Создание представлений и мысленных ситуаций. Воображение на экскурсиях

ГУ «Тенизовская основная школа отдела образования акимата Мендыкаринского района»

8 класс

Тема: " "

9 класс

Тема: Смена экосистем. Агроценоз.

Учитель биологии: Карахметова А.К.

2013-2014 учебный год

План-конспект открытого урока в классе-комплекте (8-9) с русским языком обучения

8 класс

9 класс

Тема урока: Познавательные процессы человека "

Тема урока: Смена экосистем. Агроценозы

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями высшей нервной деятельности человека.

Цель урока: Сформировать знания об особенностях агроценоза как искусственной экосистемы , дать его характеристику в сравнении с биогеоценозом . ...

Образовательные:

сформировать у учащихся знания о памяти, ее видах, роли рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания.

Развивающие:

развитие умения сравнивать, делать выводы, анализировать и систематизировать информацию, обобщать, устанавливать соответствие.

Воспитательная: формировать понимание необходимости здорового образа жизни как необходимого условия нормального функционирования головного мозга.

Задачи: Сформировать понятие об агроценозе, познакомить учащихся с его структурой и организацией, с методами поддержания его устойчивости.

Дать сравнительную характеристику биогеоценоза и агроценоза.

Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом, умений анализировать и сравнивать объекты.

Продолжить формирование чувства ответственности, бережного отношения к природе родного края.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Оборудование: таблицы, иллюстрации с изображением агроценозов, ноутбук презентация

Тип урока: изучение нового материала

Тип урока:изучение нового материала

Ход урока

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,но, ради бога, - размышляйте, и хотя криво, - да сами. Г. Лессинг

I .Организационный момент. 2 мин

Сегодня мы работаем по маршрутному листу.
Прочитайте, по какому маршруту мы пойдём. В течение урока вы будете себя оценивать и ставить отметки в лист самооценки.

II . Этап актуализации знаний проводился в виде работы в парах, учащимся предлагалось выполнить задание на нахождение соответствия, для этого надо было проанализировать содержание определений познавательных процессов, изученных на предыдущем уроке и подобрать подходящий пример (приложение ).

Проверка правильности выполнения осуществлялась с помощью проектора. Работа в парах способствует восполнению пробелов в знаниях, если таковые имеются. 5 мин

Постановка цели урока

II.ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ. (5 мин) Тест.

ТЕСТЫ

1.Наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания называется

а) зоология; б) экология; в)орнитология.

2.Влажность, температура, освещенность, рельеф, химический состав воды и почвы и т. п. относятся к

а) абиотическим факторам;б) биотическим факторам; в) антропогенным факторам.

3.Форма существования популяций, при которой каждый вид извлекает пользу из связи с другим видом, называется

4.Группа популяций разных видов, населяющая определенную территорию, образует

а) экосистему;б) биогеоценоз;в) сообщество.

а) солнечная энергия; б) геотермальная энергия; в) естественная радиация.

III. Работа с учителем. 8 мин

Постановка учебной задачи.

Откройте содержание учебника. Презентация Работа с учебным материалом, запись в тетради

III. Работа с учителем 8 мин

Презентация

Человек в процессе эволюции научился не только пользоваться дарами природы, но и создавать их.

Почему мы сегодня поднимаем вопрос об агроценозах? В чем состоит проблема?

Агроценоз – это сообщество растений, животных, грибов и микроорганизмов, существующие совместно в результате воздействия человека для получения с/х продукции.

Мы живем в сельской местности. Целинных земель почти не осталось. В основном вокруг мы наблюдаем обрабатываемые земельные площади.

Назовите, какие основные агроценозы характерны для нашей местности?

(поле, сад, огород, цветник, ягодник, парк, газон, лесополоса, пруд)

/ показ слайдов агроценозов/

IV. Работа с учителем. 10 мин

Учитель диктует 12 понятий, после чего учащиеся должны записать все, что запомнили из этого списка.

Примерный список слов:

плакат
урок
песня
мысль
краска
тишина
совесть
сосед
указка
дружба
речь
пример

Затем производится проверка, в которой учитывается не только правильное запоминание слов, но и их порядок. Результат записывается в тетради.

IV. Самостоятельная работа.10 мин

С помощью учебника на стр. 255 – 256 сравнить агроценоз от природной экосистемы (биогеоценоз). По результатам работы заполнить табличку:(Отличия экосистемы луга и поля

Составить кластер

V. Самостоятельная работа по группам 5 мин мин

Ученикам предлагается на основе полученных данных составить рекомендации по оптимизации процесса запоминания с учетом ведущего типа памяти (самостоятельная работа в тетради с последующей проверкой).

V. Индивидуальная работа. 5 мин

ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ:

ЛУГОВЫЕ ЛЕСНЫЕ БОЛОТНЫЕ

ВОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ ПУСТЫННЫЕ

КАРТОЧКА №2

Зайцы, Липы,Подосиновики,Дрозды,Почвенные микроорганизмы, Берёзы,Кукушки.Шмели,

Дубовый шелкопряд, Медуницы, Осоки,

Сфагнум,Синезеленые,Плесневые грибы.

Физминутка для глаз 2 мин

VI . Работа с учителем. 5 мин

Тест. Взаимопроверка. Выставление оценок

VI . Самостоятельная работа. 5 мин

Тест по слайдам

VII. Рефлексия. 5 мин

1. Что лежит в основе навыков, например, при ходьбе, беге, письме, пользовании при еде ложкой, вилкой, ножом?

