Варианты егэ химии фипи. Готовимся к егэ по химии

ЕГЭ 2015. Химия. Типовые тестовые задания. Медведев Ю.Н.

М.: 2015. - 112 с.

Типовые тестовые задания по химии содержат 10 вариантов комплектов заданий, составленных с учетом всех особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2015 году. Назначение пособия - предоставить читателям информацию о структуре и содержании КИМ 2015 г. по химии, степени трудности заданий. В сборнике даны ответы на все варианты тестов и приводятся решения всех заданий одного из вариантов. Кроме того, приведены образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов и решений. Автор заданий - ведущий ученый, преподаватель и методист, принимающий непосредственное участие в разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Пособие предназначено учителям для подготовки учащихся к экзамену по химии, а также учащимся-старшеклассникам и абитуриентам - для самоподготовки и самоконтроля.

Формат: pdf

Размер: 2,7 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 4
Инструкция по выполнению работы 5
ВАРИАНТ 1 8
Часть 1 8
Часть 2 14
ВАРИАНТ 2 16
Часть 1 16
Часть 2 22
ВАРИАНТ 3 24
Часть 1 24
Часть 2 30
ВАРИАНТ 4 32
Часть 1 32
Часть 2 38
ВАРИАНТ 5 40
Часть 1 40
Часть 2 46
ВАРИАНТ 6 48
Часть 1 48
Часть 2 54
ВАРИАНТ 7 56
Часть 1 56
Часть 2 62
ВАРИАНТ 8 64
Часть 1 64
Часть 2 70
ВАРИАНТ 9 72
Часть 1 72
Часть 2 78
ВАРИАНТ 10 80
Часть 1 80
Часть 2 86
ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ 88
Часть 1 88
Часть 2 89
РЕШЕНИЯ И ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ЧАСТИ 2 90
РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ВАРИАНТА 10 96
Часть 1 96
Часть 2 108

Уважаемые выпускники и абитуриенты!
Настоящее учебное пособие представляет собой сборник заданий для подготовки к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии, который является как выпускным экзаменом за курс средней школы, так и вступительным экзаменом в вуз. Структура пособия отражает современные требования к процедуре сдачи ЕГЭ по химии, что позволит вам лучше подготовиться к новым формам выпускной аттестации и к поступлению в вузы.
Пособие состоит из 10 вариантов заданий, которые по форме и содержанию приближены к демоверсии ЕГЭ и не выходят за рамки содержания курса химии, нормативно определенного Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Химия (приказ Минобразования № 1089 от 05.03.2004 г.).
Уровень предъявления содержания учебного материала в заданиях соотнесен с требованиями государственного стандарта к подготовке выпускников средней (полной) школы по химии.
В контрольных измерительных материалах Единого государственного экзамена используются задания трех типов:
- задания базового уровня сложности с выбором ответа (в прошлые годы тип А),
- задания повышенного уровня сложности с кратким ответом (в прошлые годы тип В),
- задания высокого уровня сложности с развернутым ответом (в прошлые годы тип С). К каждому заданию первого типа (1-26) предложены 4 ответа, из которых только один
верный. Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый указал верный ответ.
В заданиях второго типа (27-35) в ответе требуется записать число или последовательность цифр (текст решения писать не нужно). Ответ записывается в специальном бланке.
В заданиях третьего типа (36-40) требуется написать текст решения. Текст решения записывается на специальном бланке. Задания именно этого типа составляют основную часть письменной работы по химии на вступительных экзаменах в вузы.

Химия считается сложным предметом, который не пользуется особой популярностью у школьников. ЕГЭ по химии выбирают те, кто собирается поступать в институты, направленность которых связана с химическим производством, некоторыми строительными специальностями, медициной и фармацевтикой, биотехнологиями. Поэтому сдаватьЕГЭ по химии 2014 года решилось немногим больше 11% выпускников.

Структура ЕГЭ по химии

Разработкой заданий и методик для оценки качества знаний по различным предметам занимается Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Его сотрудниками подготовлена спецификация для проведения единого экзамена по химии в 2015 году, согласно которой теория и практические знания этого предмета выпускниками школ будут оцениваться дифференцировано. остались на прежнем уровне. Чтобы сдать экзамен нужно набрать 36 баллов.

В КИМы ЕГЭ по химии включены задания разного уровня сложности.

