Загадочное зеркало хранящиеся в британском музее. Места силы Лондона

Сокровища и реликвии потерянных цивилизаций Воронин Александр Александрович

Черное зеркало предсказателя и мага Джона Ди

Джон Ди (1527–1608) был не только известным математиком, астрономом и естествоиспытателем, но также выдающимся специалистом в оккультной философии и магии, что позволяло ему проникать во многие тайны Земли и Космоса. В последние годы своей земной жизни Джон Ди увлекался кристалломантией - гаданием, созерцанием будущего и общением с потусторонними сущностями с помощью кристаллов и зеркал. У придворного астролога английской королевы Елизаветы I был целый набор магических кристаллов и знаменитый черный камень - кусок антрацита или другого черного минерала, один срез которого был отполирован до зеркального блеска. По некоторым данным, Ди имел кусок обсидиана (черного вулканического стекла), который блестел, как зеркало.

25 мая 1581 г. случилось невероятное событие в жизни Джона Ди. Ему явилось некое сверхъестественное существо нечеловеческой породы, окруженное ярким сиянием. Ди назвал это загадочное существо ангелом. Ангел передал магу кусок какого-то черного материала, блестевшего, как зеркальный кристалл. Ангел сообщил Ди, что, глядя в это зеркало, он сможет увидеть иные миры и вступить в контакт с разумными существами нечеловеческой природы.

Начиная с 1581 г. Ди проводил регулярные магические ритуалы вызывания ангелов в хрустальном камне. Для этого он пользовался услугами медиумов - самым известным из всех был некий Эдвард Келли. Результаты этих сеансов маг тщательно записывал в свой дневник. Часть из этих записок под названием «А true and faithfull relation of what passed between Dr. John Dee and some spirits» издал в 1659 г. Мерик Казабон. Другая часть записей бесед осталась неопубликованной, рукописи хранятся в Британском музее. Большая часть архива и ценной библиотеки Джона Ди была уничтожена фанатично настроенными или специально подстрекаемыми людьми, в которых современные исследователи видят «людей в черном».

11 марта 1582 г. Джону Ди явился архангел Уриэль, который сказал буквально следующее: «Иди вперед. Бог благословил тебя. Весь мир начинается с твоих деяний. Ангелы в моей власти будут в твоем распоряжении».

Через несколько дней архангел Михаил показал Ди магическое кольцо власти над миром. Меч архангела внезапно стал огненным, и из этого пламени появилось кольцо. Архангел Михаил сказал, что со времен царя Соломона и до Джона Ди никто не видел этого кольца и что с его магической помощью Ди сможет получить всемирное могущество. Помимо кольца ангелы передали Ди и священный черный камень власти. Это был магический кристалл для контактов с высшими сферами и высшими сущностями, «самая сокровенная часть римского наследства». Камень был передан в руки мага ангелом, который появился в западном окне его комнаты (отсюда название знаменитого романа Густава Майринка «Ангел западного окна»). Ангел Кармара сказал, что с этим камнем Ди превзойдет всех королей и правителей мира.

Другой ангел, по имени Нафраж, провел с Ди и Келли несколько уроков допотопной географии. Нафраж весьма презрительно отнесся к картам Меркатора и показал оккультистам несколько загадочных карт, которые никак не соответствовали географическим представлениям человека XVI в. Из сохранившихся заметок можно утверждать, что проекция Меркатора - лишь первое грубое приближение к той реальной географии, о которой люди пока не догадываются. По мнению Джона Ди, Земля на самом деле не совсем круглая, она состоит из множества наложенных одна на другую сфер, выстроенных вдоль другого измерения. Между этими сферами есть точки, или, вернее, поверхности, соприкосновения, и, таким образом, Гренландия в других мирах простирается до бесконечности. Вот почему Джон Ди и подает королеве Елизавете многочисленные прошения, в которых убеждает ее, что Англия должна завладеть Гренландией, чтобы получить в свое распоряжение дверь в иные миры.

Джон Ди сумел зарисовать шесть таких карт. Америка в тех чертежах называлась Атлантидой. Гренландия представляла собой только мыс огромнейшего материка Фалангой, который простирался еще дальше на север и северо-запад. Ангел показал им более точную береговую линию большого Южного материка - впоследствии найденной Антарктиды, который именовался Толь-Пам, что переводится как «материк смерти» или «полуостров материка смерти».

Общались ангелы или информационные сущности на так называемом ангелическом языке или языке Еноха. Джону Ди была показана таблица с алфавитом из 21 буквы. Современные лингвисты считают, что это был изначальный единый праязык, исчезнувший после разрушения Вавилонской башни. По их мнению, в ангелический алфавит входят буквы древнеэфиопского, древнеегипетского, древнегреческого, славянского языков и, возможно, санскрита. Австралийский ученый Дональд Лейкок даже составил енохический словарь, который несколько раз переиздавался. Енохический язык лег в основу тайной доктрины знаменитого общества конца XIX в. «Golden Dawn».

После смерти Джона Ди его богатая оккультная библиотека и магические предметы разошлись по частным коллекциям. Знаменитый черный камень попал в кабинет редкостей Горация Уолпола. Элиас Эшмол, автор «Химического театра», так описывал эту реликвию: «При помощи сего магического камня можно увидеть всякое лицо, какое пожелаешь, в какой бы части света оно ни находилось, пусть даже скрывалось бы в самых отдаленных покоях или пещерах, что помещаются в недрах земных». По слухам, Уолпол не прикасался к этому диковинному камню и не давал делать это другим, боясь страшной магической силы, способной уничтожить невежд и непосвященных. В 1842 г. коллекция Уолпола была выставлена на аукцион и продана частным лицам. Черный камень приобрел человек, который предпочел остаться инкогнито. До сих пор местонахождение знаменитого кристалла Джона Ди так и остается неизвестным. Кто был этот загадочный незнакомец, пока не установлено. По крайней мере, известный оккультист и маг Дитрих Эккарт, оказавший значительное влияние на Гитлера, владел черным метеоритным камнем, который называл своей Каабой. Он и умер с этим камнем в руке. Но можно ли отождествлять камень Джона Ди и кусок метеорита Эккарта, неизвестно. Один из магических кристаллов Джона Ди сейчас находится в Британском музее, но администрация не разрешает посторонним лицам ни пользоваться им, ни исследовать его.

Вообще-то сейчас трудно судить, как выглядело знаменитое черное зеркало. Скорее всего, надо отличать это самое черное зеркало от магического кристалла - хрустального шара, который сейчас находится в Британском музее. Из нескольких источников известно, что зеркало имело дорогую золотую оправу и размещалось на специальном «священном» столе, сделанном якобы по желанию и рекомендациям самого архангела Гавриила.

Зеркала - это вход в некий параллельный мир, их отражающая способность является мощным средством магии, преимущественно черной. С помощью зеркал можно навести чары, сделать необходимое предсказание.

Известный исследователь, кандидат технических наук, глава информационно-аналитического центра «Непознанное» Виталий Правдивцев на недавних Зигелевских чтениях в Москве выступил с докладом «Тонкоэкологические и информационные взаимодействия человека с зеркалами», в котором была сделана попытка объяснить все зеркальные феномены с научной точки зрения. Правдивцев считает, что поверхность зеркала благодаря определенным физическим свойствам способна отражать всевозможные излучения, прежде всего идущие от самого человека. Используя зеркало, можно облегчить переход в измененное состояние сознания. Гипнотизеры обычно вводят пациентов в транс, приказывая им неподвижно смотреть в зеркало или на блестящий предмет.

