Презентация фет основные мотивы лирики. Основные мотивы творчества А

Слайд 2

Цель

  • Познакомить с особенностями лирики А.А.Фета
  • Проанализировать стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» (1850)
  • Слайд 3

    1820 - 1892

  • Слайд 4

    • Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. Основные темы его поэзии – природа и любовь.
    • Природа в творчестве Фета – только лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, ее образы никак не связаны с человеческими нуждами и трудом. Это отличает поэзию Фета от поэзии, например, Н.А.Некрасова. Явления природы описываются более детально и подробно, чем у других поэтов.
    • В поэзии Фета отсутствую гражданские мотивы и социальные вопросы – он поэт чистого искусства.
    • В русской поэзии трудно найти более мажорного и жизнеутверждающего поэта.
    • Главный мотив и идея творчества Фета - красота. Он считал, что назначение поэзии – помочь человеку выйти из мира страданий и печали и погрузиться в мир красоты. Фет утверждал: «Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, на молиться».
    • Поэт стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства и природы, а впечатления от этих движений. Его стихи создают настроение, как картины импрессионистов. Его основной художественный прием – психологический параллелизм.
  • Слайд 5

    Слайд 6

    Опять осенний блеск денницы…

    Опять осенний блеск денницы
    Дрожит обманчивым огнем.
    И уговор заводят птицы
    Умчаться стаей за теплом.
    И болью сладостно-суровой
    Так радо сердце вновь заныть.
    И в ночь краснеет лист кленовый,
    Что, ночь любя, не в силах жить.

    Слайд 7

    "Какая ночь! Как воздух чист..."

    Какая ночь! Как воздух чист,
    Как серебристый дремлет лист,
    Как тень черна прибрежных ив,
    Как безмятежно спит залив,
    Как не вздохнет нигде волна,
    Как тишиною грудь полна!

    Полночный свет, ты тот же день:
    Белей лишь блеск, чернее тень,
    Лишь тоньше запах сочных трав,
    Лишь ум светлей, мирнее нрав,
    Да вместо страсти хочет грудь
    Вот этим воздухом вздохнуть.

    Слайд 8

    Импрессионизм в лирике А.Фета

    Термин «импрессионизм» образован от французского слова impression, что означает впечатление. Воспроизведение не предмета, а впечатления о нем впервые появилось в лирике Фета. Живописцев, работающих в этой манере называют импрессионистами
    Фет сознательно изображает не предмет, а впечатление, которое он производит. Его не интересуют детали,
    Неподвижные формы, он передает изменчивость природы или души человека:

    (Здесь ночь безветренна, это блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Запечатлены не ели-гиганты, а впечатление поэта

    Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,
    И, сжимаясь, трещит можжевельник;
    Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
    Раскрасневшись, шатается ельник…

    Поэт широко использует олицетворение:

    Цветы глядят с тоской влюбленной
    Безгрешно чисты, как весна…

    Он не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями.

    Слайд 9

    Основные черты импрессионизма в поэзии Фета:

    1. Преклонение перед чистой красотой
    2. Интерес не к предметам, а к впечатлениям
    3. Частое употребление эпитетов:
    • Волшебный,
    • Нежный,
    • Сладостный,
    • Чудный

    4. Нарочитая красивость, даже сусальность

    Яркий пример импрессионизма в поэзии - стихотворение "Шепот, робкое дыханье..."

    Слайд 10

    Слайд 11

    Сравним стихотворение Фета с работами художников импрессионистов

    • Эдгар Дега. Репетиция балета
    • Клод Моне. Весенние Деревья у Озера
    • Камиль Писсаро. Площадь Театра Франсез
    • Энри Тулуз-Латрек. Автопортрет
    • Поль Сезан. Пьеро и Арлекин
  • Слайд 12

    Шепот, робкое дыханье.
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья.
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,
    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
    И заря, заря!..

    Три строфы о любовном свидании.

    Без единого глагола, только короткими назывными предложениями передано напряженное лирическое переживание. Это стихотворение сравнивают с картинами импрессиониста Поля Синьяка: написанные легкими мазками, даже точками, они создают самые различные ощущения, связанные с законом оптического восприятия. Соединяя световые лучи, зритель сам синтезирует нужный цвет. Примерно то же происходит при чтении стихотворения Фета.

