Литературно-исторические заметки юного техника. Константин Симонов: личная жизнь Симонов личная жизнь

Константин (Кирилл) Михайлович Симоно в, поэт, прозаик, драматург. Родился 15 ноября (28 н.с.) в Петрограде, воспитан был отчимом, преподавателем военного училища. Детские годы прошли в Рязани и Саратове.
Окончив в 1930 семилетку в Саратове, пошел учиться на токаря. В 1931 семья переехала в Москву, и Симонов, окончив здесь фабзавуч точной механики, идет работать на завод. В эти же годы начинает писать стихи. Работал до 1935.
В 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи К.Симонова. Закончив Литературный институт им. М.Горького в 1938, Симонов поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 был направлен в качестве военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся.
В 1940 написал свою первую пьесу «История одной любви», поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941 - вторую - «Парень из нашего города». В течение года учится на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получает воинское звание интенданта второго ранга.
С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал и пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».
После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».
После войны в течение трех лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай). С 1958 по 1960 жил в Ташкенте как корреспондент «Правды» по республикам Средней Азии.
Первый роман «Товарищи по оружию» увидел свет в 1952, затем большая книга - «Живые и мертвые» (1959). В 1961 Театр «Современник» поставил пьесу Симонова «Четвертый». В 1963 - 64 пишет роман «Солдатами не рождаются». (В 1970 - 71 будет написано продолжение - «Последнее лето».)
По сценариям Симонова были поставлены фильмы: «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943 - 44), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш.Спаакоми, Э.Триоле), «Живые и мертвые» (1964).
В послевоенные годы общественная деятельность Симонова складывалась таким образом: с 1946 по 1950 и с 1954 по 1958 он был главным редактором журнала «Новый мир»; с 1950 по 1953 - главным редактором «Литературной газеты»; с 1946 по 1959 и с 1967 по 1979 - секретарем Союза писателей СССР.
В 1974 был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Умер К.Симонов 28 августа 1979 в Москве.

Всю жизнь любил он рисовать войну.
Беззвездной ночью наскочив на мину,
Он вместе с кораблем пошел ко дну,
Не дописав последнюю картину.

28 ноября - день рождения великого русского советского журналиста, поэта, прозаика и сценариста Константина Михайловича Симонова (1915-1979). Он автор более чем ста работ различных жанров. Его собрание сочинений составляет десять томов! Герой Социалистического Труда и лауреат шести Сталинских премий. Начинал войну в звании батальонного комиссара, дослужился до чина подполковника, а после войны ему присвоили звание полковника. Симонов был и на самом крайнем юге советско-германского фронта, и на самом крайнем севере: ходил на подводной лодке и высаживался с десантом в Арктике… После войны вышел его знаменитый дневник «Разные дни войны» - один из самых откровенных и правдивых сборников воспоминаний о Великой Отечественной. Он встречался со многими военачальниками, брал интервью у и других Маршалов и Генералов Победы.

Кирилл - Константин

Симонов - при рождении Кирилл - появился на свет в 1915 году в Петрограде, в семье генерал-майора Симонова и княжны Оболенской. Интересно, что достаточно «высокое» происхождение не мешало ему в будущем. Отец пропал без вести в годы , и с 1919 года семья жила в Рязани, где юного Кирилла воспитывали мать и отчим, А. Г. Иванишев, бывший полковник царской армии, перешедший на сторону красных и ставший «военспецом». Кирилл провел детство в военных городках, поэтому с ранних лет был не чужд военному делу и быту, при этом он воспринял идеи социализма и горячо их разделял. В 1931 году, когда семья переехала в Москву, Симонов учился на токаря по металлу, хотел получить рабочую специальность, но поступил сначала на вечернее отделение Литературного института имени А. М. Горького, а затем перешел на дневное.

С этого времени начинается литературная карьера Кирилла. Он едет в первую командировку на Беломорканал, публикует свои первые стихи в журналах «Октябрь» и «Молодая гвардия, пишет первую поэму - «Павел Чёрный». После института он зачислился в аспирантуру, которую так никогда и не окончил. В 1939 году Симонов получил предложение отправиться в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол, где начался конфликт с Японией, и оставил потом об этом очень интересные заметки, очерки и воспоминания. С этого момента Кирилл окончательно превращается в Константина (из-за особенностей речи ему удобнее было произносить именно это имя), и страна, а позже и мир узнают Константина Симонова.

На переднем краю войны

В короткий период между и началом Константин Симонов учился в Военно-политической академии, получил воинское звание интенданта 2-го ранга. Именно тогда он «заболел» военной журналистикой, но творчества не оставил. В этот период созданы «История одной любви» и «Парень из нашего города». С началом войны Симонова призвали в качестве военного корреспондента. Он прошел ее от начала и до конца, но, по его словам, ему больше всего запомнилось Буйничское поле под Могилёвом. Позже он писал: «Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, - поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…»

Он работал во многих фронтовых и всесоюзных газетах: «Правде», «Боевом знамени», «Известиях», «Красной звезде» и других. В этот период появляются его известные произведения: пьесы «Жди меня», «Русские люди», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», два сборника стихотворений - «С тобой и без тебя», «Война». Симонов был представлен ко множеству почетных наград: орденам Красного Знамени и Отечественной войны, медалям «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа» и другим. Командиры отмечали, что Симонов всегда предпочитал находиться на передовой, даже во время боя или обстрела, он видел и знал ту правду о войне, которую могут знать только те, кто побывал на переднем краю. Он отмечен и иностранными наградами: участвовал в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Польши, был свидетелем последних боев в Германии и падения Берлина. Сразу после войны он пишет очерки «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

К. Симонов (в центре) и И. Власенко (справа) на командном пункте 75-й гвардейской стрелковой в районе Поныри. Курская битва, 1943 г.

После войны

После войны Константин Симонов лишь однажды побывал на поле боя, в неизменном качестве военного корреспондента во время . Остальное время он посвящал литературной работе, долгое время был секретарем Союза писателей СССР. В это время увидели свет его романы «Товарищи по оружию», «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето», пьеса «Четвертый». По его работам было снято множество одноименных и всем нам известных фильмов… Но главным для Константина Симонова в этот период жизни был не спор с Хрущёвым о памяти Сталина, не работа в журналах и газетах и даже в Союзе писателей. Главным для него после войны стала помощь ее ветеранам. По словам многих современников писателя, Симонов охотно отвечал на письма незнакомых солдат и офицеров, ветеранов войны, помогал с квартирами, пенсиями, протезами и даже очками для них. И, конечно же, не забывал отражать их судьбу - судьбу поколения, увидевшего самую страшную войну в истории, - для того чтобы потомки ее никогда не забыли. Он умер от рака легкого 28 августа 1979 года. Его именем названы улицы в городах, открыты памятники и мемориалы.

16 сентября 2016 года открыло в Новосибирске памятник «Матерям и женам защитников Отечества». Памятник посвящен женщинам, трудившимся на фабриках и заводах, в полях и госпиталях, воспитывавшим детей, ухаживавшим за больными и стариками. Во имя них и воевали наши предки… При оформлении памятника были использованы слова из пьесы Константина Симонова «Жди меня»: «Жди меня, и я вернусь, всем смертям назло». Прах Симонова был развеян на том самом поле под Могилёвом, где в июле 1941-го наши сожгли 39 немецких танков…

Симонов Константин (Кирилл) Михайлович – русский советский писатель, поэт, драматург и публицист.