  • Первые 26 заданий (с А1 по А26) содержат тесты на выявление признаков различных веществ, умение определять их свойства по строению и составу, химической формуле и т.д. Ответом на каждый тест служит одна цифра. Каждый правильный ответ на вопросы базового уровня оценивается в один балл.
  • Следующие девять заданий (В27-В35) выявляют степень углубленного изучения дисциплины. Здесь уже требуется понимание происходящих химических процессов и реакций, возникающих при взаимодействии различных веществ. Ответом служит комбинация из четырех цифр. За него дается два балла. Если в последовательности допущена одна ошибка ответ оценивается в один балл.
  • В следующей части (С36-С40) содержатся задания максимальной сложности. В каждом из них необходимо составить структурную или вывести молекулярную формулу. В некоторых требуется сделать анализ реакции. Ответ должен быть развернутым. Максимальная оценка за каждое задание «С» - 4 балла. За любую неточность в ответе снимается один балл.

Успешно справившись со всеми заданиями ЕГЭ по химии 2015 года , выпускник может набрать максимальное количество баллов - 64. На выполнение отводится три часа (180 минут)

Изменения в ЕГЭ по химии

Банк заданий для выпускного экзамена по химии постоянно корректируется. ФИПИ было принято решение внести по химии 2015.

  1. Уменьшилось количество заданий базового уровня. Их осталось 26 (было 28).
  2. При 100% выполнении заданий всех уровней, сдающий экзамен набирает 64 балла.
  3. Внесены изменения в структуру. Новые КИМы будут содержать задания со сквозной нумерацией.

Подготовка к ЕГЭ по химии

Тщательная подготовка к ЕГЭ по химии - залог его успешной сдачи. Для этого подготовлены специальные демонстрационные варианты. Они помогут выпускнику заранее разобраться со структурой КИМ, чтобы впоследствии не допускать ошибок в их оформлении. содержит задания всех уровней сложности, аналогичные тем, что будут введены в структуру единого экзамена, и основные критерии оценок. Пробный ЕГЭ - это отличная возможность проверить свои знания, вспомнить подзабытые формулы (они есть в демоверсии) и подучить сложные темы. Хорошиеновости для выпускников - демонстрационные тесты можно пройти .

Статистика за 2014 год

Результаты ЕГЭ по химии 2014 года показали, что российские школьники имеют посредственные знания по этому предмету. Единый государственный экзамен по химии выбрало всего 11, 8 % выпускников. Из 80650 человек, принявших в нем участие, по 100 баллов набрали только 482 человека. Это почти в 7 раз меньше, чем в 2013 году. Снизился и средний балл. Он составил всего 55,65 (против 68,65 в 2013г.). Количество не сдавших ЕГЭ по химии среди выпускников сельских школ составило около 20 %, в городах эта цифра значительно меньше (чуть больше 6%).

Расписание экзамена

В 2015 году сдавали ЕГЭ по химии 11% от всех экзаменуемых (75 600 человек).

507 человек получили 100 баллов.

Не набрали минимального количества баллов 12,8% выпускников, что в пять раз больше, чем в предыдущем. Все-таки удивляет, как при наличии столь слабых знаний они выбрали химию для сдачи ЕГЭ, а тем более, по-видимому, собирались изучать ее в вузе!

С базовым уровнем, как показали результаты экзамена, выпускники справились относительно успешно. Даже слабо подготовленная категория ребят продемонстрировала наличие общих знаний этих тем. Можно сказать, что элементарные основы химии усвоены: и периодическая система элементов Д.И.Менделеева, и строение атома, и классификация химических реакций, составление несложных химических уравнений.

Школьники знают, как изменяются свойства элементов и их соединений в зависимости от положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Тем более что эти задания не требовали развернутого ответа – простой выбор и запись цифры правильного ответа.

Но глубинного понимания зависимости протекания химической реакции от химических свойств взаимодействующих веществ большинство выпускников не продемонстрировали.

Задания повышенного уровня оказались практически невыполнимыми даже для хорошо подготовленных участников. Возможно потому, что такие задания стали для них неожиданностью, они не готовились к ним.

Особенно сложным стало задание на установление молекулярной формулы органического вещества и ее запись, а также запись молекулярной формулы исходного вещества,

Трудна для выпускников и тема «Взаимосвязь различных классов неорганических веществ». Лишь единицы смогли полностью описать последовательный ряд химических превращений вещества, вступающего в реакцию с другими веществами. В основном за это задание либо даже не брались, либо писали одну-две первые реакции.

По разделу «Органическая химия» сложности возникли с тем, каким образом идентифицировать указанное вещество из ряда предложенных на выбор, так как не знают, какие вещества вступают друг с другом в реакцию (например, какой из предложенных реагентов нужно взять, чтобы определить, что имеющееся химическое вещество – уксусная кислота).

