На войне дети, военное детство. Подвиги детей на войне

Немцы хотели одержать быструю победу, но у них ничего не вышло.

Первоначально нам было интересно узнать , знают ли школьники даты Великой Отечественной и Второй мировой войны. Как выяснилось, многие школьники путаются в датах начала второй мировой и Великой Отечественной войны.

— А разве это не одно и то же? — удивилась нашему вопросу ученица 6 класса 22 школы Аня Андреева .

По мнению ее одноклассницы Алсу Шигабутдиновой, 22 июня 1941 года — дата начала Второй мировой войны. Другие школьники искренне признавались: «не знаю» и «не помню». И лишь единицы вспомнили о 1 сентября 1939 года. Зато выснилось, что годы начала и окончания Великой Отечественной войны знают практически все: с 1941 по 1945 год. И добавляют, что немцы хотели одержать быструю победу, но у них ничего не вышло.

В Великой Отечественной русские одержали победу над французами, которые были союзниками Германии

Смотря голливудские боевики о второй мировой войне, иногда складывается впечатление, что войну выиграли американцы с англичанами, поэтому мы задали школьниками вопрос: кто одержал победу в Великой Отечественной войне. Шестиклассница из 39 школы Аня Иванова предположила, что победу одержали русские над французами, чем, слава богу, вызвала смех одноклассников.

— Вы, что смеетесь! — даже возмутился один из наших респондентов — семиклассник из 54 школы Гриша Мартынов . — Конечно, наши! Большинство школьников также отвечали: «наши», СССР, Россия.

Среди союзников СССР ребята вспомнили Америку, Британию, а на стороне Германии — Австрию (путали с Австралией), Италию и Испанию. Ученик гимназии № 1 Влад Антонов приписал к союзникам немцев в том числе и Францию. Остальные кроме СССР и Германии не вспомнили ни одного из участников.

Гитлер — вражеский шпион, а Сталин с усами — помог выиграть войну

Следующий вопрос , который мы задали школьниками звучал так: кто такие Сталин и Гитлер?

— Гитлер — главный из немцев, вражеский шпион, — поделилась своим мнением шестиклассница из 22 школы Наташа Васильева .

— Сталин — он такой с усами, помог выиграть войну, — поддержала свою одноклассницу Алсу Шигабутдинова .

— Гитлер нам был враг, замечательный полководец, стратег, а наш Сталин был жесткий человек, — высказался семиклассник Гриша Мартынов .

— На стороне немцев был Адольф Гитлер. Он когда пришел во власть, то решил завоевать весь мир, —поделился познаниями шестиклассник Сергей Павлов .

— Адольф Гитлер, самый главный у немцев — человек со своими принципами, у него была своя политика-фашизм. Еще у него была собачка Блонди и любовница Ева Браун, — углубил тему девятиклассник гимназии № 1 Артем Быков . — А Сталин был у нас предводителем, первый секретарь. — Сталин — правитель Советского Союза, Гитлер - прямой враг Сталина, который без предупреждения напал на Советский Союз, — почти правильно, но в несколько упрощенной форме высказался семиклассник 59 школы Никита Ландышев.

Большинство же опрошенных школьников ограничились фразой: «Сталин был за Россию, а Гитлер — за немцев».

Знаю про Сталинград, а про дом Павлова слышу в первый раз

На наш следующий вопрос о том, какие сражения и каких полководцев вы помните, большинство опрошенных школьников называли Сталинградскую битву. На вопрос: знают ли они, например, про дом Павлова, никто из школьников не смог ответить утвердительно. Единицы знают о сражении при Прохоровке, Курской дуге и битве за Берлин, а также прорыве блокады Ленинграда. Из полководцев на слуху оказался только Жуков. Большинство не вспомнили ни одного военачальника времен Великой Отечественной войны. Правда, среди опрошенных были и те, кто смог назвать такие имена, как Рокоссовский, Конев и Малиновский, среди них оказался девятиклассник из 39 школы Роман Индейкин.

Партизаны — это люди, которые молчат и не «сдают» русских

Мы спросили школьников о партизанах . О героической партизанке Зое Космодемьянской, погибшей от рук фашистов, вспомнили только единицы. Хотя со словом «партизаны» ребята знакомы.

— Это шпионы — разведчики, они ходили и смотрели, — так ответила на вопрос Алсу Шигабутдинова .

