Правовые положения, связанные с месяцем ша’бан. Наступил месяц Шаабан

«Раджаб – месяц посева, Шаабан – полива, а Рамадан – время сбора урожая. Известно, что Раджабу свойственны прощение и милость, Шаабану – очищение, а Рамадану – многократное вознаграждение».

Времени до священного месяца остается все меньше и меньше. Сегодня к нему нас приблизил наступивший месяц Шаабан. Шаабан является 8-м месяцем мусульманского календаря и является вторым по значимости благочестивых месяцев.

О достоинстве данного месяца пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Превосходство месяца Шаабан перед другими месяцами такое же, как моё превосходство перед другими пророками».

В середине месяца Шаабан есть значимая дата – ночь Бараат. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы)».

Согласно другому хадису: «Аллах Всемогущий в ночь в середине (месяца) Шаабан прощает большое количество людей - больше, чем количество волосков овец племени Кальб».

Что касается поклонения в месяц Шаабан, то можно выделить следующее:

1. Добровольный пост как подготовка к Рамадану.

Посланник Аллаха (мир ему) держал в месяц Шаабан длительный пост. Сообщается, что Аиша сказала: «Иногда Посланник Аллаха постился так долго, что мы говорили, что он вообще не прерывает поста, а иногда он не постился так долго, что мы говорили, что он вообще не постится. И я не видела, чтобы Посланник Аллаха постился в течение целого месяца, если не считать Рамадана, как не видела я, чтобы (в каком-нибудь месяце) постился он больше, чем в Шаабане».

Сподвижник Анас (радиаллаху анху) сообщил, что Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) спросили: «Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

Сподвижник Усама ибн Зейд (радиаллаху анху) сообщил, что он спросил Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям): «Посланник Аллаха, я видел тебя постящимся в месяц Шаабан так часто, как ни в какой другой месяц». Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Это (Шаабан) месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И это месяц, в котором расчет дел (людей) представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост».

2. Пост в День Бараат.

В хадисе сказано: «Тому, кто в месяц Шаабан постился три дня вначале, три – в середине и три – в конце, Всевышний запишет вознаграждение подобно семидесяти пророков, а его степень будет подобна степени раба, поклонявшегося Всевышнему семьдесят лет. И если он умрёт в этом году, то умрёт шахидом».

3. Провести в поклонении Ночь Бараат (дополнительные намазы, чтение Корана, суры «Ясин»).

Но главное, что стоит иметь ввиду: впереди самый благословенный месяц в году – Рамадан, время когда мусульманин либо обретает, либо теряет, и сейчас как никогда важно наметить себе цель особого поклонения Аллаху и двигаться в этом направлении, не сбиваясь цели. Пусть месяц Шаабан будет благословенным для вас и плодотворным для вашей духовности.


Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Превосходство месяца Шаабан перед другими месяцами такое же, как моё превосходство перед другими пророками».
Как мы знаем, наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является не просто лучшим из всех пророков, а тем, ради которого было сотворено всё сущее. А теперь подумайте: какое же это превосходство месяца Шаабан над остальными месяцами!
Все хорошие деяния, совершаемые в этом месяце, увеличиваются до 700 раз и поднимаются к небесам безо всяких препятствий. Как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) , название месяца Шаабан происходит от слова «ташааба», что означает «распространение» – в этом месяце распространяется Добро. И особо желательное деяние в этом месяце – пост. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился весь этот месяц.