2. Ребёнок плачет при виде человека в белом халате. Объясните, как выработался такой рефлекс? Как его затормозить?

3. Проблема. Ребёнок в возрасте до года попал в условия, где нет человеческого общества. Будет ли он говорить? Разовьётся ли у него мышление?

4. Приведите примеры внутреннего торможения рефлексов у человека из повседневной жизни. Поясните, какое значение имеет внутреннее торможение?

5. Слову свойственна обобщающая функция. Объясните, в чём заключается смысл слов «гроза», «мебель».

VII. Закрепление 5 мин

Для закрепления знаний о взаимоотношениях в сообществе, предлагаю решить простейшие экологические задачи.

Для того, чтобы выжить, серой жабе необходимо в день съедать 5 г слизней- вредителей с/х культур. Рассчитайте: на площади 1 га обитает 10 жаб. Сколько вредителей они уничтожат за летний месяц? (30 дней)

Для одного из агроценозов характерна следующая пищевая цепь: злаки

кузнечики лягушка уж орёл. Масса каких организмов должна быть наибольшей? Почему? Какой должна быть масса ужей, чтобы орёл достиг массы 5 кг? (Помните « Правило 10 процентов »).

VI II . Инструктаж по выполнению домашнего задания. Д/з: § 60 стр 266-169, доп. лит. 3 мин

VI II . Рефлексия 3 мин

Д/З § 56, кроссворд (по выбору), с использованием терминологии сегодняшнего урока. Подготовить сообщение «Биологические методы борьбы с вредителями»

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

А. П. Чехов

Итог урока: выставление оценок

Литература, материал интернет ресурсы

Анатомия и физиология человека. 1997 год. Россия.

“Биология. Человек”, 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 272 с.: ил.учебник 8 класса Алимкулова Р., Сатимбеков Р., Соловьева А.

Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, И.Д. Зверев, Просвещение, 1983 г

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996

2. Даниэль Лапп. Искусство помнить и забывать/Лапп Даниэль. СПб: Питер, 1995

9 класс

Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы/ М.Гильманов, Л.Абшенова, А.Соловьева.-Алматы:Атамура

И.А. Жигарев, О.Н. Пономарёва, Н.М. Чернова «Основы экологии» сборник задач, упражнений и практических работ. Дрофа 2001 год.

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Познавательные процессы.

Вариант 1

А1. Что определяет поведение человека?

1) условные рефлексы

2) безусловные рефлексы

3) осознанные, обдуманные действия

4) инстинкт

А2. Как называют память, действующую лишь тот срок, который необходим для совершения того или иного действия?

1) долговременной

2)тренированной

3) нетренированной

4) оперативной

A3. Если при запоминании между фактами устанавливается система связей, позволяющая последовательно извлекать последующую информацию из уже известной, то действует:

1) механическая память

2) логическая память

3) оперативная память

4) кратковременная память

А4. Как называется способность на основе известных знаний добывать новую информацию?

1) мышление 3) запоминание

2) сознание 4) воображение

В1. Что составляет подсознание человека?

В2. Каким термином называют память, воображение, мышление, ощущения, восприятие, представления?

_________________________________________________________________________

С1. В чем состоит главное отличие человека от животных?

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Познавательные процессы.

Вариант 2

А1. От чего зависит, на каком языке начнет говорить ребенок?

1) от головного мозга

2) от речевых центров

3) от окружающей его языковой среды

4) от этнической принадлежности

А2. Как называется сохранение в сознании прошлого опыта, который возможно воспроизвести и использовать повторно?

1) мышление 3) сознание

2) память 4) ощущение

A3. Если при запоминании каждый факт заучивается отдельно, без связи с остальными, и попытки выявить закономерность между фактами отсутствуют, то действует:

1) механическая память

2) логическая память

3) оперативная память

4) тренированная память

А4. Как называется создание представлений и мысленных ситуаций, ранее не воспринимавшихся в действительности?

1) сознание 3) воспоминание

2) мышление 4) воображение

В1. Как называется наука о закономерностях работы головного мозга, влияющих на поведение животных и человека?

В2. С чего начинается познавательная деятельность человека?

__________________________________________________________________________

С1. В чем разница между механической и логической памятью?

Приложение 1.

Подберите каждому познавательному процессу соответствующий пример.

(соедините стрелками познавательный процесс с соответствующим примером.)

Мышление

Шерсть мягкая

Представление

Кошка – представитель отряда Хищные звери

Воображение

Кошка легко вспрыгнет на шкаф

Ощущение

Кошка – животное с пушистой шерстью

Объясните, почему вы выбрали именно эти примеры.

Отличия агроценоза и природной экосистемы:

Характеристика

Природная экосистема

Агроценозы

1.Видовое разнообразие

2.Устойчивость

3. Действие отбора

4. Источник энергии

5.Круговорот элементов

6.Саморегуляция

7. Продуктивность

Сравнительная характеристика экосистемы луг и полей

Параметры для сравнения

Экосистема

Поле

Вид экосистемы

Компоненты

Действующий отбор

Видовое разнообразие

Пищевые цепи

Источник энергии

Баланс питательных элементов

Саморегуляция

Устойчивость

Круговорот веществ

ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ:

Продукцией экосистем называется прирост биомассы, созданной за единицу времени. Какие из указанных на схеме экосистем имеют наибольшую и наименьшую продуктивность? Почему?