По мнению шестиклассницы из 39 школы Карины Пикусовой, партизаны — это люди, которые убивали наших солдат, чтобы победить.

— Партизаны — люди, которые молчат, они не «сдавали» русских, — высказал свое мнение семиклассник Гриша Мартынов.

По мнению пятиклассника Жени Долганова партизанские отряды создавались специально и помогали солдатам воевать против немцев. А восьмиклассник Влад Антонов добавил, что партизаны скрывались в лесах, подрывали немецкие танки и поезда.

Блокада Ленинграда продолжалась 3 месяца, и ели там хлеб с известкой

О трагичной судьбе ленинградцев в годы Великой Отечественной войны, как оказалась, знают практически все опрошенные дети.

— Немцы сожгли все припасы еды и заблокировали город, — рассказала нам шестиклассница Аня Андреева . — Люди страдали от голода и многие погибли.

Её практически в точности повторил шестиклассник Сергей Павлов.

По мнению Ани Ивановой , шестиклассницы из 39 школы, «Ленинград оказался в засаде на 3 месяца, и ели там хлеб с известкой».

Многие школьники слышали и про «дорогу жизни» по Ладожскому озеру.

— Этой дорогой провозили запасы в блокадный Ленинград, — вспомнил восьмиклассник Влад Антонов . — Она была зимой.
А семиклассник Никита Ландышев добавил, что люди покидали Ленинград на лошадях, чтобы уехать в другой город, чтобы защититься.

Чем моложе были наши респонденты , тем больше затруднений у них вызывали наши вопросы. Однако, если подумать, пожалуй, не стоит судить их слишком строго за скудные знания о Великой Отечественной войне. Уже 68 лет мы живем под мирным небом, не знаем о голоде и страхе ночных бомбежек, мы не думаем о тяготах войны. Наши дети не знают, чем должны заниматься партизаны, и что значит жить в окруженном врагом городе даже не 3 месяца, а 900 дней. Но, может быть, это и к лучшему. Разве не за это сражались наши отцы и деды?

22 июня 1941 года для основной части людей начиналось как обычный день. Они даже не знали, что в скором времени уже не будет этого счастья, а у детей, которые родились или будут рождены с 1928 по 1945 годы, украдут детство. Страдали на войне дети не меньше, чем взрослые. Великая Отечественная война навсегда изменила их жизнь.

Дети на войне. Дети, разучившиеся плакать

На войне дети разучились плакать. Если они попадали к фашистам, то быстро понимали, что плакать нельзя, иначе застрелят. Их называют «дети войны» не по причине даты их рождения. Война их воспитала. Им пришлось увидеть настоящий ужас. Например, часто фашисты стреляли в детей просто для забавы. Они это делали только для того, чтобы посмотреть, как те в ужасе разбегаются.

Могли и выбрать живую мишень просто для того, чтобы поупражняться в меткости. Дети же не могут тяжело работать в лагере, значит, их можно безнаказанно убивать. Так думали фашисты. Впрочем, иногда в концлагерях находилась работа для детей. К примеру, они часто были донорами крови для солдат армии Третьего рейха… Или их могли заставить убирать пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом удобрять землю.

Дети, которые были никому не нужны

Нельзя поверить, что работать в лагеря уезжали по доброй воле. Эту «добрую волю» олицетворяло дуло автомата в спину. Пригодных и непригодных для работы фашисты «сортировали» очень цинично. Если ребенок дотягивался до отметки на стене барака, то он был годен работать, служить «Великой Германии». Не дотягивался - отправляли в газовую камеру. Малыши не были нужны Третьему рейху, поэтому участь у них была только одна. Впрочем, и дома далеко не всех ждала счастливая судьба. Очень многие дети на Великой Отечественной войне потеряли всех своих родных людей. То есть на Родине их ждал только детский дом и полуголодная юность во время послевоенной разрухи.

Дети, воспитанные трудом и настоящей доблестью

Очень многие дети уже в 12 лет вставали к станкам на фабриках и заводах, работали на стройках наравне со взрослыми. Из-за далеко не по-детски тяжелого труда они рано взрослели и заменяли своим братьям и сестрам погибших родителей. Именно дети на войне 1941-1945 гг. помогали держать на плаву, а затем восстановить хозяйство страны. Говорят, что на войне детей не бывает. Это на самом деле так. На войне они работали и сражались наравне со взрослыми, как в действующей армии и тылу, так и в партизанских отрядах.

