посылает Авдотью за дрожками.

В маленькой гостиничной комнате на барской постели лежит слуга Осип. Он голоден, сетует на хозяина, проигравшего деньги, на бездумную его расточительность и припоминает радости жизни в Петербурге. Является Иван Александрович Хлестаков, молодой глуповатый человек. После перебранки, с возрастающей робостью, он посылает Осипа за обедом - а не дадут, так за хозяином. За объяснениями с трактирным слугою следует дрянной обед. Опустошив тарелки, Хлестаков бранится, об эту пору справляется о нем городничий. В тёмном номере под лестницей, где квартирует Хлестаков, происходит их встреча. Чистосердечные слова о цели путешествия, о грозном отце, вызвавшем Ивана Александровича из Петербурга, принимаются за искусную выдумку инкогнито, а крики его о нежелании идти в тюрьму городничий понимает в том смысле, что приезжий не станет покрывать его проступков. Городничий, теряясь от страха, предлагает приезжему денег и просит переехать в его дом, а также осмотреть - любопытства ради - некоторые заведения в городе, «как-то богоугодные и другие». Приезжий неожиданно соглашается, и, написав на трактирном счёте две записки, Землянике и жене, городничий отправляет с ними Добчинского (Бобчинский же, усердно подслушивавший под дверью, падает вместе с нею на пол), а сам едет с Хлестаковым.

Анна Андреевна, в нетерпении и беспокойстве ожидая вестей, по-прежнему досадует на дочь. Прибегает Добчинский с запискою и рассказом о чиновнике, что «не генерал, а не уступит генералу», о его грозности вначале и смягчении впоследствии. Анна Андреевна читает записку, где перечисление солёных огурцов и икры перемежается с просьбою приготовить комнату для гостя и взять вина у купца Абдулина. Обе дамы, ссорясь, решают, какое платье кому надеть. Городничий с Хлестаковым возвращаются, сопровождаемые Земляникою (у коего в больнице только что откушали лабардана), Хлоповым и непременными Добчинским и Бобчинским. Беседа касается успехов Артемия Филипповича: со времени его вступления в должность все больные «как мухи, выздоравливают». Городничий произносит речь о своём бескорыстном усердии. Разнежившийся Хлестаков интересуется, нельзя ли где в городе поиграть в карты, и городничий, разумея в вопросе подвох, решительно высказывается против карт (не смущаясь нимало давешним своим выигрышем у Хлопова). Совершенно развинченный появлением дам, Хлестаков рассказывает, как в Петербурге приняли его за главнокомандующего, что он с Пушкиным на дружеской ноге, как управлял он некогда департаментом, чему предшествовали уговоры и посылка к нему тридцати пяти тысяч одних курьеров; он живописует свою беспримерную строгость, предрекает скорое произведение своё в фельдмаршалы, чем наводит на городничего с окружением панический страх, в коем страхе все и расходятся, когда Хлестаков удаляется поспать. Анна Андреевна и Марья Антоновна, отспорив, на кого больше смотрел приезжий, вместе с городничим наперебой расспрашивают Осипа о хозяине. Тот отвечает столь двусмысленно и уклончиво, что, предполагая в Хлестакове важную персону, они лишь утверждаются в том. Городничий отряжает полицейских стоять на крыльце, дабы не пустить купцов, просителей и всякого, кто бы мог пожаловаться.

Чиновники в доме городничего совещаются, что предпринять, решают дать приезжему взятку и уговаривают Ляпкина-Тяпкина, славного красноречием своим («что ни слово, то Цицерон с языка слетел»), быть первым. Хлестаков просыпается и вспугивает их. Вконец перетрусивший Ляпкин-Тяпкин, вошед с намерением дать денег, не может даже связно отвечать, давно ль он служит и что выслужил; он роняет деньги и почитает себя едва ли уже не арестованным. Поднявший деньги Хлестаков просит их взаймы, ибо «в дороге издержался». Беседуя с почтмейстером о приятностях жизни в уездном городе, предложив смотрителю училищ сигарку и вопрос о том, кто, на его вкус, предпочтительнее - брюнетки или блондинки, смутив Землянику замечанием, что вчера-де он был ниже ростом, у всех поочерёдно он берет «взаймы» под тем же предлогом. Земляника разнообразит ситуацию, донося на всех и предлагая изложить свои соображения письменно. У пришедших Бобчинского и Добчинского Хлестаков сразу просит тысячу рублей или хоть сто (впрочем, довольствуется и шестьюдесятью пятью). Добчинский хлопочет о своём первенце, рождённом ещё до брака, желая сделать его законным сыном, - и обнадёжен. Бобчинский просит при случае сказать в Петербурге всем вельможам: сенаторам, адмиралам («да если эдак и государю придётся, скажите и государю»), что «живёт в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».

Спровадив помещиков, Хлестаков садится за письмо приятелю Тряпичкину в Петербург, с тем чтобы изложить забавный случай, как приняли его за «государственного человека». Покуда хозяин пишет, Осип уговаривает его скорее уехать и успевает в своих доводах. Отослав Осипа с письмом и за лошадьми, Хлестаков принимает купцов, коим громко препятствует квартальный Держиморда. Они жалуются на «обижательства» городничего, дают испрошенные пятьсот рублей взаймы (Осип берет и сахарную голову, и многое ещё: «и верёвочка в дороге пригодится»). Обнадёженных купцов сменяют слесарша и унтер-офицерская жена с жалобами на того же городничего. Остальных просителей выпирает Осип. Встреча с Марьей Антоновной, которая, право, никуда не шла, а только думала, не здесь ли маменька, завершается признанием в любви, поцелуем завравшегося Хлестакова и покаянием его на коленях. Внезапно явившаяся Анна Андреевна в гневе выставляет дочь, и Хлестаков, найдя её ещё очень «аппетитной», падает на колени и просит её руки. Его не смущает растерянное признание Анны Андреевны, что она «в некотором роде замужем», он предлагает «удалиться под сень струй», ибо «для любви нет различия». Неожиданно вбежавшая Марья Антоновна получает выволочку от матери и предложение руки и сердца от все ещё стоящего на коленях Хлестакова. Входит городничий, перепуганный жалобами прорвавшихся к Хлестакову купцов, и умоляет не верить мошенникам. Он не разумеет слов жены о сватовстве, покуда Хлестаков не грозит застрелиться. Не слишком понимая происходящее, городничий благословляет молодых. Осип докладывает, что лошади готовы, и Хлестаков объявляет совершенно потерянному семейству городничего, что едет на один лишь день к богатому дяде, снова одалживает денег, усаживается в коляску, сопровождаемый городничим с домочадцами. Осип заботливо принимает персидский ковёр на подстилку.

Проводив Хлестакова, Анна Андреевна и городничий предаются мечтаниям о петербургской жизни. Являются призванные купцы, и торжествующий городничий, нагнав на них великого страху, на радостях отпускает всех с Богом. Один за другим приходят «отставные чиновники, почётные лица в городе», окружённые своими семействами, дабы поздравить семейство городничего. В разгар поздравлений, когда городничий с Анною Андреевной средь изнывающих от зависти гостей почитают уж себя генеральскою четою, вбегает почтмейстер с сообщением, что «чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор». Распечатанное письмо Хлестакова к Тряпичкину читается вслух и поочерёдно, так как всякий новый чтец, дойдя до характеристики собственной персоны, слепнет, буксует и отстраняется. Раздавленный городничий произносит обличительную речь не так вертопраху Хлестакову, как «щелкопёру, бумагомараке», что непременно в комедию вставит. Общий гнев обращается на Бобчинского и Добчинского, пустивших ложный слух, когда внезапное явление жандарма, объявляющего, что «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе», - повергает всех в подобие столбняка. Немая сцена длится более минуты, в продолжение коего времени никто не переменяет положения своего. «Занавес опускается».

Вы прочитали краткое содержание комедии Ревизор. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.