ЛУГОВЫЕ ЛЕСНЫЕ БОЛОТНЫЕ

ВОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ ПУСТЫННЫЕ

СТЕПНЫЕ ТУНДРОВЫЕ ВЫСОКОГОРНЫЕ

ТЕСТ 9 класс

    Наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания называется

а) зоология;

б) экология;

в) орнитология.

    Влажность, температура, освещенность, рельеф, химический состав воды и почвы и т. п. относятся к

а) абиотическим факторам;

б) биотическим факторам;

в) антропогенным факторам.

    Форма существования популяций, при которой каждый вид извлекает пользу из связи с другим видом, называется

б) хищничество;

в) симбиоз.

    Группа популяций разных видов, населяющая определенную территорию, образует

а) экосистему;

б) биогеоценоз;

в) сообщество.

5. Основным источником энергии в экосистеме является

а) солнечная энергия;

б) геотермальная энергия;

в) естественная радиация.

КАРТОЧКА №3

Какие группы организмов обязательно должны существовать в любой экосистеме? В перечне обитателей смешанного леса подчеркните продуценты, галочкой отметьте редуценты:

Подосиновики,

Почвенные микроорганизмы,

Дубовый шелкопряд,

Медуницы,

Синезеленые,

Плесневые грибы.

Проверка результатов работы на карточках, выставление отметок.

Самоанализ урока.

Урок проходил в _8 и 9 классе, предмет – биология, в классе _4/1__ человек, на уроке присутствовали все.

Тема урока: «Особенности высшей нервной деятельности человека.Познавательные процессы человека», « Смена экосистем. Агроценоз»

Тип урока: усвоение нового материала.

Урок построен в соответствии с программными требованиями.

Цель урока : диагностика и коррекция знаний учащихся по данной теме.

Задачи, которые я ставила :

Образовательные: изучить материал по теме «Особенности высшей нервной деятельности человека.Познавательные процессы человека», Агроценоз» проверить объём и глубину знаний;

Развивающие: развивать нестандартное мышление, диагностика и развитие таких интеллектуальных умений, как синтез, анализ, сравнение, умение применять знания в нестандартной ситуации, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность;

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в заданном темпе, любовь к природе.

Урок проведен с использованием ИКТ, что способствовало реализации одного из основных принципов в изучении биологии – наглядности. Урок содержит большой объем информации.

На уроке применялись различные формы учебной деятельности : работа по маршрутным листам, фронтальный опрос, беседа, работа со слайдами, тестирование, работа по карточкам, рефлексия.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.

Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, практический и др.

На уроке формировались следующие компетенции : учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.

Урок состоит из 7 этапов:

    Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы (использовалось музыкальное сопровождение, эмоциональный и психологический настрой.

    Подготовка учащихся к активному и сознательному обобщению знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока. Показана личностная значимость темы,где будут использоваться знания в дальнейшем.

    Использовались приемы усиливающие восприятие нового материала, вычленение наиболее существенных признаков и обращение на них внимания учащихся, задания в маршрутных листах, использование приемов мышления, использование наглядности, анализа, сравнения, обобщения, постановка проблемного вопроса, заполнение диаграммы Вена, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, самостоятельная работа. Привлекала класс к корректировке ответов. Создавалась ситуация успеха (самооценка).

    Проверка знаний учащихся (тест), задача которого- проверить знания учащихся, взаимопроверка.

    Информирование о домашнем задании. Задача- разъяснить методику и мотивирование его выполнение (из учебника творческое задание по интересам и степени сложности)

    Рефлексия. Задача этапа- осмысление деятельности ученика и учителя на уроке.

Проведена индивидуальная и самостоятельная работа, самооценка, контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Со стороны учащихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими новой информации. Активность учащихся была на высоком уровне. Задания на дом предложено по интересам, с творческим содержанием. Использование компьютера, проектора позволило оживить процесс восприятия нового материала и сделать урок более наглядным и динамичным.

Выбранные формы и методы работы на уроке были использованы целесообразно, что послужило реализации всего запланированного на уроке.

По результатам само- и взаимооценки учащихся, качество знаний по итогам урока.

Считаю, что урок цели достиг.

По результатам рефлексии, я смогла сделать вывод, что урок детям понравился, об этом говорит «Корзина успеха»

Экскурсоведение. Учебник Емельянов Борис Васильевич

ВООБРАЖЕНИЕ НА ЭКСКУРСИЯХ

Важную роль в экскурсионном процессе играет воображение - способность экскурсантов мысленно представлять, например, то, о чем идет речь в рассказе экскурсовода. Многое при этом зависит от способности экскурсовода создавать мыслительные образы. В психологии воображение рассматривается как «психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятия памяти, а также знаний, приобретенных в ходе речевого общения».

В экскурсионной практике воображение рассматривается как процесс создания представлений и мысленных ситуаций. Воображение позволяет экскурсантам комбинировать свои впечатления при наблюдении объектов, получая новые представления, отражать в своем сознании действительность.

Одно из требований к экскурсоводу – обладание развитым воображением и умение образно мыслить. Рассказывая об отсутствующем памятнике, расположенном в другом городе или утраченном в годы войны, экскурсовод описывает его так, что экскурсанты начинают «видеть объект». Так происходит потому, что экскурсовод на основе личных наблюдений этого объекта, знакомства с фотографиями и его реконструкцией заблаговременно создает в своем сознании внешний облик объекта и в нужный момент воспроизводит его.

Богатство воображения экскурсовода зависит от его умения наблюдать, воспринимать и сохранять в своей памяти образы предметов и явлений, которые в дальнейшем перерабатываются его сознанием.