Было обычным делом, что многие подростки прибавляли себе год-два и уходили на фронт. Многие из них ценой своей жизни собирали оставшиеся после боев патроны, пулеметы, гранаты, винтовки и другое оружие, а затем передавали их партизанам. Многие занимались партизанской разведкой, работали связными в отрядах народных мстителей. Они помогали нашим подпольщикам устраивать побеги военнопленных, спасали раненых, поджигали немецкие склады с оружием и продовольствием. Что интересно, на войне воевали не только мальчики. Девочки это делали с не меньшим героизмом. Особенно много таких девочек было в Белоруссии… Смелость, этих детей, способность к самопожертвованию ради только одной цели, внесли огромный вклад в общую Победу. Всё это так, но эти дети гибли десятками тысяч… Официально в нашей стране на этой войне погибло 27 миллионов человек. Военнослужащих из них - лишь 10 миллионов. Остальные - мирные жители, в основном Дети, погибшие на войне… Их число невозможно посчитать точно.

Дети, которые очень хотели помочь фронту

С первых дней войны дети хотели всеми возможными способами помочь взрослым. Они строили укрепления, собирали металлолом и лекарственные растения, принимали участие в сборе вещей для армии. Как уже было сказано, дети сутками трудились на заводах взамен отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Они собирали противогазы, делали дымовые шашки, взрыватели для мин, запалы для В школьных мастерских, в которых до войны у девочек проходили уроки труда, они теперь шили белье и гимнастерки для армии. Вязали и теплые вещи - носки, варежки, шили кисеты для табака. Дети помогали и раненым в госпиталях. Кроме того, они писали под их диктовку письма для родных и даже ставили концерты и спектакли, которые вызывали улыбку у взрослых мужчин, измученных войной. Подвиги совершаются не только в боях. Всё вышеперечисленное - это тоже подвиги детей на войне. А голод, холод и болезни в два счета расправлялись с их жизнями, которые еще не успели толком начаться….

Сыны полка

Очень часто на войне, наравне со взрослыми, воевали подростки 13-15 лет. Это не было чем-то очень уж удивительным, т. к. в русской армии с давних времен служили сыны полка. Чаще всего это был юный барабанщик или юнга. На Великой обычно были дети, лишившиеся своих родителей, убитых немцами либо угнанных в концлагеря. Это было лучшим вариантом для них, т. к. остаться одному в оккупированном городе было самым ужасным. Ребенку в такой ситуации грозила только голодная смерть. Кроме того, фашисты иногда забавлялись и кидали голодным детям кусок хлеба… А потом стреляли очередью из автомата. Именно поэтому части Красной Армии, если проходили по таким территориям, очень чутко относились к таким детям и нередко забирали их с собой. Как упоминает маршал Баграмян, часто смелость и изобретательность сыновей полка поражала даже бывалых солдат.

Подвиги детей на войне заслуживают не меньшего уважения, чем подвиги взрослых. По информации Центрального архива министерства обороны России, в рядах армии во время Великой Отечественной войны сражалось 3500 детей, чей возраст составлял меньше 16 лет. Впрочем, эти данные не могут быть точными, т. к. в них не учитывались юные герои из партизанских отрядов. Пятеро были удостоены высшей воинской награды. О троих из них мы поговорим подробнее, хотя это были далеко не все, особо отличившиеся на войне дети-герои, которые заслуживают упоминания.

Валя Котик

14-летний Валя Котик был партизаном-разведчиком в отряде имени Кармелюка. Он - самый юный герой СССР. Он выполнял поручения Шепетовской военной организации по разведке. Его первым заданием (и он его успешно выполнил) было ликвидировать отряд полевой жандармерии. Это задание было далеко не последним. Валя Котик погиб в 1944 году, через 5 дней после того, как ему исполнилось 14.

Леня Голиков

16-летний Леня Голиков был разведчиком Четвертой Ленинградской партизанской бригады. С началом войны он ушел в партизаны. Худенький Леня выглядел даже младше своих 14 лет (именно столько ему было во время начала войны). Он под видом нищего обходил деревни и передавал важные сведения партизанам. Леня участвовал в 27 боях, подрывал автомашины с боеприпасами и более десятка мостов. В 1943 его отряд не смог выбраться из окружения. Выжить удалось немногим. Лени среди них не было.