Выполнение заданий блока «Методы познания веществ и химических реакций» показали хорошие результаты, в том числе и вычисления по химическим уравнениям.

Однако сложные комплексные задания (номера 39 и 40), предполагающие знание взаимодействия веществ и запись последовательной цепочки уравнений с последующими расчетами, поставили выпускников в тупик.

И для слабо подготовленных выпускников, и для сильных затруднение вызвало задание промышленного получения вещества (например, аммиака, ментола, серной кислоты). А также нахождение соответствия (к примеру, между взаимодействующими веществами, указанными в двух колонках).

Какие выводы напрашиваются из результатов ЕГЭ по химии 2015 года?

Прежде всего, критичнее относится к выбору предмета для сдачи ЕГЭ. Если знания слабые, так разумнее, наверное, помочь ребенку найти такое учебное учреждение для продолжения своего образования, которое не требует высоких баллов по химии.

Если все-таки остановились на сдаче экзамена по данному непростому предмету, значит, нужно собрать всю силу воли, финансы и начинать планомерную целенаправленную подготовку.

Изучение теории должно идти параллельно с решением множества тестов по пройденной части предмета, вариантов ЕГЭ прошлых лет, демоверсии экзамена.

Каждый элемент таблицы Д. И. Менделеева должен стать для ребенка родным и любимым. Он должен уметь в любое время дня и ночи рассказать характеристику любого элемента, его особенности, способность взаимодействовать с другими веществами и какими именно; отлично отражать это в формулах и уравнениях и уметь делать вычисления по ним.

Перед началом целенаправленной подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по химии нужно обязательно проштудировать рекомендации, данные в следующих документах: Спецификация контрольно измерительных материалов, Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки, Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по химии (а можно еще для подстраховки изучить аналогичный документ и за прошлые годы). И руководствоваться ими при подготовке. Все перечисленные документы можно найти на сайте ФИПИ.

Стартовал сезон государственных экзаменов в российских школах. С 23 марта по 7 мая проходят досрочные экзамены, а с 25 мая ЕГЭ по русскому языку открывает основную волну, которая завершится на резервных пересдачах 26 июня. Дальше — получение аттестатов, выпускные балы, поступление в ВУЗ!

КИМ досрочного ЕГЭ по химии для ознакомления можно скачать . В ближайшее время я размещу ответы и решения на этот вариант.

Некоторые итоги досрочного ЕГЭ по химии, который состоялся 4 апреля 2015 года, можно подвести уже сейчас. Примеры заданий с письменным ответом, полученные от коллег и сдававших экзамены учеников:

Задание 36.
1) KJ+KJO 3 +…=…+K 2 SO 4 +H 2 O
2) Fe(OH)3+…+Br2=K2FeO4+…+H2O
3) Cr(OH)3+J2+…=K2CrO4+…+H2O

Решение :

1) Исходя из того, что в правой части образуется сульфат калия, в левой части добавляем серную кислоту. Окислитель в данной реакции — йодат калия, восстановитель — йодид калия. Данная реакция — пример контрдиспропорционирования, когда оба атома — и окислитель (J +5), и восстановитель (J —), переходят в один атом — йод со степенью окисления 0.

5KJ + KJO 3 + 3H 2 SO 4 = 3I 2 + 3K 2 SO 4 +3H 2 O

2J — — 2e = J 2 0

2J 5+ +10e = J 2 0

Окислитель — KJO 3 (J +5)

Восстановитель — KJ (J —).

2) Бром в щелочной среде — очень сильный . Поскольку в правой части образуется соль железа +6, среда реакции — щелочная, слева дописываем щелочь — гидроксид калия. Поскольку бром в этой реакции — окислитель, он восстанавливается до степени окисления -1, и в щелочной среде записывается в виде соли — бромида калия.

2Fe(OH) 3 + 10KOH + 3Br 2 = 2K 2 FeO 4 + 6KBr + 8H 2 O

Fe 3+ — 3e = Fe 6+

Br 2 +2e = 2Br —

Окислитель — Br 2 (Br 2)

Восстановитель — Fe(OH) 3 (Fe 3+).

3) По продукту в правой части — хромату калия — определяем щелочную среду, в которой проводится реакция, т.е. добавляем слева щелочь — гидроксид калия KOH. Окислителем является молекулярный йод в щелочной среде, следовательно, он восстанавливается до йодид-иона и записывается в виде соли KI:

2Cr(OH) 3 + 3J 2 + 10KOH=2K 2 CrO 4 + 6KI + 8H 2 O

Cr +3 — 3e = Cr +6

J 2 +2e = 2J —

Окислитель — J 2

Восстановитель — Cr(OH) 3 (Cr +3).