Однажды Асамат бин Зайд поинтересовался у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о причине его усердия в посте месяца Шаабан, на что был дан следующий ответ: «В этом месяце, который расположен между месяцем Раджаб и Рамазаном, люди проявляют беспечность. В нём все деяния возносятся к Аллаху. Я хочу, чтобы во время вознесения моих деяний я соблюдал пост». Ведь так и получается, дорогие братья и сёстры: как только начинаются эти три месяца поста, люди с большой воодушевлённостью начинают соблюдать посты, совершать благие поступки.
Но со дня на день эта воодушевлённость угасает так, что уже к концу месяца… исчезает вовсе. И в месяце Шаабан, как было сказано в хадисе, люди проявляют беспечность. Поэтому в этом месяце нам надо проявлять ещё больше усердия на пути Всевышнего. А кто не в состоянии поститься весь месяц, пусть постится хотя бы три дня в начале, три дня в середине (13-е, 14-е и 15-е числа) и три дня в конце месяца. Особенно ценен пост 15-го числа. В хадисе сказано: «Тому, кто в месяц Шаабан постился три дня вначале, три – в середине и три – в конце, Всевышний запишет вознаграждение подобно семидесяти пророков, а его степень будет подобна степени раба, поклонявшегося Всевышнему семьдесят лет.И если он умрёт в этом году, то умрёт шахидом». Также желательным является поститься первый и последний четверг. В хадисе сказано: «Аллах обязуется ввести в Рай того, кто будет соблюдать пост первого и последнего четверга месяца Шаабан».
Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) были предложены подготовительные меры, некоторые из которых перечислены ниже:

1. Благословенный сподвижник Анас (Да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?» Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

2. Благословенный сподвижник Усама ибн Зейд (Да будет доволен им Аллах) сообщил, что он спросил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Посланник Аллаха, я видел тебя постящимся в месяц Шаабан так часто, как ни в какой другой месяц.» Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это (Шаабан) месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И это месяц, в котором расчет дел (людей) представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост.»

3. Уммуль-Му’минин Айша (Да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) имел обыкновение поститься весь Шаабан.» Я спросила его: «Посланник Аллаха, Шаабан - твой самый любимый месяц для поста?» Он сказал: «В этом месяце Аллах устанавливает список людей, умирающих в этом году. Поэтому я хочу, чтобы моя смерть пришла, когда я держу пост.»

4. В другом хадисе она говорит: «Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) иногда начинал поститься беспрерывно, что мы начинали думать, что он никогда не прекратит поститься, а иногда он имел обыкновение прекращать поститься, что мы начинали думать, что он никогда не будет поститься. Я никогда не видела Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) постящимся в течение всего месяца, за исключением месяца Рамадан, и я никогда не видела его постящимся чаще, чем в Шаабан.»

5. В другом хадисе она говорит: «Я никогда не видела Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц.»

6. Уммуль-Му’минин Умм Салямах (Да будет доволен им Аллах) сказала: «Я никогда не видела Посланника Аллаха постящимся на протяжении 2 месяцев беспрерывно кроме месяцев Шаабан и Рамадан.»

Эти хадисы указывают на то, что пост в месяц Шаабан, хотя и не является обязательным, является настолько ценным, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не любил пропускать его.

Но следует иметь ввиду, что посты Шаабана - только для тех людей, которые способны держать их, не вызывая при этом неполноценности в обязательных постах в Рамадан. Поэтому, если человек боится, что после постов в Шаабан он потеряет силу или бодрость для постов в Рамадан и окажется не способен с бодростью поститься в Рамадан, ему не следует поститься в Шаабан, поскольку пост в Рамадан, являющийся обязательным, более важен, чем добровольный пост в Шаабан. Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) запретил мусульманам поститься 1 или 2 дня непосредственно перед началом Рамадана. Благословенный сподвижник Абу Хурайра (радиаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не поститесь после того, как прошла первая половина месяца Шаабан.»

Согласно другому хадису, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не предваряйте месяц Рамадан одним или двумя постами.»

Смысл приведенных выше хадисов - в том, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сам имел обыкновение поститься большую часть месяца Шаабан, потому что не боялся слабости или усталости перед началом Рамадана. А другим он приказал не поститься после 15-го шаабана из-за опасения, что они потеряют силу и бодрость перед началом Рамадана и не смогут с воодушевлением встретить месяц Рамадан.