Родился 15 (28) ноября 1915 года в городе Петроград (ныне Санкт-Петербург). Русский. Имя при рождении – Кирилл Михайлович Симонов. В 1919-1927 годах жил в Рязани, с 1927 года – в Саратове. В 1930 году окончил 7 классов школы, после чего обучался в фабрично-заводском училище (ФЗУ). Одновременно осенью 1931 года работал токарем по металлу на заводе «Универсал» в Саратове.

С конца 1931 года жил в Москве. В 1932 году окончил ФЗУ точной механики. В 1932-1935 годах работал токарем на авиационном заводе, в механических цехах кинофабрики «Межрабпомфильм» и кинофабрики «Техфильм».

С 1932 года писал стихи, которые впервые были напечатаны в 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь». В 1934-1936 годах учился в Вечернем рабочем литературном университете, в 1938 году окончил Литературный институт имени А.М. Горького. В 1938-1939 годах учился в аспирантуре Института истории, философии и литературы, однако прервал обучение из-за отъезда в командировку в Монголию. В 1939 году взял литературный псевдоним – Константин Симонов.

Участник боёв с японскими войсками на реке Халхин-Гол: в августе-сентябре 1939 – военный корреспондент газеты «Героическая красноармейская».

В марте 1940 года окончил двухмесячные курсы военных корреспондентов при Военной академии имени М.В. Фрунзе.

В предвоенный период К.М.Симоновым созданы поэмы «Первая любовь» (1936, новая редакция – 1941), «Победитель» (1937), «Ледовое побоище» (1937), «Павел Чёрный» (1938), «Пять страниц» (1938) и «Суворов» (1938-1939), пьесы «История одной любви» (1940, новая редакция – 1954) и «Парень из нашего города» (1941), множество стихотворений.

В июне 1941 года окончил Курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии. В армии с 24 июня 1941 года.

Участник Великой Отечественной войны: в июне-июле 1941 – военный корреспондент газеты Западного фронта «Красноармейская правда». Одновременно как нештатный корреспондент посылал военные корреспонденции в газету «Известия». С июля 1941 – военный корреспондент газеты «Красная звезда».

За время войны неоднократно выезжал в командировки на передовую (ниже приведён их перечень):
1941 год – Западный фронт (июнь – июль), Южный фронт, Приморская и 51-я (Крымская) армии, Черноморский флот (август – сентябрь; участвовал в обороне Одессы), Мурманское направление Карельского фронта и Северный флот (октябрь и ноябрь), Западный фронт (декабрь);
1942 год – Закавказский фронт (январь и февраль-март; участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции), Западный фронт (январь-февраль), Мурманское направление Карельского фронта (апрель-май), Брянский и Западный фронты (июль-август), Сталинградский фронт (август-сентябрь), Мурманское направление Карельского фронта (ноябрь), Западный фронт (декабрь);
1943 год – Северо-Кавказский и Южный фронты (январь-март), Южный фронт (апрель), Центральный фронт (июль и август-октябрь);
1944 год – 1-й и 2-й Украинские фронты (март-апрель), 2-й Украинский фронт (май), Ленинградский фронт (июнь; участвовал в Выборгской операции); 1-й Белорусский фронт (июль-август), 2-й и 3-й Украинские фронты (август-сентябрь), Южная Сербия у югославских партизан (октябрь), советская авиационная база в итальянском городе Бари (октябрь);
1945 год – 4-й Украинский фронт (январь-апрель), 1-й Украинский фронт (конец апреля), 1-й Украинский и 1-й Белорусский фронты (май). 9 мая 1945 года присутствовал при подписании капитуляции германской армии в Карлсхорсте.

Большая часть фронтовых корреспонденций К.М.Симонова, печатавшихся в годы войны в «Красной звезде», «Известиях» и «Правде», составила четырёхтомник «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента» (1942-1945), а также сборники «Югославская тетрадь» (1945) и «Письма из Чехословакии» (1945).

В годы войны им также написаны многие известные военные стихотворения («Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», «Если дорог тебе твой дом…»), поэма «Сын артиллериста» (1941), пьесы «Русские люди» (1942), «Жди меня» (1943), «Так и будет» (1944, новая редакция – 1970) и «Под каштанами Праги» (1945), повести «Дни и ночи» (1943-1944) и «Гордый человек» (1945), выпущены два сборника стихов – «С тобой и без тебя» (1942) и «Война» (1944).

После войны до сентября 1946 года продолжал работать корреспондентом газеты «Красная звезда». Неоднократно выезжал в длительные зарубежные командировки, в частности в Японию (декабрь 1945 – апрель 1946) и США (апрель-июнь 1946). С сентября 1946 года подполковник К.М.Симонов – в запасе.

В сентябре 1946 – феврале 1950 – главный редактор журнала «Новый мир». В октябре-декабре 1949 года в качестве военного корреспондента газеты «Правда» находился в 4-й Полевой Китайской армии в Южном Китае.

В феврале 1950 – августе 1953 – главный редактор «Литературной газеты», в июле 1954 – июле 1958 – вновь главный редактор журнала «Новый мир».

В 1958-1960 годах жил в Ташкенте (Узбекистан), работал разъездным корреспондентом газеты «Правда» по республикам Средней Азии. В 1963-1967 годах в качестве специального корреспондента «Правды» совершил множество поездок по стране, в 1970 году был во Вьетнаме (во время войны с США).

В послевоенные годы К.М.Симоновым созданы трилогии «Живые и мёртвые» (романы «Живые и мёртвые», 1955-1959; «Солдатами не рождаются», 1960-1964; «Последнее лето», 1965-1970) и «Так называемые личная жизнь (Из записок Лопатина)» (повести «Четыре шага», 1956-1964; «Двадцать дней без войны», 1972; «Мы не увидимся с тобой», 1978), роман «Товарищи по оружию» (1950, новая редакция – 1965), повести «Дым отечества» (1946, новая редакция – 1956), «Случай с Полыниным» (1969) и «Софья Леонидовна» (опубликована в 1985), пьесы «Русский вопрос» (1946), «Чужая тень» (1949) и «Четвёртый» (1961), поэмы «Иван да Марья» (1954) и «Отец» (1956-1958), эссе-размышление «Глазами человека моего поколения, Размышления о И.В.Сталине» (1979, опубликовано в 1988), выпущены сборники стихов «Друзья и враги» (1948) и «Вьетнам, зима семидесятого» (1971), дневниковые сборники «Далеко на востоке» (1968), «Разные дни войны» (1974-1975), «Япония – 46» (1976).

За большие заслуги в развитии советской литературы, активную общественную деятельность и в связи с 40-летием образования Союза писателей СССР Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1974 года Симонову Константину (Кириллу) Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Помимо литературной работы, занимался кино- и теледокументалистикой. При его участии как сценариста были созданы документальные кинофильмы «Там, где жил Хемингуэй» (1964), «Если дорог тебе твой дом» (1967), «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (1967), «Чужого горя не бывает» (1972) и «Шёл солдат...» (1975). По его замыслу и при его непосредственном участии были сняты циклы телевизионных передач «Солдатские мемуары» (1976; 6 выпусков) и «Солдатские мемуары. Письма» (1977, 2 выпуска).