    • Поль Синьяк. Марсельский порт
    • Поль Синьяк. Сосна в Сен-Тропе
    • Поль Синьяк. «Сена в Herblay»
  • Слайд 13

    Шепот, робкое дыханье.
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья.
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,
    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
    И заря, заря!..

    • В первом четверостишии дано описание вечера мелкими мазками-существительными (шепот, дыхание, серебро, колыханье). Соединенные с эпитетами, они передают ощущение от встречи влюбленных.
    • Во втором четверостишии – описание ночи любви. В первой строке эпитет ночной усиливает магию ночи, волшебно изменившую черты возлюбленной.
    • В третьем четверостишии мы видим утро, слезы счастья и расставания. Используется прием психологического параллелизма: картины природы в красках зари соответствуют состоянию души влюбленных:

    И лобзания, и слезы,
    И заря, заря…

    Многоточие не заканчивает ночь любви. В каждой строфе – свои краски и звуки, а все вместе сливается в красоту и магию ночи любви и любовного свидания.

    Использованы чередующиеся длинные и короткие строчки – это усиливает напевность и музыкальность. Хотя в стихотворении нет ни одного глагола, но присутствует ощущение постоянного беспрерывного движения.

    Слайд 14

    Я пришел к тебе с приветом…

    Я пришел к тебе с приветом,
    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало.
    Рассказать, что лес проснулся,
    Весь проснулся, веткой каждой,
    Каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой.
    Рассказать, что с той же страстью,
    Как вчера, пришел я снова,
    Что душа все так же счастью
    И тебе служить готова.
    Рассказать, что отовсюду
    На меня весельем веет,
    Что не знаю сам, что буду
    Петь,– но только песня зреет.

  • Слайд 15

    Домашнее задание

    • Проанализировать стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…»
    • Выучить наизусть одно из стихотворений А.Фета о любви или о природе.
  • Посмотреть все слайды

    Цель урока: раскрыть основные темы и мотивы лирики А.А. Фета.

    Метод: рассказ преподавателя, сообщение обучающихся с чтением стихов.

    Оформление тетрадей (тема, план урока).

    План.

    3. Тема любви в лирике Фета.

    Ход урока

    I. Слово преподавателя.

    Биография поэта — его творчество. В стихах Фета современники «вычитывали» человеческие откровения и тайны. В Фете, как и в Тютчеве, они видели поэта, «осмеливающегося заглянуть в глубь души». Поэзии Фета посвящено очень много статей.

    Просмотр содержимого документа
    «Урок 2. Основные мотивы творчества А.А. Фета»

    Урок 2. Основные мотивы творчества А.А. Фета

    Цель урока: раскрыть основные темы и мотивы лирики Фета.

    Метод: рассказ учителя, сообщение обучающихся с чтением стихов.

    Оформление тетрадей (тема, план урока).

    План.

    1. Как понимает Фет назначение поэзии? (Сообщение обучающегося по материалам учебника).

    2. Мотивы природы в поэзии Фета.

    3. Тема любви в лирике Фета.

    Ход урока

    I. Слово учителя.

    Биография поэта - его творчество. В стихах Фета современники «вычитывали» человеческие откровения и тайны. В Фете, как и в Тютчеве, они видели поэта, «осмеливающегося заглянуть в глубь души». Поэзии Фета посвящено очень много статей.

    Так В. Брюсов посвятил специальную статью «А. А. Фет. Искусство или жизнь» (1903). Эпиграфом к ней были слова Фета: «Стану буйства я жизни живым отголоском». По словам Брюсова, Фет прославляет величие человека: «Какие бы великие притязания ни высказывала поэзия, она не могла бы сделать большего, как выразить человеческую душу». Поэт действительно слагал восторженные гимны личности.

    Два мира властвуют от века,

    Два равноправных бытия:

    Один объемлет человека,

    Другой – душа и мысль моя...

