Сочинение на тему «Образование в жизни человека. Значение образования в жизни человека Образование в моей жизни

12.02.2019

Роль знаний в жизни человека воистину неоценима. Как только рождается маленький человечек, он сразу начинает чему-то учиться: узнавать окружающих его людей, учиться самостоятельно принимать пищу, говорить и другим житейским премудростям. Без знаний невозможно построить дом, научиться лечить людей, хорошо управлять автомобилем, познавать окружающий мир, приспосабливаться к условиям современной жизни и технологиям - ничего нельзя сделать без определённого багажа знаний в голове! Ведь недаром ещё английский философ Фрэнсис Бэкон однажды сказал: «Знания - это сила». Образование - это, в первую очередь, реализовать самого себя. Уровень вашего образования показывает, насколько вы интеллектуальны и разностронне развиты в различных областях знаний. Благодаря образованию вы получаете знания для вашей дальнейшей деятельности, которая будет обеспечивать вас всем необходимым на протяжении жизни. Именно поэтому получение образования является одним из важнейших этапов в жизни человека.

Современному человеку нельзя представить свою жизнь без знаний. Многие стремятся больше знать, совершенствоваться. Как известно, существует несколько ступеней образования: начальное, неполное среднее, полное среднее, среднее профессиональное, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура. Каждый имеет право выбирать, что ему подходит, и чего он хочет добиться. Каждый гражданин нашего большого государства имеет право на образование. Жизнь современного, цивилизованного человека, живущего в обществе, невозможна без образования. Качественное образование это двигатель жизни каждого человека. Основной вклад образования начинается с детских лет. Первую ступень образования ребенок осваивает еще в детском саду. Дошкольное образование дает ребенку самые простые знания об окружающем его мире. В детском саду у ребенка развивается память, мышление и речь. А школа дает основы, разжигает интерес к знаниям. В процессе образования человек постепенно знакомится с культурами мира, историей своей страны, разжигает в себе интерес к знаниям, задает вопросы и ищет ответы. Школьное образование это фундамент личности человека и его жизни в целом. Все споры и размышления о том, как сделать обучение воспитывающим, будут беспредметными, пока в жизни подростка самообразование не наберет необходимого веса. Без самообразования, без напряжения умственных и волевых сил для познания и самопознания образование, обучение не могут стать воспитывающими. Жизнь современного человека немыслима без того постоянного духовного общения с книгой, которое вдохновляется гордым человеческим стремлением возвеличить самого себя.

Каждый учитель должен быть умелым воспитателем ума учащихся; это закон, без соблюдения которого школа перестает быть школой. У учителя, умеющего воспитывать знаниями, приобретаемые учениками, выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира. Школьное образование включает в свою программу широкий перечень различных предметов. Благодаря чему, ребенок приобретает базовые знания практически во всех областях науки. Это развивает мышление, речь, память, социальную компетентность. А также помогает сделать осознанный выбор будущей профессии, определиться чем бы он хотел заниматься всю жизнь.

Школа принимает маленького ребенка, а выпускает социально и интеллектуально развитого гражданина. Благодаря широкому перечню предметов, выпускник школы имеет знания в различных научных областях. Это помогает ему в дальнейшем получении профессии, а также характеризует его как человека с широким кругозором. Конечно, не все предметы понадобятся в будущей профессиональной деятельности, но полученные знания помогают ориентироваться в жизни, анализировать сложные социальные ситуации. А навыки выполнения творческих работ, таких как сочинение или проект, учат грамотно формулировать свои мысли, что способствует эффективному прохождению собеседования в будущем.

Молодое поколение нуждается в образовании, причем нужно повышать его качество. А это возможно лишь тогда, когда школьники и студенты осознают личную ответственность за качество своих знаний. Ведь учёба - это нелёгкий труд, поэтому, входя в класс или в студенческую аудиторию, всегда необходимо об этом помнить. Многим молодым людям сидеть за учебниками кажется скучным занятием. Современные дети окружены гаджетами, играми, виртуальным миром, но ведь это появилось не по мановению волшебной палочки. И мобильные телефоны, и компьютеры - все создано людьми, которые овладели научными знаниями. Поэтому каждому школьнику нужно задумываться над тем, чего он хочет добиться в этой жизни, и кем он станет в будущем. Жизнь все больше требует постоянного обновления знаний. Без жажды знаний невозможна полноценная духовная, а значит, и трудовая, творческая жизнь. Следовательно, нам необходимо воспитывать органическую потребность в самообразовании.

Образование - это один из главных аспектов жизни любого человека. Каждый человек учится чему-нибудь всю свою жизнь. Чем образованнее человек, тем ему легче разобраться в окружающем его мире, решить проблемы, которые возникают у каждой отдельной личности в жизни. Если у человека высокий уровень образования, то он может применить свои знания, умения и навыки на практике, используя различные информационные ресурсы. У образованного человека больше возможностей устроиться на высокооплачиваемую и перспективную работу, так как такие люди легко учатся всему новому, максимально используют ресурсы своих знаний. С образованным человеком интересно разговаривать и общаться. Образованный человек коммуникабелен, у него широкий круг общения, большое количество друзей, деловых партнёров. Да и по статистике выходит, что образованный человек живёт дольше.

Статистика показывает, что люди, закончившие высшие учебные заведения, получают более достойную зарплату и высоко ценятся. Знания всегда были в цене. За образованными людьми стоит будущее.

К знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Образование, так же как и науку, можно рассматривать в тpex аспектах :

  • это целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности;
  • это целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков;
  • это система социальных институтов , обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.

Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества.

Функции образования следующие:

  • воспитание;
  • социализация;
  • подготовка квалифицированных специалистов;
  • приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.

Критерии образованности

Образование — это результат .

Образованный человек — человек, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить.

Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.

Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

Роль образования в жизни человека

Посредством образования происходит трансляция от одного поколения другому.

С одной стороны, на образование оказывают влияние экономическая и политическая сферы общественной жизни, а также социокультурная среда — национальные, региональные, религиозные традиции (поэтому модели и формы образования значительно отличаются друг от друга: можно говорить о русской, американской, французской системах образования).

С другой стороны, образование — относительно самостоятельная подсистема социальной жизни, которая может оказывать влияние на все сферы жизни общества. Так, модернизация образования в стране позволяет в дальнейшем повысить качество трудовых ресурсов и, следовательно, способствовать развитию экономики. Гражданское образование способствует демократизации политической сферы общества, юридическое — укреплению правовой культуры. В целом качественное образование формирует гармоничную личность как в общекультурном плане, так и в профессиональном.

Образование имеет большое значение не только для общества, но и для индивида. В современном обществе образование — это основной «социальный лифт», который позволяет талантливому человеку подняться из самых низов общественной жизни и добиться высокого социального статуса.

Система образования

Образование — одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние . Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков.

Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.

Система образования включает:

  • дошкольные образовательные учреждения;
  • общеобразовательные учреждения;
  • образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);
  • образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);
  • негосударственные образовательные учреждения;
  • дополнительное образование.

Учреждения образования представляют собой массовую и обширную систему. Их сеть воздействует на социально-экономическую ситуацию, как в стране, так и в регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества.

Важнейшим социальным институтом в системе образования является школа .

