Крейсер «Свердлов» – дружественный визит в Англию. Крейсер "Свердлов" - визит в Англию (4 фото) Фамилия сигнальщика на крейсере свердлов в 1953

Предназначенный первоначально, чтобы быть 24-корабельной серией в послевоенном советском военно-морском плане Сталина, класс «Свердлов» в итоге состоял из 20 заложенных корпусов. Из них только 17 кораблей были спущены (три из них никогда не были закончены и были сохранены на реке Нева в Ленинграде на несколько лет, прежде чем разобраны окончательно). Сохранившиеся 14 кораблей были введены в состав флота в течение периода 19511955 гг. в двух слегка отличных модификациях, но все, по существу, являлись улучшенной версией разработанного еще до войны (но законченного после ее) крейсера класса «Чапаев». Один из них, «Орджоникидзе», переименованный в «Ириан», передали в 1962 г. Индонезии (в 1972 г. продан Тайваню на металлолом из-за хронической проблемы с запасными частями). В конце 50-х гг. «Дзержинский» был переоборудован в экспериментальный крейсер, вооруженный зенитно-ракетный комплекс, являвшийся морской версией зенитно-ракетного комплекса С-75 Советской Армии. Он был установлен вместо 152-мм орудийной башни. Это опыт оказался неудачным, и корабль в конце 70-х гг. был выведен в резерв Черноморского флота. «Адмирал Нахимов» был также переоборудован в то же самое время в опытовый корабль для испытаний противокорабельной ракетной системы SS-N-1 «Scrubber», но в 1961 г. отправлен на слом, даже не покидая советских вод. Из остающихся кораблей два («Адмирал Сенявин» и «Жданов») были переделаны в корабли управления в период 1971-1972 гг. Первый служит флагманским кораблем Тихоокеанского флота при специальном развертывании, второй используется для тех же самых целей Черноморским флотом. Другие девять: «Свердлов», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Ушаков», «Александр Невский», «Александр Суворов», «Дмитрий Пожарский», «Михаил Кутузов», «Мурманск», «Октябрьская революция» — обычные крейсера. Главная задача этих кораблей — поддержка основным и вспомогательным артиллерийским вооружением советских соединений корпуса морской пехоты в амфибийных операциях и наземных атаках целей НАТО и Запада. Этой способности лишены все флота НАТО, за исключением американского, который с аналогичной целью вывел из резерва линкоры «Айова» с более тяжелой артиллерией.

Первой из этой серии единицей, выведенной для сдачи на металлолом, стал «Адмирал Лазарев» (1986 г.). За ним последовали: «Адмирал Ушаков» и «Дмитрий Пожарский» в 1987 г., «Свердлов», «Александр Невский» и «Дзержинский» в 1989 г. и остальные — в 1990-1991 гг.

Тактико-технические характеристики крейсера «Свердлов»