Восприятие рассказа (и особенно показа) на экскурсии в значительной мере основано на воображении экскурсантов. Развитое воображение позволяет им образно представить то, о чем рассказывает экскурсовод. Слушая экскурсовода, который описывает внешний вид людей, их действия, экскурсанты видят перед собой действующих лиц. Основой воображения у экскурсовода и экскурсантов являются ранее приобретенные знания, впечатления. Они служат исходным материалом для создания четких мыслительных образов. Важно, чтобы картины, которые в ходе подготовки к экскурсии рисует воображение экскурсовода, были реальны, точны, исторически достоверны. В дальнейшем, проводя экскурсию, он воспроизводит эти картины так ярко и убедительно, что они зримо возникают перед мысленным взором экскурсантов и в таком виде запечатлеваются в их памяти.

Виды воображения. Подобно вниманию, воображение человека бывает произвольным и непроизвольным, воссоздающим (воспроизводящим) и творческим, активным и пассивным.

Воспроизводящее воображение основано на словесном описании предмета (рассказ), условном изображении предмета (схема, чертеж, карта), на демонстрации копии предмета (муляж, модель, реконструкция). Этот вид воображения характерен для экскурсий, где ставится задача помочь экскурсантам мысленно увидеть все словесно описанное, воссоздать внешний вид объекта, не находящегося перед ними в виде подлинника.

Воспроизводящее воображение имеет конструктивный характер. Этому виду воображения присуще точное воспроизведение объекта в сознании экскурсантов. Творческое воображение позволяет экскурсоводу создавать новые зрительные образы. В дополнение к объекту, увиденному в натуре, экскурсовод творчески домысливает определенные части объекта, зрительно восполняет недостающие детали.

С помощью творческого воображения могут быть воспроизведены события и явления: картины смерча, военного сражения (Ледового побоища), морского боя, наводнения в Санкт-Петербурге, а также образы конкретных героев. Хорошо развитое воображение позволяет экскурсоводу, опираясь на ранее приобретенные знания, жизненный опыт, отдельные наблюдения, создавать такие картины событий, такой облик людей, которые воспринимаются экскурсантами. Творческое воображение экскурсовода дает возможность экскурсантам представить себя участниками событий, которым посвящена экскурсия. Только ту экскурсию, которая воссоздает в воображении своих участников жизнь в движении и звуках, можно признать удавшейся.

Объекты наблюдения в экскурсии в большинстве случаев неподвижны. Но ведь тем же самым качеством обладают произведения живописи и скульптуры. На самом деле сани, которые «увозят» в глубь холста боярыню Морозову, все-таки неподвижны, как неподвижны и бурлаки, «двигающиеся» на зрителя! ««Медный всадник» взмыл в воздухе и замер на веки вечные. Неправдоподобно? Однако в нашем сознании запечатлелся не камень и не металл памятника, а дивный образ скачущего коня с царственным всадником». То же самое происходит при наблюдении исторических местностей, экскурсионных объектов под руководством квалифицированного экскурсовода. Здания, крепости, поля былых сражений заполняются участниками событий, происходивших в далекие годы, в них снова кипит давно исчезнувшая жизнь.

Эмоции на экскурсии. Большое значение для успеха экскурсии, усвоения и запоминания экскурсионного материала имеет эмоциональная сторона дела. Психология, рассматривающая психические процессы и состояния личности, важную роль отводит эмоциям и чувствам.

В экскурсии эмоциональное воздействие на экскурсантов оказывает рассказ экскурсовода, его содержание, хорошо подобранные примеры, пояснительный материал, правильный акцент в его изложении.

Активные эмоции у аудитории вызывает зрительный ряд – здания, сооружения, исторические места, связанные со знаменательными событиями, мемориальные доски, экспонаты в музеях. И в меньшей степени эмоциональность экскурсантов является следствием собственных эмоций экскурсовода. Важное значение для процесса понимания и усвоения экскурсионного материала имеет сопереживание - уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности. В качестве примера может быть приведен показ произведений изобразительного искусства (живопись, графика), в ходе которого экскурсовод помогает экскурсантам увидеть изображенные в них предметы и явления окружающего нас мира глазами художника. Экскурсант как бы воспринимает отношение художника к тому, что он воспроизводит в своем произведении, его эмоции и чувства. Таким образом, можно сделать вывод, что при наблюдении экскурсионных объектов под руководством экскурсовода возникает сопереживание, которое представляет нечто общее в возникающих у экскурсантов эмоциях. Иными словами – эмоции экскурсионной группы приобретают характер сопереживания. Одна из задач экскурсовода – развить у экскурсантов способность к воспроизведению в своем воображении тех предметов, образов, явлений, которым посвящен рассказ.

Для экскурсовода важно обладать комплексом знаний и умений, чтобы донести до аудитории творческий замысел авторов – создателей конкретных объектов. Эмоции экскурсантов, их уровень (удовлетворение, восхищение и др.) зависят от того, насколько они удовлетворены полученной информацией. При этом имеет значение и другое – насколько правильно и четко выражено отношение экскурсовода к объекту показа и содержанию рассказа. Показ и рассказ создают впечатление, вызывают определенные чувства экскурсантов (восторг, гордость, гнев, жалость и др.). Бывает и так, что экскурсовод ведет экскурсию эмоционально, увлеченно, но это не вызывает ожидаемых эмоций у экскурсантов, они остаются равнодушными. Так происходит потому, что экскурсионный материал далек от их интересов, что они не подготовлены к его восприятию.

