Троица современная икона. В чём помогает икона Святой Троицы

Большинство верующих выбирает для домашнего почитания святыни Иисуса Христа и Девы Марии. Однако в христианстве есть и другие реликвии, призванные явить православным зримый лик Бога, Его удивительную и могущественную сущность. Именно к ним и принадлежит . Значение, в чём помогает образ - всё это Вы сможете узнать из нашей статьи.

Богословский смысл реликвии - что означает «Святая Троица»?

Догмат о том, что Господь един в трёх лицах, является сутью православного учения, но постичь это положение довольно трудно. Часто христиане ограничиваются тем, что признают подобные тайны непостижимыми, однако это не помогает справиться с пытливостью ума. И хотя от веры не ожидают логических затруднений - она скорее помогает понять, что человек делает в этом мире, зачем он пришёл сюда и какова цель всех его действий - те, кто искренне ищет Бога, стараются дать ответ и на такие вопросы.

Любой, кто хотя бы раз пытался понять окружающее мироздание, людей и самого себя, знает, сколько загадок и тайн хранит Вселенная. Эта недосказанность - мостик, соединяющий Творца и созданный Им мир. И чем пристальнее, тщательнее и внимательнее христианин будет присматриваться к подобным вещам, тем больше гармонии, мудрости и красоты он заметит. Такие закономерности слишком совершенны, чтобы возникнуть вследствие простого стечения обстоятельств. Осознание этого - первый шаг на пути к Господу.

Однако подобные прозрения - лишь начало познания. Продвинуться дальше Вам позволит чтение богословской литературы, слушание проповедей, и, разумеется, созерцание святых реликвий. Через них мастера доносят до человека часть небесного бытия, постулат о единении и любви, учат проявлять нравственную твёрдость, духовную стойкость и моральную чистоту. Например, узнав, кто изображен на иконе «Святая Троица», Вы сможете глубже вникнуть в таинство Символа Веры, почувствовать радость, согласие и благодать.

Отцы церкви считают, что два главных свойства Святой Троицы - это полнота и любовь. Поэтому Господь дарует каждому христианину свободу воли, не нуждаясь ни в его добрых делах, ни в соблюдении обрядов и ритуалов. Однако Творец может и желает объять человеческий род своей добротой и милосердием - ради этого Он принёс в жертву своего Единородного Сына. И, хотя люди не могут ничего предложить Богу, они способны почувствовать свою причастность к Нему, ответив такой же любовью и преданностью.

Святитель Игнатий Брянчанинов утверждает, что лучше всего догмат о единстве Творца постигается через сравнение с человеческой душой. Так, глядя на это фото - , запечатлённая на нём, высыпана из полесского янтаря в соответствии со всеми православными канонами - Вы можете представить Бога-Отца как ум, Бога-Сына как мысль и слово, а Бога-Святого Духа как человеческий дух. Если в людях пребывают одновременно ум, мысли и дух, тогда и три лика Господа могут составлять одно существо, не смешиваясь между собой. А вот как воспевал Создателя св. Иоанникий: «Упование мое - Отец, прибежище мое - Сын, покров мой - Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе!».

Икона «Святая Троица» - от чего оберегает?

Этот образ уникален по своей иконографии и символике. Он позволяет воззвать к Первоисточнику всего сущего, к могущественному и совершенному Богу, любовь и милосердие которого защищают верующего от любых неурядиц, проблем и бед. Реликвия дарует христианам особую благодать, придавая им силы для того, чтобы духовно измениться, выбрать праведный путь, укрепиться в вере, избавиться от сомнений, искушений и тревог. Кроме того, она напоминает, что любой человек несёт в себе частичку Господней тайны - а значит, к нему необходимо относиться с любовью и уважением. Понимание этого - главный залог спасения души, стоящий превыше любых молитвенных упражнений.

Перед этим образом возносят и просительные, и благодарственные молитвы. Сначала следует читать акафист, посвящённый всем трём ликам Творца, а затем отдельные псалмы и хвалы для Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа.

Где вешать в доме икону «Святая Троица»? Лучше всего поместить её в восточном («красном») углу, напротив входной двери. Тогда первый взгляд каждого домочадца и гостя будет обращён к божественным ликам, осеняющим христиан своей благодатью и покровительством. Ещё один важный нюанс - эта реликвия располагается выше других произведений, даже если это образ Иисуса Христа. Так Вы воздаёте должное могуществу, непостижимости и всевластию Господа. А совершая поминовение святыни (его отмечают в праздник Пятидесятницы, на 50-й день после Воскресения Сына Божьего), её декорируют зелёными ветвями деревьев, цветами и ароматными травами. Эта традиция символизирует новую надежду, снизошедшую на людей со Святым Духом.