В другом хадисе говорится: «Месяц Шаабан является преградой от огня. И тот, кто желает встретиться со мной, пусть постится хотя бы три дня». Также в этом месяце желательно побольше читать «салават»: «Аллахума салли ала Мухаммадин ва ала али Мухаммадин васаллим».
Муслим.кз

Наступил месяц Шаабан, который является особенно ценным временем для верующих. Месяц Шаабан – второй среди тройки священных месяцев исламского календаря и предшествует месяцу, ставшему милостью Аллаха нам – месяцу Рамадан. Это время когда раб становится еще ближе к Своему Творцу, двери милости Аллаха открываются еще шире, грехи прощаются, а поклонение и благое обретает еще большую награду. Возможности верующих расширяются неимоверным образом.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Раджаб – месяц посева, Шаабан – полива, а Рамадан – время сбора урожая. Известно, что Раджабу свойственны прощение и милость, Шаабану – очищение, а Рамадану – многократное вознаграждение».

О достоинствах данного месяца в хадисах Посланника Аллаха (мир ему) сказано:

«Превосходство месяца Шаабан перед другими месяцами такое же, как моё превосходство перед другими пророками».

«Тому, кто в месяц Шаабан постился три дня вначале, три – в середине и три – в конце, Всевышний запишет вознаграждение подобно семидесяти пророков, а его степень будет подобна степени раба, поклонявшегося Всевышнему семьдесят лет. И если он умрёт в этом году, то умрёт шахидом».

«Аллах обязуется ввести в Рай того, кто будет соблюдать пост первого и последнего четверга месяца Шаабан».

О месяце Шаабан Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Это месяц, которым люди часто пренебрегают…В этом месяце дела человека представляются Аллаху, и мне хочется, чтобы мои дела были представлены в тот момент, когда я держу пост».

«Если хотите успокоения перед смертью, счастливого конца (смерти с Иманом) и спасения от шайтана – уважайте эти месяцы, соблюдая пост и сожалея о грехах (не совершая их)».

В достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему) держал пост в большинство дней месяца Шаабан. Пост в Шаабан не является обязательным, однако, учитывая, что это месяц, предшествующий Рамадану, пост в этом месяце является подготовкой к посту в Рамадан. Пост в месяц Шаабан подготовит нас духовно и физические к Рамадану так, что бы верующий лучше смог себя проявить во время обязательного поста.

Благословенный сподвижник Анас (радиаллаху анху) сообщил, что Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) спросили: «Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

Однажды сподвижник по имени Усама бен Зейт спросил посланника Аллаха (алейхиссалям):

«О, Посланник Аллаха (алейхиссалям), я не видел, чтобы ты когда-нибудь постился так, как постишься в Шаабане». Он ответил: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между Раджабом и Рамаданом. В этом месяце деяния возносятся к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, пока я соблюдаю пост».

Передают, что Аиша рассказывала: «Иногда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился так часто, что мы говорили: «Да ведь он не разговляется!» А иногда он разговлялся так часто, что мы говорили: «Да ведь он не постится!» Я никогда не видела, чтобы помимо рамадана он постился в течение целого месяца, и я никогда не видела, чтобы он когда-нибудь постился больше, чем в Шаабане».

В другом хадисе сказано: «Я никогда не видела Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц».

В середине месяца Шаабан кроется особо благословенная ночь – ночь Бараат. Эта одно из тех особенных периодов времени, когда Аллах Всевышний открывает все двери Своего милосердия и прощения, когда обрести эти награды можно предоставив себя Всевышнему и поклонению.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы)».

Исламский календарь — Хиджра, в основе которого лежит лунный год, составлен в соответствии с Кораном и используется для определения дат религиозных праздников, а в некоторых странах и как официальный календарь.

В мусульманском календаре, как и в григорианском, 12 месяцев - каждый из них длится 29 или 30 дней. Посему лунный год состоит из 354 — 355 дней, что на 11-12 дней короче солнечного, вот почему дни мусульманские религиозные праздники сдвигаются каждый год относительно григорианского календаря.

Sputnik Грузия расскажет Вам о главных мусульманских праздниках и важных событиях, а также об их датах в 2018-м.

Мусульманские праздники 2018

Согласно мусульманскому календарю, 2018-й — это 1439-1440 годы по Хиджре. Соответственно, даты основных религиозных праздников Ислама изменены согласно лунному календарю.

Древнее придание гласит, что когда-то верующие мусульмане пришли к пророку Мухаммеду, рассказали ему, что проживающие в Медине евреи отмечают какое-то торжество, и спросили, могут ли они поучаствовать в празднике и присоединиться к празднующим.