Знание экскурсионными работниками основ психологии помогает им правильно строить экскурсионный процесс, умело преподносить информацию по теме, учитывать запросы и интересы конкретной аудитории, замечать отношение экскурсантов к рассказу и показу, оперативно оценивать их реакцию (внимание, интерес, одобрение, неудовольствие).

Изучение психологии, знание ее элементов при подготовке и проведении экскурсий поможет экскурсоводу полнее уяснить технологию действия психологических механизмов усвоения личностью знаний. Создание и использование условий превращения получаемых знаний в убеждения – основа экскурсионного процесса. Выполнение требований психологии опирается на профессиональное использование методических приемов ведения экскурсий, выбранных с учетом тематики и особенностей состава группы экскурсантов. Эффективность экскурсии в значительной мере зависит от того, насколько экскурсовод владеет психологией, правильно понимает сущность психических процессов, от его умения использовать эти знания в руководстве деятельностью экскурсантов (внимание, мышление, восприятие, понимание, запоминание и др.). При оценке эффективности экскурсий необходимо иметь в виду, что не только в целом потоке экскурсантов, но и в границах одной экскурсионной группы люди по-разному воспринимают преподносимый им материал.

Контрольные вопросы:

1. Экскурсия как процесс. Роль психологии в экскурсионном процессе.

2. Ощущение, восприятие, представление.

3. Мышление. Основные виды мышления.

4. Понятие как форма мысли.

5. Ассоциации в экскурсиях.

6. Использование словесных, практических и наглядных методов.

7. Индукция и дедукция. Их роль в экскурсиях.

8. Память. Виды памяти.

9. Внимание на экскурсии.

10. Воображение.

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Воображение Воображение. – Всякое воспринятое впечатление оставляет известный след, который может возобновиться и тогда у нас является воспоминание. То, что является в нашем воспоминании, называется образом. Термин образ в психологии употребляется не только для

Из книги Экскурсоведение. Учебник автора Емельянов Борис Васильевич

ИНДУКТИВНЫЙ И ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ЭКСКУРСИЯХ Показ объекта экскурсии должен быть построен так, чтобы постепенно раскрывались его особенности. Порядок наблюдения, его последовательность могут носить индуктивный или дедуктивный характер. Эти методы познания

Из книги Большая книга афоризмов автора

1.7. ЛОГИКА В ЭКСКУРСИЯХ Как бы ни были обширны знания экскурс овода, только с помощью логики в ясной и определенной форме они могут быть доведены до аудитории. Опыт показывает, что многие экскурсоводы, практически не зная законов логики, мыслят и рассуждают правильно и

Из книги Любовь - это дыра в сердце. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Воображение См. также «Вымысел и фантазия» Воображение правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы - герои своих

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

ЛЮБОВЬ И ВООБРАЖЕНИЕ Любовь - это торжество воображения над интеллектом. Генри Луис Менкен Любовь обостряет все чувства, кроме чувства реальности. Жанна Голоногова Я всегда говорил, что женщина должна быть как хороший фильм ужасов: чем больше места остается

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФА) автора БСЭ

Из книги Научитесь говорить так, чтобы вас услышали. 245 простых упражнений по системе Станиславского автора Сарабьян Эльвира

Из книги Странности нашей эволюции автора Харрисон Кит

Видения и воображение Самая большая ошибка заключается в том, что чаще всего с задачей запоминания текста пытаются справиться механически. В этом случае слова теряют сущность, смысл остается не в сознании, не в сердце того, кто их произносит, а лишь в мускулах речевого

Из книги Цифровая фотография от А до Я автора Газаров Артур Юрьевич

Воображение и разум С оригинальностью тесно связано воображение. Мы ценим свое воображение (хотя и вынуждены признать, что не можем оценить воображение других видов). Воображение – мощное орудие. Оно позволяет создать вымышленный полигон для разработки и проверки новых

Из книги Толковый словарь для современных родителей автора Шалаева Галина Петровна

Любовь и воображение Любовь – это торжество воображения над интеллектом.? Генри Луис Менкен, американский журналист, эссеист*Прежде чем полюбить сердцем, мы уже любим воображением.? Луиза Коле (XIX в.), хозяйка артистического салона в Париже, приятельница Гюстава

Из книги автора

Воображение Образная игра является важной частью жизни почти любого ребенка. Примерно в возрасте двух лет почти все дети включают в игру воображаемые предметы, пытаются взять руками продукты и игрушки, нарисованные на картинках в книжках. Позже они представляют себя


Воображе ние, фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. В. основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредствованного, обобщённого познания, объединяющие его с процессом мышления. Характерный для В. отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности.

В. является специфически человеческой формой психической деятельности, возникшей на основе практического преобразования действительности. Развиваясь вместе с усложнением процесса труда и общественных отношений, В. становится одним из основных элементов сознания и деятельности человека. Главная функция В. в человеческом сознании состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально. Другая функция В. связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189). В данном случае особенно трудно разграничить деятельность В. и мышления, но в реальном единстве всех психических функций субъекта В. сохраняет свою специфику: предвосхищение того, чего ещё не существует - либо в личном опыте данного человека, либо в действительности вообще. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих перед человеком задач. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без В. Поэтому В. является компонентом создания не только образно-насыщенных продуктов деятельности, но и абстрактно-понятийных. В. И. Ленин писал о фантазии: «Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчисления невозможно было бы без фантазии» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 125). «Сотрудничество» логики и В. возможно потому, что их противоположность не абсолютна. В мышлении постоянно происходит перекодирование словесно-понятийных и наглядно-образных логических структур, причём последние нередко несут основную эвристическую нагрузку в решении мыслительной задачи. Именно это обстоятельство является одной из пока не преодолённых преград на пути формализации эвристических процессов и передачи их машине.