В чём помогает икона Святой Троицы? Она часто используется как исповедальная - считается, что такие молитвы обращены к самому Господу и являются не менее действенными, чем те, которые возносят в храме. Кроме того, к реликвии взывают в самых безнадёжных, драматических и сложных ситуациях - она чудесно способствует их разрешению, спасая людей от любых опасностей, катастроф и болезней. Поэтому святыня, с любовью и тщанием изготовленная из натуральных солнечных самоцветов, станет превосходным подарком для любого христианина и замечательным дополнением к Вашему домашнему иконостасу. А приобрести её поможет наш

Сюжет иконы «Святая Троица»

В основе сюжета иконы «Святая Троица» библейский рассказ (Ветхий Завет, Бытие, 18-я глава) о явлении праведному праотцу Аврааму Бога в образе трех странников:

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам <…> И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели».

После трапезы странники предсказали супругам, что исполнится их мечта – родится у них сын. Не в силах поверить в это, старики смутились, но услышали ответ: «Разве есть что-нибудь трудное для Господа?», чуть позже Авраам получает объяснение: «И сказал Господь: Утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд».

Многие богословы были убеждены, что в этом месте Ветхого Завета говорится о прообразе Пресвятой и Единосущной Троицы. Блаженный Августин («О граде Божием», кн. 26) пишет: «Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому, – исповедал Единого Бога в Трех лицах». Авраам, вышедши навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом «Владыка!» в единственном числе.

Так праведные Авраам и Сара узнали, что их посетил сам Бог в виде единой неразделимой Троицы. Изображение этого сюжета в иконописи стало называться Троицей Ветхозаветной.

Об иконе «Святая Троица» Андрея Рублева

Основой для создания своей Троицы в школе кузнецовского письма иконописец Юрий Кузнецов взял рублевскую Троицу. Да и как могло быть иначе – только этот образ, заключенный в единую круговую композицию, написанный в светлых, плывущих, воздушных, как легкая ткань, тонах по сей день олицетворяет собой представление о единстве троичного, неделимого Божия Существа, где Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой – три ипостаси Божиих, неотъемлемых и нераздельных, являют собой весь смысл и красоту христианства.

Светлая личность иконописца XXI века, исполнившего этот Пречистый, Пресвятой образ в неповторимых, блистающих красках, не противоречит серебристому сиянию рублевского письма, но продолжает традицию духовно-философской идеи Андрея Рублева и его друга Даниила Черного о свете, о единстве, о смирении и мире внутри и вне нас…

Село Радонеж находится недалеко от городка Сергиев Посад, в советский период – Загорск. Сергиев Посад вырос вокруг Троице-Сергиевой лавры, которая усилиями Никона Радонежского – друга и верного ученика преподобного Сергия Радонежского, родоначальника обители, ныне стала одной из крупнейших территориальных святынь земли Русской, привлекая к лицезрению и поклонению ее иконописным и архитектурным сокровищам паломников и посетителей не только из России, но и со всего мира.

А в XIV–XV веках по-над рекой Пажей возник Радонеж – маленький городок в уделе московских князей. Теперь до того места можно добраться от станции Семхоз Московской железной дороги автобусом или автобусом же – от вокзала Сергиева Посада. В летописном источнике XVII века ситрики нашли сведения об «Андрее Радонежском иконописце прозванием Рублев», написавшем икону «Троица» по заказу старца Никона Радонежского, у которого Андрей Рублев жил как инок-послушник, возможно, еще при последних годах жизни и самого святого Сергия.

Икона сия прославила преподобного Сергия и стала отправной вехой в изучении всего наследия Рублева и его друга Даниила Черного, которое не исчерпывалось только «Троицей». Росписи Успенского собора во Владимире, создание уникального Звенигородского чина храмовой росписи, оформление Евангелия Хитрово – предоставляют нам значительные сведения о рублевском наследии.

Святитель Никон, унаследовавший управление основанной преподобным Сергием обителью, ушел из жизни в 1427 году, но поскольку икона по его повелению должна была быть написана при его жизни, то и рождение иконы может обозначаться этим временем. Икона была написана для Троицкого собора, устроенного Никоном в 1422 году на месте обретения мощей преподобного Сергия. Но земли тех мест были обескровлены нашествием хана Едигея в 1408 году, и, к великой печали, монастыри имели скудные средства. В этих условиях Никон Радонежский призвал создать убранство воздвигнутого по его повелению Троицкого собора – фрески и иконы – иконописцев Андрея Рублева и иных, также, не исключено, его друга Даниила Черного, находившихся в то время в Москве, в Андрониковом монастыре, хотя по поводу последнего наверняка не известно.

Это были годы, когда Андрей Рублев был уже в преклонных годах. Великий иконописец Святой Руси родился примерно в 1360 году, умер в 1430 году, но его творческие силы, по милости Божией, были настолько велики, что перед тем как он преставился, ему, вместе с давним другом Даниилом, довелось после Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры создать иконописное убранство Спасского собора в Андрониковом монастыре.