Пророк Мухаммед запретил участвовать им в этом торжестве и сказал, что для мусульман Аллах определит праздники лучше, и только они угодны будут Богу.

Мусульманские праздники - это стимул для более усердного богослужения и совершения добрых деяний.

Мусульманские праздники — это шанс для каждого очиститься от грехов и возможность обрести милость Всевышнего.

Праздники в исламе - это священные месяцы, дни и ночи, в которые мусульмане читают Коран и разные молитвы, совершают специальные ритуальные намазы.

Мусульмане в праздники также стараются порадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, раздают добровольные пожертвования, дарят подарки. Одним словом, стараются ни в коем случае не обижать никого.

Основные праздники в исламе

Один из главных мусульманских праздников — Курбан-Байрам (Ид аль-Адха) отмечают 10 числа 12 месяца мусульманского лунного календаря - Зуль-хиджа. В 2018-м праздник приходится на 21 августа.

Курбан - на арабском означает "жертвоприношение", а байрам - "праздник". Курбан-Байрам — праздник жертвоприношения как символа любви к Аллаху и его почитания.

Курбан-Байрам — завершающая часть хаджа — ежегодного паломничества мусульман в Мекку. Отмечают праздник в долине Мина вблизи Мекки, и длится он три дня.

Верующие, в это время приносят в жертву животных в память о том, как пророк Ибрахим готов был принести в жертву Богу своего сына Исмаила. Но вместо сына принес в жертву райского барана, которого Ибрахиму подарил Аллах.

Второй по значению великий мусульманский праздник — Ураза-Байрам, или праздник Разговения. Он проводится в честь окончания поста Рамадан — праздник в 2018-м выпадает на 15 июня.

Праздник Разговения, или Ид аль Фитр (по-арабски),- одно из главнейших событий в исламе, наступает в последний день Рамадана после заката. Всем мусульманам с этого времени желательно читать такбир (формулу возвеличивания Аллаха). Такбир читают до совершения праздничного намаза в праздник.

Ночь на праздник желательно провести в бдении, во всенощном служении Аллаху. В праздник выплачивают обязательный закят-уль-фитр, раздают милостыню, проявляют радость, поздравляют друг друга и желают принятия поста Всевышним, посещают родственников, соседей, знакомых, друзей, принимают гостей.

Священные ночи, дни, месяцы

Месяц Рамадан (другое название - Рамазан) — самый почетный и важный из 12 месяцев мусульманского календаря.

Это священный мусульманский месяц поста и духовного очищения, в который был ниспослан Священный Коран. В 2018-м Рамадан в большинстве мусульманских стран начнется 16 мая и продлится 30 дней.

В разных мусульманских странах Рамадан может начинаться в разное время. Как правило, это зависит от способа астрономического вычисления или прямого наблюдения за фазами Луны.

Рамадан, девятый месяц мусульманского лунного календаря, это время зарабатывать вечный Рай, когда многие дела могут удостоить великой награды.

К ним относятся пост, пятикратный намаз, молитва "Таравих" желательный намаз, дуа — искренняя мольба, предрассветный прием пищи (сухур), ифтар (вечерний), пожертвования и многие другие благие дела и поступки.

Самая важная ночь в году

В месяце Рамадан есть ночь Лайлат аль-Кадр, или Ночь Могущества и Предопределения — в эту ночь архангел Джебраил спустился к молящемуся Пророку Мухаммеду и передал ему Коран. Лайлат аль-Кадр приходится на 26-27 число Рамадана - в 2018-м ее отметят 10-11 июня.

Для каждого мусульманина это самая важная ночь в году, когда на землю спускаются ангелы. Молитва, произносимая в эту ночь имеет гораздо большую силу, чем все молитвы в году.

В Коране ей посвящена целая сура "Инна анзалнагу", где говорится, что Лайлат аль-Кадр лучше, чем тысяча месяцев, в которых ее нет.

В эту ночь на небесах предопределяется судьба каждого человека, его жизненный путь, трудности и испытания, которые предстоит пройти. Мусульмане верят, что Аллах будет милостив и простит им грехи, если они проведут ее в молитвах, в осмыслении своих деяний и возможных ошибок.