Проблемы, стоящие перед управлением образованием:

  • низкая заработная плата преподавателей;
  • недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений образования;
  • нехватка кадров;
  • недостаточный профессиональный уровень образования;
  • недостаточный уровень общей культуры.

Структура образования

Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты), социальные группы (учителя, студенты, учащиеся), учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).

В таблице приведена структура образования на примере Российской Федерации. Основное общее образование в РФ до достижения 15 лет является обязательным.

Образовательные ступени

Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:

  • дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, — кружки, секции, воскресные школы, курсы;
  • самообразование — самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование — это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.

По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.

Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).

Основные принципы формирования содержания школьного образования:

  • Гуманистичность , обеспечивающая приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития ;
  • Научность , проявляющаяся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса;
  • Последовательность , заключающаяся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;
  • Историзм , означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых;
  • Систематичность , предполагающая рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;
  • Связь с жизнью как способ проверки действительности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой;
  • Соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения;
  • Доступность , определяемая структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Две подсистемы образования: обучение и воспитание

Таким образом, понятия «обучение» и «воспитание» являются важнейшими педагогическими категориями, которые позволяют развести взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсистемы образования как целенаправленного, организованного процесса социализации человека.

Причем здесь идет речь о понимании термина «воспитание» в узком педагогическом смысле слова , как о подсистеме образования, которая находится в одном ряду с обучением, на том же уровне, а не «под ним» или «над ним», что схематически может быть выражено следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Две подсистемы образования

Это различение в системе образования выделил уже Платон, который в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обучать искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Причем под воспитанием он понимал формирование у человека позитивного отношение к тому, чему его обучают, приобщая не только к знаниям, но и к способам деятельности.

С тех пор многократно делались попытки дать определение обучению и воспитанию, развести эти процессы. В последние десятилетия в отечественной педагогической науке были предложены весьма перспективные подходы к решению этой проблемы, прежде всего такими исследователями, как И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Б.М. Бим-Бад и др.

Причем их концепции не взаимоисключали, а дополняли друг друга и с точки зрения своего основного содержания сводились к следующему:

  • обучение и воспитание — подсистемы единого процесса образования;
  • обучение и воспитание — стороны целесообразно организованного процесса социализации человека;
  • различие между обучением и воспитанием состоит в том, что первое преимущественно обращено к интеллектуальной стороне человека, а воспитание — к его эмоционально-практической, ценностной стороне;
  • обучение и воспитание — процессы не только взаимосвязанные, но и взаимообеспечивающие, дополняющие друг друга.

Как отмечал Гегель, нельзя учить столярному лапу и не учить столярничать, точно так же как нельзя учить философии и не учить философствовать.

Отсюда следует общий вывод, что обучение будет воспитывающим только тогда, когда наряду с учебными целями будут ставиться и реализовываться и цели воспитания. Но все же в этом двуедином процессе есть главное звено, и таковым является именно обучение, обеспечивающее знания в качестве наиболее прочной основы воспитания.

По выражению К.Д. Ушинского , образование есть строительство, в процессе которого возводится здание, а знания являются его фундаментом. У этого здания есть много этажей: умения, навыки, способности обучаемых, но их прочность зависит в первую очередь от добротности фундамента, заложенного в виде знаний.

Единство обучения и воспитания определяется самой природой педагогического процесса, включающего в себя целенаправленное обучение и воспитание в качестве подсистем образования.

Образование, в каких бы методах оно ни выражалось, оказывает непосредственное влияние на развитие гражданской позиции каждого индивида, даёт чёткое представление об истории и культуре его страны, сказываясь на патриотических чувствах человека.

В чём выражается образование человека

Вместе с образованием перенимается многосторонний опыт накопленный веками на примере предшествующих поколений, а благодаря этому, в свою очередь, открывается дорога в завтрашний день. Таким образом, роль образования в жизни человека, просто невозможно переоценить, это своего рода перекрёсток - живя в настоящем, используется мудрость прошлого, для свершений в будущем.

По словам экспертов, среди людей, получивших хорошее образование в юности, намного реже встречаются страдающие умственной отсталостью, психическими расстройствами и болезнью Альцгеймера в старости.

Аттестат об окончании средней школы и диплом, подтверждающий окончание вуза - слабые аргументы в пользу образованности их предъявителя. Конечно, в современном мире без этого не обойтись, наличие документов об образовании даёт определённые преимущества, формально, при трудоустройстве, например, в моральном же плане, это не даёт превосходства над другими. Почему? Аттестат или диплом не подкреплённые знаниями - это худшая из форм невежества, а знание школьного предмета «на отлично» – ещё не делает человека образованным. Это понятие, подразумевает многогранную совокупность:

  • базового и высшего образования;
  • соблюдения норм поведения и моральных устоев;
  • личностного развития;
  • приобретения жизненного опыта;
  • реализации собственного потенциала на благо всего общества;
  • желания расти и совершенствоваться, вне зависимости от достигнутых высот;
  • всегда оставаться носителем культуры, в чём бы она ни выражалась.

Основные этапы образования человека

Каждый человек на протяжении жизни, с момента рождения и до глубокой старости, проходит долгий путь образовательного процесса - сначала приобретает определённые знания и навыки, а потом закрепляет их и не прекращает развиваться и познавать новое для себя. Знания и образование люди получают далеко не только на школьной скамье, достаточно будет обратить внимание на ставшую уже крылатой фразу «наука жизни» – одного из самых толковых учителей, с которым приходится сталкиваться. А все этапы образования человека выглядят так:

  • Зачатки образования - человек получает ещё в младенчестве, когда учится всему, так сказать с нуля. Познавая окружающий мир, он впитывает всё, на чём в дальнейшем будет строиться более сложная наука;
  • Начальное образование - домашнее, либо детсадовское воспитание, когда ребёнку прививаются первые правила поведения, простейшие понятия, готовится почва для обучения письму и счёту, в понятной для него форме;
  • Школьное образование – закладывающее основы образования, порождающее тягу к знаниям, возбуждая его интерес. В процессе школьного образования, ребёнок знакомится с другими культурами, историей, постигает истинные размеры мира и скопившиеся в нём познания;
  • Высшее образование - продолжает школьное, но только в несколько иных рамках: обучение принимает узкий профиль, с уклоном на выбор будущей профессии. На этом этапе, молодые люди готовятся к встрече с взрослой жизнью;
  • Практическое образование - это работа, здесь происходит практически то же, что и в вузе, только место практических, люди приобретают практические знания и навыки, в скором времени превращающиеся в опыт;
  • Самообразование - это процесс совершенствования знаний полученных до этого, с использованием разнообразных материалов и источников, от книг и интернета, до науки, что преподносят житейские ситуации.

Преимущества высшего образования

Самое важное значение в жизни каждого человека имеет высшее образование. Высшее образование предоставляет возможности получения престижной должности в солидной фирме. Основные преимущества:

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

  • Многие направления закрыты для людей, не имеющих высшего образования. Это касается медицинских, юридических, образовательных и научных государственных учреждений. Так же и частные компании не желают видеть среди сотрудников, людей без диплома;
  • Во время учебы в вузе, называют временем экспериментов, когда есть возможность попробовать себя в разных сферах деятельности. Такой эксперимент ничем не грозит, зато можно найти что-то действительно стоящее;
  • Высшее образование, это своего рода интеллектуальная инвестиция в будущее, наличие диплома открывает многие двери, а с ним можно найти работу с достойной оплатой, компенсирующей не только материальные, но и моральные расходы;
  • Все без исключения вузы — это открытые структуры, сотрудничающие и друг с другом, и с финансовыми компаниями и общественными организациями. Это открывает массу возможностей, таких как получение грантов, стипендий, стажировок, а значит узнать и научиться чему-то новому и приобрести больше шансов, реализовать себя в будущем.