При длительном и углубленном созерцании поверхности зеркала в нем могут возникнуть мысленные образы, хранящиеся в нашем сознании. Иногда удается даже сфотографировать мысли и галлюцинации (знаменитые опыты Ю. Эйкзенбуда, Т. Фукараи, Г. Крохалева). Правдивцев утверждает, что мыслеобразы излучаются через глаза и, возможно, эпифиз. Если мы при этом стоим напротив зеркала, поляризованный свет многократно усиливает излучения вашего мозга, и потому мы в буквальном смысле слова видим свои мысли, вернее, их энергетическую проекцию в зеркале.

Зеркала ловят не только наши излучения, но и образы из информационного поля планеты. Поэтому в них иногда отражаются события, о которых мы знать не могли. В. Правдивцев убежден: уникальные свойства зеркального отражения должны найти практическое применение в биологии, медицине и других науках.

Из книги Спаси и защити! автора Усвятова Дарья

Глава 7. Слово черное В ночь с пятницы на субботу Алексей Петрович и Федор ездили на Дон за «лопушиной». Рыбалка удалась: четыре короба уснувших сомов стояли на траве, наполняя пространство запахом реки. Утреннее солнце припекало, рыба требовала немедленной обработки. У

Из книги Год 2150 автора Александер Тия

Из книги Легенды российских тамплиеров автора Никитин Андрей Леонидович

Из книги Тропа автора Ветер Андрей

98 Чёрное причастие Никодим: «Ты сможешь рассказать нам легенду сабеистов? Если да, расскажи, не теряя времени».Натанаил: «Изволь, я расскажу легенду сабеистов о стотысячной бесконечности».В бесконечности, далеко от нас лежащей, находился когда-то громадный котел, и в нем

Из книги Тропою души автора Ветер Андрей

Из книги Апокалипсис в мировой истории. Календарь майя и судьба России автора Шумейко Игорь Николаевич

ЧЁРНОЕ ПЛАТЬЕ Всадник был одет в сильно поношенную чёрную робу, заштопанную во многих местах и подпоясанную верёвкой из конского волоса. Судя по его облачению, он принадлежал к иезуитскому ордену. Впрочем, на его голове сидела коричневая, совсем не монашеская, шляпа с

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Павел Глоба, осьминог Пауль и «парадокс предсказателя» Уверен, что эффект сгущающегося Апокалипсиса, крепчающего Армагеддона в год написания этой книги, 2011 - й, заметен уже невооруженным взглядом. В апреле-мае в СМИ широко распространилось обращение нашего, наверно,

Из книги Предсказания как бизнес. Вся правда о настоящих предсказателях и лже-гадалках автора Барретта Лиза

Ставка на черное Этот пункт касается в большей степени общего дела, к которому вы хотите привлечь того или иного человека. Суть метода в том, чтобы держать в равновесии ваших друзей и врагов. Если дело важное, очень вероятно, что друзья поведут себя по-вражески, а враги

Из книги Тайны загробного мира. Духи, привидения, голоса автора Пернатьев Юрий Сергеевич

«Клиент-разоблачитель»: испытание для предсказателя «Клиент-разоблачитель» – это настоящее испытание. Такой посетитель ожидает, чтобы предсказатель осушил Красное море, как Моисей, или согнул ложку волевым усилием, как Ури Геллер, прежде чем признает его «настоящим».

Из книги Аура дома автора Фад Роман Алексеевич

«Клиент-девственник»: первый раз у предсказателя Когда человек впервые приходит к предсказателю, он может сильно нервничать. И прорицатели, которые имеют дело с «клиентами-девственниками», чувствуют особую ответственность – нужно постараться, чтобы первый опыт оставил

Из книги Никак. Нигде. Никогда автора Bанг Джулия

Сверхурочное время предсказателя: «еще один, последний вопрос» Все предсказатели, которые занимаются частной практикой, сталкиваются с проблемой вызова на бис. Большинство клиентов пытаются продлить общение и настаивают на еще одном, последнем вопросе. Почему люди,

Из книги автора

Духовная сторона профессии предсказателя Наверное, нет другой такой профессии, одно упоминание которой так часто вызывало бы смех. Хотя, я уверена, в большинстве случаев это веселье нервное – ведь все думают, что предсказатель может читать мысли и может сказать про вас

Из книги автора

Как найти хорошего предсказателя Вы спросите, как найти хорошего предсказателя? Ого! Это не простой вопрос. Это все равно что спросить, как найти себе подходящую пару.Чтобы отношения между прорицателем и клиентом сложились, они должны соответствовать друг другу. Обычно

Из книги автора

«Черное» искусство

Из книги автора

Черное Солнце Черное Солнце - наименее распространенный солярный символ, характерный для древних славян, а также некоторых племен Скандинавского полуострова. Этот знак долгое время являлся прерогативой жреческой касты, его использование в быту было недопустимо. Для

Из книги автора

Черное солнце И застынет вселенский конклав, и болото бездной взорвется. Над великой змеей воссияв, вновь взойдет наше черное солнце. А пока тихо шепчем слова. Ждем нейтронной звезды рождения. Ждем, когда проснутся едва легионы освобождения… Пусть хоронят своих

Джон Ди, вопреки хорошо сохранившемуся литературному наследию и нескольким подробным биографиям, по-прежнему остается одной из темных лошадок английской истории. Блестящий эрудит, любопытство которого к миру и жажда познания не знали границ, потомкам он известен в лучшем случае как астролог королевы Елизаветы, а то и как Джеймс Бонд эпохи Тюдоров.

Джон Ди родился 13 июля 1527 года в Лондоне в семье выходцев из Уэльса. Мальчик, даром что был сыном обычного торговца тканями, отличался завидной смышленостью и в 15 лет поступил в Кембриджский университет. В 23 он уже успел покорить Париж, где читал лекции по недавно обнаруженным работам греческого математика Евклида.

Спустя год, осиянный славой, он вернулся в Англию и занял почетную должность астролога при дворе тогдашней королевы Марии Тюдор, печально известной под прозвищем Кровавой. Вскоре он стал составлять гороскопы и для принцессы Елизаветы.

В те далекие времена математика и магия считались если и не родными, то как минимум двоюродными сестрами, а обвиненные в колдовстве женщины заканчивали свою жизнь на костре. Составление гороскопов, с точки зрения многих, особенно завистников удачливого молодого ученого, было весьма подозрительным занятием. 28 мая 1555 года Джон Ди оказался под арестом за «вычисления».

К подозрениям в занятиях колдовством вскоре добавились обвинения в государственной измене. По счастью, нашему герою, представшему перед судьями Звездной палаты (чрезвычайного суда при английском монархе в период с 1487 по 1641 годы), удалось убедить их в своей невиновности. Однако вслед за тем он подвергся религиозному допросу радикально настроенного католического епископа Боннера, как и королева Мария, носившего прозвище Кровавого. Впрочем, смекалка и дар красноречия выручили убежденного протестанта Джона Ди и на этот раз; более того — выйдя три месяца спустя на свободу, он даже стал другом и советником своего бывшего тюремщика.

Три года спустя к искренней радости английского народа скончалась королева Мария и на трон взошла ее сводная сестра Елизавета. Ее дружба и покровительство не только обеспечили Джону Ди безбедное существование, но и гарантировали защиту от возможных обвинений в колдовстве.