  • Водоизмещение, т: стандартное 12 900 и полное 17 000;
  • Размеры, м: длина 210,0; ширина 22,0; осадка 7,2;
  • Главная энергетическая установка: паротурбинная, работающая на два вала, мощностью, л. с. (кВт): 110 000 (82 025);
  • Скорость хода, узлов: 32,5;
  • Вертолет: Ка-25 общего назначения (только на крейсере «Адмирал Сенявин»);
  • Вооружение: спаренная пусковая установка комплекса SA-N-2 «Guideline» с 8 зенитными управляемыми ракетами (только на «Дзержинском») или спаренная пусковая установка зенитно-ракетного комплекса SA-N-4 «Gecko» с 18 зенитными управляемыми ракетами (только на «Адмирале Сенявине» и «Жданове»), четыре башни с 152-мм (три на «Дзержинском» и «Жданове», две на «Адмирале Сенявине»), шесть спаренных 100-мм артиллерийских установок, 16 спаренных 37-мм зенитный автомат (14 спаренных установок смонтированы на модификациях в течение 1977-1979 гг. и восемь спаренных зенитных автоматов на «Дзержинском», «Адмирале Сенявине» и «Жданове»), четыре спаренных 30-мм зенитных автомата (только на «Жданове», в то время как на «Адмирале Сенявине» — восемь спаренных зенитных автоматов), до 200 мин (нет на «Адмирале Сенявине» и «Жданове»);
  • Электроника («Дзержинский»): радиолокационная станция обнаружения воздушных целей «Big Net», радиолокационная станция обнаружения воздушных целей «Low Sieve», радиолокационная станция обнаружения воздушных целей «Slim Net», радиолокационная станция системы управления огнем SA-N-2 «Fan Song-E», две радиолокационные станции системы управления огнем 152-мм артиллерийской установки «Sun Visor», радиолокационная станция системы управления огнем артиллерийской установки и навигационная радиолокационная станция «Top Bow» «Neptune»;
  • Электроника («Адмирал Сенявин» и «Жданов»): радиолокационная станция обнаружения воздушных целей «Тор Trough», радиолокационная станция «Pop Group» для системы управления огнем SA-N-4, радиолокационная станция «Sun Visor» для системы управления огнем 152-мм артиллерийских установок, две радиолокационные станции «Top Bow» для системы управления огнем 152-мм артиллерийских установок, четыре радиолокационных станций «Drum Tilt» для системы управления огнем 30-мм артиллерийских установок (только две на «Жданове») и шесть радиолокационных станций «Egg Cup» для системы управления огнем артиллерийских установок;
  • Электроника (остальные): радиолокационная станция обнаружения воздушных целей «Big Net» или «Тор Trough», радиолокационная станция обнаружения воздушных целей «High Sieve» или «Low Sieve», радиолокационная станция обнаружения воздушных целей (только на некоторых кораблях), радиолокационная станция обнаружения воздушных целей «Slim Net», навигационная радиолокационная станция «Don-2» или «Neptune», две радиолокационные станции «Sun Visor» для системы управления огнем артиллерийской установки, две радиолокационные станции «Top Bow» для системы управления огнем 152-мм пушек, восемь радиолокационные станции системы управления огнем артиллерийских установок «Egg Cup», станции радиотехнической разведки и РЭП «Watch Dog»;
  • Экипаж, чел.: 1000.

Или Свердлов еврейская фамилия топонимического происхождения. Происходит от названия местечек Свердлы Дисненского уезда Виленской губернии и Полоцкого уезда Витебской губернии. Соответственно на начало 20 века имела локальное… … Википедия

«СВЕРДЛОВ» - 1) монитор Амурской воен. фл и. Заложен в 1907 в С. Петербурге как речная канонер. лодка. В 1908 корабль по частям перевезён по ж.д. в Кокуй (Читинская обл.) и собран на р. Шилка, вступил… … Военный энциклопедический словарь

Лёгкий крейсер - боевой надводный корабль, подкласс крейсеров, появившийся в начале XX века, продукт эволюции бронепалубных крейсеров под влиянием опыта русско японской войны. Лёгкие крейсера являлись относительно крупными (в сравнении с эсминцами, минными … Википедия

Максим Горький (крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Максим Горький (значения). «Максим Горький» … Википедия

Красный Крым (крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Красный Крым. «Светлана» с 5 февраля 1925 года «Профинтерн» с 31 октября 1939 года «Красный Крым» … Википедия

Молотов (крейсер) - Молотов … Википедия

Красный Кавказ (крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Красный Кавказ. «Красный Кавказ» … Википедия

Киров (крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Киров. «Киров» … Википедия

Червона Украина (крейсер) - «Адмирал Нахимов» с 7 декабря 1922 «Червона Украина» … Википедия

Кагул (бронепалубный крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Кагул. «Кагул» с 25 марта 1907 г. «Память Меркурия» с 31 декабря 1922 г. «Коминтерн» … Википедия

Книги

  • Легкие крейсера типа «Чапаев» , Аркадий Морин. В этой книге вы найдете исчерпывающую информацию об этапных кораблях советского флота. Коллекционное издание иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий. Символично, что…

Из Вики:
Фертоинг - способ постановки корабля на два якоря, при котором судно в любом положении при разворачивании находится между якорями. Для кораблей класса линкор - тяжелый крейсер, постановка на два якоря способом фертоинга - весьма сложный маневр, требующий отличной выучки швартовой команды и безукоризненной исправности швартовой оснастки корабля. По нормам Адмиралтейства этот маневр должен занимать 1,5-2,5 часа.