Различают воссоздающее и творческое В. Воссоздающее В. заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, топографической картой, литературным текстом и т.д.). Творческое В. состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности. Оно является одним из психологических факторов научного и технического прогресса и наиболее выпукло проявляется в художественном творчестве, претворяясь в особую форму познания и одновременно показа, «объективации» жизненной реальности в её сущности. Особый вид творческого В. представляет собой мечта - создание образов желаемого будущего, не воплощаемых непосредственно в те или иные продукты деятельности. Мечта может играть активизирующую роль в жизни индивидуума и общества, если заключённая в ней идея ведёт к дальнейшим практическим преобразованиям.

Чрезвычайно широкий диапазон проявлений В., всегда выступающих в единстве с другими сторонами психики, обусловливает также разнообразные по своему характеру и сложности умственные приёмы преобразования имеющихся у человека представлений и восприятий. Механизм этих преобразований в общем виде сводится к анализу и синтезу исходного «материала» В. В простых случаях имеет место комбинирование разнородных элементов («агглютинация» - склеивание), преувеличение или преуменьшение отдельных сторон действительности, объединение сходного в различном или разъединение реально единого. В сложных случаях творческого В. требуются широкие мысленные обобщения и сопоставления, идущие по линии поисков конкретных фактов, черт, ситуаций, наглядных моделей и художественных конструкций, отражающих общие идеи и закономерности, которые нужно выявить или открыть (показ типического через индивидуальное в художественном творчестве, открытие естественнонаучного закона посредством наблюдения конкретных явлений или создания их экспериментальной модели).

Деятельность В. может иметь различную степень произвольности, от спонтанных детских фантазий до длительных целеустремлённых поисков изобретателя. К непроизвольной деятельности В. относят сновидения, однако они могут детерминироваться заданной в состоянии бодрствования целью; таковы известные примеры решения научных задач во сне.

В. развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития В. является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником В. является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений.

Лит.: Ананьев Б. Г., Проблема представления в советской психологической науке, «Философские записки», 1950, т. 5, с. 58-98; Беркинблит М., Петровский А., Фантазия и реальность, М., 1968; Вундт В., Фантазия, как основа искусства, [пер. с нем.], СПБ - М., 1914: Выготский Л. С., Психология искусства, М., 1968; Рибо [Т.], Опыт исследования творческого воображения, пер. с франц., СПБ, 1901; Розов А. И., Фантазия и творчество, «Вопросы философии», 1966, № 9; Якобсон П. М., Процесс творческой работы изобретателя, М. - Л., 1934; Воirel R., L’ invention, P., 1955; Chowdhury К., Vernon P., An experimental study of imagery and its relation to abilities and interests, «The British Journal of Psychology», 1964, v. 55, № 3; McKellar P., Imagination and thinking. A psychological analysis, L., 1.1957]; Osborn A. F., Applied imagination; principles and procedures of creative thinking, N. Y., ; Ryle G., Imagination, в кн.: Essays in phylosophical psychology, ed. D. F. Gustafson, L. - Melb., 1967; Sartre J. P., L’ imaginaire, P., 1960.

Психологические процессы.

Представление и воображение.

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью

Воображение – (фантазия) , психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

Представление - образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание) , а также образ, созданный продуктивным воображением.

Сущность процесса

До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Душевная жизнь – это безостановочное движение представлений.

В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания.

Классификация

Определяется четырьмя видами:

Представление разделяют

· по функционированию ведущего органа чувств - зрительные - двигательные - и др.

Развитие процесса

Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь.

Воображая, человек творит – художник – картины, конструктор – сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые «проекты» в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи.

Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.

Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения.

Обратимся к определениям, которые имеются в литературе. Л.С.Выготский отмечает, что “воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением”.

Кестлер считает, что игра воображения дает возможность по-новому связать как известные ранее, так и приобретенные заново данные.

“Воображение, - пишет С.Л. Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое”. “Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме”.

“Основной признак процесса воображения, - пишет Е.И. Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”.

Подобное можно прочитать и в “Философской энциклопедии”, где воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.

Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Логическая деятельность, мышление человека - специфическая форма создания познавательных образов посредством логического вывода, обобщения, абстракции, анализа, синтеза не может быть просто отождествлена с воображением. Создание новых знаний и понятий в сфере логического мышления может происходить и без участия воображения.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

Понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого - неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Таким образом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

Воображение выступает необходимой формой связи чувственного и рационального, мысленным постижением сущности объекта и его чувственной реконструкции. Чувственное и рациональное в познании находятся в неразрывном единстве. Познание движется от чувственного к рациональному, абстрактному мышлению. При этом чувственное познание рассматривается как первая, исходная ступень, а мышление - как высший уровень знания.

Чувственное, хотя и осмысленно, представляет собой ступень познания, отличную от логического знания. Осмысленность чувственного опыта - условие формирования новых знаний. Влияние логического знания на чувственность часто имеет своим результатом образование воображения, которое выступает, как деятельность, созидающая понятия. Мышление же является своеобразной программой, определяющей течение процессов воображения. Воображение характеризуется как процесс преобразования образа в наглядном плане.