    Судьбы поэтов во многом схожи. Поэзия для них не профессия, не будничное дело, а потребность выразить в слове свои сокровенные мысли о «вечных проблемах» человеческого бытия.

    Постараемся и мы сегодня прислушаться к прекрасным строкам фетовской поэзии.

    II. Сообщение учащегося.

    Звучит стихотворение «Я пришел кебе с приветом…» Стихотворение необычное, очень близкое каждому из нас.

    Любовь и природа - любимые темы А. Фета. Неброская красота русской природы отражена в поэзии своеобразно. Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник-пейзажист он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки и звуки.

    Для поэта природа - источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий:

    Прозвучало над ясной рекою,

    Прозвенело в померкшем лугу,

    Прокатилось над рощей немою,

    Засветилось на том берегу.

    («Вечер»)

    Какая ночь! На всем какая нега!

    Благодарю, родной полночный край!

    Из царства льдов, из царства вьюг и снега

    Как свеж и чист твой вылетает май!

    («Еще майская ночь»)

    Если сравнить его пейзажные зарисовки с картинами импрессионистов, то обнаружим много общего: то же стремление художника обыкновенное показать необычно и ту же субъективность мировосприятия и формы выражения. У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона. Поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благоговеет перед печальной березой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину...

    Строки стихотворений «Печальная береза...», «Чудная картина...», «Осень», «Я пришел к тебе с приветом...» убеждают читателей в этом. (Подготовленные заранее учащиеся эти стихи).

    Вероятно, что Фет видел в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений. Ведь, как мы знаем, ему пришлось потратить много лет, чтобы вернуть себе дворянский титул и фамилию отца, достичь материального благополучия, добиться признания в литературных кругах. Но он остался верен своей Музе - изящной по форме, восторженной по чувству, философской по смыслу. Верность природе как источнику поэтического вдохновения приветствовал Ф. И. Тютчев в стихотворении, адресованном А.А. Фету:

    Иным достался от природы

    Инстинкт пророчески-слепой:

    Они им чуют, слышат воды

    И в темной глубине земной

    Великой матерью любимой,

    Стократ завиден твой удел:

    Не раз под оболочкой зримой

    Ты самое ее узрел.

    В 50-е годы формируется романтическая поэтика Фета, в которой поэт размышляет о связи человека и природы. Фет создает целые циклы стихов «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море». Пейзажи в этих стихах выражают состояние человеческой души. Растворяясь в природе, герой Фета обретает возможность видеть прекрасную душу природы. Это счастье - чувство единства с природой:

    Целый день спят ночные цветы,

    Но лишь солнце за рощу зайдет

    Раскрываются тихо листы,

    И я слышу, как сердце цветет.

    Цветение сердца - символ духовного соединения с природой. Характерное состояние героя Фета - это состояние эстетической восторженности:

    Как нежно содрогнулась грудь

    Над этой тенью золотой!

    Как к этим призракам прильнуть

    Хочу мгновенною душой!

    Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия.

    Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В этом смысле характерно стихотворение: «Учись у них - у дуба, у березы»:

    Кругом зима, жестокая пора!

    Напрасные на них застыли слезы,

    И треснула, сжимаяся кора.

    Все злей метель и с каждою минутой

    Сердито рвет последние листы,

    И за сердце хватает холод лютый;

    Они стоят, молчат; молчи и ты!

    Но верь весне.

    Ее промчится гений,

    Опять теплом и жизнию дыша,

    Для ясных дней, для новых откровений

    Переболит скорбящая душа.

    Человек глядится в природу и познает свои законы и возможности. Природа - мудрый советчик человека и лучший его наставник.

    О возвышающей человека правде бытия природы, о возможности через природу понять вечные тайны жизни - стихотворение «Есть ночи зимней блеск и сила...»

    Есть ночи зимней блеск и сила,

    Есть непорочная краса,

    Когда под снегом опочила

    Вся степь - и кровли, и леса.

    Это стихотворение в большей степени о природе, но оно и о человеке тоже. О высокой и таинственной близости человека и природы, о посвященности человека в тайное тайных всемирного бытия.

    III. Слово учителя.

    По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом:

    Ужель, ошеломленный,

    Кругом не видя ничего, вставший, вьюгой уделенный,

    Стучусь у сердца твоего?..

    Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту. Особенно ярко эта фотография женской красоты воплощена в стихотворении «Призыв к любимой Бетховена»:

    (Подготовленный учащийся читает стихотворение).

    С опорой на эту фотографию красоты Фет создает в разные годы целый цикл лирических посланий, адресованных С. Толстой, Т. Кузминской, сестре С. А. Толстой, Е. Хомутовой, Н. Сологуб и многим другим женщинам.

    Так С. Толстая была ценима Фетом не только как женщина, как жена Л. Толстого, но и как идеальная читательница его стихов. Она воспринимала их сердцем, иногда вопреки своему строгому контролеру-разуму. 22 мая 1891 года она записала в дневнике: «Был Фет с женой, читал стихи, - все любовь и любовь... Ему 70 лет, но своей вечно живой и вечно поющей лирикой он всегда пробуждает во мне поэтические и несвоевременно молодые мысли и чувства. Но пусть несвоевременно, но все же хорошо и невинно». Стихи Фета приходили Софье Андреевне на память по самым разным поводам. «Люблю весну», - записала она в дневнике 14 апреля 1905. И тут же привела стихи Фета о весне: «ты нежная, ты счастье мне сулила на этой суетной земле».

    Фет был знаком и с сестрой Софьи Андреевны, Т. А. Кузминской. Впервые Татьяна Андреевна увидела поэта у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были встречи еще - уже со взрослой женщиной. Встречи эти, вероятно, были очень памятны. И был важный эпизод в поэтической биографии Фета, связанный с Татьяной Андреевной. Ему он посвятил свое стихотворение «Сияла ночь».

    Стихотворение это - одно из лучших лирических произведений поэта, это один из лучших образцов русской любовной лирики.

    Прочтем его (учитель или один из учеников читает).

    Стихотворение понравилось Л. Толстому: «Эти стихи прекрасны, сказал он, - но зачем он хочет обнять Таню? Человек женатый...».

    Однако стихотворение не документ. Оно вдохновлено реальным жизненным случаем, но не является его зеркальным отражением. В конечном счете стихотворение это – не о чувстве Фета к милой молодой Танечке Берс (впоследствии, по мужу Кузминской), а о высокой человеческой любви.

    Как всякая истинная поэзия, поэзия Фета обобщает, и возвышает, и уводит в большой человеческий мир. Стихотворение «Сияла ночь...» в восприятии читателя оказывается одновременно и восполнением поэта, и собственным читательским воспоминанием. Каждое слово стихотворения говорит нам, читателям, о знакомом и близком прекрасными, будто неведомыми словами.

    Что является темой стихотворения?

    (В стихотворении две основные темы - любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета. В этой лирической пьесе темы слиты воедино. Любовь для Фета - самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Значит, стихотворение о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте).

    Какие картины вы представляете, читая стихотворение?

    (Картина, которой открывается стихотворение, ощутима чувствами и незабываема. Живо представляется затемненная гостиная, а за ее окнами сад – полный ночной свежести, лунного света и сияния. Слышишь музыку, хотя о музыке в первой строфе прямо ничего не говорится. Зато говорится о рояле: Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали... За этим образом мы не только видим сам рояль но и слышим звуки, которые из него исходят. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт еще не говорил нам об этом. Мы читатели, благодарны поэту, что он совершает такое чудо: заставляет нас услышать без прямых словесных обозначений).

    Кому относятся заключительные слова стихотворения? К отдельному человеку? К женщине?

    (Такое понимание было бы не полным и, значит, не совсем верным. У Фета существуют воедино и «рыдающие звуки», и любовь, и женщина. Все это - явления прекрасного. Веровать в это прекрасное, любить прекрасное-высокое счастье поэта и высшая его цель. Поэтому стихи такого рода - многозначные, музыкальные - не могут восприниматься слишком прямолинейно. Они нуждаются не в бытовом, а в поэтическом восприятии. При этом смысловой единицей поэтического текста Фета является не отдельное слово и даже не отдельные слова и выражения, а весь ближний и дальний контекст.)