7-18 июня 1953 года - первый послевоенный дружественный визит советского корабля. Наш Военно-Морской флот и в мирное время выполняет весьма важные и ответственные задачи по демонстрации флага страны на просторах Мирового океана, повышению международного авторитета государства, а также по укреплению доверия и уважения к России народов посещаемых стран. Все эти задачи были прекрасно решены в ходе визита крейсера "Свердлов" в Англию.

В начале 1950-х годов началась "холодная война". Значительно обострилась международная напряженность, страны Запада резко сократили торгово-экономические, культурные и другие связи с Советским Союзом. Важная роль в проведении этого курса отводилась Военно-Морским Силам. Империалистические государства активно использовали их для устрашения потенциальных противников. Визиты же наших кораблей всегда носили и носят исключительно дружественный характер.
В этих условиях Военно-Морские Силы (10.9 1955 г. ВМС переименовали в ВМФ) были одним из действенных инструментов нашей дипломатии по пропаганде миролюбивой политики Советского Союза среди населения стран Запада. Особенно эффективными в этом отношении были дружественные визиты наших кораблей. Они наглядно демонстрировали уровень развития науки и техники в стране, ее реальную военную мощь и высокий культурный уровень наших моряков. Это служило прекрасным противодействием любым попыткам буржуазной пропаганды представить нас в виде грубых варваров.

В первое послевоенное десятилетие наш военный флот пополнялся кораблями, боевой техникой и вооружением, которые не уступали иностранным образцам. В этот период стали входить в строй и крейсера проекта 68-бис типа "Свердлов". Они предназначались для боевых действий в составе эскадры, а также для поддержки корабельного дозора и разведки, охранения эскадры от атак легких сил противника.

Эти крейсера были самыми сильными артиллерийскими кораблями и стали вершиной эволюции военно-морской техники отечественного флота. Они, безусловно, превосходили своих английских собратьев, находившихся в строю в середине 50-х годов. Особенно существенным было превосходство крейсеров типа "Свердлов" при стрельбе по береговым целям. Здесь надо отметить, что после 1945 года в локальных войнах число выпущенных по берегу 152 - 406-мм снарядов было соизмеримо с общим расходом боеприпасов тех же калибров в ходе второй мировой войны.

В начале 1953 года советские ВМС получили приглашение принять участие в военно-морском параде на Спитхедском рейде Портсмутской военно-морской базы по случаю коронации Ее Королевского Величества Елизаветы II. Предстоял первый за все послевоенное время официальный дружественный визит советского корабля в западноевропейскую военно-морскую базу, да еще с такой ответственной миссией. Выбор пал на головной крейсер новейшей послевоенной серии "68-бис" - "Свердлов" под командованием капитана 1 ранга О.И. Рудакова.

Сложная и интересная судьба была у этого человека. Внешне он напоминал русского былинного богатыря, а по характеру был исключительно порядочным человеком. В 1937 году он в составе экипажа линкора «Марат» принимал участие в военно-морском параде на Спитхедском рейде Портсмута по случаю коронации короля Великобритании Георга VI. В конце 1941 года был назначен помощником командира эсминца «Сокрушительный» Северного флота.

В ноябре 1942 года во время сильного шторма кораблю оторвало кормовую часть корпуса. При спасении экипажа командование кораблем покинуло «Сокрушительный» в числе первых. Состоялся суд, О.И. Рудаков был приговорен к «высшей мере», но затем он был отправлен в штрафбат. После восстановления в офицерском звании, в феврале 1944 года О.И. Рудаков вернулся на Северный флот и продолжил службу на эсминцах, быстро восходя по служебной лестнице.

За сутки до выхода из главной базы флота - города Балтийска на крейсер прибыл военно-морской министр СССР адмирал Н. Г. Кузнецов. Обращаясь к экипажу крейсера, он заявил: "Вам поручено ответственное задание правительства и, выполняя его, вы или поможете правительству делать политику, или помешаете. Выражаю уверенность в успехе вашего похода!"