Автор сценариев нескольких художественных фильмов: «Парень из нашего города» (1942), «Во имя Родины» (1943), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1944), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш.Спааком и Э.Триоле), «Случай с Полыниным» (1970, совместно с А.Н.Сахаровым), «Двадцать дней без войны» (1976) и «Обыкновенная Арктика» (1976). Занимался литературными переводами стихотворных текстов (с английского, азербайджанского, грузинского, узбекского и других языков).

Член Союза писателей СССР с 1938 года. В сентябре 1946 – октябре 1953 – заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР. В 1953-1959 – секретарь Союза писателей СССР, с 1967 года – секретарь Правления Союза писателей СССР.

Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1966).

Кандидат в члены Центрального Комитета КПСС в 1952-1956 годах, член Центральной ревизионной комиссии КПСС в 1956-1961 годах и с 1976 года.

Депутат Верховных Советов СССР 2-3-го созывов (в 1946-1954 годах) и РСФСР 4-го созыва (в 1955-1959 годах).

Жил в Москве. Умер 28 августа 1979 года. После кремации его прах был развеян на Буйничском поле под Могилёвом (Белоруссия), где 13 июля 1941 года К.М.Симонов участвовал в тяжелейшем бою с немецкими танками.

Полковник (1965). Награждён 3 орденами Ленина (27.11.1965; 2.07.1971; 27.09.1974), орденом Красного Знамени (3.05.1942), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (30.05.1945; 23.09.1945), орденом «Знак Почёта» (31.01.1939), медалями, иностранными наградами – орденом Белого льва «За Победу» 3-й степени и Военным Крестом 1939 года (Чехословакия), орденом Сухэ-Батора (Монголия), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1974, за трилогию «Живые и мёртвые»), шести Сталинских премий (1942 – 1-й степени, за пьесу «Парень из нашего города»; 1943 – 2-й степени, за пьесу «Русские люди»; 1946 – 2-й степени, за роман «Дни и ночи»; 1947 – 1-й степени, за пьесу «Русский вопрос»; 1949 – 2-й степени, за сборник стихов «Друзья и враги»; 1950 – 1-й степени, за пьесу Чужая тень») и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966, за литературную основу фильма «Живые и мёртвые»).

Почётный гражданин города Гулькевичи (Краснодарский край, 1971).

Памятник К.М.Симонову установлен в Саратове. Его именем названы улицы в городах Москва, Волгоград, Краснодар, Гулькевичи (Краснодарский край), Нытьва (Пермский край) и Могилёв (Белоруссия), библиотека в Москве и малая планета. В Москве на доме, в котором располагался его рабочий кабинет, в Рязани на здании школы, где он учился, и в городе Гулькевичи установлены мемориальные доски. В 1982-1996 годах имя писателя носил круизный пассажирский теплоход «Константин Симонов» (ныне продан за рубеж и переименован), в настоящее время его имя носит речной пассажирский теплоход «Константин Симонов» (порт приписки – Нижний Новгород).

Собрания сочинений:
Сочинения (в 3 томах). М., 1952-1953;
Собрание сочинений (в 6 томах). М., 1966-1970;
Собрание сочинений (в 12 томах). М., 1979-1987.

Автобиография К.М.Симонова (1978 год):

«Я родился в 1915 году в Петрограде, а детство провёл в Рязани и Саратове. Моя мать работала то машинисткой, то делопроизводителем, а отчим, в прошлом участник японской и германской войн, был преподавателем тактики в военном училище.

Наша семья жила в командирских общежитиях. Военный быт окружал меня, соседями были тоже военные, да и сама жизнь училища проходила на моих глазах. За окнами, на плацу, производились утренние и вечерние поверки. Мать участвовала вместе с другими командирскими жёнами в разных комиссиях содействия; приходившие к родителям гости чаще всего вели разговоры о службе, об армии. Два раза в месяц я, вместе с другими ребятами, ходил на продсклад получать командирское довольствие.

Вечерами отчим сидел и готовил схемы к предстоящим занятиям. Иногда я помогал ему. Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Существовал твёрдый распорядок дня, всё делалось по часам, в ноль-ноль, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, данное кому бы то ни было слово требовалось держать, всякая, даже самая маленькая ложь презиралась.

Так как и отец и мать были люди служащие, в доме существовало разделение труда. Лет с шести-семи на меня были возложены посильные, постепенно возраставшие обязанности. Я вытирал пыль, мёл пол, помогал мыть посуду, чистил картошку, следил за керосинкой, если мать не успевала – ходил за хлебом и молоком. Времени, когда за меня стелили постель или помогали мне одеваться, – не помню.

Атмосфера нашего дома и атмосфера военной части, где служил отец, породили во мне привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединённую с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как потом оказалось на поверку, вошло в плоть и кровь.

Весной 1930 года, окончив в Саратове семилетку, я вместо восьмого класса пошёл в фабзавуч учиться на токаря. Решение принял единолично, родители его поначалу не особенно одобряли, но отчим, как всегда сурово, сказал: «Пусть делает, как решил, его дело!»

Вспоминая теперь это время, я думаю, что были две серьёзные причины, побудившие меня поступить именно так, а не иначе. Первая и главная – пятилетка, только что построенный недалеко от нас, в Сталинграде, тракторный завод и общая атмосфера романтики строительства, захватившая меня уже в шестом классе школы. Вторая причина – желание самостоятельно зарабатывать. Мы жили туго, в обрез, и тридцать семь рублей в получку, которые я стал приносить на второй год фабзавуча, были существенным вкладом в наш семейный бюджет.

В ФЗУ мы четыре часа в день занимались теорией, а четыре часа работали, сначала в учебных мастерских, потом на заводах. Мне пришлось работать в механическом цеху завода «Универсал», выпускавшего американские патроны для токарных станков.

Поздней осенью 1931 года я вместе с родителями переехал в Москву и весной 1932 года, окончив фабзавуч точной механики и получив специальность токаря 4-го разряда, пошёл работать на авиационный завод, а потом в механический цех кинофабрики «Межрабпомфильм».

Руки у меня были отнюдь не золотые, и мастерство давалось с великим трудом; однако постепенно дело пошло на лад, через несколько лет я уже работал по седьмому разряду.

В эти же годы я стал понемногу писать стихи. Мне случайно попалась книжка сонетов французского поэта Эредиа «Трофеи» в переводах Глушкова (Олерона). Затрудняюсь объяснить теперь, почему эти холодновато-красивые стихи произвели на меня тогда настолько сильное впечатление, что я написал в подражание им целую тетрадку собственных сонетов. Но, видимо, именно они побудили меня к первым пробам пера. Вскоре, после того как я одним духом одолел всего Маяковского, родилось моё новое детище – поэма в виде длиннейшего разговора с памятником Пушкину. Вслед за ней я довольно быстро сочинил другую поэму из времён гражданской войны и постепенно пристрастился к сочинению стихов, – иногда они получались звучные, но в большинстве были подражательные. Стихи нравились моим родным и товарищам по работе, но я сам не придавал им серьёзного значения.

Осенью 1933 года под влиянием статей о Беломорстрое, которыми тогда были полны все газеты, я написал длинную поэму под названием «Беломорканал». В громком чтении она производила впечатление на слушателей. Кто-то посоветовал мне сходить с ней в литературную консультацию – а вдруг возьмут и напечатают?