Откуда он черпал такие уникальные образы, такие тона, такие композиции? Безусловно – из Первоисточника, от Духа Святаго, который водит рукой любого истинного иконописца, создателя иномирных образов мира горнего, лик которых освещает и освящает нашу жизнь в дольнем мире? Преподобный Иосиф Волоколамский (9/22 сентября) в своих описаниях свидетельствует, что Андрей Рублев и Даниил Черный на Пасху и в прочие дни, свободные от трудов, часто подолгу предстояли перед иконами в любовании и почтении, преисполняясь света, который непрестанно источают на нас святые лики. Это тихое молитвенное предстояние давало им и силы и являлось бесконечным источником вдохновения.

Рублевская манера, которая выделяет его письмо изо всех иных, и стала основой Звенигородского чина. Она несет в себе признаки византийского искусства, берущего начало в греческой манере христианской иконографии и религиозных литературных памятниках Византии, благодаря которым сложилось нынешнее православное богослужение. Соединившись с мировоззрением древнерусской славянской традиции, оно дало уникальный сплав, из которого выросла вся русская иконография, и в ней – рублевская школа, равной которой нет.

В царствие Иоанна Васильевича Грозного на Стоглавом соборе 1551 года было вынесено постановление, которое определенным образом возвело наследие и иконописный стиль почившего почти век назад иконописца Андрея Рублева, прозванного как и преподобные Сергий и Никон Радонежским, в практически канонический чин, утвердив всенародную славу рублевской школы.

Шло время, и большинство рублевских творений было записано позднейшей иконописью, но слава его имени все еще цвела. Известный реставратор В.П. Гурьянов первым начал открывать «Троицу», освобождая ее от более поздних записей. Она хранилась в окладе, почти полностью закрывающем изображение, и когда его сняли, а затем сняли три слоя напластований, последним из которых оказалась обычная палехская роспись XVIII века, то взорам открылось, поразившее всех истинное откровение русского иконографического искусства.

Икона окончательно освободилась от поновлений лишь в 1919 году. Тогда «Троица» Андрея Рублева предстала в своем начальном облике. По ее художественным и иконографическим признакам была отныне определена московская иконописная школа, где исконная славянская традиция Руси соединилась с христианской культурой Византии, чьи истоки берут начало в античных эллинских традициях, связанных со всем древним искусством Ойкумены. «Троица» Андрея Рублева хранится в собрании Третьяковской галереи в Москве.

Особенности иконографии и символика «Троицы» Андрея Рублева

Преподобному Андрею Рублеву в своей иконе «Святая Троица» удалось достичь наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы, воплотить главный догмат христианства. Согласно богословской традиции, Троица выражает идею Бога, сущность которого едина, но бытие есть личностное отношение трех ипостасей. В православном учении Троица именуется Единосущной, Нераздельной, Живоначальной и Святой.

Ранее в троичных иконах, изображавших известный ветхозаветный сюжет из книги Бытия, иконописцы, как правило, передавали только бытовую сцену: три ангела в гостях у Авраама и Сары сидят за накрытым столом в тени большого дуба. На иконах изображались фигуры Авраама и Сары, отрока, закалывающего тельца, всевозможные атрибуты трапезы. За таким изображением этого события закрепилось название «Гостеприимство Авраама».

В отличие от них, Андрей Рублев отказался от подробностей, и из иконы исчезло все сиюминутное, уступив место вечному. Исчезли фигуры Авраама и Сары, богатая сервировка стола сменилась одной чашей – символом жертвы. Это уже не трапеза – перед людьми совершается таинство искупительной жертвы. Из всех подробностей в верхней части «Троицы» остались дом Авраама в виде украшенного колоннами сооружения, похожий на ветку коренастый Мамврийский дуб и нависающая скала – обозначение пустыни, откуда пришли странники.

Основную часть пространства иконы занимают сидящие за столом три ангела. Единосущность на иконе Рублева передана тем, что фигуры ангелов написаны совершенно однотипными, и все они наделены равным достоинством. Каждый из ангелов держит в руке жезл – в ознаменование Божественной власти. Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния.

Совершенно естественно возникает вопрос: какое Лицо Святой Троицы с каким ангелом следует отождествить? Мнения высказываются самые разные. Здесь хочется привести слова глубокого знатока иконописи академика Бориса Раушенбаха: «Несомненно, однако, что проблема отождествления ангелов и Лиц имеет второстепенный характер. Ведь как бы ни решался вопрос о соответствии между ангелами и Лицами, Троица продолжает оставаться лишь Троицей. Меняется лишь толкование жестов, но никак не кардинальное качество иконы, которым естественно считать полноту выражения догматического учения о Троице».

Варианты различных рассуждений на эту тему можно подразделить на три группы.
Согласно первому мнению, центральная фигура отождествляется с Богом Отцом, по правую руку от Него, одесную (для нас слева), помещается Бог Сын («И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16:19)). Соответственно фигура правого ангела – Бог Святой Дух. Это толкование показывает иерархичность личностных отношений внутри Святой Троицы. От Бога Отца извечно рождается Бог Сын и исходит Бог Святой Дух. Центральное место на иконе (условно главное) отдается, таким образом, Богу Отцу – «Отец Мой более Меня» (Ин. 14:28).