Генри Гиллард Глиндони. Джон Ди проводит эксперимент перед королевой Елизаветой

Королева искренне верила в магические способности придворного астролога и регулярно навещала его — простого смертного! — чтобы проконсультироваться по тому или иному вопросу. Джону Ди было поручено выбрать правильный день для коронации Елизаветы, а также навести порчу на испанский флот (теперь вы знаете, благодаря кому Англия разгромила Непобедимую армаду в 1588 году).

Но было бы неправильно представлять себе Джона Ди этаким астрологом-шарлатаном. Помимо составления придворных гороскопов, он, будучи прекрасным картографом и специалистом в сфере мореходства, еще и активно занимался обучением и консультированием штурманов и мореплавателей, исследовавших Новый Свет. Он же снабжал их необходимыми для успешного плавания приборами.

Джону Ди принадлежит и авторство термина «Британская империя». Он мечтал об объединении Европы от Московии до Гренландии под властью британского монарха не только посредством торговли и завоеваний, но и с помощью… магии. В хранящейся ныне в коллекции Слоуна рукописи книги Ди «Наука содействовать прогрессу и побеждать в мире» (Liber Scientia Auxilli et Victoria Terrestris, или The book of the Science of Help and Victory in the World ) обнаруживается список всех духов, управляющих земными царствами, а также информация о том, как их вызывать. Духи якобы заверили ученого, что с их помощью он не только может покорять страны без оружия, но и должен делать это во славу божью.

Как знать, возможно, Евросоюз появился бы на четыреста лет раньше, если бы Джон Ди не увлекся новой страстью.

Однажды во время молитвы ему явился шестикрылый серафим и вручил магический кристалл; глядя в него, как сообщил божественный посланник, можно было общаться с духами и в частности с ангелами, само существование которых, надо заметить, не вызывало у Джона Ди и его современников никаких сомнений.

Эдвард Келли

Правда, на деле подарок небес оказался не так-то прост в использовании. Однако тут в жизни Ди появился некий Эдвард Келли, который с первой же попытки сумел установить контакт с потустронними силами. (Самому Ди пришлось довольствоваться ролью секретаря, документировавшего для Истории эти спиритические сеансы.)

Эдвард Келли был классическим пройдохой, который, до того как провозгласить себя медиумом, подвизался на адвокатском поприще и даже частично поплатился собственными ушами за фальшивомонетничество. Он обладал весьма убедительным талантом чревовещателя и увлекался некромантией (гаданием с помощью вызывания душ умерших).

Енохианский алфавит

Видимо, польщенные таким вниманием со стороны проводивших одну за другой «спиритические встречи» Ди и Келли, ангелы раскрыли им секрет нового, «ангельского», языка, позднее названного енохианским. До сих пор остается загадкой, был ли этот язык придуман «общавшимся» с посланниками небес Келли, который затем убедил своего легковерного коллегу в истинности его существования, или же Ди был активным соучастником фарса; однако шуму они наделали много. Кое-кто даже поверил в то, что ангельский язык — предшественник иврита и, следовательно, первый язык на земле. Высказывалась также идея, что Ди был основателем британской разведки и пользовался енохианским языком для отправки шифровок королеве Елизавете, которые подписывал тремя кодовыми цифрами 007.

Дружба и сотрудничество Джона Ди и Эдварда Келли продолжались 7 лет. Все это время они колесили по Европе, развлекая магическими представлениями то одного монарха, то другого, пока в 1589 году не рассорились. Келли вернулся в Прагу ко двору императора Священной Римской империи Рудольфу II, где, не добившись успехов на алхимическом поприще, был заключен разочарованным монархом в тюрьму и умер.

Ди решил вернуться домой. Королева назначила ему неплохую пенсию, но зенит его славы, увы, миновал.

Сменивший королеву-девственницу на английском престоле Яков I не разделял ее увлечения сверхестественным. Понятно, что на процветании бывшего королевского астролога это отразилось не лучшим образом. Последние годы своей жизни он провел в нищете, зарабатывая на кусок хлеба гаданием и продавая книги из своего легендарного собрания — на тот момент крупнейшей частной библиотеки в Англии.

Белобородый волшебник умер в невероятном возрасте 82 лет. Однако надгробие с его могилы было утеряно, так что точная дата его смерти остается под вопросом.

Считается, что Джон Ди послужил прототипом доктора Фауста в одноименной пьесе Кристофера Марлоу и шекспировского волшебника Просперо в «Буре», а уже в наши дни появился на страницах романа Питера Акройда «Дом доктора Ди», в песне группы Iron Maiden и даже одной из популярных видеоигр.

Волшебное зеркало Джона Ди

Хрустальный шар и золотой диск, с помощью которых елизаветинский Мерлин общался с ангелами, хранятся в Британском музее, а в Музее науки — зеркало, в котором можно увидеть будущее, и тот самый кристалл, подаренный ему однажды архангелом Уриелем.

Кто же такой этот легендарный доктор Ди, «магическое наследство» которого до сих пор будоражит воображение? О, это на самом деле была выдающаяся личность, о которой с трепетом и уважением говорят знающие люди и по сей день.

На рубеже XVI–XVII веков слава об этом учёном англичанине, подписывавшемся странным «Voo», распространилась по всей Европе. Дошла она даже до России, и его, в качестве научного советника, приглашал к себе русский царь; обещал огромное жалованье, роскошный дом и должность, которая сделала бы учёного, как было сказано в царском письме, «одним из наиболее значительных людей в России». Но по известным только ему причинам Джон Ди от столь заманчивого предложения отказался, как, впрочем, и от других, не менее лестных.

Итак, что же это был за человек, которого жаждали видеть при своём дворе монархи самых разных стран?

Он родился в Уэльсе в семье придворного офицера короля Генриха VIII. В пятнадцатилетнем возрасте поступил в колледж Святого Иоанна в Кембридже, а затем продолжил образование в Голландии и Бельгии. Будучи ещё юношей, этот современник Нострадамуса уже учил геометрии самого Карла V, императора Священной Римской империи, а в возрасте двадцати трёх лет читал свои знаменитые лекции по математике в Париже.

Блистательный математик и астроном, крупнейший естествоиспытатель, знаток классической филологии и языков, рьяный собиратель и спаситель старинных рукописей, владелец одной из крупнейших в Европе личных библиотек, выдающийся философ , «идейный отец розенкрейцерства», провидец, человек, способный спать лишь два часа в сутки, - вот лишь неполный перечень качеств этой загадочной личности.

Доктор Джон Ди королевский астролог

Когда Ди вернулся в родную Англию, ему не было и тридцати, но он уже слыл авторитетным учёным, и Мария I Тюдор назначила его королевским астрологом. Она только что взошла на престол и была в расцвете сил, но «доктор Ди» какими-то только ему ведомыми способами узнал, что править ей недолго: она скоро умрёт, не оставив наследника.

В беседе с Елизаветой, сводной сестрой королевы, Ди поделился своими соображениями и предсказал этой девушке, находящейся в немилости, в скором будущем: королевский трон. Двор кишел интригами, и о столь крамольных предсказаниях шпионы тотчас донесли королеве. Расправа была короткой: астролога бросили в тюрьму «за попытку подчинить жизнь монарха магии».