По статистике, безработных среди людей с высшим образованием на 40% меньше, чем среди людей со средним.

Что мы узнали?

Роль и значение образования в жизни человека и общества, в которое он потом вливается, очень велика и пренебрегать этим не стоит. Процесс обучения многогранен, бывает труден и тернист, но за свои старания, каждый получает соответствующее вознаграждение. От малых лет до глубокой старости мы продолжаем учиться, часто сами этого не понимая. А знания, важны ещё и тем, что раз приобретя их, потом уже невозможно будет потерять, в отличие от положения в обществе и материальных ценностей. Малообразованность граждан – это одна из главных проблем современного общества.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 341.

Человек на протяжении всей своей жизни продолжает развиваться и познавать что-то новое. Ежедневно меняются сферы человеческого общества: от экономики до духовности. Для понимания жизни в целом и для развития дальнейшего прогресса человеку необходимо совершенствоваться.

Основной вклад образования начинается с детских лет. Школа дает основы, разжигает интерес к знаниям, показывая, как много интересного и необъятного во всем мире и во Вселенной. В процессе образования человек постепенно знакомится с культурами мира, историей своей страны, разжигает в себе интерес к знаниям, задает вопросы и ищет ответы.

Огромную роль в образовании и всестороннего развития человека играют цитаты знаменитых людей о смысле жизни и жизни со смыслом. Если вы являетесь поклонником таких цитат и любите сами их при случае цитировать, тогда добро пожаловать на сайт «Все шуточки», который находится по адресу vse-shutochki.ru. Посетив этот сайт, у вас появится возможность пополнить свой запас новыми и интересными цитатами, поскольку здесь представлен огромный выбор лучших цитат о любви, о жизни, цитаты великих, знаменитых людей, но и, конечно, смешные цитаты.

Получая образование, люди значительно расширяют кругозор, пополняют знания, приобретают опыт на основе их. Человек образованный значительно отличается от необразованного. Первый более уверенный в себе, владеет позитивным мышлением, имеет свой взгляд к духовным вещам и материальным ценностям. Образованный человек легко налаживает связи благодаря вращению в кругу специалистов своей области. Он верит в свои силы и опыт, что позволяет ему справляться с различными жизненными ситуациями.

Образование делает человека разносторонним собеседником. Знания позволяют не теряться в беседах на любые темы, позволяя легко участвовать в обсуждениях и высказывать свою позицию.

Известно, что активная мозговая деятельность практически исключает умственные расстройства человека в будущем и способствует длительной и интересной жизни.

Статистика показывает, что люди, закончившие высшие учебные заведения, получают более достойную зарплату и высоко ценятся. Да, диплом можно и купить. Но знания - нет. Только практическое развитие, познание, самостоятельное продвижение к новому, помогут в образовании. Знания всегда были в цене. За образованными людьми стоит будущее.

Похожие материалы

Завершающая статья, в которой будут полностью освещены основные категории дидактики.

Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектно-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности, вооружает человека необходимыми учебными и трудовыми умениями, разнообразными практическими навыками.

Объем и направленность общего образования регулируется государством.

Во многих развитых странах общее (оно же среднее) образование обязательно.

Профессиональное образование - это такое, которое дает человеку профессию определенного уровня:

  • начального (ПТУ, СПТУ, ТУ, школа мастеров), готовит рабочих высокой квалификации;
  • среднего (техникумы, училища, колледжи);
  • высшего (институты, академии, университеты), готовят специалистов высшей квалификации для различных отраслей народного хозяйства.

Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

Дидактика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие».

Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — социальных, экономических, идеологических, психологических, экологических и т.д.

Обучение — один из важнейших факторов формирования личности; но не единственный.

Формирование подразумевает некоторую законченность человеческой личности, достижения уровня зрелости, устойчивости.

Развитие человека — это процесс количественных и качественных изменений при становлении личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот. Развитие личности — сложнейший процесс объективной действительности. К факторам развития личности относят: наследственность, среду (природную и социальную), воспитание и собственную активность человека.

Для понимания дидактики как науки следует определить объект и предмет ее исследования.

Для этого необходимо рассмотреть обучение под особым углом зрения, дидактическим, т.к. исследованием обучения и образования занимаются и другие науки: психология, социология, кибернетика, физиология и т.д.

При этом следует учесть все знания об обучении, накопленные педагогикой, определить современный научный уровень дидактики, ее функции, возможности, а главное — задачу научного обоснования практики обучения, т.е. практической деятельности учителей. Тогда получается такое представление о предмете дидактики, которое позволит направить исследовательскую работу в единое русло так, чтобы такая работа одновременно и обогащала педагогическую науку, и помогала правильно организовать педагогическую практику.

В настоящее время специалистами по методологии науки последовательно проводится различие между понятиями «объект науки» и «предмет науки».

Виды образования.

В зависимости от целей и содержания подготовки учащихся различают общее, политехническое и профессиональное образование.

Общее образование – это процесс и результат овладения учащимися основами наук, необходимыми для формирования научного мировоззрения и важнейших качеств личности, подготовки к участию в общественной и трудовой деятельности, к получению профессионального образования. Основными путями получения общего образования являются: обучение в средних общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях, средних профессионально-технических училищах и самообразование. Различают следующие уровни общего образования: начальное, неполное среднее и среднее.

Начальное образование покрывает первые несколько лет обучения. В разных странах оно начинается в возрасте от пяти до семи лет и занимает до семи лет. В настоящее время не менее 70 % детей в мире получают начальное образование. Усилиями ЮНЕСКО предполагается ввести всеобщее начальное образование в большинстве стран мира к 2015 году. Возраст окончания начального образования в разных странах различен, но в среднем это 11-12 лет. В некоторых странах учреждения начального и среднего образования разделены.

В развитых странах среднее образование, как и начальное, начиная с XX века, является обязательным и всеобщим. Возраст окончания среднего образования обычно приближен к наступлению совершеннолетия, после чего образование либо завершается, либо продолжается в высшей школе, учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях, обучение в которых не является обязательным для всех. Обычно среднее образование получают в подростковом возрасте, и его основной целью является подготовка к продолжению образования.

Политехническое образование (техническое обучение) знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает учащемуся навыки обращения с простейшими орудиями всех производств.

Профессиональное образование (также профессионально-техническое образование) – система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путем обучения на производстве.

Ускорение темпов развития экономики (в частности – промышленности, строительства, высокотехнологичных отраслей) уже сейчас вызывает определенный кадровый дефицит. Работодатели ощущают нехватку квалифицированных рабочих. Устранение кадрового дефицита – одна из задач модернизации системы профессионального образования.

Образование. Роль образования в жизни человека и общества

Среди основных направлений данной модернизации можно выделить: усовершенствование материальной базы, создание ресурсных центров, привлечение бизнес-структур (потенциальных работодателей) в образовательный процесс, формирование системы «социального заказа».