Для парада на рейде Спитхеда собралось более 200 кораблей. Крейсеру предстояло сложное маневрирование для того, чтобы занять свое место в парадном строю, которое должны были обозначить сигнальным буем с государственным флагом СССР. Рудаков отклонил помощь лоцмана и сам повел корабль. Надо было встать на якорь методом фертоинг, что требовало ювелирной точности в управлении огромным кораблем. По принятым тогда стандартам для кораблей такого класса как "Свердлов" отличной считалась постановка за 45 минут.

"Свердлов" вышел в зону якорной стоянки, однако сигнальный буй отсутствовал. (Позднее командир корабля получил официальные извинения по этому поводу). Штурман быстро установил, что ошибки нет, крейсер вышел точно. При входе на рейд прогремели залпы салюта наций. Это привлекло к нашему кораблю всеобщее внимание. Результаты фертоинговых постановок ранее пришедших кораблей хорошо известны: американский крейсер - 2 часа, французский - 4 часа, а шведский еще больше, завершения его постановки просто устали ждать. "Свердлов" встал на якорь за 12 минут. Это был триумф.

Крейсер простоял на рейде неделю и неизменно пользовался большой популярностью населения. На палубе крейсера постоянно что-то происходило: собирались фотографирующиеся группы, небольшие спортивные соревнования, находившийся на борту Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота имитировал на верхней палубе отдых моряков в виде спонтанных песен и плясок. Отличная морская выучка экипажа, высокая культура поведения наших моряков на берегу и интересный отдых матросов на верхней палубе корабля находили доброжелательный отклик в британской прессе.

Парад состоялся 17 июня. Все корабли в праздничном убранстве. Команда корабля выстроена вдоль борта. Хлопают на ветру флаги расцвечивания. На рее фок-мачты крейсера британский и советский флаги - это наш салют английской королеве и ее флоту. Елизавета II на яхте обходит строй кораблей. Наши моряки встречают ее мощным троекратным "Ура!" После парада на флагмане эскадры королева дает традиционный прием для флотской элиты. Старшие офицеры приглашению не подлежат, однако О. И. Рудаков, хотя и имел звание капитана 1 ранга, приглашение получил и даже удостоился чести поприветствовать королеву в числе первых. Торжества закончились салютом и иллюминацией.

Праздник и весь период пребывания нашего крейсера на рейде Спидхейда прошли очень успешно. По сообщению нашего посольства в Лондоне, в деле покорения сердец рядовых британцев неделя пребывания крейсера "Свердлов" в Англии сыграла роль большую, чем годы кропотливой дипломатической деятельности. После завершения торжеств, крейсер благополучно вернулся в Балтийск. На базе его встречали, как победителя. Корабль посетил министр обороны СССР Н. А. Булганин и лично наградил каждого члена экипажа. Командир корабля О. И. Рудаков был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом Боевого Красного Знамени. В честь крейсера "Свердлов" был дан концерт по радио. После этого дружественные визиты и деловые заходы советских военных кораблей и вспомогательных судов в порты иностранных государств стали широко распространенным явлением.
Владимир Додонов - автор статьи

7-18 июня 1953 года - состоялся первый послевоенный заграничный визит советского корабля в Англию, по случаю коронации Елизаветы II. Наш Военно-Морской флот и в мирное время выполняет весьма важные и ответственные задачи по демонстрации флага страны на просторах мирового океана, повышению международного авторитета государства, а также по укреплению доверия и уважения к России народов посещаемых стран. Все эти задачи были прекрасно решены в ходе первого послевоенного заграничного визита крейсера "Свердлов" в Англию. После этого дружественные визиты наших кораблей в иностранные порты будут проводиться достаточно часто, но первый визит стоил нашим морякам и большого труда и огромного нервного напряжения

В первые же годы после Великой Отечественной войны произошло коренное изменение отношений Советского Союза со странами Запада. Началась "холодная война", а в 1950-х годах США стали активно проводить политику балансирования на грани войны. Это привело к значительному обострению международной напряженности, возрастанию угрозы возникновения мировой войны. Страны Запада резко сократили торгово-экономические, культурные и другие связи с Советским Союзом. В буржуазной печати советского человека представляли в образе врага и потенциального агрессора. Важная роль в проведении этого курса отводилась Военно-Морским Силам США, а для нашей страны все более реальной становилась угроза безопасности с океанских направлений.