Два года провёл учёный в заточении. И всё же его предсказание сбылось: Елизавета вскоре взошла на трон. Безгранично доверявшая молодому учёному, она сразу же назначила его опять-таки королевским астрологом и даже дату своей коронации - 14 января 1559 года - выбрала в соответствии с его расчётами.

Судя по всему, совет доктора Ди был точен: почти полувековое правление Елизаветы I было на редкость успешным. Оно сопровождалось расцветом искусств и науки, расширением торговых связей и географическими открытиями. И по сей день среди историков существует устойчивое мнение, что «Елизаветинский ренессанс» во многом обязан именно Джону Ди.

Реформы ученого Джона Ди

Елизавета тоже не оставалась в долгу. Она предоставила Джону Ди самые широкие возможности для научной деятельности. Пользуясь личным покровительством королевы, Ди немало сделал для своей родины. Изобретатель механических роботов и телескопа, он стоял у истоков науки морской навигации и применения в английской армии биноклей и подзорных труб. Одним из первых он предложил использовать солнечную энергию, сфокусированную с помощью огромного зеркала.

Джон Ди принимал участие во многих научных реформах.

  • Григорианского календаря
  • Учебника географии
  • Предложил идею начального меридиана, известного сегодня как Гринвичский

Таков был масштаб этой незаурядной личности.

Магия в жизни Джона Ди

Но при такой кипучей деятельности Джон Ди жил ещё одной - тайной - жизнью, о содержании которой мы можем лишь частично догадываться по сохранившимся личному и «спиритическому» дневникам, да ещё - по автобиографическим трактатам. Вчитываясь в их строки, мы с полным основанием можем назвать мировоззрение этого замечательного человека причудливой смесью мистицизма и самой передовой, по тем временам, науки.

Судите сами: наравне с сугубо научной и практической деятельностью он очень серьёзно относился к оккультной философии и магии - как к мировоззрению, помогающему проникнуть в тайны бытия. Его фундаментальный философский труд «Иероглифическая монада» (Антверпен, 1564), по мнению исследователей тайных обществ и герметических учений, стал фактически идейной основой будущего розенкрейцерства.



Можно утверждать, что большую часть своего времени Джон Ди отдавал тайным наукам: кабалистике нумерологии, алхимии, астрологии, а также гаданию. Уделял он внимание и изучению свойств зеркал. Об этой области его исследований известно очень мало, и о достижениях Ди мы можем судить только по его же скупым записям (например, по такой:

Нетрудно изготовить зеркало, которое силой солнца, даже скрытого облаками, превращает в пепел все разновидности камня и металла.

) или по свидетельствам современников, которые утверждали, что в доме Джона Ди была какая-то камера для «зеркальных видений».

Магические кристаллы и зеркала Джона Ди

И всё же чуть ли не главным увлечением всей жизни доктора Ди было изучение «магических » свойств кристаллов и искусство предсказаний с их помощью - кристалломантия.

Среди любопытных подробностей о различных магических кристаллах Джона Ди сохранились сведения о перстне с бериллом, в котором Ди мог вызывать образные видения не только у себя, но и у присутствующих. Предполагают, что кристалл в перстне был огранён особым способом, известным лишь самому Ди, - тем самым, о котором он намекает в своей знаменитой «Иероглифической монаде»:

Гранильщик бериллов сможет с высочайшей точностью узреть в кристаллической пластине всё, что только есть на земле и в воде в подлунном мире…

История знаменитого перстня, прослеживается до 1842 года, когда он был продан на аукционе таинственному незнакомцу. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Видное место среди «магических кристаллов » Джона Ди занимало зеркало из полированного обсидиана (вулканического стекла), привезённое испанцами из далёкой Мексики. Судя по всему, это была настоящая реликвия, которую ацтеки некогда использовали для того же, что и Джон Ди, - для прорицаний. В пользу этой версии говорит, например, такой любопытный факт: имя всевидящего и всезнающего Тескатлипоки - бога вулканов и вулканического стекла обсидиана - в переводе обозначает «дымящееся зеркало».

Свойства обсидианового зеркала ацтеков были столь необычны, что сама Елизавета приезжала домой к своему учителю, чтобы познакомиться с этим магическим инструментом. По всей видимости, зеркало и на самом деле стоило такого внимания.

Сохранились записи того времени, рассказывающие, что не расстававшийся с этим зеркалом Джон Ди наблюдал в нём за событиями, происходившими от него на больших расстояниях. Например, за тем, как подстрекаемая завистниками чернь сожгла его «колдовской» дом с уникальной коллекцией старинных манускриптов, редкостей и камерой для «зеркальных видений».

Стоически перенося утраты и гонения учёной и религиозной братии, Джон Ди никогда не терял интерес к своим исследованиям и всю жизнь продолжал эксперименты с магическими кристаллами и зеркалами. То и дело вглядываясь в их таинственные глубины, Ди иногда видел в них нечто, о чём мы можем только догадываться. Так, особо ему запомнился день 25 мая 1581 года; о нём осталась даже короткая дневниковая запись:

«Я долго вглядывался в кристалл - и наконец увидел». Что так потрясло Джона Ди, мы не знаем, но, может, именно об этом он писал в другом месте: «Это я искал многие годы, в разных землях, далёких и близких; я прочитал множество книг и выучил множество языков, я общался с разными людьми, я много трудился, чтобы увидеть хотя бы лучик истинного знания… Увидев это, я осознал, что мудрость не может быть достигнута усилиями человека, но лишь по Твоей воле (о Господь)».

Прошло полтора года, и в жизни Джона Ди произошло событие, исключительное по своим последствиям: он получил подарок от неземных существ.



Это случилось в ноябре 1582 года. Во время вечерней молитвы, на фоне окна, в лучах заката, к нему «во всём величии» неожиданно явилось окружённое сиянием сверхъестественное существо - ребёнок, которого Джон Ди впоследствии называл ангелом Уриэлем - «духом света». О чём они говорили, осталось тайной, однако известно, что «ангел» подарил учёному магический кристалл «величиной с яйцо, прозрачный и переливающийся всеми цветами радуги». Как пишет сам Ди, явившийся тут же его взору архангел Михаил с огненным мечом приказал:

«Иди и возьми его, но пусть более ни одна живая душа не прикоснётся к нему».

К сожалению, у самого Ди видение посредством «камня ангела» получалось далеко не всегда, и потому он стал прибегать к помощи более способных к ясновидению помощников. Те, вглядываясь в кристалл, сообщали учёному всё, что видели в нём, а Ди скрупулёзно записывал. О том, как всё происходило, рассказывал один из таких помощников, Эдвард Келли:

В середине камня находится маленькое круглое подобие вспышки света, которая кажется похожей на шар диаметром в тридцать дюймов или около того.

Келли утверждал, что в блестящей сфере можно было наблюдать каких-то «духовных существ», которые сообщали для Ди весьма разнообразные сведения.

В течение всей оставшейся жизни - более четверти века - Ди не расставался с этим подарком. И тому были серьёзные причины. Судя по дошедшим до нас сведениям, с помощью этого магического кристалла учёный мог не только проникать в другие миры, но и заглядывать в будущее.

Ангельский язык Еноха

По словам самого Джона Ди, от разумных существ нечеловеческой природы - девочки-эльфа по имени Мадина и «ангелов» с именами Аве и Рафаэль - он научился и загадочному языку. Произошло это после того, как однажды «ангелы» показали ему в кристалле какую-то таблицу с буквами, числами и символами.