Второе мнение основывается на том, что в деле спасения человеческого рода центральное место занимает Бог Сын. В честь него названы религия и каждый ее представитель. Соответственно в данном случае за Лицом среднего ангела закрепляется Лицо Бога Сына. Сторонники этого мнения подкрепляют свои рассуждения толкованием подробностей, изображенных на иконе. Среди них цвет и детали одежды центрального ангела, говорящие о том, что он является посланником для спасения мира, символическое «Древо жизни» за его спиной, повторение контуров жертвенной чаши, образованной силуэтами боковых ангелов, внутри которой оказывается средний ангел, то есть Бог Сын – Иисус Христос. Это толкование было так широко распространено, что некоторые иконописцы стали ставить над головой среднего ангела надпись: IC XC (Иисус Христос) и крестчатый нимб, какой может быть только у Спасителя.

Бог Отец, согласно этой точке зрения, изображен слева, в облике его читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, взгляд обращен к другим ангелам. Два других ангела в молчаливом почтении склонили к нему голову. Его прямой благословляющий чашу жест отличается властностью, тогда как «обратный», принимающий жест среднего ангела выражает покорность воле Бога Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Над головой Бога Отца изображены палаты – символ мироздания, построенного «Творцом неба и земли». Третий ангел изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета, подчеркивающей ипостась Святого Духа, именуемого Животворящим. С давних времен церковная традиция закрепила зеленый цвет за третьей ипостасью Святой Троицы. Этот цвет в иконописной символике означает вечную жизнь, это цвет надежды, цветения, духовного пробуждения. Изображенная над третьим ангелом гора является символом святости, символом горнего мира. Приверженцы этого взгляда говорят, что ангелы расположены на иконе в порядке, согласном Символу веры: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

Общий смысл третьей точки зрения может быть выражен решением Стоглавого собора о том, что иконы Святой Троицы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублева, то есть не различая ипостасей, подписывая же только «Святая Троица».

На Седьмом Вселенском соборе было утверждено право изображать на иконах Спасителя Иисуса Христа как Бога воплотившегося, а следовательно, и утверждено правило о невозможности изображения Бога Отца как не воплощавшегося и по-прежнему невидимого и неописуемого. Отцы Стоглавого собора, запрещая отмечать на иконе Святой Троицы различные ипостаси, хотели, чтобы икона Святой Троицы прочитывалась как единый, общий символ всей Святой Троицы, удерживая иконописцев от нарушения канона (изображения Бога Отца, который не изобразим).

Композиция иконы Андрея Рублева указывает на устремленность к евхаристической чаше, символизирующей Великую Жертву, – готовность одного из трех Лиц Божества принести себя в жертву ради спасения человеческого рода, в этом движении выражена нераздельность Святой Троицы. Чаша – смысловой центр иконы. Три ангела как будто находятся в сокровенной безмолвной беседе об участи человеческого рода. Андрей Рублев не обозначает лиц Божественной Троицы, на иконе нет надписей, нет перекрестья на нимбе Христа, что создает образ неразрывного союза, согревающего и спасающего жизни.

Все линии в иконе «Святая Троица» – очертания фигур, нимбов, крыльев – вписаны в плавное круговое движение, создавая ощущение завершенности и покоя. Круг – фигура, в которой с древнейших времен люди видят олицетворение идеи Вселенной, мира, высшей гармонии, единства.

Значение иконы


Каждое ветхозаветное событие несет в себе для сведущего верующего явно различимую параллель с событиями Нового Завета. Так и образы трех ветхозаветных странников в ангельском обличье за трапезой под дубом Мамврийским в доме Авраама и Сары (Быт. 18), родоначальников всех колен израильских, напоминают нам о другой трапезе – о Тайной вечере, где Сын Божий в Евхаристии соединил через учеников своих все человечество во имени Христовом. В «Житии Сергия Радонежского» упоминается, что Троицкий храм в Сергиевой лавре был воздвигнут затем, чтобы ««взиранием на него побеждался страх перед ненавистною раздельностью мира», ибо все мы едины во Христе, и через это единство утверждается всемирное братство всех душ, призванных к жизни до нас, ныне и после нас.

Помимо многих молитв, созданных в разные века во славу Пресвятой Троицы, главный догмат Святой Троицы отражен в важнейшем творении – Символе веры, составленном на Первом (Никейском соборе) 325 года и окончательно утвержденном как единый документ на Константинопольском соборе 381 года.

Теперь в Никео-Цареградском Символе, который читается во время всех богослужений и таинств, заложена идея христианского догмата о Пресвятей Троице Единосущней и Нераздельней. В стихах Символа веры он заложен везде, но основные его постулаты наиболее твердо звучат в 1-, 2- и 8-м стихах.

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день, по Писанием.
6. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых.
12. И жизни будущаго века. Аминь.

Однако и в молитвенном порыве человеческий разум не может охватить великий смысл Троицы, и человеку дано знать лишь часть Божественного бытия. Для разъяснения тайны Святой Троицы Святые Отцы указывали на человеческую душу, являющуюся образом Божьим. «Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа, – учит святитель Игнатий Брянчанинов. – Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно так же дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».