В отличие от начального и среднего, высшее образование даже в развитых странах не является всеобщим. В наиболее развитых странах через систему высшего образования проходит до половины населения. Она сама по себе является значимой отраслью экономики, как источник научных знаний и образованных работников для прочих отраслей.

Традиционно высшее образование разделяется на два этапа: бакалавриат и магистратура/аспирантура, но в Беларуси до присоединения к Болонскому процессу такое разделение относится только к аспирантуре, а вместо бакалавров и магистров ВУЗы готовят специалистов. Основными учреждениями высшего образования являются университеты и институты. Выпускники ВУЗов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена ученая степень. На последнем этапе обучения студенты и аспиранты обязаны не только получать образование в обычном смысле этого слова, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях, а получение диплома или ученой степени зависит от результатов научной работы.

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Слово образование

Слово образование английскими буквами(транслитом) — obrazovanie

Слово образование состоит из 11 букв: а а б в е з и н о о р

Значения слова образование. Что такое образование?

Общее образование

Общее образование - первый уровень образования - не профессиональное и не специальное образование.

3. Роль образования в жизни российского общества

В настоящее время, к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее…

ru.wikipedia.org

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - совокупность общезначимых нравственных и культурных ориентировочных знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества.

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ — результат овладения основами наук, необходимыми человеку для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной и трудовой деятельности.

Большой энциклопедический словарь

Высшее образование

Высшее образование, высшее профессиональное образование - верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе.

ru.wikipedia.org

Высшее образование, совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры.

БСЭ. - 1969-1978

Высшее образование. Третья ступень антич. воспитат. процесса, следовавшая за элементар. и ср. звеньями обучения. На этом высшем этапе изучали в первую очередь философию (впервые у Платона), а затем риторику (впервые у Исократа).

drevniy_mir.academic.ru

Женское образование

Образова́ние - целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)…

ru.wikipedia.org

ОБРАЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ Образование - это то, что остается, когда мы уже забыли все, чему нас учили. Джордж Галифакс (XVIII в.) Образование - это то, что остается, когда все выученное забыто.

Сводная энциклопедия афоризмов

ОБРАЗОВАНИЕ - процесс и результат усвоения человеком общего и специализированного социального опыта, систематизированных знаний, умений, а также общественных норм и ценностей; одно из важнейших средств социального регулирования…

Большая актуальная политическая энциклопедия

Народное образование

Народное образование, система образовательно-воспитательных учреждений и мероприятий, обеспечивающих образование и воспитание народа в соответствии с интересами, потребностями общества и государства.

Народное образование Первые школы в Петербурге открыты в ходе реформ Петра I: прежде всего создавались профессиональные учебные заведения - Морская академия…

Энциклопедия Санкт-Петербурга. — 1992

Право на образование

Право на образование - одно из прав человека «второго поколения» (социально-экономических и культурных; аспект недискриминации может рассматриваться также как гражданское право первого поколения).

ru.wikipedia.org

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Закрепляя П. на о.

Конституционное право РФ. - 2002

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ – одно из основных прав граждан СССР (см. Основные права и обязанности граждан СССР), законодательно закреплённых Конституцией СССР.

Советский юридический словарь. — 1953

Непрерывное образование

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ философско-пед. концепция, согласно к-рой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики…

Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.Г. Панова. — 1993

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и…

Педагогический словарь бибилотекаря. — Спб: РНБ, 2005-2007.

Непрерывное образование это качественная характеристика системы образования. Выражается в таком построении ее инфраструктуры, при котором не существует тупиковых форм и ступеней образования и которое позволяет человеку…

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

Профессиональное образование

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации…

Педагогический словарь бибилотекаря. — Спб: РНБ, 2005-2007.

Профессиональное образование Этот термин впервые употреблен французским министром народного просвещения Дюрюи, который в циркуляре о преобразовании среднего обучения (1863 г.) предложил две параллельно идущие системы среднего образования…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Профессиональное образование – процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением, установленными знаниями, умениями, навыками и компетенциями по конкретным специальностям и профессиям.

ru.wikipedia.org

Русский язык

Образова́ние, -я.

Орфографический словарь. - 2004

Примеры употребления слова образование

У нее есть экономическое образование, но ни одного дня по специальности не работала.

Более того, культура и образование служат утверждению человеческого достоинства.

Потому что находясь в Москве и получая там образование, я не наделась вернуться домой.

А законы пишутся такие, что даже профильное образование не всегда помогает их разобрать.

Теги: Единый государственный экзамен, Рособрнадзор, Москва, Среднее образование, Экзамены.

Все сотрудники имеют энергетическое образование и большой опыт работы в данной сфере.

Около половины выпускников собирается получать высшее образование в ТТУ.

Реформировать образование и науку, чтобы влить в экономику нужны ей кадры.

Это образование придаст новую динамику интеграционному сотрудничеству, сказал М.Мясникович.

Образование — процесс овладения системой ЗУНов, выработанных человеком. Формирование на этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознания и поведения. Содержание образования определяется как, совокупность системных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а так же определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в учебно-воспитательной работе. В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем.

Для того чтобы выжить в современном мире, нам необходимы знания.

Реферат по обществознанию » Роль образования в жизни человека»

Сначала нас отправляют в школу, где мы должны изучать элементарные науки и приобретать важные и необходимые знания. Затем мы определяемся с выбором будущей профессии и поступаем в высшие учебные заведения, где набираемся опыта и знаний, которые необходимы нам для определенной специальности. Образование делает нас полноценными членами общества, в котором мы живем, помогает нам развиваться, дарит нам драгоценный опыт и мудрость, без которой мы не сможет прожить достойную жизнь. Образование играет огромную роль в жизни каждого человека. Оно приносит нам «сладкие плоды» духовного удовлетворения и материальную выгоду. Но самое главное преимущество, которое дает человеку образование, – это, безусловно, фундамент для формирования личности, становления жизненных целей и принципов, развития духовной составляющей человека.

⇐ Предыдущая27282930313233343536Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 114 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

12345678910Следующая ⇒

Билет № 1

1. Вопрос: Организационно-правовые основы высшего образования в Российской Федерации

2.Простое ПКЗ: Современная лекция в системе высшего образования

3. Комплексное ПКЗ:

1. Организационно – правовые основы высшего образования в Российской Федерации (компетенции ОК -1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-1)

Правовые основы управления образованием заложены ФЗ «Об образовании». Организационной основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020гг. Высшее и послевузовское профессиональное образование регулируются одноимённым Федеральным законом.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»;

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист»;

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр».

Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Кроме основного образования граждане могут получать дополнительное образование.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

а) в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

б) в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

в) посредством индивидуальной педагогической деятельности;

г) в научных организациях.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

В РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

· В настоящее время в Российской Федерации продолжается процесс поэтапной модернизации системы высшего профессионального образования. Общеизвестно, что модернизация образования это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. В ходе модернизации образования, рассматриваемого как приоритетная отрасль национальной экономики, государство будет последовательно наращивать его финансовую поддержку до необходимой потребности.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Роль образования в жизни человека.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.

Современная лекция в системе высшего образования.

Лекция (лат. lectio - чтение) - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.

Учебная лекция в вузе должна иметь четкую и строгую структуру. Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения.