    Домашнее задание.

    1. Подготовиться к проверочной работе по анализу стихов А. Фета. Выучить понравившееся стихотворение.

    2. На основе анализа 2-3 стихотворений Фета ответьте на вопрос: Каковы характерные особенности лирики А. Фета?

    3. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Каким я представляю себе А. А. Фета».

    Лирика А.Фета. Особенности его поэтической системы. Урок литературы. 10 класс. Я никогда не мог понять, чтоб искусство интересовалось чем-то помимо красоты. А. Фет

    особенности поэзии

    Лирика А.Фета. Особенности его поэтической системы. Цели урока:

    • проанализировать стихотворения А.Фета «Одним толчком согнать ладью живую…», «Ласточки»;
    • обобщить особенности поэтической системы А. Фета в логико-структурную схему
    Интеллектуальная разминка 1)«Что есть что?» №1. а) троп – слово, употреблённое в переносном значении; б) рифма – созвучие окончаний стихов; в) ямб – двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге; г) оксюморон – соединение противоречащих понятий №2. а) эпитет –образное определение, характеризующее предмет, лицо, явление; б) метафора – скрытое сравнение; в) строфа – группа стихов, объединённых по смыслу и рифмовкой; г) поэтика – поэтическая манера писателя; Интеллектуальная разминка. «Подскажи словечко» Закончите поэтические строки; назовите их автора. а)Мысль изречённая ….………….. ; б) Опять серебряные змеи … ; в) Что душа всё так же счастью И …………………… ; г) Туманная и тихая лазурь Над ……………… землёю; д) В дымных тучках пурпур розы …; е) Не то, что мните вы, природа … ж) Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи … Интеллектуальная разминка (2) а)Мысль изречённая есть ложь. (Ф.И.Тютчев “Silentium”); б) Опять серебряные змеи Через сугробы поползли (А.А.Фет «Какая грусть!..»); в) Что душа всё так же счастью И тебе служить готова… (А.А.Фет «Я пришёл к тебе …»); г) Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю. (Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»); д) В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря… (А.А.Фет «Шёпот, робкое дыханье…»); е) Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик; (Ф.И.Тютчев «Не то, что мните»); ж) Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. (А.А.Фет «Сияла ночь») АФАНАСИЙ ФЕТ «ВЕЧЕРНИЕ ОГНИ» И.Е. Репин. Портрет поэта Афанасия Фета. 1882 «Одним толчком согнать ладью…» (1887) Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов, Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец - Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец! ЛАСТОЧКИ (1884) Природы праздный соглядатай, Люблю, забывши всё кругом, Следить за ласточкой стрельчатой Над вечереющим прудом. Вот понеслась и зачертила - И страшно, чтобы гладь стекла Стихией чуждой не схватила Молниевидного крыла. И снова то же дерзновенье И та же тёмная струя, - Не таково ли вдохновенье И человеческого я? Не так ли я, сосуд скудельный, Дерзаю на запретный путь, Стихии чуждой, запредельной, Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

    ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ФЕТА

    особенности художественного почерка

    метафоричность поэтических образов

    исключительная роль ритма, мелодики

    гармония и красота в восприятии окружающего мира

    лирическая субъективность (её значительная степень)

    Я никогда не мог понять, чтоб искусство интересовалось чем-то помимо красоты. А. Фет Мне кажется, что миллионы людей благодарны Фету за то, что он обнажил перед ними красоту мира, жизни и любви. П.Кудрявцев (искусствовед) Какую красоту и в чём Вам уже открыл или поможет открыть поэт Афанасий Фет? Спасибо за внимание!

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Основные мотивы творчества А.А Фета Урок литературы в 10 классе Учитель Фролова Н.В.