В отличие от расчлененности логического мышления воображение обладает динамической и синтетической структурой, причем дедукция выступает как непосредственное осмысление, воссоздание целого. Всякое общее понятие как бы “отходит” от действительности благодаря своей абстрактности, чтобы глубже ее отразить. И в этом “отлете” мышления от непосредственной данности объекта, в подготовке понятий воображение играет существенную роль.

Воображение в процессе образования понятия сохраняет свою специфику, то есть созданные воображением продукты являются ни чем иным, как переработкой отраженных реальных отношений: оно выступает в качестве дополнительного фактора в процессе образования понятий, адекватных объекту. В то же время это есть создание нового единства, новой связи, новой целостности. Воображение дает возможность “видения” этого целого, общей картины явления до того, как оно будет представлено в частностях. Следовательно, в воображении способность усматривать целое раньше его частей формирует программу дальнейшего мысленного анализа. Своеобразность составляет и экономность воображения, так как его образы никогда не копируют объекта в целом, а фиксируют лишь отдельные характерные детали, но эти детали сохраняют значимость и смысл целого. Достаточно часто оно выступает в качестве догадки, связывающего звена, охватывающего и соединяющего различные компоненты опыта в стройную, целостную картину.

В ходе практической деятельности субъект одинаково опирается как на данные чувственного опыта, так и на мышление, которые теснейшим образом переплетаются. Практика опосредует переход как от чувственного к рациональному, так и от логического знания к чувственному опыту. Продукты воображения - наглядные образы - вербализуются, приобретая смысловое значение.

Обобщенность, присущая воображению, дает возможность субъекту строить гипотезы, теории. Называя те или иные объекты, с которыми субъект взаимодействует, человек тем самым “одевает” чувственный опыт в своеобразный “каркас” логических понятий. Такой опыт выступает не просто как собрание не связанных друг с другом элементов качеств, свойств, а как внутреннее согласованное единство. В ходе предметно-практической деятельности субъект имеет дело с объектами, отношениями, которые раньше в его чувственном опыте не присутствовали (например, обнаруживание новых растений, минералов). Чувственный опыт должен стать коммуникабельным, то есть приобрести общественно значимый характер, чтобы он мог быть использован в деятельности многих людей и как фактор практики и как условие познания. Роль воображения в такого рода ситуация можно оценить следующим образом. Воображение соотносит новый чувственный опыт с уже имеющимся у человека опытом. Так, встречаясь с останками ископаемых животных и получая определенные чувственные впечатления, человек пытается установить связь этих впечатлений с имеющимися у него представлениями известных ему животных. Наглядное соотнесение актуального чувственного впечатления, зафиксировавшего останки животного с имеющимся ранее опытом, выступает проявлением деятельности воображения. В данном случае обнаружившаяся связь составляет творческое новообразование.

Воображение, соотнося новый и старый чувственный опыт, как бы извлекает из глубин памяти и соответствующие категории, понятия. Старый чувственный опыт субъекта осмыслен, связан с определенными понятиями. Поэтому при сопоставлении его с новыми чувственными данными мы совершаем определенные попытки включить мышление в его переработку. Это не всегда приносит положительные результаты. Соотношение нового и старого опыта может оказаться неудачным, если между ними нет внутренней связи. И так до тех пор, пока не удастся приложить к новому опыту определенный категориальный аппарат.

Ценностная значимость воображения обнаруживается здесь в том, что оно как бы “вплетается”, органически входит в познавательный процесс, заполняя его пробелы. Посредством догадки, а также перекомбинацией элементов, свободной игры ассоциаций оно способствует формированию новых образов, создает целостную картину знания.

Сказанное о воображении характеризует его как фактор, определяющий общественную природу человеческого знания и, в частности, чувственного опыта. Само воображение сформировалось в результате общественного развития человека, его социальная форма познания. Наглядные образы обеспечивают постоянную связь мышления с конкретными ситуациями, с предметами изменяющейся действительности. Эти образы обогащают процессы мышления многими ценными деталями, утраченными в абстрактных понятиях, и часто наталкивают мысль на решение проблемы, задачи, потому что иногда бывает достаточно по-новому соотнести наглядные данные, переосмыслить проблемную ситуацию, чтобы найти искомое. В силу того воображение позволяет субъекту опираться на общечеловеческий опыт, отражая объект с позиции общего и всеобщего.

“Воображение - это специфически человеческая способность. Это свойство в его социальной функции, среди других способностей, обеспечивающих общественно-человеческую жизнедеятельность. Функция эта заключается в том, что она обеспечивает человеку возможность правильно соотносить общие, выраженные в понятиях знания с реальными ситуациями, которые всегда индивидуальны”.

“Вплетаясь” во все формы познавательного процесса, выступая компонентом восприятий, представлений, мышления, воображение, однако, имеет относительно самостоятельное значение. При его активном участии происходит выявление сущности объектов. Образы воображения осмыслены, в них осуществляется как бы “вторичная” чувственная реконструкция, основанная на знании субъектом части объекта. Развитие воображения здесь зависит от объема знаний, а также от интеллектуальных способностей субъекта.

Благодаря связи с мышлением, воображение характеризуется как творческий акт. Имеющаяся у субъекта информация (знания) способствует формированию новых образов, реконструированных из чувственного опыта и мышления. В этих процедурах действие воображения постоянно возобновляется. Причем отсутствие или недостаток познавательной информации способствует постановке целей и задач для воображения.