Зина Портнова

17-летняя Зина Портнова была разведчицей партизанского отряда имени Ворошилова на территории Белоруссии. Также она была членом подпольной комсомольско-молодежной организации «Юные мстители». В 1943 году ей поручили выяснить причины развала этой организации и наладить связь с подпольем. По возвращении в отряд ее арестовали немцы. Во время одного из допросов она схватила пистолет фашистского следователя и застрелила его и еще двоих фашистов. Она пыталась бежать, но ее схватили.

Как упоминается в книге «Зина Портнова» писателя Василия Смирнова, девочку пытали жестко и изощренно, чтобы она назвала имена других подпольщиков, но она была непоколебима. За это фашисты называли ее в своих протоколах «советской бандиткой». В 1944 году ее расстреляли.

22 июня солнце светило по-летнему жарко, медленно летел тополиный пух, в сквере неспешно прогуливались пары, одетые по моде конца 30-х годов, а на главной сцене пели песни довоенных лет. Ощущение было такое, как будто машина времени перенесла на 75 лет назад, в начало пока ещё мирного лета 1941 года.

На сцене в парке артисты исполняли знаменитые романсы, зрители - и взрослые, и дети - подпевали, некоторые даже танцевали вальс вместе с участниками общества исторического танца.

В стороне от концерта мальчишки с интересом разглядывали оружие времён Великой Отечественной войны, примеряли каски солдат и смотрели в военный бинокль.

Дети с интересом разглядывали выставку. Фото: АиФ/ Елена Иванова

«На выставку мы принесли макеты оружия военного времени: карабин Мосина, снайперскую винтовку, ручной пулемёт системы Дягтярёва, - рассказывает Александр ИВАНОВ, член военно-исторического клуба «Наследие». - Всё оружие участвовало в боях, и из него наверняка убивали фашистов, но позже оно было списано, его переделали в макеты, которые не стреляют».

Пока тем, кто заинтересовался оружием, рассказывали про винтовки и пистолеты, другие ребята слушали о судьбах партизан, их ровесниках, которые мужественно воевали с врагом.

«Я и не знала, что Леонид Голиков, которому было всего 16 лет, воевал наравне со взрослыми, - удивляется двенадцатилетняя Алёна ПЕТРОВА. - Сегодня нам рассказали, что он стал Героем Советского Союза, но не успел получить награду, погиб».

Проверить свои знания о Великой Отечественной войне дети смогли в исторической игре. Ребят разделили на команды, которые соревновались между собой. На один из вопросов, каких вы знаете пионеров-партизан, из толпы детей робко выкрикивали: «Марат Казей, Валя Котик и Саша Чекалин».

Позабыть нельзя

Но среди зрителей концерта были и те, кто не знал, по какому случаю проходит мероприятие. Молодая мама с малышом на руках искренне удивилась, что 22 июня - это день начала Великой Отечественной войны. Правда, пообещала запомнить эту дату.

«Вместе с командой помощников мы решили в День памяти и скорби, в день начала ВОВ не просто провести концерт, а напомнить детям и взрослым о важных событиях кровопролитной войны, - рассказал Евгений ЛЕБЕДЕВ, депутат Совета депутатов Новосибирска. - Молодое поколение, к сожалению, мало знает о ней, ведь патриотическому воспитанию сейчас уделяют мало внимания. Именно поэтому мы своими силами решили организовать концерт, выставку, историческую игру и показать короткометражный фильм «Фронтовые строки-2». После премьеры фильма все актёры и зрители получат в подарок книгу «Фронтовая повесть», её мы позже передадим в библиотеки района».

Дети уже заканчивали историческую игру и спорили о том, кто победил, когда внезапно из колонок прозвучало сообщение о начале войны. Голос Левитана, как и 75 лет назад, сообщил о том, что без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. «Мороз по коже!» - призналась девочка-подросток своей подруге. После этого все участники мероприятия выпустили в воздух около сотни белых шаров в память о тех, кто первым погиб от рук фашистов, кто защищал границы страны.