Написанная в похвалу Сергию Радонежскому для Троице-Сергиева монастыря, икона Андрея Рублева «Святая Троица» наполнена мировоззрением преподобного Сергия о единении и христианской любви. Нравственная бодрость и духовная стойкость, воспринятые от преподобного Сергия Андреем Рублевым, позволяют ему показать своим искусством «что совершенство и справедливость не противоречат человеческой природе». М.В. Алпатов в своем очерке «Андрей Рублев и русская культура» пишет: «Он представил желанное людям блаженство в столь привлекательном виде, что богословские споры и небылицы мнимых очевидцев теряли всякий смысл. Не выходя из своей роли художника, ограничиваясь изображением того, чего все искали, он внушал людям веру в возможность осуществления на земле и мира, и согласия, и любви. Заметьте, это происходило в те годы, когда страну раздирали братоубийственные распри, в мире было много жестокого, неразумного, царили произвол, недоверие».

В творении преподобного Андрея Рублева, помимо высочайших богословских истин, люди увидели и призыв к духовному единству, взаимной любви, объединению страны. Искусствовед, глубоко верующий человек И.К. Языкова в своей книге «Богословие Иконы» пишет: «Образ Святой Троицы есть, прежде всего, образ единства – образ, данный для нас, чтобы нас исцелять (“исцелять” – от слова “цельный”). Спаситель молился накануне Своих страстей: “… да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они, да будут в нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня”» (Ин. 17.21). И да будет так.

> икона Святой Троицы

Икона Святая Троица

В православии день Святой Троицы отмечается на пятидесятый день после Пасхи - Воскресения Христова. В этот день состоялось сошествие Святого Духа на апостолов в Сионской горнице, которое дало ученикам Христа множество способностей, в том числе способность понимать и говорить на всех языках мира.

Икона Святая Троица дословно пересказывает сюжет, взятый из Ветхого Завета, недаром второе название этого образа - "Гостеприимство Авраама" или "Авраамово гостеприимство" . Как описано в книге Бытие, в один знойный день, недалеко от своего дома рядом с дубравой Мамвре близ Хеврона, Авраам увидел трёх путников, стоящих на пыльной дороге. Гостеприимный Авраам выбежал из шатра своего и подбежал к путникам. Признав в трёх путниках Господа Бога, Авраам поклонился до земли и воскликнул: "Владыка! Если я обрёл благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего...И принесут вам воды и омоют ноги ваши...отдохните под деревом этим, а я принесу хлеб, чтобы подкрепить сердца ваши!" Усадив Троицу под сенью Мамврийского дуба, Авраам поспешил к своей жене Сарре, чтобы та приготовила опресноки, а сам повелел слугам забить и приготовить телёнка. Перед тремя путниками был поставлен стол с хлебом, маслом, молоком и мясом тельца. Отобедав, путники призвали к себе Авраама и спросили его: "Авраам, где Сарра, жена твоя!?" Узнав, что она в шатре, один из путников сказал: "Я буду у тебя через год, и через год будет у жены твоей Сарры сын." На усмешку и неверие Сарры, один из Троицы ответил: "Разве есть что-то трудное для Бога?" (Многими веками позднее этой же самой фразой архангел Гавриил сметёт все сомнения Девы Марии на её вопрос о возможности зачать от Святого Духа, не познав мужа своего - об этом случае говорится в описании иконы Благовещение .)

Двое из путников поднялись и отправились в Содом и Гоморру, чтобы вершить там суд Божий над греховными нечестивцами, третий из них задержался, чтобы договорить с Авраамом. Он поведал старцу о том, что от Авраама произойдёт "народ великий и сильный, и благословятся в нём все народы земли", но за это и Авраам и все его потомки должны будут "ходить путём Господним, творя правду и суд." Как известно из Ветхого Завета, от Сарры у Авраама родился сын Исаак, а одним из потомков стал легендарный библейский царь Давид, потомком которого стали и сама Богоматерь, и Иоанн Предтеча - креститель Иисуса Христа.

Как и в других особо чтимых иконах, дословный пересказ сюжета Библии переплетён с глубокой символичностью образа Святой Троицы. На иконе Святой Троицы принято изображать Мамврийский дуб (это дерево живо и поныне, ему около 5000 лет, оно находится в Хевроне), Храмовую гору - гору Мория (место, где Авраам многими годами позднее должен был принести в жертву своего взрослого сына Исаака по велению Господа Бога, решившего испытать смирение и веру библейского старца) и сам дом Авраама. Путники - Святая Троица представлены в виде трёх ангелов (так они названы в девятнадцатой главе первой книги Бытия), держащих в руках царские жезлы как символы их всевластия:

  • Левый Ангел - Бог-Отец. Над головой Его - дом Авраамов.Как Авраам построил дом свой, так и Бог-Отец построил мир за шесть дней. Таким приёмом подчёркивается творческая сущность этой ипостаси Бога, Его заслуга основателя мира, мироустроителя и хозяина мира. Одежды его красного - поистине царского цвета.
  • Центральный Ангел - Бог-Сын. Над головой Его - Мамврийский дуб как символ райского Древа Жизни. Отведав кусочек плода этого Дерева, человек обретал бессмертие. Человек, уверовавший во Христа, спасал свою душу и дарил райское бессмертие ей. Полным символизма представляется и движение руки с чашей Бога-Отца по направлению к Богу-Сыну. "Да минует Меня чаша сия" , - молился Спаситель, зная о своих грядущих мучениях в Гефсиманском саду после Тайной Вечери, - "впрочем, пусть будет так, как Ты сказал." И испил эту чашу до дна. Одет Бог-Сын в красный хитон с нашитым клавом - земное одеяние Иисуса Христа.
  • Правый Ангел - Бог-Святой Дух. Над головой Его - гора Мориа как символ устремления праведной души человеческой, спасённой Христом, к райским высотам. Гора как символ непосредственной близости к Богу многократно упоминается в Библии: на горе Синай пророк Моисей получает от Бога десять заповедей, на горе Фавор ближайшие ученики-апостолы Христа Симон Пётр, Иаков и Иоанн видят Преображение Господне - откровение всех лиц Святой Троицы, с вершины горы Елеонской состоялось Вознесение Христа. Животворящий Святой Дух одет в зелёные одежды - символ обновления, объединения человека и Бога.

На иконе Святой Троицы фигуры ангелов образуют круг - бесконечную и самую красивую гармоничную фигуру, не имеющую ни начала ни конца. Обратная перспектива изображения трёх ангелов охватывает воображение смотрящего на икону Святой Троицы человека, приглашая его присоединиться в качестве зрителя к ветхозаветному сюжету и приобщиться к Божественному.

С благодарностью смотрят верующие на образ Святой Троицы: даже издали он ещё раз напоминает о спасительной жертве Христа: фигуры Бога-Отца и Бога-Святого Духа образуют силуэт жертвенной чаши, в которую помещён Бог-Сын, отдавший свою земную жизнь за спасение человечества от первородного греха прародителей Адама и Евы, и даровавший нам надежду на спасение.

Перед иконой Святой Троицы молятся о прощении грехов, молятся о самых важных в нашей жизни событиях, перед образом Святой Троицы исповедуются, перед ней воздают хвалу Господу.

О том, что философия начинается с удивления, еще в древние времена сказал Аристотель. Такое же удивление вызывает и загадочный, и даже где-то парадоксальный мир христианской догматики.

Самой великой тайной можно считать единство Пресвятой Троицы, которое простому смертному кажется чем-то непостижимым. И разве мыслимо сие единство изобразить графически? Оказывается, да. И таким образом является икона «Святая Троица», которую иногда еще называют «Гостеприимство Авраама».

Изначальные композиции святыни

В основу сюжета чудотворного образа легла история из ветхозаветной Книги Бытия, повествующая о встрече трех странников в образах ангелов с Авраамом и то, каким гостеприимством окружил их старец. Это воспринимается как поучительная иллюстрация к двум главным заповедям: возлюби Бога и возлюби ближнего своего, т.е. Авраам в трех незнакомых странниках увидел Бога и, служа гостям, служил Богу.

Композиционно изображение со временем изменялось: от изначально бытовых сюжетов с наличием как странников, так и Авраама с супругой Саррой, до наполнения новым смыслом, когда три ангела на иконе стали воплощать символы Триединства Господа, а явление их Аврааму стало называться явлением Святой Троицы.

«Троица» от Андрея Рублева

Икону Андрея Рублева можно найти в Толмачах в Храме святителя Николая. Классическим образцом в русской иконописи стала икона на данный сюжет, созданная преподобным Андреем Рублевым. Конечно, и она во многом символична. Так, Троицу представляют три ангела, которые сидят за столом, символизирующим Евхаристию, Трапезу Господню. В центре стола помещена чаша - символ Искупительной жертвы.

Изображенный слева ангел означает Бога-Отца, благословляющего чашу. Ангел, сидящий по центру - Сын. Правую руку Он опустил на престол, символически сложив пальцы, что выражает покорность Отчей воле, а также то, что Он готов принести себя в жертву, чтобы искупить грехи людские, являя этим высшую Любовь к людям.

Святой Дух, ангел, расположенный на образе справа, как бы завершает своим жестом символическую беседу Отца и Сына. С одной стороны, этот жест утверждает высочайшее значение жертвенной любви, а с другой - как бы утешает предназначенного на жертву.

Присутствуют на иконе и библейские реалии: Мамврийский дуб, у которого и произошло явление Святой Троицы; и гора, в которой можно усмотреть и место жертвоприношения Исаака, и Голгофу.

Святая Троице, помоги нам!

Образ этот сугубо православный, т.к. именно эта конфессия признает и верит в триединство Бога. Значение иконы «Святая Троица» поистине неоценимо. Обращение к ней поможет справиться со всеми мыслимыми волнующими человека проблемами, отыскать правильный путь, возродить надежду.