Роль и место воображения неодинаковы, оно по-разному функционирует в творческих актах, активно выступая в одних процессах или скрыто проявляя себя в других.

В самом общем смысле воображение есть способность субъекта создавать наглядные образы (частично или полностью) не воспринимающихся явлений при ведущей роли мышления, которые служат наглядным средством выражения мышления и тем самым его конкретизации и развития.

Процессы воображения в той или иной форме “проникают” во все виды деятельности человека, выполняя различные функции. Важнейшей из них является познавательная и связанная с ней эвристическая, имеющая большое значение в творческом поиске. Воображение осуществляет также прогностическую и планирующую роли, способствуя выработке целей, предваряя, предвосхищая результаты деятельности. Оно выступает и как организатор творческого поиска. Воображение помогает ориентироваться в исходном материале. Оно осуществляет и функцию определенного контроля, корректирует деятельность, способствуя адекватному отражению действительности.

Воображение необходимо включает в себя элемент “рассогласования” с объектом. Но это совсем не значит, что образы воображения не имеют никакого отношения к действительности. Эвристический образ “неадекватен” лишь при метафизическом понимании действительности, как не содержащей противоречий и возможностей превращения в “свое иное”. Образы воображения отражают возможности, существующие в действительности, и реализуются в процессе их преобразования.

  1. Психологическая коррекция и ее виды

    Доклад >> Психология

    И коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога... различ­ных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномер­ность) их развития. В силу системности строения психики...

  2. Психологические особенности деятельности психологической службы по исправлению осужденных

    Курсовая работа >> Психология

    Профессиональному самоопределению; психологическая коррекция поведения осужденных, изучение социально-психологических процессов в их среде, в... отдельных видов работ с осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми и их родственниками № п/п Основные виды работ, ...

  3. Процесс разработки и виды тестов при приеме на работу

    Реферат >> Государство и право

    Приеме на работу. Рассмотреть различные виды тестов и процесс их разработки. Охарактеризовать квалификацию специальности... работы, проанализировать стиль руководства, определить психологический климат, предупредить конфликты. Это конечно...

Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения.

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии и реагировании на раздражители.

Свойства восприятия:

Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность – восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами.

Константность – определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия.

Категориальность – каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к определенному классу.

В зависимости от активности работы анализатора:


Развитие восприятия обуславливается совершенствованием работы органов чувств, расширением опыта, знаний, усилением его связей с памятью, воображением, мышлением, вниманием, чувствами и волей.

1.1.2.Мышление.

Мышление

Это высший познавательный процесс.

Это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях)

Это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление в отличии от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решения задачи с начало до конча в уме, выраженными в понятийной форме, суждениях умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Наглядно – образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного материального продукта.

Теоретическое понятийное и теоретическое образное в действительности оба сосуществуют. Они дополняют друг друга. Теоретическое понятийное мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическое образное - позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.

Разница между теоретическим и практическими видами мышления состоит в том что «они по разному связаны с практикой». Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей.

Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.

1.1.3.Внимание.

Способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания).

Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.

Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

Устойчивость – способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте.

Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ объекте при этом отвлечении от других.

Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

Объем – размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

Этапы развития:

1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.

6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.

1.1.4. Память.

ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности.

И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

1.1. 5.Речь.

Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Речь является полиморфной деятельностью - в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах:

внешняя, внутренняя, монолог, диалог, письменная, устная и т. д.

Внешняя – средство общения;

Внутренняя – средство мышления;

Письменная – один из способов запоминания информации;

Диалог – двусторонний обмен информации;

Монолог – процесс рассуждения;

Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что взрослый человек выразил бы развернутым предложением, ребенок передает одним словом. С развитием мышления происходит развитие всех форм речи человека.

С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения.

Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи. Пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.

1.1.7.Ощущение.

Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью

Ощущение - простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде.

Ощущения являются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней окружающей среды наличие в ней значимых биологических факторов.

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Этот процесс осуществляется посредством органов чувств, или анализаторов человека, которые с рождения приспособлены для восприятия и переработки разных видов энергии в форме стимулов-раздражителей . Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит некоторое время или латентный период , во время которого происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по структурам нервной системы и ее уровневое переключение. Итогом возникновения ощущения является чувство .

В зависимости от видов стимулов-раздражителей:

- пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе)

- интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов),

Специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.

В зависимости от энергии, воспринимаемой стимулами-раздражителями:

Зрительные,

Слуховые,

Вкусовые,

Обонятельные

Осязательные и т.д.

Ощущения поддаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры и спорта. Различие близких звуков может улучшить слуховые ощущения.

Важно владеть приемами временной активизации работы органов чувств (разминка, глубокое дыхание, обтирание при высокой температуре, массаж биологически активных точек.

1.2. Представление (Воображение).

Определение

Представление (Воображение) – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью

Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

Представление - образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

Сущность процесса

До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Душевная жизнь – это безостановочное движение представлений.

В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания.

2. История психологии / М. Г. Ярошенко - М.: Мысль. 1976.

3. Психология Словарь справочник / М. И. Дьченко, Л. А. Кандыбович - Мн.: Хэлсон. 1998.

4. Основы психологии / Л. Д. Столяренко – Ростов – на Дону. 1997.

5. Психология / Р. С. Немов. М: 1998

6. Осгуд Ч. Точка зрения гештальттеории. Перцептивная организация: Хрестоматия по ощущению и восприятию/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевский. – М., 1995.

7. Психологический словарь./ Под общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. - . . М., 1990.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.