Задание 37. Раствор нитрата меди подвергли электролизу. Вещество образовавшееся на катоде прореагировало с CuO Полученное вещество обработали концентрированной серной кислотой. Выделился газ с резким запахом. К этому раствору добавили раствор сульфида натрия, выпал черный осадок.

Давайте подробно рассмотрим реакцию сложного окисления ароматического углеводорода с непредельным алкильным заместителем. Действительно, реакция неоднозначная, и в ходе реакции, скорее всего, образуется смесь различных продуктов окисления органического вещества. Сразу оговорюсь, что все, что написано далее, относится к ЕГЭ и интерпретации этого окисления в ЕГЭ.

Итак, почему идет окисление с разрывом сигма и пи-связи? Потому что окисление с разрывом только пи-связи (реакция Вагнера) в ЕГЭ оформляется так:

Окисление непредельных углеводородов в водной среде и при нагревании протекает с разрывом сигма и пи-связей (двойной связи). При этом мы также знаем, что при окислении гомологов бензола образуется бензойная кислота (в кислой среде) или бензоат металла (в нейтральной среде). При восстановлении перманагната образуется щелочь. Полученная щелочь будет нейтрализовать продукты реакции. Насколько она их будет нейтрализовать — вопрос стехиометрических соотношений, т.е. вопрос электронного баланса, и ответить на вопрос о составе и количестве продуктов реакции окисления сложных органических молекул можно только в процессе составления баланса.

В данном случае окисление, скорее всего, пойдет по следующему механизму: образуется бензоат калия и разрываются связи С-С, отмеченные на рисунке. Отрывающиеся атомы углерода окисляются до углекислого газа)

Доказательством верности такого предположения служат следующие фрагменты из учебников:

Химия. 10 класс. Профильный уровень. Кузьменко, Еремин. 2012 год, стр. 421.

Органическая химия. Травень В.Ф., том 1, 2004, стр. 474:

Итак, мы определились с продуктами, теперь составляем схему реакции:

Продукты реакции — углекислый газ и гидроксид калия — взаимодействуют между сосбой. Так как щелочь в избытке, образуется 6 молекул карбоната калия и остается 1 молекула непрореагировавшего гидроксида калия.

Спасибо большое, коллеги и читатели, за Ваши вопросы. Буду рад ответить на новые вопросы и замечания по материалам.

Задание 39. 2,3 г натрия растворили в 100 мл воды. В полученный раствор добавили 100 мл 30% азотной кислоты(р=1,18 г/мл). Найти массовую долю соли в конечном растворе.

Задание 40. При сгорании 20 г ациклического органического вещества образовалось 66 г углекислого газа и 18 мл воды. Это вещество реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, 1 моль этого вещества может присоединить только 1 моль воды. Определите формулу и напишите реакцию с аммиачным раствором оксида серебра.

Представлены документы, регламентирующие структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по химии в 2015 году: кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2015 году единого государственного экзамена; спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году единого государственного экзамена; демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года. Документ в формате PDF.

Общие изменения в КИМ ЕГЭ 2015 года:

1. Изменена структура варианта КИМ: каждый вариант состоит из двух частей (часть 1 - задания с кратким ответом, часть 2 - задания с развернутым ответом).

2. Задания в варианте КИМ представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.

3. Изменена форма записи ответа в заданиях с выбором одного ответа: как и в заданиях с кратким ответом, записывается цифрой номер правильного ответа (а не крестик).

4. По большинству учебных предметов сокращено количество заданий с выбором одного ответа.

5. На основе анализа статистических данных о результатах экзамена и качестве КИМ в ряде предметов исключены некоторые линии заданий, изменена форма ряда заданий.

6. На постоянной основе ведется работа по совершенствованию критериев оценивания заданий с развернутым ответом.

Принципиальных изменений в планируемых КИМ ЕГЭ 2014 по химии нет.

1. Уменьшено число заданий базового уровня сложности с 28 до 26 заданий.

2. Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 1-26: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа.

3. Максимальный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы 2015 года составляет 64 (вместо 65 баллов в 2014 году).

4. Изменена система оценивания задания на нахождение молекулярной формулы вещества. Максимальный балл за его выполнение – 4 (вместо 3 баллов в 2014 году).

Скачать:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДАРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ХИМИИ НА 2015-2018 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

Пояснительная записка Тема самообразования «Развитие познавательных УУД на уроках биологии через использование информационно коммуникативных технологий и технологии проблемного обуч...