Священная Ночь Бараат

Мусульманский праздник Лайлат аль-Бараат — Ночь очищения от грехов, верующие отмечают в ночь с 14 на 15 священного месяца Шаабан (восьмой месяц по мусульманскому календарю). Эта ночь в 2018-м приходится с 30 апреля на 1 мая.

В Коране Ночь Бараат обозначена как священная - в эту ночь мусульмане возносят молитвы за умерших и дают обеты на будущее во искупление грехов. По значимости это вторая священная ночь в исламе после Ночи Могущества и Предопределения.

Слово "бараат" переводится с арабского языка как "невинность", "чистота", "непричастность", "освобождение". В эту ночь, согласно исламскому преданию, Всевышний проявляет милость ко всем людям, кроме тех, в чьих сердцах есть злоба, и приверженцев многобожия.

Мусульмане относятся к этой ночи с особым трепетом, посвящают ее молитвам, прося у Аллаха прощения и милости. В Ночь Бараат верующие посещают друг друга, дарят подарки, стараются никого не обижать.

В священный месяц Шаабан, на который приходится Ночь очищения, желательно увеличивать благие деяния, пост, садака (добровольная милостыня) и так далее.

Все хорошие деяния, совершаемые в месяце Шаабан, увеличиваются в 700 раз и без всяких препятствий поднимаются к небесам. Поэтому желательно в этом месяце соблюдать пост. Пост особенно ценен 15-го числа и в последний понедельник месяца.

Священные ночи Раджаба

Одна из священных ночей мусульманского календаря Лайлат аль-Рагаиб (Ночь Даров, Ночь Благоволения) - ее отмечают в канун первой пятницы месяца Раджаб.

В 2018-м праздник, посвященный памяти о женитьбе Абдаллаха ибн ал-Мутталиба и Амины - родителей Пророка Мухаммада, выпадает на 22-23 марта.

В четверг, перед праздником, желателен пост, а Ночь Благоволения желательно провести в восхвалении и возвеличивании Аллаха. За совершенные в эту ночь богослужения, воздается многократная благодать.

Вторая священная ночь в месяце Раджаб — Лайлат аль-Мирадж (Ночь Вознесения и Небошествия Пророка). Ее празднуют 26-27 Раджаба - в 2018-м по григорианскому календарю 13-14 апреля.

Эту ночь мусульмане ценят как милость Всевышнего, а в благодарность за нее держат пост, совершают специальный намаз, читают Коран, восхваляют Аллаха и Его Посланника. За совершенные в эту ночь богослужения, воздается многократная благодать.

В священный месяц Раджаб желательно увеличивать благие деяния, пост, садака (добровольная милостыня) и так далее.

Рождение Пророка

Мавлид ан-Наби, или день рождения основоположника ислама Пророка Мухаммеда, празднуют в 11-12-й день третьего месяца мусульманского календаря Раби уль-авваль.

Мавлид ан-Наби, что означает рождение Пророка в переводе с арабского, в 2018-м, по григорианскому календарю, выпадает на 19-20 ноября.

Основные течения в исламе праздник отмечают в разные дни - сунниты отмечают день рождения Пророка Мухаммеда 12 Раби-уль-авваля, а шииты — 17 числа.

Раби-уль-авваль — месяц, в котором родился Пророк Мухаммед, а затем и скончался, занимает особое место в мусульманском календаре. Точная дата рождения Пророка Мухаммеда осталась неизвестна, поэтому в исламе праздник рождения в действительности приурочен к дате его смерти. Согласно исламу, смерть — это не что иное, как рождение для вечной жизни.

День Арафа

Один из наиболее благословенных и благодатных дней в году — День Арафа (Арафат) мусульмане во всем мире отмечают 9 числа последнего месяца мусульманского лунного календаря — Зуль-хиджа (месяц паломничества). В 2018-м по грегорианскому календарю этот день приходится на 20 августа.

Паломники, в это время, совершают один из центральных обрядов хаджа (паломничество) — стояние на горе Арафат. По преданию Арафат - это место, где встретились пророк Адам и его жена Хава (Ева) после изгнания из рая и, получив прощение, воссоединились.

Всем, кроме паломников, совершающих хадж, желательно в День Арафа и в предыдущий соблюдать пост. За пост в это время, как сказано в хадисах, вознаграждение равно вознаграждению за пост в течение двух лет, и тем, кто соблюдал пост, прощаются грехи двух лет - предыдущего и последующего.

Эти дни желательно провести в богослужении, раздать нуждающимся пожертвования.

Зуль-хиджа

Один из высокочтимых месяцев мусульманского календаря в 2018-м начинается 12 августа — особенно ценными являются его первые десять дней. Это период строгого запрета на все недобрые деяния, в том числе проявление нетерпимости, всякое насилие, воровство, сквернословие и другие дурные дела и намерения.

Зуль-хиджа, в переводе с арабского означающий "обладающий паломничеством", в исламе относится к числу священных месяцев — время совершения паломничества по святым местам.

Сотворение небес

Один из самых знаменательных дней мусульманского календаря — День Ашура (или Шахсей-вахсей), который отмечают в 10 число священного месяца Мухаррам.

© photo: Sputnik / Mikhail Voskresenskiy

Само название "Ашура" происходит от арабского слова ашара, что означает "десять". В 2018 году по грегорианскому календарю он приходится на 20 сентября.

Согласно Корану, на это время приходится сотворение небес и первого человека на земле. Апокалипсис, конец света, также наступит в День Ашура. В этот день также поминают посланников и пророков.

Мусульмане-сунниты и мусульмане-шииты этот день отмечают по-разному. В исламских странах эти сутки объявлены днем повсеместного траура. Некоторые верующие в этот день прилюдно истязают себя, повсюду слышатся траурная музыка и причитания.

Мухаррам

В первый день священного месяца Мухаррам наступит Новый 1440 год по Хиджре — Рас-ас-Сана (День хиджры). По григорианскому календарю этот день в 2018 году выпадает на 11 сентября.

Ночь Хиджры — наступление лунного Нового года, у мусульман как-то по-особому отмечать не принято. Этот день напоминает людям о том, чтобы они совершали больше добрых и праведных дел — в мечетях читают проповедь, посвященную переезду пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

Мухаррам - месяц покаяния и поклонения Аллаху, который стоит в одном ряду с тремя другими запретными для войн и конфликтов месяцами года (Раджаб, Зуль-каада и Зуль-хиджа).

В мусульманском мире первые 10 дней нового года почитают благословенными для всех хороших начинаний - в эти дни играют свадьбы, начинают строить дома и планировать будущее. Но в целом, Мухаррам — месяц покаяния и богослужения.

© Sputnik / Maria Tsimintia

Материал подготовлен на основе открытых источников

Шаабан - один из самых ценных месяцев, для которого можно найти особые инструкции в Сунне Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям). В достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть месяца Шаабан. Эти посты не были для него обязательными, но Шаабан - это месяц, непосредственно предшествующий Рамадану. Поэтому Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи уа саллям) были предложены подготовительные меры, некоторые из которых перечислены ниже:

1. Благословенный сподвижник Анас (радиаллаху анху) сообщил, что Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) спросили: «Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

2. Благословенный сподвижник Усама ибн Зейд (радиаллаху анху) сообщил, что он спросил Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям): «Посланник Аллаха, я видел тебя постящимся в месяц Шаабан так часто, как ни в какой другой месяц.» Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Это (Шаабан) месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И это месяц, в котором расчет дел (людей) представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост.»

3. Уммуль-Му"минин Айша (радиаллаху анха) сказала: «Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) имел обыкновение поститься весь Шаабан.» Я спросила его: «Посланник Аллаха, Шаабан - твой самый любимый месяц для поста?» Он сказал: «В этом месяце Аллах устанавливает список людей, умирающих в этом году. Поэтому я хочу, чтобы моя смерть пришла, когда я держу пост.»

4. В другом хадисе она говорит: «Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) иногда начинал поститься беспрерывно, что мы начинали думать, что он никогда не прекратит поститься, а иногда он имел обыкновение прекращать поститься, что мы начинали думать, что он никогда не будет поститься. Я никогда не видела Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся в течение всего месяца, за исключением месяца Рамадан, и я никогда не видела его постящимся чаще, чем в Шаабан.»