Молясь перед этой иконой, можно читать молитвы, которые обычно читают, готовясь к исповеди. Это позволяет очистить себя от греховности. Исповедуя свои прегрешения, предстоя перед образом Святой Троицы, молящийся как будто раскрывает их Господу Вседержителю напрямую, без посредников.

Молитва Троице способствует искуплению грехов. В чем помогает икона «Святая Троица»? К святыне взывают:

  • в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях;
  • прося защиты от любых опасностей, катастроф и болезней;
  • моля о прощении грехов;
  • воздавая хвалу Создателю.

Место в доме для иконы

Как правило, дома иконы расположены в каком-то определенном для них месте. Если есть возможность, лучше, чтобы они стояли или висели на восточной стене - христиане обычно молятся, повернувшись лицом к востоку. Не всегда квартиры наши спланированы именно таким образом, поэтому не будет большого греха, если образа будут расположены, так сказать, по возможностям:

  • можно поместить у изголовья кровати;
  • напротив входа в квартиру;
  • поставить на полку;
  • поместить в специальном шкафчике.

Где будет помещена икона, совершенно неважно, гораздо важнее - искренние молитвы перед ней.

Перед «иконным уголком» должно быть достаточно места, чтобы можно было без труда подойти к образам и помолиться в комфортных условиях.

Впрочем, есть два нюанса на эту тему: если в вашем молитвенном уголке размещено несколько икон, то «Святую Троицу» рекомендуется расположить выше остальных. Таким образом как бы воздается должное могуществу, непостижимости и всевластию Господа.

А второй момент: относиться к месту, где расположены иконы, следует с предельным благоговением. Нужно постоянно поддерживать там чистоту, снимать пыль, менять салфетки.

Читайте также:

Молитва иконе «Святая Троица»

Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем!

Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония.

Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любящи, и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши.

Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.

Многие святые отцы церкви считают, что настоящим молитвенным обращением является такое, в котором человек ни о чем не просит, а лишь выражает благодарность Богу за все ниспосланное Им, понимая, что даже скорби направлены для нашего вразумления. А еще в правильных молитвах возлагается надежда на заботу Бога о праведном устроении жизни верующего.

Поэтому, молясь перед иконой «Святая Троица», надо иметь в своем сердце покаяние, смирение и искреннее желание исполнять волю Божью в исправлении своей жизни. И можно быть уверенным, что такое молитвенное обращение Господь непременно услышит и дарует молящемуся Свою благодать и духовную помощь.

Однако в православной иконописи встречаются образа, глубокий смысл которых сразу понять не так-то просто.

Один из таких примеров - икона Святой Троицы. Мало того, что существует несколько различных вариантов этого образа, так еще и не всегда понятно, кто же именно на ней изображен. Попробуем разобраться в этом непростом богословском вопросе.

Кто такая Святая Троица и какие бывают ее иконы

Догмат о единстве Святой Троицы - один из наиболее сложных и в то же время основополагающих постулатов православной веры. Согласно ему, мы верим в Единого Бога, который представлен в трех лицах или ипостасях - Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Каждая из ипостасей является Богом, а Бог вмещает в себя неразрывно все три лица. Иерархии в Троице нет, Бог Сын в той же степени Бог, что и Бог Отец или Бог Дух Святой.

Икона Пресвятой Троицы

Полностью понять данное учение простому мирянину не под силу, над этим ломают головы лучшие богословы всего христианского мира. Для обычного рядового человека, верующего в Господа нашего Иисуса Христа, достаточно понимать, что у Единого Бога есть три лица, каждое из которых одинаково является Богом. Канонически на иконах можно изображать лишь то, что было явлено людям. Так, человечеству было явлено большое чудо лицезреть Самого Господа Иисуса Христа, поэтому мы имеем большое количество икон с его святым ликом.

Об иконах Иисуса Христа:

Что касается Бога Отца и Бога Святого Духа, то видимо они никогда не являлись людям. В Библии есть места, где Господь посылал с Небес свой глас, а также Святой Дух спускался в виде голубя. Это все физические проявления двух других ипостасей, которыми располагает человечество. В связи с этим нет иконы, которая в естественном виде изображала бы Святую Троицу (как, например, есть иконы Христа, достоверно повторяющие Его внешность).

Все изображения Троицы - глубоко символичны и несут в себе большую богословскую нагрузку. Один из наиболее известных образов - «Гостеприимство Авраама». На нем изображена сцена из книги Бытия, когда Аврааму был явлен Господь под видом трех ангелов. Именно тогда один из ангелов возвестил Аврааму о скором рождении у него сына.

На этом изображении мы видим трех ангелов, сидящих за столом, и Авраама и Сарру, которые им прислуживают. На заднем плане виден Мамврийский дуб, дом самого Авраама и горы. Суть этого изображения в том, что символично Аврааму и Сарре под видом трех ангелов была явлена тайна Троичного Господа.