Это был очень странный алфавит, записи с помощью которого до сих пор вызывают живейший интерес исследователей. Ведь это самое удивительное изобретение Джона Ди, по существу, было первым известным в истории искусственным языком (а может, первым известным языком внеземных цивилизаций?). Сам Ди называл его енохическим - языком Еноха, на котором «говорят ангелы и обитатели Эдемского сада».

Сегодняшние учёные считают его абсолютно завершённой системой с собственным алфавитом и грамматикой, совершенно не похожими ни на один человеческий язык.

До нас дошли фрагменты записей, сделанных Джоном Ди на этом таинственном языке. Исследователей поражает то, что они содержат математические знания, уровень которых значительно превышал существовавший в то время. Контакты с «ангелами» продолжались несколько лет, и всё это время Джон Ди получал от них удивительные для того времени знания.



Самое поразительное, что этот волшебный камень не пропал, как это часто бывает с легендарными реликвиями. За четыре столетия он прошёл через руки разных людей и сейчас хранится в Британском музее. Администрация не разрешает посторонним лицам ни пользоваться им, ни исследовать его…

В политической истории Европы раннего нового времени большое место принадлежит Джону Ди (John Dee, 1527-1608) - известному английскому мыслителю, географу и математику. С именем Ди связывают разработку новой имперской идеологии, легшей в основу позднейших колониальных империй, представления об особом предназначении Нового Света, а также попытку соединить магию с мировой политикой.

Джон Ди долгое время был доверенным лицом английской королевы Елизаветы I. С одной стороны он готовил для нее астрологические прогнозы, а с другой стороны был непосредственно вовлечен в тайную внешнюю политику Елизаветы как в отношениях с Францией, так и в начавшейся борьбе за колонии с Испанией. Интересно, что свои секретные сообщения королеве Ди подписывал псевдонимом "007".

Именно Джону Ди принадлежит появление самого термина "Британская империя" и разработка концепции прав Англии на колониальные завоевания и доминирование в мире. В 1577-78 гг. он разрабатывал эту идею в своих трактатах. Под империей Ди понимал совокупность Британии и ее колоний. Также Ди подчеркивал важность переселения англичан в колонии и соответствующей миграционной политики государства. Ди подчеркивал, что Британская империя превосходит любую земную монархию со времен сотворения мира и может стать всеобщей монархией.

Поэтому Ди открыто сопоставил нарождающающуюся Британскую империю и с христианским идеалом "мистического универсального града", объединяющего всю землю, и "космополитическим правительством" для управления им. Таким образом, Ди сразу же придавал Британской империи всемирный, глобальный характер. Говорил он в этой связи и о концепции "гражданина мира", о космополитизме в рамках империи. А это приводило к воспитанию имперского чувства и у самих англичан.

Свою имперскую концепцию Ди рассматривал в контексте общего мистического единства мира. В поисках символических "ключей" к пониманию этого единства и прелолению его в т.ч. в реальной мировой политике, Ди написал, может быть, свой самый известный трактат "Иероглифическая монада". http://www.levity.com/alchemy/monas_r.html

Важнейшей задачей на пути к созданию империи Ди считал открытие англичанами новых навигационных маршрутов и колонизацию вновь открываемых территорий. Он подробно изучал древние карты мира, детально занимался географией, был знаком с ведущими картографами той эпохи Герардом Меркатором и Абрахамом Ортелиусом.

Все это сделало Ди консультантом британских навигационных проектов. Он был привлечен к составлению маршрута первого английского кругосветного плавания, совершенного Фрэнсисом Дрейком в 1577-80 гг. Также Джон Ди был одним из главных разработчиков т.н. Северо-Западного пути - прохода из Англии в Тихий океан вдоль северного побережья Канады. Ди готовил описание Гренландии и Канады для экспедиций Мартина Фробишера в 1570-е гг., пытавшегося (впрочем, неудачно) пройти этим путем. Идею Северо-Западного пути Ди неоднократно обсуждал и с самой королевой Елизаветой I, и с ее ведущими сановниками, в частности с госсекретарем Фрэнсисом Уолсингэмом.

Помимо практических выгод Ди подчеркивал и мистическое значение присоединения к Британской империи территорий Нового Света.
Важный акцент делал Ди и на том, что первым завоевателем островов вокруг Гренландии легенды называли еще короля Артура и его рыцарей Круглого Стола, странствовавших по миру в поисках Святого Грааля. А поскольку Артур был английским королем, то именно Англии и принадлежит право распоряжения Новым Светом.

Одновременно с этим Ди разрабатывал и Северо-Восточный путь - дорогу в Китай через Северный Ледовитый океан и связанные с этим торговые контакты англичан с Россией. В 1570-80-е гг. он взаимодействовал с "Московской компанией" (Muscovy Company), специально учрежденной англичанами в 1555 г. для торговли с Россией, и готовил по ее заказу морские карты и возможные пути навигации.

Начиная с 1581 г. Ди проводил регулярные магические ритуалы вызвания ангелов в хрустальном зеркале.
Оно было из полированного обсидиана (вулканического стекла), привезенное испанцами из далекой Мексики. Судя по всему, это была настоящая реликвия, которую ацтеки некогда использовали для того же, что и Джон Ди, - для прорицаний. В пользу этой версии говорит, например, такой любопытный факт: имя всевидящего и всезнающего Тескатлипоки - бога вулканов и вулканического стекла обсидиана - в переводе обозначает «дымящееся зеркало».

Свойства обсидианового ацтекского зеркала были столь необычны, что сама Елизавета приезжала домой к своему учителю, чтобы познакомиться с этим магическим инструментом. По всей видимости, зеркало и на самом деле стоило такого внимания. Сохранились записи того времени, рассказывающие, что не расстававшийся с этим зеркалом Джон Ди наблюдал в нем за событиями, происходившими от него на больших расстояниях. Например, за тем, как подстрекаемая завистниками чернь сожгла его «колдовской» дом с уникальной коллекцией старинных манускриптов, редкостей и камерой для «зеркальных видений».

Но так уж случилось, что в 1842 году коллекция Уолпола была пущена по свету с молотка. При распродаже магический кристалл за двенадцать фунтов (по французским источникам - за 336 франков) купил человек, который предпочел остаться неизвестным. Несмотря на все предпринятые розыски, ни этого таинственного человека, ни черное зеркало Джона Ди найти так и не удалось.

По словам самого Джона Ди, от разумных существ нечеловеческой природы - девочки-эльфа по имени Мадина и «ангелов» с именами Аве и Рафаэль - он научился и загадочному языку. Произошло это после того, как однажды «ангелы» показали ему в кристалле какую-то таблицу с буквами, числами и символами. Это был очень странный алфавит, записи на котором до сих пор вызывают живейший интерес исследователей. Ведь это самое удивительное изобретение Джона Ди, по существу, было первым известным в истории искусственным языком (а может, первым известным языком неземных цивилизаций?). Сам Ди называл его енохическим - языком Еноха, на котором «говорят ангелы и обитатели Эдемского сада». Сегодняшние ученые считают его абсолютно завершенной системой с собственным алфавитом и грамматикой, совершенно не похожими ни на один человеческий язык.