Учебный процесс в вузе представляет собой сочетание лекций, семинарских и лабораторных занятий, консультаций, самостоятельной работы студента с учебником и другими литературными источниками, исследовательских, курсовых, проектных и дипломных работ и пр.

Задачи современного обучения

В связи с современной актуальностью проблемы постоянного обновления знаний, перед высшей школой стоит задача обучения методике самостоятельного приобретения и обновления знания, выработки у студентов стремления обновлять их на протяжении всей жизни, тренировке интеллекта, логического мышления.

О чтении лекций есть две точки зрения. Одни говорят, что при наличии учебников чтение лекций теряет смысл — вся необходимая информация может быть почерпнута студентом из пособий. При наличии книг и компьютеров лекции стали не нужны, а преподаватели нужны как консультанты!

Другие утверждают, что никакой учебник не может заменить живое слово лектора и непосредственное общение поколений. Лекция – один из важнейших моментов передачи эстафеты знания.

Однако, при современном уровне развития науки никакой учебный, лекционный курс просто не может являться всеобъемлющим Лекция не может, а лектор не должен иметь целью передать слушателям всё содержимое предмета, изложить все факты и проблемы, всю историю и литературу вопроса. Лекция может обеспечить усвоение материала только на уровне ознакомления, общей ориентировки в предмете изучения.

В лекциях должны быть изложены основные понятия и фундаментальные положения данной научной дисциплины, её идеи и принципы, наиболее существенные узловые проблемы, обзор области знаний посредством живой личности; связь этого знания с важнейшими целями человеческой жизни; возбуждение активного интереса, ведущего к самостоятельному пониманию предмета. Курс лекций должен носить систематический характер.

Мировая тенденция в образовательном процессе – переход к чтению только установочных лекций! На лекциях рассматриваются лишь основные разделы курсов, освещающие новейшие достижения в данной области знания,

Основное время и внимание в высшей школе должно уделяться активным формам обучения в малых группах, самостоятельную работу студентов над литературой и обязательные семинарские занятия, стимулирующие развитие познавательных способностей студентов, не заучивание материала, а его понимание. Обучение, концентрирующее внимание на запоминание фактов, невольно тормозит развитие творческих способностей и даже приводит к потере талантов.

Однако всё, что сказано выше о современной лекции относится к студентам, которые при поступлении в вуз имеют достаточный начальный уровень для обучения. Если же студентов принимают без конкурсного отбора, с очень низким уровнем подготовки и неспособных заниматься самостоятельно, лекции – наиболее экономный способ передать им информацию, ввести трудные темы, которыми студенты не могут овладеть сами. К тому же сами студенты представляют себе хорошую лекцию как ясный и упорядоченный обзор, логично спланированный, подчёркивающий основные положения, без большого количества отступлений, не пересказывающий содержания учебника.

Что касается лектора, то известны первые десять характеристик по значимости:

1) подаёт материал ясно и логично;

2) даёт возможность студенту понять основные принципы предмета;

3) говорит достаточно громко и чётко;

4) даёт возможность понять значимость материала;

6) соблюдает последовательность в курсе;

7) критикуя, стремится конструктивно помочь студентам;

8) демонстрирует основательное знание предмета;

9)выдерживает правильный темп в изложении;

10) включает в изложение материал, который трудно найти в книгах.

Современные виды лекций:

1. Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить.

Лекция-визуализация — лекции с использованием принципа наглядности

3. Лекция вдвоем — учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. При представлении двух источников информации задача студентов – сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою.

4. Лекция с заранее запланированными ошибками

5. Лекция-пресс-конференция- Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме.

6. Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией»

7. Лекция-дискуссия- В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

8. Лекция с разбором конкретных ситуаций

Билет № 2

1. Вопрос: Государственная политика в области высшего образования: понятие и принципы

2.Простое ПКЗ: Практическое занятие системе профессионального обучения: технология подготовки и проведения

3. Комплексное ПКЗ: Разработка в письменной форме и проведение открытого авторского учебного занятия по любой теме в рамках любой юридической дисциплины

12345678910Следующая ⇒

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Фестиваль исследовательских проектов «Портфолио ученика»

Роль образования в жизни человека

Введение

1. История возникновения школ

2. История развития образования в станице Новониколаевской

3. Роль образования в жизни человека

3.1 Социологический опрос взрослого населения станицы

3.2 Уровень образования жителей моей улицы

3.3 Школьники о значении образования

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Образование - это один из главных аспектов жизни любого человека.

Каждый человек учится чему-нибудь всю свою жизнь. Чем образованнее человек, тем ему легче разобраться в окружающем его мире, решить проблемы, которые возникают у каждой отдельной личности в жизни.

Если у человека высокий уровень образования, то он может применить свои знания, умения и навыки на практике, используя различные информационные ресурсы. Казалось бы все должны стремиться получить высокое образование. На деле же не всё так просто. Многие люди не стремятся иметь высокое образование или вовсе считают, что образование не имеет значения в повседневной жизни. Особенно это касается школьников, которые, в большинстве своём вообще не хотят учиться. В средствах массовой информации множество статей о снижении мотивации школьного образования всвязи с реформами в образовании и в экономической жизни страны в целом. Поэтому эта тема является актуальной в наши дни, как она была актуальной всегда.

Цель работы: выяснить,нужно ли человеку получать образование, как различный уровень образования повлиял на жизнь людей, проживающих в нашей станице.

Задачи:

1. Познакомиться с историей возникновения школ: где и когда они появились.

2. Узнать когда появились школы в нашей станице и как изменялся уровень образования жителей станицы.

3. Провести социологический опрос среди жителей станицы, имеющих разное образование, возраст и социальный статус.

4. Узнать, какой уровень образования имеют жители улицы, на которой я живу.

5. Узнать, как современные школьники оценивают значение образования, какое образование они хотели бы иметь.

Методы исследования: социологический опрос, анкетирование, интервью, сопоставление и анализ полученных статистических данных, работа с материалами школьного музея.

1. История возникновения школ

Как появились первые школы?

Греческое слово «схоле», от которого произошло имеющееся почти во всех языках в той или иной форме слово «школа», первоначально означало «проводить свободное время, быть праздным, медлить, мешкать, заниматься чем-то во время досуга». Это один из аргументов в пользу теории, по которой школы возникли сначала не для обучения, а чтобы замкнуть друг на друге две категории населения - стариков и детей, которые не годились для охоты или труда и только мешали трудоспособным.

Чтобы сохранить род и его ценности, старшим нужно было учить детей всему, что они знали сами, чтобы дети могли справляться с проблемами в будущем. Молодым людям приходилось учиться, чтобы сохранить традиции, знание и опыт группы.

Таким образом, идея «образования » намного старше, чем школы. Но с изобретением грамотности школы стали насущной необходимостью. Было необходимо особое обучение, чтобы овладеть буквами. А существование букв сделало возможным накопление и передачу знаний на недосягаемом к тому времени уровне.

Повседневная жизнь в семье не могла обеспечить такое образование. Поэтому требовалось особое учреждение, которое бы этим занималась. А это и была школа.

Где возникли первые школы?

Школа -- это место, где несколько человек, обычно детей, собираются вместе, чтобы получить определенные знания и умения. Никто не знает, когда появились первые школы. Мы знаем только, что уже пять или шесть тысяч лет тому школы существовали в Египте, возможно в Китае и в некоторых других странах. Греческие и римские школы стали предшественниками всех современных школ и колледжей. Но даже в Греции много лет назад было время, когда к одному учителю-профессионалу приводили одного ученика. Тогда не было ни школ, ни классов. Позже греческие ораторы и философы, к которым приходили ученики и которым приходилось много путешествовать, чтобы дарить людям знания, начали создавать некоторое подобие школ. Великий греческий философ Платон был первым учителем, который организовал обучение в месте, которое он назвал «академией». Срок обучения составлял там 3-4 года. Древние школы располагались обычно на площадках, где тренировались военные или устраивались парады. Площадки эти назывались гимназиями. Позже Аристотель создал свою школу и назвал ее лицеем. Примерно в 250 году древние греки поняли, что учеников стоит обучать грамматике, поэтому постепенно появились специальные грамматические школы. Еще позднее римляне переняли у греков их систему обучения. Римские школы были более похожи на современные. Хотите верьте, хотите нет, но ученики с таким же нежеланием шли в римские школы, как мы порой ходим в современные. Ученикам приходилось рано вставать, заучивать сложные правила, иностранный язык и, кроме того, вести себя подобающим образом. Непослушных и ленивых секли розгами!

Только в XVIII столетии начала распространяться идея о том, что образование способно изменить человека и общество. И только почти сто лет назад образование начали считать правом каждого ребенка.

2. История развития образования в станице Новониколаевской

В настоящее время все дети учатся, посещают школы и другие образовательные учреждения. Образование является всеобщим и обязательным для всех детей до 18 лет. Но так было не всегда. Ещё 100 лет назад учились единицы, да и то получали лишь начальное образование. Первое упоминание о школе на территории нашей станицы встречается в архивных документах за 1890 год. В этом году на станичном сходе решено было подать прошение о преобразовании посёлка Ангелинского, который относился к станице Староджерлиевской, в самостоятельную станицу и назвать её Новониколаевской. Прошение было удовлетворено и 5 августа 1891 года стало датой образования нашей станицы. В исторической справке указывается, что в станице была общественная школа, в которой учились 21 мальчик и 3 девочки. Учителем был Бажан Иван Иванович. Общее число жителей в станице было около 1700 человек.

Позже появилась церковно-приходская школа. Только после революции 1917 года все дети получили возможность учиться. В то время население станицы возросло до 4304человек. В 20-е - 30-е годы в станице было две школы: начальная и школа второй ступени (ныне №12), число учащихся в них около 288 человек, работали 6 учителей. Для ликвидации неграмотности среди взрослого населения был организован ликбез, в котором ежегодно обучалось 120 человек. В 1920 году в станице было 29% грамотного населения, а в 1930 году это число превысило 50%.

В 1928 - 30-е годы на северо-западной окраине станицы была построена ещё одна начальная школа. В 1933 году на базе начальной школы, расположенной в центре станицы, открылась школа-семилетка. Первый выпуск из 19 учеников состоялся в 1936 году. В 1952 году на базе семилетней школы была создана средняя школа. В 1966 году средняя школа получила новое здание. Из 27 учителей, работавших в школе, 13 имели высшее образование, остальные среднее специальное, неполное высшее или учились заочно. Учащихся в школе было 375, а в 1968 г. - 612. В 1991 году было построено новое школьное здание в центре станицы. Учащихся было 780 человек. Сейчас мы учимся в этом здании. Из интервью с директором школы Лихачевой Ниной Владимировной я узнала, что сейчас в нашей школе 412 учеников, учительский коллектив составляет 32 человека, из них 30 имеют высшее образование, а двое - среднее специальное. 65% учителей являются выпускниками нашей школы, в том числе директор, три его заместителя. Из 21 работника обслуживающего персонала 20 - выпускники нашей школы. В 2008 году школа стала победителен национального проекта «Образование» и получила грант в 1 млн. рублей. (Приложение 7, рис.11.).

За последние 20 лет более 30 наших выпускников получили педагогическое образование в ВУЗах нашего края, но пришли работать к нам в школу только 8 человек. Ещё двое работают в детском реабилитационном центре, расположенном в нашей станице. Остальные нашли работу в городах края или в крупных станицах и работают, в основном, не по специальности. Работать в школе они не захотели. Между тем большая часть учителей нашей школы - это люди пенсионного и предпенсионного возраста. Возникает вопрос: кто будет учить детей в станице через 5 - 10 лет? Ведь из города к нам никто работать не приедет.

3. Роль образования в жизни человека

Общаясь со своими одноклассниками и ровесниками, я заметила, что многие из них считают образование не обязательным для человека, а важнее устроить свою личную жизнь. Я же думаю, что благодаря знаниям, полученным в процессе учебы, можно сделать карьеру, создать хорошую и крепкую семью, быть востребованным в современной жизни.

В наши дни рынок труда предъявляет очень высокие требования к уровню образования. Даже в сельской местности на должность разнорабочего отдаётся предпочтение человеку, имеющему полное среднее образование. Считается, чем выше образование, тем ответственнее человек будет относиться к своим обязанностям. Наверное, не зря в нашей стране введено всеобщее обязательное среднее образование. Кстати, в Японии оно было введено ещё в конце 19 века. Общаясь со своими сверстниками, я стала замечать, что более половины моего класса не уделяют учебе должного внимания, с 14-ти летнего возраста молодых людей все больше стала интересовать личная жизнь: то есть юноши, девушки, дискотеки и другое. Они считают, что родители заплатят за их учёбу и диплом любого учебного заведения им достанется легко. А как же учеба? Ведь она является визитной карточкой в жизни человека. Приобретённые знания открывают дорогу в жизнь, дают больше возможностей для самосовершенствования, что помогает в дальнейшей жизни. Ведь можно успевать во всем, то есть быть веселым и интересоваться выше сказанным, и успевать в учебе, но таких людей очень мало.

Многие мои сверстники считают, что они уже довольно взрослые, могут распивать спиртное, курить, хотят показать, что они ни в чем не зависят от своих родителей. Учеба для них не так важна. В дальнейшем такие люди начинают жалеть о том, что не учились, когда была возможность. Ведь даже имея диплом нужно подтвердить, что ты в состоянии выполнять те или иные обязанности. Иначе тебя просто уволят с работы. Есть профессии, где низкий уровень образования может стоить жизни другим людям. Например, врач или авиадиспетчер. Подобных примеров можно привести много. Я считаю, что прежде всего необходимо получить хорошие знания. Для этого надо хорошо учиться в школе, что бы была основа для получения дальнейшего образования.

3.1 Социологический опрос взрослого населения станицы

Глядя на отношение к учёбе моих одноклассников, я решила выяснить, а как к учёбе относятся взрослые люди. Какую роль в их жизни имеет образование. Для этого был составлен опросный лист из 16 вопросов.(приложение 1) Всего было опрошено 43 человека. Из них 7 мужчин и 36 женщин. По возрасту: 20% - до 30 лет; 16% - от 31 до 40 лет; 40% - от 41 до 50 лет и 24% - старше 50 лет.

49% отвечавших окончили полную среднюю школу (10 или 11 классов); 16% - 7 или 8 классов и 35% не ответили на этот вопрос. «Хорошо» окончили школу 51%. Нашу школу №12 окончили 58% , другие школы края - 14%, школы за пределами края - 7%; 21% - не указали школу.

Большая часть отвечавших - 56% считают, что школа дала им высокий уровень знаний, 42% считают, что средний и только один указал на низкий уровень школьных знаний. Почти половина отвечавших выбрали свою профессию сами (рис.6).

74% респондентов участвовали в школьных, районных и других олимпиадах и конкурсах; 63% из них считают, что это помогло им в дальнейшей учёбе и в жизни, т.к. способствовало расширению кругозора, учило мыслить, находить нужное решение, не теряться в новой обстановке, стремиться быть впереди, достигать во всём лучших результатов. Все отметили, что они после школы учились в других учебных заведениях. Это различные ВУЗы: КубГУ, КубГАУ, Армавирский, Славянский, Майкопский педагогические институты и др. Многие окончили техникумы, колледжи, а также ПТУ. Профессии отвечавших: учитель - 17 человек; бухгалтер - 7 человек; экономист - 2 чел.; инженер - 3; зоотехник - 3; повар - 2; а также: библиотекарь, агроном, менеджер, пчеловод, товаровед, химик, слесарь, строитель и электрик.

По своей профессии работают (или работали до пенсии) 79% опрошенных, 14% работают не по профессии, т.к. в станице нет такой работы и 7% не ответили на этот вопрос. Большинство респондентов много лет работают на одном месте. Стаж работы в зависимости от возраста колеблется от полугода до 39 лет. 79% не меняли своей профессии, 16% меняли, т.к. не могли найти работу по специальности или их не устраивали условия труда, зарплата и т.д. (рис. 10). На вопрос: удовлетворяет ли вас ваша профессия? мы получили следующие ответы: (рис.5).

Люди постоянно проживают в сельской местности. Мы спросили: почему? 56% ответили, что так сложились обстоятельства, 35%, что это был их выбор и 9% не ответили на этот вопрос.(рис. 9)

Тогда мы поинтересовались, если бы представилась возможность жить в городе, вы ею воспользовались бы? 63% ответили, что нет, 25% - да и 12% - не знаю (рис.7). Несмотря на то, что большая часть живут в станице потому, что так сложились обстоятельства, уезжать в город они не хотят. У 65% их жизнь в станице связана с их образованием, с профессией, у остальных - не связана (рис.8).

3.2 Уровень образования жителей моей улицы

Продолжая социологическое исследование жителей своей улицы, я поинтересовалась их уровнем образования и получила следующие результаты, которые оформила таблицей (Таблица 1.) на нашей улице проживает 64 взрослых человека. Из них 23% имеют высшее образование; 26% среднее специальное (техникумы, колледжи); 38% - среднее, а затем почти все приобретали специальности в ПТУ, на курсах и т.д. 12% имеют неполное среднее образование. Это бабушка-пенсионерка (ей почти 80 лет), она всю жизнь проработала дояркой. Еще 7 человек в возрасте от 35 и старше, которые в своё время не захотели учиться после окончания 8 или 9 класса. Все они не имеют постоянного места работы. Летом идут работать по найму на сезонные работы к частным предпринимателям (копать картофель, собирать клубнику, фрукты и т.д.) или занимаются своим хозяйством дома.

Таблица 1. Уровень образования жителей улицы Больничной на 1.01.2012 г.

критерии

Всего жителей на улице

Из них временно не проживают (живут в Краснодаре, Новороссийске), в т.ч. дети

Из всех жителей -- дети (до 18 лет)

Взрослые -- трудоспособные (от 18 до 55 женщины и 60 лет мужчины),

среднее специальное

неполное среднее

не грамотных (инвалид)

Пенсионеры (от 55 женщины и от 60 лет мужчины),

в том числе имеют образование:

среднее специальное

неполное среднее

не грамотных

3.3 Шк ольники о значении образования

Чтобы узнать мнение школьников, я провела анкетирование среди учеников 8-х - 10-х классов. Всего отвечало 100 человек из 120 учеников.

Несмотря на то, что почти все мои одноклассники и ровесники несерьёзно относятся к учёбе, не всегда готовят домашние задания, во время уроков плохо слушают учителей, отвлекаются на посторонние занятия (особенно на мобильные телефоны), всё же 89% школьников указали, что без школы невозможно обойтись, что учёба в школе жизненно необходима. (рис.1) школа образование высокооплачиваемый работа

На второй вопрос, сколько лет достаточно проучиться в школе, ответы распределились следующим образом: нужно окончить 11 классов - считает 45% школьников, достаточно 9 классов - 48%, а 7% считают, что можно проучиться 5-7 классов и достаточно. (Рис 2)

На вопрос: какое образование должен иметь современный человек, 36% ответили, что высшее, 48% - среднее, 6% - среднее специальное и только 4% считают, что образование не нужно, можно прожить и без него.

Между тем только 26% школьников планируют получить среднее образование, 7% - среднее специальное, 16% - ещё не определились, а вот 37% планируют получить высшее образование. И только один ученик ответил, что не хочет учиться (рис.3).

Мы спросили: какие усилия ты прилагаешь уже сейчас для достижения цели? 38% ответили: «учусь» и «хожу в школу». Второй ответ больше подходит, т.к. многие не учатся, а именно «ходят в школу». «Хорошо учусь» и «добросовестно учусь» - ответили 20%. «Не прилагаю никаких усилий» ответили 14%. Остальные назвали: посещение дополнительных занятий, участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, спортивных соревнованиях и др.

На вопрос: Где бы ты хотел жить? 68% ответили, что хотят жить в городе, т.к. там больше возможностей, больше работы, что там красиво. 27% собираются жить в станице и 5% «ещё не знают» (рис.4).

На последний вопрос ответы очень разные: 8 человек хотят быть врачом, 8 - экономистом, 4 - учителем. По 3 школьника хотят стать поваром, полицейским, строителем, газо-электросварщиком, юристом, водителем. По 2 - психологом, стилистом, фармацевтом, менеджером. Назвали также профессии электрика и социального работника, агронома и проводницы, технолога и архитектора, механика и программиста, моряка, слесаря и другие. А 22% еще не определились кем стать, какую профессию выбрать. Сравнивая ответы на разные вопросы одного школьника, иногда получаешь очень интересные результаты. Например: ученик считает что проучиться в школе достаточно 9 лет, современному человеку необходимо полное общее образование, а сам он планирует получить высшее образование и жить в городе. Из ответов следует: почти все считают образование необходимым условием своей жизни и планируют его получить. Между тем, беседуя с директором школы, я узнала, что только 30% учеников 8-х - 10-х классов учатся на 4 и 5. А есть такие, которые имеют двойки в четверти по одному или нескольким предметам.

Заключение

Приступая к исследованию, я изучила литературу и материалы интернета по изучаемой теме. Познакомилась с материалами школьного музея, побывала в Калининском районном архиве. Затем провела социологический опрос среди населения нашей станицы: учителей, работников правления местного сельхоз предприятия. Попросила ответить на вопросы некоторых жителей нашей улицы, родственников. Задала вопросы директору нашей школы. Провела анкетирование школьников. Всю полученную информацию проанализировала. Составила краткую характеристику развития образования в нашей станице. Рассмотрев все ответы респондентов, я пришла к следующим выводам:

Во время образования нашей станицы была только одна школа в которой училось всего 24 ученика, образование было практически недоступным большинству населения станицы.