Детям рассказали о начале войны. Фото: АиФ/ Елена Иванова

Когда со сцены зазвучали песни военных лет, на глазах у зрителей появились слёзы. «Я родилась в 1937 году в НСО, но войну помню, - делится Ирина ФИЛИППОВА, пенсионерка. - Мы, дети, не доедали, наши старшие братья и сёстры работали в колхозах и на заводах всю войну».

Главное событие 2015 года – юбилей Победы в Великой Отечественной войне. За семь десятков лет, прошедших с победного мая 1945 года, выросло несколько поколений людей, которые никогда не сталкивались с кошмарами военного времени. Сегодняшние дети живут в новой стране, в новом веке. Что нынешние школьники знают о далекой войне? Насколько уровень знаний подростков о Великой Отечественной отличается от уровня знаний их родителей, а также бабушек и дедушек? Чтобы выяснить ответы на эти вопросы, сотрудники Сибирцевской Центральной библиотеки Маркисеева Г.В. и Венгер И.В. провели анкетирование среди своих читателей.
Анкетирование проводилось анонимно. Возрастные категории участников: от 14 до 24 лет, от 25 до 35 лет, от 35 до 50 лет и старше 50 лет. Анкетный лист, который разработали библиотекари, содержал 19 вопросов. К большинству предлагались 4 варианта ответов.
Всего на вопросы о военной истории ответили 24 человека: 12 из них – в возрасте от 14 до 24 лет, 8 - старше 50 лет, 2 –от 35 до 50 лет и 1 - от 25 до 35 лет. На полноценное социологическое исследование опрос, проведенный в библиотеке, не претендует. Объективно провести сравнения знаний о войне представителями разных поколений по результатам анкетирования не представляется возможным, но составить примерное представление – вполне.
Ответы на вопросы анкеты читателей библиотеки старшего возраста были в большинстве правильными. А вот если проанализировать ответы школьников – самой большой группы респондентов, то результат не радует. Дату начала Великой Отечественной войны, конечно, знает большинство подростков. Только 2 из 12 человек выбрали другой вариант ответа, нежели 22 июня 1941 года. Однако, при ответе на вопрос: «Назовите крепость, которая одна из первых приняла удар немецкой армии и стала символом стойкости советского солдата», 7 школьников назвали Брест, остальные –Тулу и Смоленск.
Союзников СССР ребята указывали более уверено, хотя в ответах присутствовала путаница. Среди ответов – Америка, Китай, США, Канада, Британия, Франция. Не знают школьники о том, какая битва стала переломным моментом в ходе войны, не могут вспомнить хрестоматийных героев военного времени и военноначальников, затрудняются назвать фамилии воинов, водрузивших знамя над Рейхстагом.
Проблемным для подростков стал вопрос, кому принадлежат строки известного стихотворения: «Жди меня, и я вернусь». Из 12 школьников, правильно ответили только 8 человек. Многие ответили после подсказки.
О том, что лучший танк времен Великой Отечественной – это Т-34, знают практически все ребята. Легко назывались школьниками и города - герои. Город, который немцы держали в блокадном кольце, все анкетируемые указывали без ошибок. Однако вопрос о продолжительности блокады поставил некоторых школьников в тупик. Из четырех вариантов: а) 200 дней, б) 900 дней, в) 365 дней, г) всю войну, кое-кто из учащихся отвечал, что блокада длилась 200 или 365 дней.
Информацию о Великой Отечественной войне школьники, согласно анкетированию, получают в основном из книг, фильмов, общения в семье. Но судя по результатам тестирования, информации подросткам не хватает.
Итоги анкетирования наглядно свидетельствуют о низком уровне знаний респондентов в возрасте от 14 до 24 лет о войне 1941-1945гг. Но, как отмечают работники Центральной библиотеки п. Сибирцево, для подрастающего поколения события Великой Отечественной еще не потеряли своей значимости.
Для того чтобы поддержать интерес юных читателей к отечественной истории, в библиотеке проводятся тематические мероприятия. Библиотекари рассказывают школьникам о войне, знакомят с книгами о Великой Отечественной, организовывают встречи старшеклассников с детьми войны – живыми свидетелями военного времени. Без излишнего пафоса, просто и доступно представители старшего поколения рассказывают подросткам о том, как жили и работали люди в тылу, чем питались, во что одевались, как учились дети, как страшно и сложно было жить, о горе, которое они испытывали, получая похоронки на отцов и как болит о потере сердце до сих пор. Такие рассказы, прямое общение помогают школьникам лучше представить реалии военного лихолетья, а значит, помогают лучше узнать историю собственной страны.
Молодежь мало знает о Великой Отечественной войне, о прошлом своей Родины в целом. Это результат социологических исследований, проводимых на федеральном уровне. Так что, наши школьники – не исключение. Кто в этом виноват? Современная система образования? Не только. Виноваты все мы. Современные дети слишком мало знают, мало слышат о войне, о цене Победы. Великая Отечественная для них также далека и «покрытая пылью история», как и Первая мировая.
Ответьте, как часто вы говорите со своим ребенком о войне? Когда советовали ему прочесть книгу о военном времени? Смотрели вместе фильм о войне? Когда вы рассказывали ему про родных и их жизнь в годы Великой Отечественной? Ведь война затронула каждую семью. Прадедушки и прабабушки сегодняшних подростков перенесли столько испытаний. Современной молодежи необходимо знать, как жили люди в то страшное время!
Расскажите своим детям о войне, о судьбах их родных, о подвигах их сверстников, о воинах Великой Отечественной войны. Ваши беседы с ребёнком, рассказы очевидцев, стихи, книги, фильмы, написанные и созданные в военное и послевоенное время, ещё дают нам надежду, что живая связь времен не прервётся. Иначе, когда за парты сядут дети сегодняшних детей, они, возможно, будут демонстрировать тотальное незнание фактов о Великой Отечественной войне.