В этих условиях советские Военно-Морские Силы (10.9 1955 г. Советские ВМС были переименованы в ВМФ.) были одним из действенных инструментов нашей дипломатии в проведении миролюбивой политики, в предотвращении и сдерживании агрессивных устремлений, а также в противодействии угрозам безопасности для нашей страны. Одним из средств осуществления этой важной миссии стали дружественные визиты наших кораблей в порты иностранных государств. Боевой корабль - это наглядный показатель уровня развития науки, техники и промышленности в стране, показатель ее реальной военной мощи. Империалистические государства активно использовали это для устрашения потенциальных противников.

Визиты же наших кораблей всегда носили и носят исключительно дружественный характер, демонстрируют высокий культурный уровень наших моряков. Это служит прекрасным противодействием любым попыткам буржуазной пропаганды представить нас в виде врагов и грубых варваров. Заграничные визиты способствовали росту симпатий и дружественных чувств к нашей стране, укрепляли взаимопонимание между народами и повышали международный авторитет нашей страны.

В первое послевоенное десятилетие наш военный флот пополнялся новыми кораблями, новой боевой техникой и вооружением, которые не уступали иностранным образцам. В этот период стали входить в строй крейсера типа "Свердлов" проекта 68-бис. Они предназначались для действий в составе эскадры при выводе легких сил в атаку, а также для поддержки корабельного дозора и разведки, охранения эскадры от атак легких сил противника.

Эти крейсера были наиболее совершенными и самыми сильными артиллерийскими кораблями и стали вершиной эволюции военно-морской техники отечественного флота. Они, безусловно, превосходили своих английских собратьев, находившихся в строю в середине 50-х годов. Особенно существенным было превосходство крейсеров типа "Свердлов" при стрельбе по береговым объектам. Здесь надо отметить, что после 1945 года в локальных войнах число выпущенных по берегу 152 - 406-мм снарядов было соизмеримо с общим расходом боеприпасов тех же калибров в ходе второй мировой войны.

В начале 1953 года советские ВМС получили приглашение принять участие в параде королевского флота на Спидхейдском рейде Портсмутской военно-морской базы по случаю коронации Ее Королевского Величества Елизаветы II. Предстоял первый за все послевоенное время официальный дружественный визит советского корабля в западноевропейскую военно-морскую базу, да еще с такой ответственной миссией. Выбор пал на головной крейсер новейшей послевоенной серии "68-бис" - "Свердлов". Три месяца ушло на подготовку экипажа и корабля к этому походу.


За сутки до выхода из главной базы флота - города Балтийска на крейсер прибыл военно-морской министр СССР адмирал Н. Г. Кузнецов. Обращаясь к экипажу крейсера, он заявил: "Вам поручено ответственное задание правительства и, выполняя его, вы или поможете правительству делать политику, или помешаете. Выражаю уверенность в успехе вашего похода!"

В ожидании парада на рейде Спитхейда собралось более 200 кораблей британского флота и гостей королевы. Крейсеру предстояло сложное маневрирование для того, чтобы найти свое место, обозначенное сигнальным буем с государственным флагом СССР. Командир крейсера капитан 1 ранга Олимпий Иванович Рудаков отклонил помощь лоцмана и сам повел корабль. При входе на рейд прогремели залпы салюта наций. Крейсер направился к месту якорной стоянки. Предстоит постановка корабля на якорь методом фертоинг, которая требует высочайшего профессионализма от боцманской команды и ювелирной точности в управлении огромным кораблем от его командира. По принятым тогда стандартам для кораблей водоизмещением 12-16 тыс. тонн (как у "Свердлова") отличной считается постановка за 45 минут. У нас такая постановка вообще не применяется за отсутствием надобности.

Обмен салютами привлек к нашему кораблю внимание всех присутствовавших на рейде. "Свердлов" вышел в зону якорной стоянки, однако сигнальный буй отсутствует. (Позднее командир корабля получил официальные извинения по поводу отсутствия cигнального буя.) Штурмана быстро установили, что ошибки нет, крейсер вышел точно. Звучит команда и первый якорь уходит на дно рейда. Все взоры обращены к крейсеру, наблюдатели запустили секундомеры: пошел отсчет времени. Прибывший на крейсер английский офицер связи тоже пустил свой секундомер. Результаты фертоинговых постановок ранее пришедших кораблей хорошо известны: американский крейсер - 2 часа, французский - 4 часа, а шведский еще больше, завершения его постановки просто устали ждать. "Свердлов" встал на якорь за 12 минут. Это был триумф.

Крейсер простоял на рейде неделю и неизменно пользовался большой популярностью населения. На палубе крейсера постоянно что-то происходило: собирались фотографирующиеся группы, небольшие спортивные соревнования, находившийся на борту Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота имитировал на верхней палубе отдых моряков в виде спонтанных песен и плясок. Отличная морская выучка экипажа, высокая культура поведения наших моряков на берегу и интересный отдых матросов на верхней палубе корабля находили доброжелательный отклик в британской прессе.

Парад состоялся 17 июня. Все корабли в праздничном убранстве. Команда корабля выстроена вдоль борта. Хлопают на ветру флаги расцвечивания. На рее фок-мачты крейсера британский и советский флаги - это наш салют английской королеве и ее флоту. Елизавета II на яхте обходит строй кораблей. Наши моряки встречают ее мощным троекратным "Ура!" После парада на флагмане эскадры королева дает традиционный прием для флотской элиты. Старшие офицеры приглашению не подлежат, однако О. И. Рудаков, хотя и имел звание капитана 1 ранга, приглашение получил и даже удостоился чести поприветствовать королеву в числе первых. Торжества закончились салютом и иллюминацией.


Праздник и весь период пребывания нашего крейсера на рейде Спидхейда прошли очень успешно. По сообщениям нашего посольства в Лондоне, в деле покорения сердец рядовых британцев неделя пребывания крейсера "Свердлов" в Англии сыграла роль большую, чем годы кропотливой дипломатической деятельности. После завершения торжеств, крейсер благополучно вернулся в Балтийск. На базе его встречали, как победителя. Корабль посетил министр обороны СССР Н. А. Булганин и лично наградил каждого члена экипажа. Командир корабля О. И. Рудаков был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом Боевого Красного Знамени. В честь крейсера "Свердлов" был дан концерт по радио. После этого дружественные визиты и деловые заходы советских военных кораблей и вспомогательных судов в порты иностранных государств стали широко распространенным явлением.


Дальнейшая судьба крейсера "Свердлов"

Крейсер "Свердлов" с 12 по 17 октября 1955 года нанес визиты в Портсмут (Великобритания), с 20 по 25 июля 1956 года - в Роттердам (Голландия), с 5 по 9 октября 1973 года и с 27 июня по 1 июля 1975 года - в Гдыню (Польша), с 16 по 22 апреля 1974 года - в Алжир, с 21 по 26 июня 1974 года - в Шербур (Франция), с 5 по 9 октября 1976 года - в Росток (ГДР) и с 21 по 26 июня 1976 года - в Бордо (Франция). С 24 декабря 1955 года входил в состав КБФ. В период с 24 декабря 1960 года по 14 июля 1961 года и с 12 февраля 1966 года по 29 апреля 1966 года прошел в Ленинграде капитальный ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 11 февраля 1972 года расконсервирован и вновь введен в строй, 7 февраля 1977 года вторично поставлен на капитальный ремонт, 14 февраля 1978 года вновь законсервирован и поставлен в Лиепаю на долговременное хранение, а 30 мая 1989 года разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31 октября 1989 года расформирован и в 1990 году продан частной фирме Индии для разделки на металл.

7-18 июня 1953 года - первый послевоенный дружественный визит советского корабля. Разгоралась «холодная война», резко сократились торгово-экономические и культурные связи Советского Союза. Буржуазная пропаганда представляла наших людей в виде врагов и грубых варваров. Эффективным противодействием этому стали зарубежные визиты наших кораблей. Они наглядно демонстрировали высокий уровень развития науки и техники в нашей стране, показывали ее реальную военную мощь и культуру наших моряков. Это способствовало укреплению доверия и уважения к России.