После революции 1917 года все дети получили доступ к образованию, но первоначально их учили только читать и писать. В станице было три небольших школы.

В 1933 году школа впервые стала семилетней, а в 1952 - средней. Позже постепенно все школы были объединены в одну (ныне №12). Образование стало всеобщим обязательным средним.

Большая часть учителей и почти весь обслуживающий персонал являются выпускниками нашей школы №12. Все учителя, пришедшие работать за последние 20 лет, окончили нашу школу.

Взрослые люди в нашей станице имеют довольно высокий уровень образования. Получили его благодаря хорошим знаниям, которые дала им школа.

Более половины отвечавших людей указали, что они удовлетворены (морально) своей профессией, она приносит им радость, а вот материально удовлетворены лишь 30%.

Несмотря на то, что более половины всех отвечавших живут в станице «по стечению обстоятельств», всё же уезжать в город (в случае представившейся возможности) не хотят 63%, т.к. у большинства жизнь в станице связана с их образованием и профессией.

Хотя многие школьники считают образование не обязательным для человека, учатся кое-как, часто «из под палки», они всё же понимают, что в современной жизни без хорошего образования нельзя хорошо жить и в будущем планируют получить высокое образование и престижную профессию.

Таким образом, уровень образования всегда был очень важен для человека. И в наши дни, когда наука, технический прогресс, развитие экономической, социальной и культурной жизни идёт очень быстро, когда информация стала доступна всем, легко можно «отстать от жизни», если не иметь хорошего образования.

Жители станицы, имеющие высокое образование, являются учителями, воспитателями детского сада, работниками участковой больницы, детского реабилитационного центра, руководителями и специалистами сельскохозяйственного предприятия Кубаньагро-Приазовье», завода «Ювикс-Кубань», УОС, предприятий торговли, администрации сельского поселения и т.д. Некоторые люди работают в ст. Калининской, в администрации муниципального образования Калининский район, на предприятиях и в организациях районного центра. Они имеют более высокий культурный, а часто и материальный, уровень. У образованного человека больше возможностей устроиться на высокооплачиваемую и перспективную работу, так как такие люди легко учатся всему новому, максимально используют ресурсы своих знаний. С образованным человеком интересно разговаривать и общаться. Образованный человек коммуникабелен, у него широкий круг общения, большое количество друзей, деловых партнёров. Да и по статистике выходит, что образованный человек живёт дольше.

Литература

1. Историческая справка администрации Новониколаевского сельского поселения.

2. Материалы школьного музея по истории станицы Новониколаевской.

3. Материалы Калининского районного архива.

Прилож ение

Примерные вопросы интервью по теме «Роль образовани я и профессии в жизни человека»

Имя, возраст.

В каком году, какую школу окончил, сколько классов. Как успешно (по желанию).

Как вы считаете, какой уровень знаний дала вам школа: низкий, средний или высокий? Объясните, почему вы так считаете.

Участвовал ли в олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах в школе? С каким результатом (по желанию).

Помогло ли участие в олимпиадах и т.д. в дальнейшей учёбе, в жизни?

Учился ли после окончания школы в профессиональных учебных заведениях?

Какое учебное заведение, факультет окончил? В каком году? Какую специальность приобрёл?

Что или кто повлиял на выбор профессии?

Работал ли (работает ли сейчас) по полученной профессии?

Если нет, то почему?

Кем работает в настоящее время? Стаж работы по данной профессии.

Удовлетворяет ли вас ваша профессия: материально, морально?

Приходилось ли вам менять профессию (учиться в другом учебном заведении для получения другой специальности). Если да, то почему?

Вы постоянно проживаете в сельской местности. Это ваш выбор или так сложились обстоятельства?

Если бы представилась возможность жить в городе, вы ею воспользовались бы? Почему?

Связана ли ваша жизнь в селе с вашим образованием, профессией?

Ответьте на вопросы: Анкета для школьников.

1. Считаете ли вы учёбу в школе жизненно важной необходимостью или можно обойтись и без школы?

2. Сколько лет, по вашему мнению, достаточно проучиться в школе, чтобы можно было пойти работать и зарабатывать себе на жизнь?

3. Какое образование должен иметь современный человек, чтобы быть востребованным в жизни и достаточно зарабатывать для себя и своей семьи?

4. Какое образование ты планируешь получить в своей жизни?

5. Какие усилия для достижения этой цели ты прилагаешь уже сейчас?

6. Где бы ты хотел жить: в городе или в станице, почему?

7. Кем бы ты хотел работать?

Рисунок 1. Распределение ответов школьников на первый вопрос.

Рисунок 2. Ответы учеников на второй вопрос.

Рисунок 3. Распределение ответов учеников на третий вопрос.

Рисунок 4. Ответы на шестой вопрос.

Рисунок 5. Ответы на вопрос 12.

Рисунок 6. Ответы на вопрос 8.

Рисунок 7. Ответы на вопрос 15

Рисунок 8. Ответы на вопрос 16

Рисунок 9. Ответы на вопрос 14.

Рисунок 10. Ответы на вопрос 13.

Рисунок 11. Интервью с директором школы Лихачевой Ниной Владимировной.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Значение получения высшего образования для реализации поставленной жизненной задачи. Логика "обычного" человека и творческой личности: развитие талантов и скрытых возможностей в ВУЗе или их уничтожение. Важность самостоятельного выбора стиля жизни.

    эссе , добавлен 30.10.2014

    Становление социологии образования как самостоятельной дисциплины. Основное содержание образования. Роль образования в жизни общества. Социальные функции и цели образования. Формирование социальных институтов общества. Перспективы развития общества.

    контрольная работа , добавлен 02.02.2013

    Теоретические аспекты образования, как социокультурного института. Отличительные черты современного этапа развития системы российского образования. Социологические исследование восприятия системы образования среди старшеклассников школ г. Череповца.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2010

    Сущность институционального подхода в социологии. Критерии, определяющие качество образования. Результаты прикладного исследования, направленного на анализ оценок качества образования учащимися школ города Челябинска, мотивация обучения в школе.

    дипломная работа , добавлен 14.03.2013

    Социально-экономическая сущность образования. Повышение уровня образования для решения проблем на рынке труда. Функции образования в производственно-экономической сфере. Роль образования для развития трудового потенциала в условиях современности.

    реферат , добавлен 07.04.2017

    Анализ понятия "качество человека". Его взаимосвязь с качеством жизни. Образование структуры личности. Образование как важный аспект качества человека. Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала. Понятие "качество населения".

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Основы прогнозирования развития системы образования. Роль образования в решении задач социально-экономического развития России. Концепция инновационного развития образования, целеполагание прогнозирования. Обеспечение его доступности и качества.

    контрольная работа , добавлен 23.05.2015

    Анализ психологических признаков старости. Характеристики образа жизни стареющего человека и его значение для процессов старения. Проведение анкетирования в целях выявления предпочтений современного пожилого человека в пассивном или активном образе жизни.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2011

    Современное образование, его роль и значение в мире и обществе. Исследование взаимосвязи различных уровней образования, выявление его социальных проблем. Роль образования в социальной мобильности современного российского общества и пути его развития.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

    Образование как социокультурный феномен, его роль в современном обществе. История становления социологии образования, предмет и объект данной науки. Методы изучения сферы образования: опрос, интервью, контент-анализ, наблюдение, социальный эксперимент.