Не особенно в это веря, я, однако, не удержался от соблазна и пошёл на Большой Черкасский переулок, где на четвёртом этаже, в тесной, заставленной столами комнате помещалась литературная консультация Гослитиздата. Заведовал ею Владимир Иосифович Зеленский, писавший когда-то в «Правде» под псевдонимом Леонтий Котомка, а консультантами работали Анатолий Константинович Котов, Сергей Васильевич Бортник и Стефан Юрьевич Коляджин. Это были тогда ещё молодые люди, энтузиасты, увлечённые своим делом – кропотливой и далеко не всегда благодарной работой с начинающими. Я пришёл вовремя – литконсультация Гослитиздата выпускала очередной, второй сборник молодых авторов под названием «Смотр сил».

Прочитав моё творение, Коляджин сказал, что я не лишён способностей, но предстоит ещё много работы. И я стал работать: в течение полугода чуть ли не каждые две недели заново переписывал поэму и приносил её Коляджину, а он вновь заставлял переделывать. Наконец весной, решив, что мы оба совершили с поэмой всё, что могли, Коляджин понёс её Василию Васильевичу Казину, который редактировал в Гослитиздате поэзию. Казин тоже признал мои способности, но поэму как таковую отверг, сказав, что из неё можно выбрать лишь отдельные удачные места, или, как он выразился, фрагменты. И вот эти-то фрагменты, после того как я над ними ещё поработаю, наверно, можно будет включить в сборник «Смотр сил».

Всю весну и начало лета каждый день, приходя с работы, я допоздна сидел и корпел над фрагментами. И когда я вконец изнемог под грузом поправок, Казин, казавшийся мне очень строгим человеком, вдруг сказал: «Ладно, теперь можно – в набор!» Сборник «Смотр сил» ушёл в типографию. Оставалось ждать его выхода. Летом, получив отпуск, я решил поехать на Беломорканал, чтобы увидеть своими глазами то, о чём я писал стихи, пользуясь чужими газетными статьями. Когда я робко заговорил об этом в консультации Гослитиздата, меня неожиданно поддержали не только морально, но и материально. В секторе культмассовой работы нашлись деньги для этой поездки, и через несколько дней, получив триста рублей и добавив их к своим отпускным, я поехал в Медвежью Гору, где помещалось управление так называемого Белбалтлага, занимавшегося достройкой ряда сооружений канала. В кармане у меня лежала справка, в которой значилось, что Симонов К.М. – молодой поэт с производства – направляется для сбора материала о Беломорканале и что культмассовый сектор Гослитиздата просит оказать означенному поэту всяческое содействие.

На Беломорканале я пробыл месяц. Большую часть времени жил на одном из лагерных пунктов неподалёку от Медвежьей Горы. Мне было девятнадцать лет, и в том бараке, где я пристроился в каморке лагерного воспитателя (тоже, как и все остальные, заключённого), никто, конечно, не принимал меня всерьёз за писателя. Персона моя никого не интересовала и не стесняла, и поэтому люди оставались сами собой. Когда я рассказывал о себе и о том, что хочу написать поэму про Беломорканал (а я действительно хотел написать вместо прежней новую), к этому относились с юмором и сочувствием, хлопали по плечу, одобряли – «Давай пробивайся!»

Вернувшись в Москву, я написал эту новую поэму. Называлась она «Горизонт», стихи были по-прежнему неудобоваримыми, но за ними стояло уже реальное содержание – то, что я видел и знал. В консультации мне посоветовали пойти учиться в открывшийся недавно по инициативе А.М.Горького Вечерний рабочий литературный университет и даже написали рекомендацию.

В начале сентября 1934 года, сдав приёмные испытания, я нашёл свою фамилию в длинном списке принятых, вывешенном в коридорах знаменитого «Дома Герцена». В этом списке было много фамилий людей, так никогда и не ставших писателями, но и немало ныне известных в поэзии. Среди них имена Сергея Смирнова, Сергея Васильева, Михаила Матусовского, Виктора Бокова, Ольги Высотской, Яна Сашина.

Учиться первые полтора года было трудно; я продолжал работать токарем, сначала в «Межрабпомфильме», а потом на кинофабрике «Техфилъм». Жил я далеко, за Семёновской заставой, работал на Ленинградском шоссе, вечерами бежал на лекции, а по ночам продолжал писать и переписывать свою поэму о Беломорканале, которая чем дальше, тем делалась всё длиннее. Времени на сон практически не оставалось, а тут ещё выяснилось, что я гораздо меньше начитан, чем мне это казалось раньше. Пришлось, в срочном порядке, громадными порциями глотать литературу.

На втором курсе стало ясно, что делать сразу три дела – работать, учиться и писать – я больше не могу. Мне, скрепя сердце, пришлось оставить работу и перебиваться случайными заработками, потому что стипендий нам не давали, а стихов моих ещё не печатали.

Вспоминая свои молодые годы, не могу не упомянуть о моих руководителях в поэтическом семинаре Литературного института Илье Дукоре и Леониде Ивановиче Тимофееве и моих поэтических наставниках тех лет – Владимире Луговском и Павле Антокольском, сыгравших немалую роль в моей писательской судьбе. К этим людям я до сих пор испытываю огромную благодарность. В 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны мои первые стихи, а в 1938 году под названием «Павел Чёрный» наконец вышла из печати, отдельной книжкой, та самая поэма о Беломорканале, с первым вариантом которой я пять лет назад обратился в литконсультацию. Своим выходом в свет она не принесла мне радости, но – пока я её писал и переписывал – научила меня работать.

Однако не публикация стихов и не выход моей первой книжки стали для меня той ступенью, шагнув на которую я почувствовал, что становлюсь поэтом.

Это чувство точно и определённо связано у меня с одним днём и одним стихотворением.

Вскоре после того как газеты напечатали известие о гибели под Уэской в Испании командира Интернациональной бригады генерала Лукача, я вдруг узнал, что легендарный Лукач – это писатель Мате Залка, человек, которого я не раз видел и которого ещё год назад запросто встречал то в трамвае, то на улице. В тот же вечер я сел и написал стихотворение «Генерал».

В нём говорилось о судьбе Мате Залки – генерала Лукача, но внутренне с юношеской прямотой и горячностью я отвечал сам себе на вопрос – какой должна быть судьба моего поколения в наше революционное время? С кого лепить жизнь?

Да, именно так, как Мате Залка, мне хочется прожить и свою собственную жизнь. Да, именно за это мне будет не жаль отдать её!

В стихах «Генерал» хромали рифмы и попадались неуклюжие строчки, но сила чувства, которое было в моей душе, сделала их, как мне кажется, моими первыми настоящими стихами. На этом, собственно, и пора поставить точку, рассказывая о том, как ты начинал.

Свою дальнейшую биографию – профессионального литератора, принятого в 1938 году в члены Союза писателей, – я изложу лишь в самых общих чертах. Если о времени, когда ты не печатался или только начинал печататься, можешь рассказать только ты сам, то обо всём последующем в жизни писателя говорят главным образом его книги.

Поэтому всё дальнейшее в этой автобиографии будет лишь кратким комментарием к наиболее существенному – к книгам.

Осенью 1938 года, закончив Литературный институт имени А.М.Горького, я поступил учиться в аспирантуру ИФЛИ. Летом 1939 года сдал первые три экзамена кандидатского минимума. В августе того же года, по предписанию Политуправления Красной Армии, уехал на Халхин-Гол, в Монголию, в качестве военного корреспондента газеты «Героическая красноармейская». Более к занятиям в ИФЛИ я уже не возвращался.