И вот, в начале 1953 года советские ВМС (10.9 1955 г. Советские ВМС были переименованы в ВМФ) получили приглашение принять участие в торжественном морском параде на Спитхедском рейде Портсмутской военно-морской базы по случаю коронации Ее Королевского Величества Елизаветы II. Предстоял первый за все послевоенное время визит в военно-морскую базу одного из наиболее вероятных противников. Выбор пал на головной крейсер новейшей послевоенной серии «68-бис» - «Свердлов» под командованием капитана 1 ранга О.И. Рудакова.

Интересно, на флоте в тот период было немало опытных командиров, но это чрезвычайно ответственное задание доверили О.И. Рудакову. Его вызвали в Москву на прием к министру обороны Н.А. Булганину, который поставил задачу - быть на военно-морском параде лучшим! И Рудаков с блеском выполнил её. Он был единственным из командиров иностранных кораблей, который буквально влетел на Спитхедский рейд без помощи лоцмана и встал на якорь за время в три раза меньшее, чем было отведено на подобную процедуру в Британском флоте.

Крейсера проекта 68-бис

Постройка легких крейсеров проекта 68-бис, типа «Свердлов», производилась в рамках первой послевоенной программы кораблестроения, принятой в 1950 году. При ее разработке исходили из экстренной необходимости усиления флота и оживления судостроительной промышленности. К постройке было запланировано 25 кораблей, но в строй ввели - 14. Вплоть до середины 1960-х годов крейсера проекта 68-бис составляли основу мощных флотских группировок, способных вести боевые действия, как в прибрежных морях, так и на просторах мирового океана.

По совокупности боевых характеристик, легкие крейсера проекта 68-бис были, как минимум, на уровне аналогичных кораблей иностранных флотов. По сравнению с тяжелыми крейсерами, они несли более легкую артиллерию калибром 152-мм, вместо 203-мм. Но высокая эффективность их орудий компенсировала меньший вес снаряда, зато были обеспечены хорошие мореходные качества и повышена живучесть корабля. Для своего времени это была определенная вершина эволюции военно-морской техники.

При разработке этого проекта стремились создать корабль нового поколения с учетом опыта войны и возникших новых задач. После 1945 года не было ни одного боестолкновения крупных кораблей, зато в локальных войнах число выпущенных по берегу 152 - 406-мм снарядов оказалось соизмеримым с общим расходом боеприпасов тех же калибров в ходе Второй мировой войны. Исходя из этого, артиллерия крейсера была прекрасно приспособлена для стрельбы по береговым целям. Хорошо продуманным и достаточно мощным было и его зенитное вооружение.

Олимпий Иванович Рудаков


Портрет О.И. Рудакова
Фотография 1950-х годов

Сложная и интересная судьба была у этого человека. Внешне он напоминал русского былинного богатыря, а по характеру был исключительно порядочным человеком. Окончив в 1937 году Высшее военно-морское училище, он в составе экипажа линкора «Марат» прибыл в Англию для участия в военно-морском параде 1937 года на Спитхедском рейде Портсмута по случаю коронации короля Великобритании Георга VI. Затем проходил службу на эсминцах Северного флота. В конце 1941 года был назначен помощником командира эсминца «Сокрушительный».

В ноябре 1942 года во время сильного шторма кораблю оторвало кормовую часть корпуса. Большинство экипажа было снято на другие корабли. При этом командование кораблем покинуло «Сокрушительный» в числе первых. Дело о гибели «Сокрушительного» рассматривал военный трибунал. Рудаков был приговорен к «высшей мере», но затем он был отправлен в штрафбат. После восстановления в офицерском звании, в феврале 1944 года О.И. Рудаков был отозван на Северный флот и продолжил службу на эсминцах, быстро восходя по служебной лестнице.