5. В другом хадисе она говорит: «Я никогда не видела Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц.»

6. Уммуль-Му"минин Умм Салямах (радиаллаху анха) сказала: «Я никогда не видела Посланника Аллаха постящимся на протяжении 2 месяцев беспрерывно кроме месяцев Шаабан и Рамадан.»

Эти хадисы указывают на то, что пост в месяц Шаабан, хотя и не является обязательным, является настолько ценным, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) не любил пропускать его.

Но следует иметь ввиду, что посты Шаабана - только для тех людей, которые способны держать их, не вызывая при этом неполноценности в обязательных постах в Рамадан. Поэтому, если человек боится, что после постов в Шаабан он потеряет силу или бодрость для постов в Рамадан и окажется не способен с бодростью поститься в Рамадан, ему не следует поститься в Шаабан, поскольку пост в Рамадан, являющийся обязательным, более важен, чем добровольный пост в Шаабан. Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) запретил мусульманам поститься 1 или 2 дня непосредственно перед началом Рамадана. Благословенный сподвижник Абу Хурайра (радиаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не поститесь после того, как прошла первая половина месяца Шаабан.»

Согласно другому хадису, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не предваряйте месяц Рамадан одним или двумя постами.»

Смысл приведенных выше хадисов - в том, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сам имел обыкновение поститься большую часть месяца Шаабан, потому что не боялся слабости или усталости перед началом Рамадана. А другим он приказал не поститься после 15-го шаабана из-за опасения, что они потеряют силу и бодрость перед началом Рамадана и не смогут с воодушевлением встретить месяц Рамадан.

Ночь Бараат

Еще одной значимой особенностью месяца Шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «Ляйлятуль-Бараат» (Ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-ым и 15-ым днями месяца Шаабан. Существуют определенные хадисы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), доказывающие, что это особая ночь, в которую Божественная милость посещает людей всей земли. Некоторые из хадисов приводятся ниже:

1. Сообщается, что Уммуль-Му"минин Айша (радиаллаху анха) сказала: «Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в очень продолжительном саджда, что я забоялась, не умер ли он. Когда я увидела это, я встала (с кровати) и подвинула его большой палец (чтобы убедиться, что он жив). Палец сдвинулся, и я вернулась (на свое место). Затем я услышала, как он говорил в саджда: «Я ищу прибежища Твоего прощения от Твоего наказания, и я ищу прибежища Твоего довольства от Твоего недовольства, и я ищу Твоего прибежища от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.» После этого он поднял голову из саджда и закончил свой намаз. Он обратился ко мне: «Айша, ты думала, что Пророк предал тебя?» Я сказала: «Нет, О Пророк Аллаха, но я боялась, что твою душу забрали (из этого мира), потому что твой саджда был очень долгим.» Он спросил меня: «Знаешь ли ты, что это за ночь?» Я сказала: «Аллах и Его Посланник знают лучше.» Он сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы).»

2. В другом хадисе саййидах Айша (радиаллаху анха) сообщила, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах Всемогущий в ночь в середине (месяца) Шаабан прощает большое количество людей - больше, чем количество волосков овец племени Кальб».

Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом Всемогущим.

3. Еще в одном хадисе она передала, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Это срединная Ночь (месяца) Шаабан. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем волосков, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, или на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце (против кого-нибудь), или на того, кто порывает родственные связи, или на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток (как знак гордыни), или на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино.»

4. Саййидина Му"аз ибн Джабаль (радиаллаху анху) передает, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах Всемогущий посмотрит на всех созданных Им в срединную Ночь Шаабан и простит всех созданных Им, за исключением того, кто придает Ему сотоварищей или того, в чьем сердце злой умысел (против мусульманина)».

Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает некоторыми малыми техническими недостатками, но если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает некоторыми убедительными достоинствами, и проведение этой ночи как священной ночи не является безосновательным измышлением, как представляют себе это некоторые современные алимы, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения. На самом деле, некоторые из экспертов по хадисам считали некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно науке по хадисам, устраняются при наличии множества путей передачи. Поэтому старейшины уммы постоянно считали эту ночь ночью особых достоинств и проводили ее в поклонении и молитвах.

Что следует делать в эту ночь?

Чтобы соблюсти Ночь Бараат, следует бодрствовать в эту ночь так долго, как это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в поклонении и молитве. Однако если кто-либо не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-либо существенную часть ночи, желательно ее вторую половину, и совершать следующие действия поклонения:

(а) Намаз. Намаз - самое предпочтительное действие для исполнения в эту ночь. Нет какого-либо определенного количества ракаатов, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза - такие, как кыйям, руку" и саджда - исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Священного Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.

(б) Тилават. Произнесение Священного Корана - другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза или в любое другое время следует произнести из Священного Корана столько, сколько человек в состоянии сделать.

(в) Зикр. Этой ночью следует также совершать зикр (поминание имени Аллаха). Особенно полезен следующий зикр:

Следует произносить салят (дуруд) Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи уа саллям) столько, сколько возможно. Зикр можно также произносить во время ходьбы, лежа на кровати или в другие часы работы или отдыха.

(г) Дуа. Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, это дуа. Есть надежда, что все дуа в эту ночь будут приняты нашим Господом, иншааллах. Дуа само по себе является ибадатом, и Аллах Всемогущий дает награду за каждое дуа вместе с удовлетворением нужд обращающегося. Даже если то, о чем молили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за дуа, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Дуа также укрепляют отношения человека с Аллахом Всемогущим, что является главной целью всех видов и форм поклонения.

Человек может молить обо всем, что он пожелает. Но лучшие дуа - те, которые делал Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям). Эти дуа настолько всеобъемлющи, что красноречивые выражения, используемые в них, покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и Следующего. В действительности, дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) настолько глубоки, что человеческое воображение едва способно соразмерить их величие.

На тему дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) доступны книги на различных языках, и человеку следует молить Аллаха Всемогущего в соответствии с ними, произнося дуа на арабском или же перевод их смысла на своем языке.

(д) Есть люди, которые не могут исполнить дополнительный намаз или чтение Корана по различным причинам (болезнь, слабость или занятость другими необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует исполнять следующие действия:

1. Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с джамаатом в мечети или в своих домах в случае болезни.

2. Следует постоянно произносить зикр, ообенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет.

3. Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.

(е) Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, дуруд шариф и могут обращаться к Аллаху с любой просьбой, которую пожелают, на любом языке. Они также могут произносить арабские дуа, приведенные в Коране или в хадисах с намерением дуа (без намерения тилавата).

(ж) Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) был в эту ночь на кладбище Бакы, где он молил о мусульманах, похороненных там. На основе этого некоторые факихи считали мустахаб (рекомендуемым) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Корана и молить об умерших. Однако это действие не является обязательным, и его не следует исполнять регулярно в качестве обязательного.

Чего в эту ночь делать не следует

1. Как говорилось выше, Ночь Бараат - ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Аллаху Всемогущему, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь будет равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе №3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.

2. Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования Ночи Бараат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое имитирование само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как Ночь Бараат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.

3. Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.

4. Такие действия поклонения как намаз, произнесение Корана и зикр следует исполнять в эту ночь самостоятельно, а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз в джамаате и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.

Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и Его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.

Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни саййиды Айши (радиаллаху анха), и поэтому все формы добровольного поклонения (нафль-ибадат) рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.

Пост 15-го шаабана

В день, следующий за Ночью Бараат, т.е. 15-го шаабана, является мустахаб (рекомендуемым) держать пост. Сообщалось, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) настоятельно рекомендовал данный пост. Хотя у некоторых ученых по хадисам имеются определеные сомнения в достоверности данного хадиса, однако, как упоминалось ранее, посты первой половины месяца Шаабан, имеют особые достоинства, и Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть дней в Шаабан. Большое количество старейшин (саляфов) уммы держали пост 15-го шаабана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.

Поэтому рекомендуется поститься 15-го шаабана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек может также получить пользу от достоинств этого поста.