После Халхин-Гола, во время финской войны, закончил двухмесячные курсы военных корреспондентов при Академии имени Фрунзе. Но на фронт не попал – война уже кончилась.

В 1940 году я написал первую свою пьесу – «История одной любви», в конце этого же года поставленную на сцене Театра имени Ленинского комсомола. А вслед за этим написал и вторую – «Парень из нашего города», поставленную в том же театре уже в канун войны.

С осени 1940 года по июнь 1941-го учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии. Окончил их в середине июня 1941 года, получив воинское звание интенданта второго ранга.

В июне 1941 года я стал кандидатом партии. 24 июня 1941 года был призван из запаса и с предписанием Политуправления Красной Армии выехал для работы в газете «Боевое знамя» Третьей армии в район Гродно. В связи со сложившейся на фронте обстановкой до места назначения не добрался и был назначен в редакцию газеты Западного фронта «Красноармейская правда». Работал там до 20 июля 1941 года. Одновременно как нештатный корреспондент посылал военные корреспонденции в «Известия». С 20 июля 1941 года был переведён военным корреспондентом в «Красную звезду», где служил до осени 1946 года.

В июне 1942 года я был принят в члены партии.

В 1942 году мне было присвоено звание старшего батальонного комиссара. В 1943 году – звание подполковника, а после войны - полковника.

В 1942 году я был награждён орденом Красного Знамени, а в 1945 году – двумя орденами Отечественной войны первой степени, чехословацким Военным крестом и орденом Белого Льва. После войны, за участие в боях на Халхин-Голе, – монгольским орденом Сухэ-Батора.

За заслуги в области литературы награждён в 1939 году орденом «Знак Почёта», в 1965 году – орденом Ленина, в 1971 году – вторично орденом Ленина.

Большая часть моих корреспонденций, печатавшихся в годы войны в «Красной звезде», «Известиях» и «Правде», составила четыре книги «От Чёрного до Баренцева моря», книги «Югославская тетрадь» и «Письма из Чехословакии», многое осталось только в газетах. В годы войны я написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи» (1943-1944) и две книги стихов – «С тобой и без тебя» и «Война», а сразу после войны пьесу «Под каштанами Праги».

Почти весь материал – для книг, написанных во время войны, и для большинства послевоенных – мне дала работа корреспондентом на фронте.

В связи с этим, пожалуй, стоит дать представление о том, как складывалась в годы войны география этой работы. По долгу службы я в разное время находился на следующих фронтах:

1941 год: июнь-июль – Западный фронт; август-сентябрь – Южный фронт, Приморская армия – Одесса, Особая Крымская армия – Крым, Черноморский флот; октябрь и ноябрь – Мурманское направление Карельского фронта, Северный флот; декабрь – Западный фронт.

1942 год: январь – Закавказский фронт (Новороссийск, Феодосия); январь-февраль – Западный фронт; февраль-март – Керченский полуостров; апрель-май – Мурманское направление Карельского фронта; июль-август – Брянский фронт, Западный фронт; август-сентябрь – Сталинградский фронт; ноябрь – Мурманское направление Карельского фронта; декабрь – Западный фронт.

1943 год: январь-февраль-март – Северо-Кавказский и Южный фронты; апрель – Южный фронт; май-июнь – отпуск, полученный от редакции для написания «Дней и ночей». Жил эти месяцы в Алма-Ате и вчерне написал почти всю книгу. Июль – Курская дуга; август-октябрь – несколько поездок в армии Центрального фронта. Декабрь – корреспондент «Красной звезды» на Харьковском процессе над фашистами – организаторами массовых убийств населения.

1944 год: март-апрель – Первый и Второй Украинские фронты; май – Второй Украинский фронт; июнь – Ленинградский фронт, от начала прорыва линии Маннергейма до взятия Выборга; июль-август – Первый Белорусский фронт, Люблин, Майданек; август-сентябрь – в частях Второго и Третьего Украинских фронтов в период наступления от Ясс до Бухареста, затем в Болгарии, Румынии и Югославии; октябрь – в Южной Сербии у югославских партизан. После освобождения Белграда – полёт в Италию на нашу авиационную базу в Бари.

1945 год: январь-апрель – Четвёртый Украинский фронт, Закарпатская Украина, Южная Польша, Словакия, в наших частях и частях Чехословацкого корпуса; конец апреля – Первый Украинский фронт, встреча с американцами в Торгау. Последние дни боёв за Берлин – в частях Первого Украинского и Первого Белорусского фронтов. Присутствовал при подписании капитуляции германской армии в Карлсхорсте. 10 мая был в Праге.

После войны мне пришлось, в общей сложности около трёх лет, пробыть в многочисленных зарубежных командировках. Наиболее длительными и значительными для меня были поездки, непосредственно связанные с корреспондентской и писательской работой: поездка в Японию (декабрь 1945 – апрель 1946 года); США (апрель 1946 – июнь 1946), Китай (октябрь 1949 – декабрь 1949) – большую часть этой последней поездки я совершил в качестве военного корреспондента «Правды» при 4-й Полевой Китайской армии в Южном Китае.

С 1958 по 1960 год я жил в Ташкенте, работал разъездным корреспондентом «Правды» по республикам Средней Азии. На эти годы приходятся многие поездки на Тянь-Шань, на Памир, в Голодную степь, в Каршинскую степь, в Кызылкумы, в Каракумы, по трассам строящихся газопроводов.

1963-1967 годы – я, тоже в качестве специального корреспондента «Правды», ездил в Монголию, на Таймыр, в Якутию, Красноярский край, Иркутскую область, на Кольский полуостров, в Казахстан, в Хабаровский край, в Приморье, на Камчатку, в Магадан, на Чукотку. В 1970 году был во Вьетнаме.

Моя общественная деятельность в послевоенные годы складывалась так: с 1946 по 1950 год и с 1954 по 1958 – главный редактор журнала «Новый мир». С 1950 по 1953 – главный редактор «Литературной газеты». С 1946 по 1959 и с 1967 года по настоящее время – секретарь Правления Союза писателей СССР. С 1946 по 1954 год – депутат Верховного Совета СССР. С 1955 по 1959 – депутат Верховного Совета РСФСР. С 1952 по 1956 год – кандидат в члены ЦК КПСС. С 1956 по 1951 – член Центральной ревизионной комиссии КПСС.

Избирался делегатом XXIII, XXIV и XXV съездов КПСС. На XXV съезде КПСС был избран членом Центральной ревизионной комиссии КПСС.

Па протяжении многих лет участвую в движении борцов за мир. В последние годы являюсь одним из заместителей председателя Советского Комитета защиты мира.

За период моей литературной деятельности мне было присуждено шесть Государственных премий СССР за пьесы «Парень из нашего города», «Русские люди», «Русский вопрос», «Чужая тень», за книгу стихов «Друзья и враги» и повесть «Дни и ночи», а также Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых по кинематографии за фильм «Живые и мёртвые».

В 1974 году мне было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а за трилогию «Живые и мёртвые» присуждена Ленинская премия.

В 1966 году я был избран членом-корреспондентом Академии искусств Германской Демократической Республики.

В послевоенное время я продолжал работать в поэзии и драматургии, написал несколько пьес, среди которых «Русский вопрос» и «Четвёртый» считаю более удачными, чем другие. Выпустил три книги стихов – «Друзья и враги», «Стихи 1954 года» и «Вьетнам, зима семидесятого...», довольно много занимался поэтическими переводами.

Однако больше всего писал прозу. В 1950-е годы вышел в свет роман «Товарищи по оружию», повесть «Дым отечества», книга повестей «Из записок Лопатина».

С 1955 по 1970 год я работал над книгами «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето», которые теперь, после завершения работы, составили единый роман с общим заглавием – «Живые и мёртвые».

Последние по времени написанные мною повести «Двадцать дней без войны» и «Мы не увидимся с тобой» завершают работу над прозаическим циклом «Из записок Лопатина».

В 1977 году вышел из печати мой двухтомный дневник «Разные дни войны». Начало работы над этой книгой следует отнести к 1941 году, когда были сделаны первые из вошедших в неё записей.

Вскоре после выхода этого двухтомника военных дневников вышла моя другая дневниковая книга – «Япония-46», почти примыкающая к нему по времени действия.

Несколько последних лет помимо чисто литературной работы я занимался ещё и кино- и теледокументалистикой. При моём участии были сделаны кинофильмы «Если дорог тебе твой дом...», «Гренада, Гренада, Гренада моя...», «Чужого горя не бывает», «Шёл солдат...», «Маяковский делает выставку» и телевизионные фильмы «Солдатские мемуары», «Александр Твардовский», «Какая интересная личность».

Константина Михайловича Симонова не стало 28 августа 1979 года. Он умер от рака легких в возрасте 63 лет. Согласно завещанию поэта, его прах развеяли над полем под Могилевом, где он чудом выжил во время войны. Симонов известен своими романами, повестями, киносценариями, пьесами, но наибольшую славу ему принесло стихотворение «Жди меня…».

Советские повести и кинофильмы о войне кажутся более правдивыми, если написаны и сняты бывшими фронтовиками. Одним из таких отставных военных был Константин Симонов – прекрасный литератор, журналист и переводчик. Многим из нас известны его книжные произведения: «Дым отечества», «Двадцать дней без войны», «Живые и мёртвые» и другие. Он написал множество сценариев к известным фильмам и мог бы написать ещё, если бы не скончался слишком рано. Причиной смерти Константина Симонова стала неизлечимая болезнь, от которой человечество не может найти вакцину.

Дата и причины смерти

Константин Симонов скончался 28 августа 1979 года в Москве. Ему было 63 года. Писатель довольно долго страдал от онкологического заболевания, поразившего его лёгкие. Болезнь изнашивала организм на протяжении нескольких лет. Симонов боролся с недугом, практикуя лечение народной медициной, что существенно продлило ему жизнь.

Рис. 1. Константин Симонов, середина 1970-х годов

Где похоронен Симонов

Предчувствую скорый исход, Константин Михайлович составил завещание, в котором изъявил волю своих похорон. Он просил близких родственников кремировать его тело, а прах развеять над полем боя недалеко от Могилева, где он чудом остался живой после кровопролитного боестолкновения с немецкими захватчиками.

Просьба была окутана тайной, чтобы власти не воспрепятствовали последнему желанию, как это случилось на примере его знакомого писателя. Тогда, вместо завещанного усопшим развеяния праха над морем, урну с его останками предали земле на Новодевичьем кладбище. Но в случае с Симоновым, его родственникам удалось выполнить последнее волеизъявление своего главы семейства.

Рис. 2. Запись из дневника Ларисы Жадовой, супруги Константина Симонова

Там же на Буйничском поле установили памятный камень в честь Симонова. От камня Симонова идет аллея к небольшой часовне (каплице).

Рис. 3 Буйничское поле, где установлен камень Симонова

Краткая биография Константина Симонова

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов – известный советский писатель, киносценарист, военный корреспондент и участник Великой Отечественной войны. Он встретил победу в погонах полковника Советской армии. В послевоенное время получил звание Героя Социалистического Труда, 6 раз становился Лауреатом Сталинской премии и 1-й Ленинской.

Детство и юность

Константин Симонов родился 28 ноября 1915 года в Петрограде, в интеллигентной семье генерал-майора Михаила Агафангеловича Симонова, с армянскими корнями, и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Изначально новорожденного назвали Кирилл. После того, как мальчик стал самостоятельно разговаривать, у него обнаружился дефект речи, при котором он не мог чётко произносить буквы «р» и «л». Чтобы избежать насмешек, Кирилл стал представляться Костей (Константином). Своего отца ребёнок не помнил, так как он считался без вести пропавшим на фронте Первой Мировой войны (1914-1918).

После Октябрьской революции Александра Леонидовна с сыном переехала в Рязань. Здесь она встретила Александра Григорьевича Иванишева, офицера рабоче-крестьянской армии, который стал её 2-м супругом и отчимом Кирилла. Александр Иванишев занимал должность военного советника и имел хорошее жалование. Достаток позволил матери Кирюши не работать, а заниматься домохозяйством и воспитанием ребёнка. Семья часто переезжала из гарнизона в гарнизон, что является обычным явлением у военных.

В 14-летнем возрасте Кирилл окончил 7-летнюю школу одного из военных городков. Дальше подросток решил обучаться ремеслу, поступив в группу токарного мастерства при фабрично-заводском училище. Вскоре отчим угодил в набирающие оборот жернова репрессий, но чудом избежал заключения и был освобождён. После ареста его лишили воинских привилегий и попросили освободить казённую жилплощадь. Семья осталась без дохода и крыши над головой.

Рис. 4. Константин Симонов в юном возрасте

В 1931 году Иванишев с женой и пасынком перебрался в Москву. Здесь Кирилл устроился работать на ½ ставки токарем и поступил учиться в Литературный институт имени Максима Горького. Окончив ВУЗ с отличием в 1938 году, он легко нашёл место в аспирантуре Московского института философии, литературы и истории им. Н. Г. Чернышевского. В 1939-м его отправили военным корреспондентом освещать боестолкновение на Халхин-Гол (локальный конфликт между Японской империей и Маньчжоу-го). С аспирантурой было покончено.

Факты из военной службы

Делая репортажи на берегах реки Халхин-Гол, Симонов познакомился с . Харизма будущего Маршала победы сильно повлияла на 24-летнего военкора, и он принял решение остаться служить в армии. Из Азии он прямиком отправился на курсы военных корреспондентов при ВПА имени В. И. Ленина. По окончанию обучения 15 июня 1941 года, Симонову присвоили воинское звание «интендант II ранга».

Затем Кирилл Михайлович вступил в ряды РККА и отправился на фронт, где писал статьи для газет: «Боевое знамя», «Известия» и «Красная звезда». Свои репортажи он подписывал псевдонимом – Константин Симонов. За воинскую службу военкор получил множество наград и дослужился до звания подполковник. Прошёл всю войну до Берлина. После капитуляции Германии, в 30-летнем возрасте был удостоен звания полковник.

Симонов был первым военкором, который начал изучать трофейные документы и извлекал из них важную достоверную информацию.

Рис. 5. Константин Симонов на фронте

Работа после войны

После окончания ВОВ, Симонов занял пост главного редактора журнала «Новый мир». В период 1950 – 1954 гг., находился в командировках за рубежом, освещая послевоенные политические курсы США, Японии, Китая и других государств. По возвращению в СССР, вновь занял пост главреда «Нового мира». Помимо работы писал стихи, повести и романы. Все они были связаны с военной тематикой. После смерти Сталина Симонов опубликовал статью-призыв, в которой обращался к знакомым литераторам с просьбой написать о генералиссимусе книги, где роль вождя нации была бы отражена в сильном идеологическом ключе.