Прибытие в Портсмут

За сутки до выхода крейсера «Свердлов» из Балтийска на корабль прибыл военно-морской министр СССР адмирал Н.Г. Кузнецов. Обращаясь к экипажу, он заявил: «Вам поручено ответственное задание правительства и, выполняя его, вы или поможете правительству делать политику, или помешаете. Выражаю уверенность в успехе вашего похода!»



Для парада на рейде Спитхеда собралось более 200 кораблей. Крейсеру предстояло сложное маневрирование для того, чтобы точно встать в парадный строй. Рудаков отклонил помощь лоцмана и сам повел корабль к месту якорной стоянки, которое должно было быть обозначено сигнальным буем с государственным флагом СССР. «Свердлов» подошел к указанной точке, однако сигнальный буй отсутствовал. (Позднее командир корабля получил официальные извинения по этому поводу). Штурман быстро установил, что ошибки нет.

Теперь надо было встать на якорь методом фертоинг, что требовало ювелирной точности в управлении огромным кораблем. По принятым тогда стандартам для кораблей такого класса отличной считалась постановка за 45 минут. Взоры всех присутствовавших на рейде обращены к советскому крейсеру, наблюдатели запустили секундомеры. Американский крейсер встал на якорь за 2 часа, французский – за 4 часа, а завершения постановки шведского просто устали ждать. «Свердлов» встал на якорь за 12 минут. Это произвело настоящую сенсацию. Фото Рудакова оказалось на обложках всех британских газет.

Военно-морской парад

Крейсер простоял на рейде неделю и неизменно привлекал большое внимание населения. На палубе крейсера постоянно что-то происходило: собирались фотографирующиеся группы, небольшие спортивные соревнования, находившийся на борту Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота имитировал на верхней палубе отдых моряков в виде спонтанных песен и плясок. Отличная морская выучка экипажа, высокая культура поведения наших моряков на берегу и интересный отдых матросов на верхней палубе корабля находили доброжелательный отклик в британской прессе.



Крейсер «Свердолов» на морском параде в Портсмуте

Парад состоялся 17 июня. Все корабли в праздничном убранстве. Команда корабля выстроена вдоль борта. Хлопают на ветру флаги расцвечивания. На рее фок-мачты крейсера британский и советский флаги - это наш салют английской королеве и ее флоту. Елизавета II на яхте обходит строй кораблей. Наши моряки встречают ее мощным троекратным «Ура!» После парада на флагмане эскадры состоялся прием. Старшие офицеры не приглашались, однако О.И. Рудаков, хотя и имел звание капитана 1 ранга, приглашение получил и даже удостоился чести поприветствовать королеву в числе первых.

Дружественный визит нашего крейсера в Англию прошел очень успешно. По сообщению советского посольства в Лондоне, в деле покорения сердец рядовых британцев неделя пребывания крейсера «Свердлов» в Англии сыграла роль большую, чем годы кропотливой дипломатической деятельности. После завершения торжеств, крейсер благополучно вернулся в Балтийск. На базе его ждала торжественная встреча. Министр обороны СССР Н.А. Булганин лично вручил награды каждому члену экипажа. О.И. Рудаков был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Заключение

После визита крейсер «Свердлов» сразу же стал известен на всю Европу. Он еще много лет находился в боевом строю, совершив несколько заграничных визитов. Однако физическое и моральное старение корабля привело к тому, что 30 мая 1989 года он был исключен из боевого состава флота, а затем продан индийской фирме для разделки на металл. К концу 2001 года в составе флота не осталось ни одного крейсера пр. 68-бис. Олимпий Иванович Рудаков более 20 лет служил на различных командных должностях Военно-Морского флота, и скончался в 1974 году в Ленинграде.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Скалкин Ф. Фертоинг на Спитхеде. Газета «Московская правда» 4.06.1996 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. 1987 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Москва. 1978 г.
  • Горшков С.Г. Морская мощь государства. Москва. 1979 г.

Корабли Императорского флота России, советского ВМФ и современной России регулярно посещают иностранные порты с дружественными визитами. Зачастую это не привлекает особого внимания общественности, но этот визит крейсера «Свердлов» в Англию сразу и заслуженно стал мировой сенсацией. Его до сих пор вспоминают с гордостью за наш флот и наших моряков...