До нас дошли фрагменты записей, сделанных Джоном Ди на этом таинственном языке. Исследователей поражает то, что они содержат математические знания, уровень которых значительно превышал существовавший в те времена. Контакты с «ангелами» продолжались несколько лет, и все это время Джон Ди получал от них удивительные для того времени знания.
Самое поразительное, что этот волшебный камень не пропал, как это часто бывает с легендарными реликвиями. За четыре столетия он прошел через руки разных людей и сейчас хранится Британском музее. Администрация не разрешает посторонним лицам ни пользоваться им, ни исследовать его..

Из разговоров с ангелами Ди получил подтверждение собственного высшего предназначения для познания тайн мира. Так, 11 марта 1582 г. архангел Уриэль сказал ему: "Иди вперед: Бог благословил тебя... Весь мир начинается с твоих деяний... Ангелы в моей власти будут в твоем распоряжении". Через несколько дней (14 марта 1582 г.) архангел Михаил показал Ди магическое Кольцо власти над миром (меч архангела внезапно стал огненным, и из этого пламени появилось Кольцо). Михаил заявил, что никто из людей вплоть до Ди не видел этого Кольца со времен древнееврейского царя Соломона, и что с магической помощью этого кольца Ди сможет получить всемирное могущество.

Помимо кольца власти ангелы передали Ди и священный Камень власти (магический кристалл для контактов с высшей силой), "самую сокровенную часть римского наследства". С этим Камнем, как сказал Джону Ди ангел Кармара, он превзойдет всех королей земли. Этот Камень был передан в руки Ди ангелом, появившимся из западного (закатного) окна его комнаты, что послужило поводом для названия романа Густава Майринка о Ди - "Ангел западного окна". Отметим также, что в этой истории с получением священного Камня вполне очевидны и ассоциации со Святым Граалем.

Контакт Ди с ангелами происходил в мыслях его медиума, и медиум воспринимал высказывания ангелов на своем родном языке, по-английски. Также в этих видениях ангелы использовали для Ди буквы и фразы из древнееврейского и латыни. Но 26 марта 1583 г. ангелы начали открывать Ди свой особый язык, передавая его буквы. Они особо подчеркнули, что ни один человек еще не понимал этот язык, кроме Адама до его грехопадения.

Интересно, что составленный Лейкоком словарь "ангельского наречия" выдержал несколько переизданий и широко используется исседователями наследия Ди. Английский ученый Стивен Скинер говорит, что изучение этого наречия помогло кое-кому из исследователей почерпнуть немало полезного для понимания английского языка елизаветинской эпохи и более древних его вариантов.
Впрочем, несмотря на эту фразу, зафиксированную в дневнике Ди, его позднейшие комментаторы предполагают, что этот язык был изначальным всемирным языком людей, который исчез после описанного в Библии разрушения Вавилонской башни и появления разных человеческих языков. Также Ди предполагал, что на этом языке разговаривал с Богом библейский провидец Енох. Поэтому сам язык получил в историографии название енохианского или ангельского.

Всего ангелы передали для Ди девятнадцать заклинаний на этом языке (около 250-ти слов). Изучавшие его современные лингвисты отметили, что начертание букв "ангельского" языка походило на буквы древнеэфиопского языка (ныне священного языка эфиопской церкви). Что касается лексики, то выделялись небольшие параллели с санскритом (древнеиндийским) и древнеегипетским языками, - т.е. одними из древнейших известных человеческих языков. Отдельные слова имели много общего с ивритом, латынью, имелись и славянские корни. Джону Ди было также дано понять, что знание и использование этого языка дает человеку мистическую власть над миром.

Естественно, можно по-разному относиться к свидетельствам Ди о его контактах с ангелами, об особой власти над миром, которую они могут даровать. Этому можно верить или нет. С исторической же точки зрения в любом случае необходимо подчеркнуть, что на фоне множества магов, астрологов, алхимиков, оккультистов, пытавшихся влиять на мировую политику, предложения Джона Ди представляются одними из наиболее целостных и оказавших значительное влияние на развитие политической мысли в Европе. Поэтому его деятельность заслуживает серьезного внимания.

Он умер в 1608 году. Свои записи Джон Ди спрятал в кедровом сундуке с двойном дном, и они долго переходили из рук в руки, никем не обнаруживаемые. Лишь спустя полвека секрет случайно обнаружил некий господин Джонс. Часть рукописей после этого сгорела, поскольку служанка взялась прокладывать манускриптами противни для выпечки пирогов. Но другая часть попала в руки Эллиоса Эшлона, естествоиспытателя и мистика. Он заинтересовался находкой и стал собирать дневники Ди, разбросанные по архивам всей Европы. В семнадцатом веке письменное наследие Ди было издано, и весь мир узнал о секретах, которые хранил сундучок с двойным дном.

Подобно аббату Тритемию, Джон Ди действительно существовал. Он родился в 1527 году и умер в 1608-м. И жизнь его была такой удивительной, что романисты в своих сочинениях описали её лучше, чем большинство биографов. Этими романистами были Жан Рей и Густав Мейринк. Джон Ди был выдающимся математиком и знатоком классической филологии; он выдвинул идею начального меридиана – это Гринвичский меридиан. Он привёз в Англию из Лёвена два глобуса Меркатора и навигационные приборы. Таким образом, он оказался у истоков морской экспансии Англии.

Тем самым Ди дал повод к обвинению, которого я не разделяю, в том, что был пионером промышленного шпионажа, поскольку привёз в Англию для королевы Елизаветы множество секретов навигации и секретов изготовления различных вещей. Ди, несомненно, был крупнейшим учёным-естествоиспытателем и одновременно специалистом по классической филологии и обозначил переход между двумя культурами, которые в XVI веке были, возможно, не так разделены, как в наше время.

Джон Ди занимался, как мы сейчас увидим, и совершенно другими вещами. Ещё в то время, когда он блестяще учился в Кембридже, на свою беду, принялся мастерить роботов; механического скарабея он выпустил на театральном представлении, посеяв в зале панику. Изгнанный из Кембриджа за занятия колдовством, он в 1547 году отправился в Лёвен. Там он и сошёлся с Меркатором. Он сделался астрологом и зарабатывал на жизнь составлением гороскопов, затем его арестовали за магическое покушение на жизнь королевы Марии Тюдор. Позже Елизавета освободила его из тюрьмы и дала ему некое таинственное поручение на континенте.

О нём часто писали, что явная страсть к магии и колдовству лишь служила «прикрытием» для его настоящего занятия – шпионажа. Я в этом далеко не убеждён.

В 1563 году в одной из антверпенских книжных лавок Ди нашёл рукопись, вероятно, неполную, «Стеганографии» Тритемия. Он дополнил её и, похоже, разработал свой метод, почти такой же действенный, как метод Тритемия.

Одновременно с публикацией первого английского перевода Евклида и с изучением возможностей применения в английской армии телескопов и биноклей он продолжал изыскания, связанные со «Стеганографией». То, что случилось 25 мая 1581 года, превзошло все его ожидания.

Ему явилось сверхчеловеческое или, по меньшей мере, нечеловеческой природы существо, окружённое сиянием. Для простоты Джон Ди назвал это существо ангелом. Ангел оставил ему чёрное зеркало, до сих пор хранящееся в Британском музее. Это идеально отполированный кусок каменного угля. Ангел сказал ему, что, глядя в этот кристалл, он увидит другие миры и сможет вступать в контакт с разумными существами другой, нечеловеческой природы. Удивительно современная мысль! Ди записал свои беседы с этими нечеловеческими существами, и часть из них под названием «A true and faithfull relation of what passed between Dr John Dee and some spirits» издал в 1659 году Мерик Казабон. Другая часть записей бесед осталась неопубликованной, рукописи хранятся в Британском музее.

Большая часть записей, сделанных Джоном Ди и книги, которые он подготовил, были, как мы вскоре увидим, уничтожены. Однако осталось достаточное количество фрагментов, чтобы восстановить язык, на котором говорили эти существа и который Ди называл енохическим языком.

Этот язык был либо первым известным искусственным языком, либо первым известным нечеловеческим языком. Во всяком случае это была завершённая система со своим алфавитом и собственной грамматикой. Часть дошедших до нас текстов на енохическом языке содержит математические знания, уровень которых намного превышает существовавший во времена Джона Ди.

Енохический язык лёг в основу тайной доктрины знаменитого общества конца XIX века «Golden Dawn».

Ди вскоре увидел, что ему не удаётся запоминать с достаточной полнотой разговоры, которые он вёл со странными гостями. Никаких приборов для механической записи речи в ту пору ещё не изобрели. Если бы в распоряжении Джона Ди был фонограф или магнитофон, это могло бы изменить его собственную судьбу и даже – как знать? – судьбы всего мира.

К несчастью, Джону Ди пришла в голову мысль, которая его и погубила. Хотя сама идея была совершенно разумная: найти человека, который смотрел бы в волшебное зеркало и разговаривал с неземными существами, а Ди тем временем делал бы записи. На его беду, оба помощника, которых одного за другим нанимал Ди, Барнабас Саул и Эдвард Тальбот, оказались отпетыми негодяями. От Саула, который, похоже, был платным шпионом недругов Ди, учёному удалось довольно быстро избавиться, зато Тальбот, сменивший фамилию на Келли, внедрился в его жизнь всерьёз, да так прочно, что соблазнил его жену, возил его по всей Европе под тем предлогом, что хотел сделать из него алхимика, разорил его и в конце концов окончательно сломал ему жизнь. Джон Ди умер разорённый и опороченный. Король Джеймс I, сменивший на престоле Елизавету, отказался назначить ему пенсию, и Ди умер в нищете. Утешает лишь мысль, что Тальбот, он же Келли, погиб в феврале 1595 года в Праге, при попытке бежать из тюрьмы. Он был такой высокий и толстый, что сплетённая им верёвка, не выдержав его веса, лопнула, и он переломал себе руки и ноги. Достойный конец одного из самых ужасных негодяев, каких знала история!

Несмотря на покровительство Елизаветы, Ди и в последние годы жизни продолжал подвергаться преследованиям, его рукописи вместе с большей частью архива были украдены.

Правда, надо признать, что Джон Ди впал в нищету отчасти и по собственной вине. Ди сначала сказал королеве Елизавете, что он – алхимик, а потом попросил у неё денег. Елизавета Английская вполне резонно ответила ему, что раз он умеет делать золото, то в состоянии сам о себе позаботиться. В результате Джону Ди пришлось продать свою огромную библиотеку, чтобы как-то прокормиться, и всё равно он умер, можно сказать, от голода.

История сохранила главным образом невероятные и живописные эпизоды из его совместных с Келли приключений. Там, в частности, впервые возникает обмен женщинами, который сделался теперь таким распространённым в Соединённых Штатах.

Но этот дешёвый эпизод заслоняет собой истинную проблему, – проблему енохического языка, проблему книг доктора Джона Ди, которые так никогда и не были изданы.

Жак Садуль в книге «Сокровище алхимиков» прекрасно излагает алхимическую сторону приключений доктора Ди и Келли, так что я отсылаю читателя к ней.

Вернёмся к енохическому языку и поговорим о том, что случилось дальше. И прежде всего остановимся на преследованиях, которым Джон Ди подвергался с тех пор, как сообщил о своём намерении опубликовать свои беседы с ангелами. В 1597 году, в его отсутствие, неизвестные люди распалили толпу, которая ворвалась в его дом. Четыре тысячи редких книг и пять тысяч рукописей безвозвратно исчезли, сгорели многие записи. Травля продолжалась и потом, несмотря на покровительство английской королевы. Совершенно сломленный и обесчещенный (позже до такого же состояния доведут мадам Блаватскую). Джон Ди умер в Мортлейке в возрасте 81 года. Снова, в который уже раз, заговор «Людей в чёрном», похоже, удался.

Автор посвящённой Джону Ди статьи в превосходной английской энциклопедии «Man, Myth and Magic» («Человек, Миф и Магия») совершенно справедливо замечает: «Документы о жизни Джона Ди существуют в изобилии, однако для того, чтобы разобраться в его биографии и истолковать её, сделано очень мало».

Зато клеветы на Джона Ди более чем достаточно. В пору разгула суеверий утверждали, будто он чёрный маг. В наш рационалистический век говорят, что он был шпионом, а магия и алхимия выполняли роль ширмы для его настоящей деятельности. Этой точки зрения придерживается, в частности, английская энциклопедия, которую мы цитировали выше.

Обратившись же к фактам, мы прежде всего увидим в высшей степени одарённого человека, способного работать двадцать два часа в сутки, владеющего скорочтением, перворазрядного математика. Кроме того, он был знатоком оптики и её применения в военных целях, он конструировал автоматы, разбирался в химии.

При этом Ди, видимо, был человеком наивным и доверчивым. История с Келли наглядно это доказывает. Однако не исключено и то, что он сделал очень важное открытие, может быть, самое значительное открытие за всю историю человечества. Мне представляется вполне вероятным, что Ди посредством телепатии, ясновидения или какого-либо другого парапсихического действия вступал в контакт с существами нечеловеческой природы. Если принять во внимание уровень современного ему мышления, совершенно естественно, что он приписал этим существам ангельское происхождение, а не подумал, будто они явились с другой планеты или из другого измерения. Но его общения с ними оказалось достаточно, чтобы выучить нечеловеческий язык.

Идея изобретения нового языка не имела хождения в то время, когда жил Ди, и была чужда его мышлению. Первый искусственный язык Уилкинс выдумает намного позже. Система енохического языка имеет законченный вид, и язык этот не похож ни на один из языков, на каких говорят люди.

Конечно, можно допустить, что Ди извлёк его из собственного подсознания или же из коллективного бессознательного, но эта гипотеза выглядит не менее фантастической, чем общение с существами внеземного происхождения. К сожалению, с тех пор, как рядом с ним появился Келли, беседы стали явно поддельными. Келли выдумывал их от начала до конца и заставлял ангелов или духов говорить то, что он хочет. А Келли не отличался ни особым интеллектом, ни воображением. Сохранилась запись разговора, во время которого он просил одного из «духов» одолжить ему на две недели сотню фунтов стерлингов.

Однако ещё до встречи с Келли Ди выпустил странную книгу: «Иероглифическая монада». Он работал над ней в течение семи лет, но, прочитав «Стеганографию», закончил книгу за двенадцать дней. Государственный деятель его времени, сэр Уильям Сесил, заявил тогда, что «тайны, содержащиеся в „Иероглифической монаде“, имеют величайшее значение для государственной безопасности».

Конечно, эти тайны пытались связать с криптографией, и такая связь, вероятно, существовала. Но, мне кажется, желание непременно свести всю деятельность Джона Ди к шпионажу заводит слишком далеко. Ведь алхимики и маги широко применяли криптографию, причём в более изощрённых формах, чем это делали шпионы. Я склонен воспринимать слова Джона Ди буквально и думаю, что путём самогипноза, производимого с помощью зеркала или посредством других манипуляций, он сумел преодолеть барьер между планетами или измерениями.