Такая инициатива, мягко говоря, не нашла понимания со стороны Никиты Хрущёва, который рекомендовал Союзу писателей снять военного журналиста с поста главреда «Литературной газеты», который Симонов тогда занимал. Позиция Генсека ошарашила Константина Михайловича, так как он считал его единомышленником и даже участвовал в компании против литературной интеллигенции, к которой относились: Анна Ахматова, Александр Солженицын, Михаил Зощенко и Борис Пастернак. Вскоре Хрущёв успокоился, и Симонов остался на своей должности и в СП СССР.

Рис.6. Трудовые будни Симонова

Друзья, знакомые

Константин Михайлович был достойным человеком, выросшим на советской идеологии. У него было много друзей, большую часть из которых составляли фронтовики. Самые верные присутствовали на послевоенном поле боя, когда над землёй развеяли прах военкора.

На фронте он дружил с подполковником и Героем Советского Союза Александром Лизюковым, погибшим в 1942 году. С Ильёй Власенко, генералом и Героем Советского Союза, прошёл до Германии и был с ним в приятельских отношениях после войны. С писателем дружили именитые режиссёры: Александр Столпер, Жан Древиль, Алексей Герман и другие.

Личная жизнь

Константин Симонов был любвеобильным человеком, и как любая поэтическая личность находился в творческом поиске. Это содействовало ему искать лучшего партнёра для жизни, поэтому он был женат 4 раза. Первой супругой стала Наталья Гинзбург. Но брак продлился недолго. Второй женой писателя оказалась Евгения Ляскина. В браке родился сын Алексей. Кстати, в 1960 году Евгения Ляскина отредактировала и напечатала роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Второй семейный союз продлился 15 лет.

После развода Симонов увлёкся молодой, но уже известной актрисой Валентиной Серовой. Сильные чувства породили ряд прекрасных стихов, среди которых «Жди меня и я вернусь…», посвященные «В. С.». Вышел его сборник, пожалуй, лучших стихов о любви и о войне «С тобой и без тебя». От Симонова Валентина родила дочь Марию, у нее также был сын от первого брака.

Однако чувства и эмоции творческих персон вскоре стали менее красочными и пара рассталась.

Рис. 7. Семейное фото

Писатель погрузился в работу. На одной из литературных презентаций он повстречал искусствоведа Ларису Жадову. Это была строгая и воспитанная женщина. Симонов проявил интерес к даме, а та ему ответила взаимностью. Вскоре они расписались и у них родилась дочь Александра. Кроме того, у Ларисы была дочь Екатерина от первого брака, которую Константин Михайлович воспитывал, как родную.

Рис. 8. Константин Симонов, Лариса Жадова, дочери Екатерина и Александра (Венеция, 1975 год).

Творчество

Симонов начал писать ещё до войны, обучаясь в ВУЗе. Но широкую любовь читателей, его произведения снискали после войны. Самые знаменитые произведения были написаны в мирное время.

В 1964 году, режиссёр Александр Столпер снял художественный фильм по роману «Живые и мёртвые». Главные роли сыграли звёзды советского кинематографа: , Алексей Глазырин, Кирилл Лавров, Олег Ефремов, Олег Табаков и другие. Всего же по сценариям Симонова было снято 20 фильмов.

Константин Михайлович писал стихи, самым известным из которых являются «Жди меня», «Над черным носом нашей субмарины…», «Я очень тоскую», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Майор привез мальчишку на лафете…», «Открытое письмо».

Также он работал переводчиком, благодаря чему, мы познакомились с произведениями Редьярда Киплинга и многими другими.

Рис. 8. Краткая история рождения строк стихотворения «Жди меня»

Обязательно посмотрите интересный фильм ТК «Культура», где Константин Симонов и фронтовик, истребитель танков – Михаил Петрович Бадигин, рассказывают о Второй Мировой войне.

28 ноября (15 ноября по старому стилю) 1915 года в Петрограде появился на свет будущий знаменитый русский писатель, поэт, сценарист, драматург, журналист, общественный деятель Константин (Кирилл) Михайлович Симонов. Основными направлениями его творчества были: военная проза, социалистический реализм, лирика. В качестве военного журналиста он принял участие в боях на Халхин-Голе (1939) и Великой Отечественной войне (1941-1945), дослужился до полковника Советской Армии, также занимал пост заместителя генерального секретаря Союза писателей СССР, являлся обладателем многочисленных государственных наград и премий.

В наследство своим потомкам этот писатель оставил свою память о войне, которую он передал через многочисленные стихи, очерки, пьесы и романы. Одним из самых известных крупных произведений писателя является роман в трех частях «Живые и мертвые». На литературном поприще у Константина Симонова было мало конкурентов, ведь одно дело - выдумывать и фантазировать, и совсем другое - писать о том, что видел собственными глазами. В сознании ныне живущих людей Константин Симонов ассоциируется именно с его произведениями, посвященными Великой Отечественной войне, со знакомыми еще со школы стихотворениями «Жди меня» и «Сын артиллериста».

Константин Симонов родился в 1915 году в Петрограде в настоящей аристократической семье. Его отец был военным, а мать относилась к княжескому роду. Отец писателя, Михаил Агафангелович Симонов, был выпускником императорской Николаевской академии, он был награжден георгиевским именным . Участвовал в Первой мировой войне, успел дослужиться до звания генерал-майора (присвоено 6 декабря 1915 года). По всей видимости, во время революции он эмигрировал из России, последние данные о нем относятся к 1920-1922 годам и говорят о его эмиграции в Польшу. Сам Симонов в своей официальной биографии указывал, что его отец пропал без вести во время Первой мировой войны. Матерью советского писателя была настоящая княжна Александра Леонидовна Оболенская. Оболенские - старинный русский княжеский род, находящийся в родстве с Рюриком. Родоначальником данной фамилии был князь Оболенский Иван Михайлович.

В 1919 году мать вместе с мальчиком перебралась в Рязань, где вышла замуж за военспеца, преподавателя военного дела, бывшего полковника Русской императорской армии Александра Григорьевича Иванишева. Воспитанием мальчика занялся отчим, который сначала преподавал тактику в военных училищах, а затем стал командиром РККА. Все детство будущего писателя прошло в разъездах по военным городкам и командирским общежитиям. После окончания 7 классов он поступает в ФЗУ - фабрично-заводское училище, после чего работал токарем в Саратове, а затем и Москве, куда его семья переехала в 1931 году. В Москве, зарабатывая стаж, он продолжает трудиться еще два года, после чего поступает в Литературный институт имени А. М. Горького. Интерес и любовь к литературе ему передала мать, которая очень много читала и сама сочиняла стихи.

Свои первые стихи Симонов написал еще в возрасте 7 лет. В них он описывал учебу и жизнь курсантов военных училищ, которая протекала перед его глазами. В 1934 году во втором сборнике молодых писателей, который назывался «Смотр сил», была напечатана после дописывания и переписывания по замечаниям ряда литературных критиков поэма Константина Симонова, которая называлась «Беломорцы», она рассказывала о строительстве Беломорско-Балтийского канала. А впечатления Симонова от поездки на стройку Беломорканала войдут затем в его цикл стихов 1935 года под названием «Беломорские стихи». Начиная с 1936 года, стихи Симонова начинают печататься в газетах и журналах, сначала редко, но затем все чаще.

В 1938 году Константин Симонов окончил Литературный институт имени А. М. Горького. К тому моменту писатель уже успел подготовить и опубликовать несколько крупных произведений. Его стихи печатали журналы «Октябрь» и «Молодая гвардия». Также в 1938 году он был принят в состав Союза писателей СССР и поступил в аспирантуру ИФЛИ, опубликовал свою поэму «Павел Черный». При этом аспирантуру Симонов так никогда и не закончил.

В 1939 году Симонов, как многообещающий автор военной тематики, был отправлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол и к учебе после этого уже не возвращался. Незадолго до своей отправки на фронт писатель окончательно сменил имя. Вместо родного для него Кирилла, так его нарекли при рождении, он взял себе псевдоним Константин Симонов. Причиной смены имени были проблемы с дикцией. Писатель просто не выговаривал букву «р» и твердую «л», по этой причине произносить имя Кирилл ему было банально затруднительно. Псевдоним писателя очень быстро стал литературным фактом, а сам он очень быстро приобрел всесоюзную известность именно как Константин Симонов.

Война для знаменитого советского писателя началась не в сорок первом году, а раньше, еще на Халхин-Голе и именно эта поездка задала многие акценты его последующего творчества. Помимо репортажей и очерков с театра военных действий Константин Симонов привез целый цикл своих стихов, которые стали очень популярны в СССР. Одним из самых пронзительных стихотворений той поры стала его «Кукла», в котором автор поднял проблему долга солдата перед своим народом и Родиной. Непосредственно до начала Великой Отечественной войны Константин Симонов успел окончить курсы военных корреспондентов при Военной академии имени М. В. Фрунзе (1939-1940) и Военно-политической академии (1940-1941). К моменту начала войны он успел получить воинское звание - интендант второго ранга.

В действующей армии Константин Симонов находился с первых дней войны. В годы Великой Отечественной он был собственным корреспондентом многих армейских газет. В начале войны писатель был командирован на Западный фронт. 13 июля 1941 года Симонов оказался под Могилёвом в расположении 338-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии, части которой упорно обороняли город, надолго приковав к себе значительные силы немцев. Эти первые самые тяжелые дни войны и оборона Могилёва надолго остались в памяти Симонова, который, по всей видимости, был также свидетелем знаменитого боя на Буйничском поле, в котором немецкие войска потеряли 39 танков.

В романе «Живые и мертвые», который Константин Симонов напишет после войны, действия будут разворачиваться как раз на Западном фронте и возле Могилёва. Именно на Буйничском поле встретятся его литературные герои Серпилин и Синцов, и именно на этом поле писатель завещает развеять свой прах после смерти. После войны он пытался найти участников знаменитого сражения на подступах к Могилёву, а также командира оборонявшегося на Буйничском поле полка Кутепова, однако найти участников тех событий ему не удалось, многие из них так и не выбрались из окружения под городом, отдав свои жизни во имя будущей победы. Сам Константин Симонов уже после войны писал: «Я не был солдатом, я был всего лишь военным корреспондентом, но и у меня есть кусочек земли, который мне не забыть вовек - это поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года стал свидетелем того, как наши войска в течение одного дня сожгли и подбили 39 немецких танков».

Летом 1941 года в качестве специального корреспондента «Красной звезды» Симонов успел побывать и в осажденной Одессе. В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара. В 1943 году - подполковника, а уже после окончания войны - полковника. Большую часть своих военных корреспонденций писатель опубликовал в газете «Красная звезда». При этом он справедливо считался одним из лучших военкоров страны и обладал очень большой трудоспособностью. Симонов мужественно отправлялся в поход на подводной лодке, ходил в пехотную атаку, попробовал себя роли разведчика. В годы войны он успел побывать и на Черном, и на Баренцевом море, увидел норвежские фьорды. Свой фронтовой путь писатель закончил в Берлине. Он лично присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии. Война сформировала основные черты характера писателя, которые помогали ему в творчестве и повседневной жизни. Константин Симонов всегда отличался солдатской собранностью, очень высокой работоспособностью и целеустремленностью.

За четыре года войны из-под его пера вышло пять книг с повестями и рассказами. Также он работал над повестью «Дни и ночи», пьесами «Русские люди», «Так и будет», «Под каштанами Праги». В полевых дневниках Симонова скопилось столько стихотворений, написанных в годы войны, что затем они составили сразу несколько томов его сочинений. В 1941 году в газете «Правда» было напечатано одно из самых известных его стихотворений - знаменитое «Жди меня». Данное стихотворение часто именовали «молитвой атеиста», тонким мостиком между жизнью и смертью. В «Жди меня» поэт обращался к некой ожидавшей его женщине, сумев очень удачно словами передать чаяния всех фронтовиков, которые писали домой письма своим любимым, родителям и близким друзьям.

После войны писатель успел побывать сразу в нескольких заграничных командировках. За три года он побывал в США, Японии и Китае. С 1958 года по 1960 год он жил в Ташкенте, работая корреспондентом «Правды» в республиках Средней Азии, именно тогда он рабатал над своей знаменитой трилогией «Живые и мертвые». Она была создана вслед за романом «Товарищи по оружию», который был опубликован в 1952 году. Его трилогия «Живые и мертвые» была в 1974 году отмечена Ленинской премией. Первый роман с одноименным названием был опубликован в 1959 году (по нему был снят одноименный фильм), второй роман - «Солдатами не рождаются» вышел в 1962 году (фильм «Возмездие», 1969 год), третий роман - «Последнее лето» был опубликован в 1971 году. Эта трилогия была эпически широким художественным исследованием пути всего советского народа к победе в очень страшной и кровопролитной войне. В данном произведении Симонов пытался объединить достоверную «летопись» главных событий войны, которые он наблюдал своими глазами, и анализ данных событий с точки зрения их современных оценок и понимания.

Константин Симонов сознательно создавал мужскую прозу, но умел раскрывать и женские образы. Чаще всего это были образы женщин наделенных мужской последовательностью в поступках и мыслях, завидной верностью и умением ждать. В произведениях Симонова война всегда была многолика и многогранна. Автор умел подавать ее с разных ракурсов, перемещаясь на страницах своих произведений из окопов в армейские штабы и глубокий тыл. Он умел показывать войну сквозь призму собственных воспоминаний и оставался верен этому принципу до конца, сознательно отказываясь от писательских фантазий.

Стоит отметить, что Симонов был достаточно любвеобильным человеком, он определенно нравился женщинам. Красавец-мужчина имел большой успех в женском обществе, четыре раза был женат. У Константина Симонова было четверо детей - сын и три дочери.

Мемориальный камень, посвященный памяти Константина Симонова, установленный на Буйничском поле

Скончался известный писатель 28 августа 1979 года в Москве в возрасте 63 лет. В какой-то мере писателя погубила тяга к курению. Всю войну он курил сигареты, а после перешел на трубку. Бросил курить он лишь за три года до своей смерти. По словам сына писателя Алексея Симонова, отец любил курить специальный английский табак с вишневым ароматом. После смерти писателя, согласно оставленному завещанию, родные развеяли его прах на Буйничском поле. Именно на этом поле после жутких потрясений и страха первых недель войны Константин Симонов, по всей видимости, впервые почувствовал, что страна не сдастся на милость врагу, сможет выкарабкаться. После войны он очень часто возвращался на это поле, в итоге вернувшись на него уже навсегда.

По материалам из открытых источников