Явление Святой Троицы Аврааму

Икона преподобного Андрея Рублева

Наиболее полно суть троической Божественной природы раскрыта в образе преподобного Андрея Рублева. Пожалуй, это наиболее известная и почитаемая икона Святой Троицы в нашей церкви. Художник отказывается от образов Авраама и Сарры, ангелы сидят за столом одни. Они уже не вкушают пищу, а как будто благословляют ее. Да и пищи как таковой на столе уже нет - осталась одна чаша, которая символизирует причастие и Святые Дары.

Многие исследователи пытались разгадать, в какой же последовательности преподобный Андрей Рублев изобразил каждую ипостась Господа. Большинство специалистов сошлись во мнении, что для того чтобы подчеркнуть единство Троицы, художник не стал указывать, где кто изображен.

По большому счету, для простого верующего христианина нет никакой разницы, где какая сущность расположена. Мы все равно молимся Единому Богу, и невозможно помолиться Сыну, не молясь при этом Отцу или Святому Духу. Поэтому, глядя на икону, лучше всего воспринимать образ в целом, не разделяя его на три разных фигуры.

Даже само изображение как бы подчеркивает единство всех персонажей - фигуры всех трех ангелов вписываются в невидимый круг. В середине находится Чаша, которая символически указывает на Христову Жертву ради всего человечества.

Необходимо упомянуть, что встречаются различные неканонические попытки изобразить три ипостаси Божии. Загадка христианского понимания Бога всегда привлекала множество исследователей, и не всегда они согласовывали свои взгляды с канонами православия. Поэтому верующим людям нужно тщательно избегать увлечения подобными изображениями. В храмах таких икон встретить нельзя, не нужно их иметь и дома.

Икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева

Где должна находиться икона Святой Троицы и как перед ней молиться

Если говорить о храмах, то в большинстве из них можно найти этот святой образ. Если храм освящен в честь Святой Троицы, то главная икона будет находиться на аналое, на видном месте. Любой верующий христианин может прийти в такой храм и приложиться к святыне.

Перед образом могут служиться молебны , может быть освящена вода. Такие небольшие службы даруют большое утешение православным, которые молятся на них о том, что волнует их души. Можно подавать записочки с именами родных и близких, тогда священник вознесет прошения к Богу и о них.

Важно! Основой любого молебна является не сам факт подачи записочки с именами, а искреннее обращение к Богу верующего человека. Поэтому очень желательно присутствовать на молебне лично.

Икону Святой Троицы можно иметь и дома, чтобы в личной домашней молитве обращаться к Господу. Для этого дома можно оборудовать специальные полки для образов - домашний иконостас . На нем располагают все имеющиеся в семье иконы. Стоит помнить, что при оформлении иконостаса центральное место должны занимать иконы Господа и Пресвятой Богродицы, а следом за ними почитаемых в семье святых.

По христианской традиции все иконостасы принято оборудовать на восточной стене или углу дома. Однако если по каким-то объективным причинам это сделать невозможно (например, восточная сторона занята большим окном или дверью), то нет никакого греха в том, чтобы разместить домашние святыни в любом другом подходящем месте.

Главное правило - отношение к месту, где хранятся образа, должно быть благоговейным. Нужно содержать его в чистоте, своевременно вытирать пыль, менять салфетки. Совершенно недопустимо, когда хозяева поддерживают порядок, к примеру, на кухне, но при этом святой угол выглядит запущено и неухожено.

Икона Пресвятой Троицы

В чем помогает икона

В околохристианской среде нередко можно встретить мнение, что перед теми или иными святынями можно молиться строго по определенным вопросам. Нередко можно услышать подобные советы даже перед опытными прихожанами и старожилами храмов. Такой подход не совсем верно отражает суть православной веры.

О других известных православных иконах:

Во всех бедах и скорбях, в которых мы просим духовной помощи, подать ответ нам может только лишь один Господь Бог. Святые являются нашими помощниками, которые вместе с нами могут упросить Господа подать нам все необходимое для нашей жизни. Просто складывается такая традиция, что молитвы перед определенными образами помогают в той или иной ситуации. Но это нестрогое правило, и человек перед любой иконой может попросить о чем угодно.

Важно! Вера в то, что помощь исходит именно от иконы, перед которой человек молится, является языческим подходом и искажает суть православной веры.

Поэтому, молясь перед иконой Святой Троицы дома или в храме, человек может попросить обо всем, что лежит у него на душе. Стоит только не забывать, что к Господу нельзя идти с греховными мыслями, нечестными или заведомо плохими просьбами.

Большинство святых отцов церкви говорят, что настоящая молитва та, которая ничего не просит, а только лишь благодарит Бога и возлагает на Него заботу о жизни человеческой. В Евангелии сказано, что и волос не упадет с головы человека, если на то не будет Божьей Воли. Поэтому лучше всего предстоять перед святыней с покаянным сердцем, смирением, и желанием исправить свою жизнь по Божьей воле. Такое обращение всегда будет услышано и человек ощутит благодать и духовную помощь в жизни.

Видео об иконе Святой Троицы Андрея Рублева