К сожалению, Ди, по собственному его признанию, был лишён каких бы то ни было паранормальных способностей. Он неудачно нанимал «медиумов», и это закончилось катастрофой.

Впрочем, катастрофу эту спровоцировали, использовали и усилили Высшие, которые не желали, чтобы всё, изложенное им в «Иероглифической монаде» в зашифрованном виде, было сказано открытым текстом. Гонения на Джона Ди не прекращались до самой его смерти. Его продолжали преследовать и на континенте: польского короля и императора Рудольфа II настроили против Ди послания «от духов», и 6 мая 1586 года папский нунций вручил императору Рудольфу документ, в котором Джона Ди обвиняли в занятиях некромантией.

Он вернулся в Англию совершенно сломленный, отказался от дальнейших публикаций и умер в должности ректора Колледжа Христа в Манчестере, должности, которую он занимал с 1595 по 1605 год и которая, похоже, не приносила ему удовлетворения.

Впрочем, остаётся один до сих пор не выясненный вопрос, связанный с этой должностью. Примерно в то же время русский царь пригласил Джона Ди приехать в Москву в качестве научного советника. Ему предлагались жалованье в размере двух тысяч фунтов стерлингов в год (это очень большая сумма, равная, примерно как сегодня, двумстам тысячам фунтов), роскошный дом и должность, которая сделала бы его, как сказано в царском письме, «одним из наиболее значительных людей России». Однако Джон Ди отказался. Может быть, была против Елизавета Английская? Может быть, ему угрожали?

Сведения об этом эпизоде слишком расплывчаты. Однако многочисленные сплетни, изображавшие как Ди, находясь в полном подчинении у Келли, разъезжал по всему континенту и обирал богатых и знатных персон, после этого отказа теряют всякую убедительность. Может быть, Ди опасался, что русский царь заставит его применить открытые им тайны и обеспечить тем самым России господство над всем миром?

Как бы там ни было, Ди представляется нам человеком, которому являлись существа нечеловеческой природы, человеком, выучившим их язык и установившим с ними постоянную связь.

Случай совершенно уникальный, особенно если учесть, что речь идёт о личности с таким могучим интеллектом, как Джон Ди.

К сожалению, из тех сведений, какие оставил Ди, нельзя ничего заключить ни о месте обитания этих созданий, ни об их физической природе.

Он просто говорил, что они телепаты и могут перемещаться в прошлое и будущее. Насколько мне известно, идея перемещения во времени появляется здесь впервые.

Джон Ди надеялся выведать у ангелов всю совокупность естественных законов, всё, что касается грядущего развития математических наук. Суть дела не в некромантии и даже не в спиритуализме. Ди стоял на позиции учёного, который хочет проникнуть в тайны, но лишь в тайны, имеющие под собой научную основу. Кстати, сам он постоянно называет себя математическим философом.

Большая часть записей Ди пропала во время пожара в его доме, другие были уничтожены в разное время разными людьми. До нас дошло несколько фрагментов, содержащихся в «Подлинном рассказе Казабона» и некоторых других сохранившихся заметках. Из них можно почерпнуть чрезвычайно любопытные сведения. Ди, в частности, утверждает, что проекция Меркатора – лишь первое грубое приближение. По его мнению, Земля на самом деле не совсем круглая, она состоит из множества наложенных одна на другую сфер, выстроенных вдоль другого измерения.

Между этими сферами есть точки или, вернее, поверхности соприкосновения, и, таким образом, Гренландия в других мирах простирается до бесконечности. Вот почему Джон Ди и подаёт королеве Елизавете многочисленные прошения, в которых убеждает её, что Англия должна завладеть Гренландией, чтобы получить в своё распоряжение дверь в иные миры.

Другое утверждение: математические науки находятся в начальной фазе своего развития, и можно пойти гораздо дальше, чем Евклид, которого Ди, напомним, первым перевёл на английский язык. Ди был совершенно прав, утверждая это, его точку зрения подтвердили появившиеся позже неевклидовы геометрии.

Ещё Джон Ди говорит, что можно создать автоматы, которые будут делать за человека всю работу. И это, прибавляет он, уже сделано в другом месте в 1585 году. Интересно знать, что это за место?

Кроме этого, он подчёркивает важность чисел и пишет о трудностях высшей математики. И снова, в который раз, оказывается прав. Теория чисел считается труднейшей областью математики, намного труднее, чем алгебра или геометрия.

Очень важно, замечает Джон Ди, изучать сны. Они открывают нам одновременно и наш внутренний мир, и внешние миры. Эти совершенно юнгианские взгляды тоже намного опережают его время. Необходимо, считает он, скрывать от основной массы людей тайны, которые могут оказаться крайне опасными. И снова очень современная мысль! Столь же современная, как и другая, постоянно присутствующая в личном дневнике Ди: познание природы даёт неограниченные и совершенно естественные возможности, но в исследования необходимо вкладывать много денег.

Чтобы раздобыть деньги, он искал покровительства великих мира сего и пытался делать золото. Ни в том, ни в другом он не преуспел. А ведь если бы только он нашёл мецената, вся картина мира была бы иной!

Был ли среди всех тех людей, с которыми Ди встречался, Уильям Шекспир? Хотелось бы верить, что да. Многие шекспироведы сходятся на том, что Джон Ди послужил прототипом Просперо в «Буре». Зато, насколько мне известно, среди антишекспирианцев пока не нашлось такого безумца, который вообразил бы, будто произведения Шекспира написаны Джоном Ди. Хотя мне Ди кажется куда более подходящим кандидатом в Шекспиры, чем Френсис Бэкон.

Кстати, не могу отказать себе в удовольствии привести здесь версию английского юмориста А. А. Милна. По его мнению, Шекспир не только сам написал все произведения Шекспира, но сочинил ещё и «Новый органон» за Френсиса Бэкона, поскольку тот был совершенно неграмотным! Эта версия бэконианцев просто взбесила! Ведь они-то утверждали, будто произведения Шекспира написаны Бэконом.

Похороним заодно и другую легенду: Джон Ди никогда не переводил «Некрономикон», проклятую книгу Абдула аль-Азреда, по той простой причине, что этого произведения не существовало. Но, как более чем справедливо замечает Лин Картер, если бы «Некрономикон» существовал, Джон Ди явно был бы единственным человеком, способным раздобыть эту книгу и перевести её!

К сожалению, «Некрономикон» от начала до конца был выдуман Лавкрафтом, который лично подтвердил мне это письмом. А жаль.

Чёрный камень из другого мира, пройдя через руки сначала графа де Петербору, а затем – Горация Уолпола, находится теперь в Британском музее, администрация которого не позволяет ни пользоваться им, ни его исследовать. Это очень обидно. Если бы при анализе камня Ди получилось бы иное, чем у земного угля, соотношение изотопов, это само по себе доказало бы его внеземное происхождение и сильно озадачило бы всех.

Можно найти «Иероглифическую монаду» Джона Ди или получить её фотокопию. Но без ключей к различным шифрам, без других рукописей Джона Ди, сгоревших в Мортлейке или уничтоженных по приказу короля Джеймса I, проку будет мало. Однако история Джона Ди на этом не закончилась, и мне потребуются еще две главы, чтобы рассказать, что было дальше.