В преддверии Дня Победы мы побеседовали с ребятами разных возрастов о том, что им известно о событиях военных лет. Желающие могли рассказать о своих воевавших родственниках. Мы практически не редактировали ответы ребят. И вот что в итоге получилось. Выводы каждый сделает свои…

Даша, 12 лет

Я хочу рассказать о своём прадедушке, Белокобыльском Константине Димитриевиче. Он пошёл на войну в 1942 году, там голодал. Попал в плен, был ранен. Чудом бежал. В одной маленькой деревне его выхаживала женщина, давала по чуть-чуть еду. Потом он ушёл на передовую. В 1945 году он пришёл с войны, а в 1947 на железнодорожных путях спас женщину, сам же попал под поезд.

Ещё у меня бабушка Ольга родилась в войну, в 1943 году. Она очень часто болела, ни одного класса не закончила - не ходила в школу, до сих пор не умеет писать, читает по слогам. Не разговаривала до трёх лет. С малых лет была пастухом, а ещё нянчила чужих деток. Однажды мама понесла её к батюшке, и тот сказал, что девочка хоть и худенькая, но «мясо нарастёт». Так и вышло: бабушка до сих пор жива. Она с детства верила в Бога, молилась. Всем так и говорит, что только Боженька помог ей выжить.

А дедушка Николай рассказывал, что когда он был маленьким, у них поселились немцы. В семье было 9 детей. Фашисты называли маму «свиноматкой», а детей заставляли танцевать под губную гармошку. Тех, кто отказывался, топили в бочке с водой.

- А дедушка вспоминал это с ненавистью - или простил этих людей?

Просто рассказывал, как было.

- А у тебя самой какие впечатления сложились о войне?

Это страшно! Голод, немцы издевались над людьми…

- Как ты думаешь, что помогло людям всё это пережить?

Вера. И надежда.

Юра, 11 лет

Я хочу рассказать о дедушке. Краснопольский Степан Алексеевич. Он воевал во время Великой Отечественной войны - был пехотинцем, дошёл до Берлина. После войны вернулся домой, построил дом и посадил сад, который до сих пор растёт и даёт плоды. А в доме мы до сих пор живём. Ещё у меня была бабушка, Антонина Георгиевна. Она была медсестрой, помогала больным и раненым во время войны и после.

- А о самой войне что знаешь, что можешь рассказать?

Это была ужасная, самая большая война, в которой участвовали все страны против одной Германии. Тогда был очень большой голод, некоторые умирали. Родители меня учат, что нужно уважать тех, кто умер во время Великой Отечественной войны, и тех, кто прошёл её.

- Когда началась война, помнишь?

Мы ходим на могилу к дедушке, кладём цветы. Ещё ходим к памятнику, в сквер Героев.

Алина, 13 лет

Мой прадедушка, Поляков Василий Кузьмич, был участником Великой Отечественной войны. Со школьной скамьи в октябре 1941 года его забрали в школу радистов, после чего он служил на Карело-Финском фронте радистом. Он участвовал в освобождении Прибалтики и Германии. Воинское звание - командир отделения связи. Он имел боевые награды: орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги», «За победу над Германией», много юбилейных медалей. После окончания войны он жил в родном селе в Воронежской области. Умер в 2006 году в возрасте 86 лет.

Мой второй прадедушка, Грищенко Сергей Дмитриевич, воевал в армии Ватутина с 1943 года. Он был командиром взвода разведчиков, был ранен. Награждён орденом Красной Звезды и юбилейными медалями. Войну закончил в Праге, умер в 1970 году, в возрасте 45 лет.

- Откуда ты в большей мере получила представления о войне: из школы, из рассказов родителей?

У меня есть прабабушка, она рассказывала многое, ещё от дедушки многое узнала.

- А прабабушка участвовала в войне?

Она её видела, но не участвовала, была ещё маленькая.

- В школе уделяется внимание этой теме?

Очень мало.

- Но самые элементарные моменты учили ведь? Когда началась война, когда закончилась?

Мы ходим возлагать цветы на курган Славы.

Даша, 10 лет

В 1945 году советскими войсками была одержана победа над фашизмом. Тогда была очень страшная война. Два моих прадедушки участвовали в ней. Один из них был партизаном, пропал без вести, а другой получил очень серьёзную травму - остался без руки.

- А как звали дедушек?

Не помню.

…Сейчас началась опять война, только гражданская. Не хочется, чтобы была ещё одна война, достаточно одной мировой. Мы хотим все миру! Чтоб всё было хорошо.

- Даш, расскажи, откуда ты знаешь о том, что это была за война?

Когда родители расскажут, когда в школе объяснят.

Мы ходим на парад, потом приходим домой и празднуем. Ходим в сквер возлагать цветы.

Есть такая крылатая фраза, что День Победы - это «праздник со слезами на глазах». Как ты думаешь, почему его так называют?

Потому что в этот день вспоминают тех, кто погибли, своих родных, например.

- А ты помнишь, сколько лет продлилась Великая Отечественная война?

- Ты учишься в воскресной школе - скажи, доводилось бывать на панихиде в храме 9 мая?

Пока нет.

Алекса, 9 лет

Алекса подготовилась к интервью очень основательно. Помимо сообщения о своём знаменитом прадеде, Ковалёве Михаиле Алексеевиче, дважды кавалере ордена Красной Звезды, кавалере ордена Отечественной войны I и II степени, также награждённого медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г.», «За взятие Будапешта», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» и множеством юбилейных, - она принесла цветные копии документов о присуждении самых ценных наград.

- Расскажи, что ты знаешь о Великой Отечественной войне?

Погибло много людей. Разрушили все города. Война произошла от зависти. Мне рассказывали, что немцы завидовали тому, что у Советского Союза так много ресурсов, и они напали без предупреждения. Вторглись очень рано утром и начали бомбить. По радио передавали о начале войны.

- Помнишь, сколько лет длилась война?

В школе мы будем устраивать концерт - будет песня и слова поздравительные. С семьёй раньше ходили на митинг, цветы возлагали. Но не знаю, как в этом году будет. Такая ситуация в стране…

Вадим, 10 лет

Я знаю, что немцы вторглись и хотели захватить Донбасс. Сделав это, перевозили к себе весь уголь. А на людей, которые оставались в шахте, сбрасывали вагонетки, чтобы убить их.

- Откуда у тебя такая информация?

Мне бабушка рассказывала.

- Понятно. А что ещё можешь рассказать?

Знаю, что когда наши войска уходили, то ставили мины. А немцы, когда шли, по этим минам пускали русских пленных, которые подрывались на них. Тогда немцы могли пройти свободно. Ещё знаю, что когда захватили нас, дети установили свой закон: они подрывали немцев, которые ездили на мотоциклах, и забирали у них оружие и всё остальное - еду, например. Это тоже мне бабушка рассказывала. Это было там, где она жила.

Ещё знаю о том, что под Одессой немцы сделали свою взлётную площадку. Она была настолько железная, что наши самолёты не могли разбомбить её. Потом, уже в мирное время, бабушкин сын пошёл туда с друзьями - и они подорвались на мине. Бабушкиному сыну попало в голову, он побежал домой, но тогда лекарств не было таких, как сейчас, и они пошли к соседке и промыли рану вином, потом забинтовали.

- А как бабушку зовут?

- Она жива ещё, вы с ней общаетесь?

Да. Но она не застала войну - ей обо всём дедушка рассказывал.

То есть в вашей семье эти истории передаются из поколения в поколение. А вот день Победы вы отмечаете как-то?

У нас отмечают: ходят, покупают цветы, кладут на памятники погибшим.

Дима, 11 лет

- Дима, о каких событиях Великой Отечественной войны ты хотел бы рассказать?

О подвиге Алексея Матросова. 25 июня 1941 года на Советский Союз напали немцы. Они не предупреждали мирных жителей о нападении, и потому людям не удалось убежать. У них захватили всё, что возможно: еду, вещи, весь скот. Они (немцы) двигались по всему Советскому Союзу.

В 1938 году родился Алексей Матросов. Он был очень хорошим воином. В 1944 году вместе с товарищами ему было приказано уничтожить три вражеских дота. За дотами находилась крепость, которую занял немецкий барон. Доты защищали его. Барона нужно было уничтожить. Наши солдаты уничтожили пушки в двух дотах, а третий никак не удавалось. И тогда Алексей Матросов своим телом закрыл пушку. После его смерти Иосиф Сталин наградил его звездой Красного ордена и званием героя Советского Союза.

Кроме Алексея Матросова были и другие знаменитые герои. Например, сын Иосифа Сталина Василий Сталин, который родился в 1935 году. В 1942 году его дом атаковали, ему с отцом пришлось спасаться. Они спрятались в хорошо укреплённом военном комплексе. Но в 1945 году отца Иосифа сильно ранили, поэтому мальчику Василию пришлось записаться на работу, чтобы вылечить отца.

- Скажи, откуда ты черпал всю эту информацию?

Из семьи, у бабушки узнал.

- А бабушка была участницей войны?

- А как у вас в семье празднуют День Победы?

Мы ходим класть цветы на памятники погибшим воинам, возле КСКЦ «Стирол» и памятника-танка.

- Тебе не скучно в этот праздник - ходить куда-то, цветы возлагать?

- Смотришь ли ты фильмы на военную тематику (я имею в виду Великую Отечественную)?

Почти каждый день смотрю.

- И что тебя в них привлекает?

Как наши побеждают немцев.

Как ты думаешь, благодаря чему нашим удалось победить? Ведь фашистские войска превосходили нас во всех отношениях: и в плане техники, и подготовки, и оружия…

Потому что немцы были каждый сам за себя, у них не было дружбы, а наши были дружны, всё делали вместе - поэтому и победили.

Юля, 16 лет

- Юля, что тебе известно об истории Великой Отечественной войны? Откуда ты получала информацию о ней?

Из школы, от бабушек и дедушек.

- И какая картина сформировалась у тебя о том времени?

Печально всё очень. Война, люди умирают…

- А как война коснулась именно вашей семьи?

Отец моей прабабушки ушёл на войну. У них было шестеро детей. Через год его убили. Мать тоже умерла от болезни. Дети остались сиротами. Был голод, старшие дети стали тоже болеть, в результате все умерли, кроме бабушки и ещё одного ребёнка.

- Они жили в Горловке?

Нет, в России. Из других родственников тоже все уходили на войну, но никто не вернулся.

- Какие страницы из истории Великой Отечественно войны тебе известны?

- Ну вы же изучали по истории этот период. Что вам рассказывали?

Что без предупреждения напали…

- А когда это было?

В 1939 году.

- А напали со стороны каких республик?

Не помню.

- Может быть, помнишь какие-то значимые битвы?

За Сталинград.

- А что она решила, эта битва?

Я плохо знаю историю, мы её очень мало в школе изучаем - всего час в неделю, «галопом по европам».

- Понятно. Тебе 16 лет. Ты и твои ровесники смотрите фильмы о войне?

- У вас в семье есть какие-то традиции, связанные с Днём Победы? Как проходит этот день?

- А цветы возлагать доводилось на могилы павших солдат?

Да, с одноклассниками ходили.

- А инициатива чья была?

Беседовала Екатерина Щербакова