    2 слайд

    Описание слайда:

    Афана́сий Афана́сьевич Фет (правильно Фёт) первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шенши́н; русский поэт-лирик немецкого происхождения Когда Афанасию Шеншину было 14 лет, епархиальное начальство выяснило, что он был рожден до заключения брака, и он был лишен фамилии, русского подданства и дворянства и стал "гессендармштадским подданным Афанасием Фётом". Это событие круто изменило всю жизнь молодого человека. Вместе с фамилией он лишился положения в обществе и права на наследство. Целью его жизни стало получение дворянского звания, поэтому он пошел служить в кирасирский полк, несмотря на то, что закончил словесное отделение философского факультета Московского университета. По тогдашним законам вместе с офицерским чином давалось и дворянское звание, а младший офицерский чин можно было получить уже через полгода службы. Однако именно в это время Николай I издал указ, по которому дворянство полагалось лишь старшим офицерам, и это означало, что Афанасию придется служить 15-20 лет. Лишь в 1873 году Афанасий Фет официально вернул себе фамилию Шеншин, но литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Тема природы О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает – О чем - неясно ей самой, - И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой.

    4 слайд

    Описание слайда:

    5 слайд

    Описание слайда:

    6 слайд

    Описание слайда:

    Пейзаж передает состояние человеческой души Я был опять в саду твоём, И увела меня аллея Туда, где мы весной вдвоем Бродили, говорить не смея. Как сердце робкое влекло Излить надежду, страх и пени,- А юный лист тогда назло Нам посылал так мало тени. Теперь и тень в саду темна, И трав сильней благоуханье; Зато какая тишина, Какое томное молчанье! Один зарею соловей, Таясь во мраке, робко свищет, И под навесами ветвей Напрасно взор кого-то ищет.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Природа как естественный мир истинной красоты Учись у них - у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Тема любви Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна - любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь. Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

    1 слайд

    Лирика и судьба А. А. Фета (1820-1892) II урок Если хочешь ты душу мою разгадать, то перечти со вниманием эту тетрадь. А. Фет

    2 слайд

    Основные мотивы лирики Фета. Критики и современники его лирику воспринимали по- разному. «Мир Фета тесен, однообразен,ограничен.» « Мелкость идеи и колоссальная напыщенность формы.» « Поэтическую трапезу г.Фета составляют: вечер весенний, вечер летний, вечер зимний, утро весеннее, утро летнее, затем ножки, душистый локон, плечи…» Для них Фет- «замеча-тельный лирический поэт,способный сказать всякому читателю столько нового, светлого и от-радного». Критики демократ. направления Критики эстетич. направления

    3 слайд

    Стихотворение « Шёпот, робкое дыханье…» Это самое фетовское стихотворение, вызвавшее непонимание, несогласие. Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

    4 слайд

    О чём стихотворение? Так ли неясно его содержание нам? Салтыков –Щедрин писал: « Содержание его составляет чувство неясное, что даже для собственного определения оно не может остановиться ни на каком отдельном образе, а беспрерывно мчится от образа к другому…»

    5 слайд

    Наблюдения над стихотворением Каким настроением проникнуто произведение? Какова тема? Какие картины представляются? Какими художественными средствами создаются эти картины?

    6 слайд

    Размышления над строками стихотворений Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что с той же страстью, Рассказать, что солнце встало, Как вчера, пришёл я снова, Что оно горячим светом Что душа всё так же счастью По листам затрепетало; И тебе служить готова; Рассказать, что лес проснулся, Рассказать, что отовсюду Весь проснулся, веткой каждой, На меня весельем веет, Каждой птицей встрепенулся Что не знаю сам, что буду И весенней полон жаждой; Петь,- но только песня зреет.

    7 слайд

    Определим тему: о чём стихотворение? «солнце встало» «горячим светом по листам затрепетало» «лес проснулся» «каждой птицей встрепенулся» «с той же страстью» «душа… счастью и тебе служить готова» «весельем веет» «буду петь» О природе О любви Природа, пейзаж- лишь I план стихов, основная же тема-любовь Какое настроение создают образы природы? Развивается ли это настроение в продолжении стихотворения?

    8 слайд

    Лирическое движение В стихотворении нет сюжета, нет события. Но мы чувствуем, как нарастает чувство радости от жизни, от любви, и мы можем определить этапы этого развития: Радость героя мир, залитый солнцем, проснувшийся лес человеческое сердце, открывшееся счастью и готовое ему служить, зреющая в душе торжественная песня А скрепляют строки повторы

    9 слайд

    Выводы: Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами.